Предписание №СП/98030/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифам Республики Алтай (тарифы на ... от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21, Акт проверки
ФАС России от 29.11.2021 № 132/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» на 2019-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ: 

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 29.11.2021 № 132/21 установлено в том числе, что плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Комитетом по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет, Орган регулирования) тарифов в электроэнергетике на 2019-2021 годы в отношении муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» (далее – МУП «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей», Регулируемая организация).

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 13.11.2015 № 44/1 в отношении МУП «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2016-2020 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2016 год – 60,94 млн. руб.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 16.12.2020 № 40/36 в отношении МУП «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» были установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021-2025 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год – 73,5579 млн. руб.

Тарифы в отношении МУП «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочные периоды регулирования 2016-2020 и 2021-2025 годов.

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

НВВ, тыс. руб.

110 676,85

114 073,75

116 431,55

115 387,84

110 935,43

114 271,78

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2016, 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертное заключение по материалам рассмотрения дела об установлении долгосрочных параметров регулирования для МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2016-2020 годы (далее – Экспертное заключение на 2016 год), Экспертное заключение по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» в границах Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2016-2020 годы) на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение по материалам рассмотрения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по материалам рассмотрения дела об установлении долгосрочных параметров регулирования для МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы, Экспертное заключение по материалам рассмотрения индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), а также возражения Комитета по акту проверки ФАС России от 29.11.2021 № 132/21, направленные письмом от 31.03.2022 № 722 (рег. от 01.04.2022 № 60139-ЭП/22) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 1. Подконтрольные расходы

 В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в пункте 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Экспертные заключения и Возражения не содержат информации об основных принципах разделения затрат по видам регулируемой деятельности.

В Экспертных заключениях не представлены расчеты экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования с указанием принципа распределения расходов между осуществляемыми видами деятельности, ссылками на положения учетной политики Регулируемой организации, в которых закреплен принцип распределения расходов между видами деятельности, а также с указанием принципа распределения общехозяйственных расходов, не отражен подробный анализ экономической обоснованности затрат, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей».

1.1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2016 год

1.1.1. Материальные затраты

1.1.1.1. Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

Расходы на 2016 год по статье «Работы и услуги производственного характера» определены Органом регулирования в размере 605,87 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 620,06 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2016 год не отражен перечень обосновывающих документов, представленных Регулируемой организацией в обоснование заявленных расходов по статьям затрат.

Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов
5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.2. Расходы на оплату труда

Расходы на 2016 год по статье «Расходы на оплату труда» приняты Комитетом в размере 42 324,28 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 42 324,28 тыс. руб.

Органом регулирования принято к учету Отраслевое тарифное соглашение по ЖКХ по Республике Алтай.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что при определении величины расходов на оплату труда на 2016 год Комитетом в Экспертном заключении на 2016 год не отражены анализ фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, произведенный на основе данных форм статистической отчетности П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», анализ фактических расходов МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» за предыдущие периоды регулирования, расчеты численности работников на 2016 год, принятых средних тарифных коэффициентов в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго», а также обоснование принятых ставок премирования.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к ТСО профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее – ОТС в электроэнергетике).

Само по себе наличие отдельного ОТС в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом вышеуказанных замечаний ФАС России.

1.1.3. Прочие подконтрольные расходы

1.1.3.1. Ремонт основных фондов

Расходы на 2016 год по статье «Ремонт основных фондов» приняты Комитетом в размере 8 622,23 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 10 645,96 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2016 год Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.4. Другие прочие расходы

Расходы на 2016 год по статье «Другие прочие расходы» приняты Комитетом на 2016 год в размере 911,66 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 911,66 тыс. руб.

Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов
5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.1.5. Электроэнергия на хозяйственные нужды

Расходы на 2016 год по статье «Расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды» приняты Комитетом на 2016 год в размере 2 954,02 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 3 023,17 тыс. руб.

Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов
5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

1.2. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год

1.2.1. Расходы на оплату труда

Расходы на 2021 год по статье «Расходы на оплату труда» приняты Комитетом на 2021 год в размере 50 900,93 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 53 811,47 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат определены исходя из следующих параметров:

- фактическая численность работников за 2019 год согласно формам № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» – 124 человека
(129 человек с учетом внешних совместителей);

- фонд начисленной заработной платы за 2019 год по виду деятельности «Услуги по передаче электрической энергии» – 50 955,37 тыс. руб.;

- нормативная численность работников на 2021 год – 130 человек;

- минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда для организаций коммунального электроснабжения по обслуживанию электросетей и подстанций согласно Отраслевому тарифному соглашению по ЖКХ по Республике Алтай с 01.07.2020 – 8 893,33 руб.;

- доплаты за вредные условия труда согласно Коллективному договору – от 4% до 8% к тарифной ставке или окладу;

- надбавка за особые условия труда согласно Коллективному договору – 20% к окладу;

- вознаграждение за непрерывный стаж работы (выслугу лет) согласно Коллективному договору – от 10% до 30%;

- надбавка водителям за классность согласно Коллективному договору – 15 и 25%;

- доплата за совмещение обязанностей электромонтера водителям (ОВБ, РЭС, ОТЭК) согласно Коллективному договору – 10%, 15% и 25%;

- районный коэффициент – 0,4.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2019 год в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год составили 50 955,37 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно представленным расчетам в Excel Органом регулирования приняты тарифные коэффициенты, отличные от утвержденных рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» (далее – Рекомендации).

Комитетом в Экспертном заключении на 2021 год не произведен расчет принятых средних тарифных коэффициентов в соответствии с Рекомендациями, а также пояснения по вопросу учета при определении расходов по данной статье затрат нормативной численности работников (130 человек), превышающей фактическую (124 человека без внешних совместителей, 129 человек с внешними совместителями).

Кроме того, ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного ОТС в электроэнергетике.

Само по себе наличие отдельного ОТС в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

В представленных в Excel расчетах Комитетом учтена надбавка за особые условия труда в размере 20% от оклада. Согласно представленному Изменению, дополнению № 3 к Коллективному договору между работодателями и работниками МУП «Горэлектросеть» на 2016-2019 годы от 04.04.2019 (далее – Коллективный договор) указанная надбавка исключена из Коллективного договора.

В Расчетах Органа регулирования в Excel учтена доплата за совмещение обязанностей электромонтера водителям (ОВБ, РЭС, ОТЭК) в размерах 10%, 15% и 25%. Коллективным договором указанная доплата установлена на уровне 10%.

Таким образом, Органом регулирования при определении расходов на оплату труда неправомерно применены надбавка за особые условия труда в размере 20% от оклада и доплата за совмещение обязанностей электромонтера водителям (ОВБ, РЭС, ОТЭК).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 с отражением расчетов параметров, принятых при определении расходов на оплату труда, в соответствии с ОТС в электроэнергетике, Рекомендациями и действующим Коллективным договором.

1.2.2. Прочие подконтрольные расходы

1.2.2.1. Расходы на страхование

Расходы на 2021 год по статье «Расходы на страхование» приняты Комитетом в размере 171,54 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 240,42 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2019 год в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2021 год составили 160,44 тыс. руб.

Комитетом расходы по данной статье затрат определены на уровне фактически понесенных расходов за 2019 год в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по 20 счету по виду деятельности «Услуги по передаче электроэнергии».

Органом регулирования представлены ссылки на обосновывающие материалы (акты на выполнение работ-услуг).

В Экспертном заключении на 2021 год не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье затрат, а также представленных обосновывающих материалов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, а также анализ актов на предмет оказанных услуг (работ).

В отсутствие расшифровки ФАС России не представляется возможным определить, с учетом или без учета НДС учтены расходы по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.2.2. Другие прочие расходы

Расходы на 2021 год по статье «Другие прочие расходы» приняты Комитетом в размере 1 692,53 тыс. руб. при заявленной МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 1 919,42 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2019 год в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год составили 1 583,06 тыс. руб.

Комитетом расходы по данной статье затрат определены на уровне фактически понесенных расходов за 2019 год в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по 20 счету по виду деятельности «Услуги по передаче электроэнергии».

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на поверку приборов, техосмотр автотехники, вывоз мусора и нечистот, расходы канцелярские, расходы на объявления, услуги банка (обслуживание счета), водоотведение, водоснабжение и услуги прочие (консультационные, информационные, регистрационные).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии расходы на вывоз мусора, водоотведение и водоснабжение учитываются в составе неподконтрольных расходов.

В отсутствие должного анализа и пояснений Органа регулирования не представляется возможным определить, расходы на техосмотр какой автотехники учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год, а также сделать вывод об отсутствии двойного учета расходов на услуги прочие (консультационные, информационные, регистрационные) по данной статье затрат и расходов на консультационные и информационные услуги по статье затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций».

ФАС России отмечает, что расходы на объявления не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и в случае непредставления Комитетом достаточного экономического обоснования подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год.

Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов
5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Также Комитету необходимо исключить из состава базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год расходы на вывоз мусора, водоотведение и водоснабжение с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

1.2.2.3. Электроэнергия на хозяйственные нужды

Расходы на 2021 год по статье «Электроэнергия на хозяйственные нужды» приняты Комитетом в размере 1 958,95 тыс. руб. при заявленной
МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» величине 1 919,42 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2019 год в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2021 год составили
1 832,24 тыс. руб.

Комитетом расходы по данной статье затрат определены на уровне фактически понесенных расходов за 2019 год в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по 20.1 счету по виду деятельности «Услуги по передаче электроэнергии».

Также Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год представлены ссылки на обосновывающие материалы (акты приема-передачи и счета-фактуры, выставленные АО «Алтайэнергосбыт»).

Сумма расходов по актам приема-передачи и счетам-фактурам не соответствует сумме расходов по оборотно-сальдовой ведомости по 20.1 счету за 2019 год.

В Экспертном заключении на 2021 год не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье затрат, а также представленных обосновывающих материалов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

В отсутствие расшифровки ФАС России не представляется возможным определить, с учетом или без учета НДС учтены расходы по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2. Неподконтрольные расходы на 2019-2021 гг.

2.1. Аренда

Расходы на аренду приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 71,92 тыс. руб., на 2020 год в размере 65,62 тыс. руб., на 2021 год в размере
863,05 тыс. руб.

Расходы на аренду заявлены МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2019 год в размере 120,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 77,35 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 042,69 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

После 30.12.2019 пункт 28 Основ ценообразования определяет, что расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

2019, 2020 годы

Органом регулирования расходы на аренду учтены на основании договора на аренду земли для размещения электросетевых объектов, заключенного с
МУ «Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска», счетов и платежных документов в нарушение пункта 28 Основ ценообразования
№ 1178.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить, как сложилась сумма учтенных расходов на аренду земли: исходя из установленных договорами стоимостей или на основании фактически понесенных расходов на уплату обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду на 2019 и 2020 годы подлежат дополнительному экономическому анализу.

2021 год

В Экспертном заключении на 2021 год в обоснование учтенных расходов Комитетом приняты договоры на аренду земли, заключенные с Администрацией города Горно-Алтайска и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в 2015-2017 годах. При этом Органом регулирования не проведен анализ сроков действия указанных договоров.

В нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1178 Органом регулирования расходы на аренду приняты на уровне фактически понесенных в 2019 году в соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью по счету 20.1 «Основное производство» по виду деятельности «Услуги по передаче электроэнергии», а не на основании фактически понесенных расходов на уплату обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Таким образом, расходы на аренду подлежат пересчету в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178.

В обоснование расходов на лизинг Комитетом приняты договор лизинга самосвального транспортного прицепа 2ПТС-6 от 16.03.2020 № 4-2020 и договор лизинга трактора «Беларус» 82.1 от 17.02.2020 № 1-2020, заключенные с компанией ООО «Лизинговая компания «Стоун-XXL» в 2020 году.

Приказом Комитета по ценам и тарифам Республики Алтай от 25.12.2020
№ 45-ВД утверждена инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2021-2025 годы (далее – Инвестиционная программа).

Согласно разделу 3 «Источники финансирования инвестиционной программы» финансирование Инвестиционной программы за счет использования лизинга не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, исключению из НВВ Регулируемой организации на 2021 год подлежат расходы на лизинг в общей сумме 795,65 тыс. руб., учтенные Органом регулирования в нарушение пунктов 28 и 38 Основ ценообразования
№ 1178.

2.2. Налоги

2.2.1. Налог на имущество

Расходы на уплату налога на имущество приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 4 861,93 тыс. руб., на 2020 год в размере 5 241,19 тыс. руб., на 2021 год в размере 4 806,99 тыс. руб.

Расходы на уплату налога на имущество заявлены МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2019 год в размере 5 182,52 тыс. руб., на 2020 год в размере 5 479,26 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 077,63 тыс. руб.

В соответствии с данными, представленными в Экспертном заключении на 2019 год расходы на уплату налога на имущество приняты Органом регулирования на основании среднегодовой стоимости основных средств на 2019 год (220 996,86 тыс. руб.) (определена с учетом плана вводов объектов основных средств в 2018-2019 годах) и налоговой ставки согласно налоговой декларации (1,6%).

ФАС России отмечает, что учет расходов на оплату налога на имущества по основным средствам, планируемым к постановке на учет, не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с п. 1 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай от 21.11.2003 № 16-1 (ред. от 13.06.2018) (далее — Закон № 16-1) налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента от налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 1 Закона № 16-1.

Таким образом, Комитету надлежало учесть расходы по данной статье затрат на основании среднегодовой остаточной стоимости имущества за 2017 год (214 343,93 тыс. руб.) и налоговой ставки на 2019 год (2,2%) в размере 4 715,57 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, исключению из НВВ Регулируемой организации подлежат расходы по данной статье затрат в размере 146,36 тыс. руб. (4 861,93 тыс. руб. - 4 715,57 тыс. руб.).

2.3. Отчисления на социальные нужды

Расходы на отчисления на социальные нужды приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 14 846,17 тыс. руб., на 2020 год в размере 15 257,51 тыс. руб., на 2021 год в размере 15 270,28 тыс. руб.

Расходы на отчисления на социальные нужды заявлены                                      МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2019 год в размере 14 879,17 тыс. руб., на 2020 год в размере 15 966,31 тыс. руб., на 2021 год в размере 15 966,31 тыс. руб.

Учитывая, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, расходы по данной статье затрат также подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.4. Налог на прибыль

Расходы на уплату налога на прибыль приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 1 224,65 тыс. руб., на 2020 год в размере 5 834,5 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 537,00 тыс. руб.

Расходы на уплату налога на прибыль заявлены МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2019 год в размере 1 224,65 тыс. руб., на 2020 год в размере 5 834,5 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 537,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Органом регулирования расходы на уплату налога на прибыль учтены согласно финансовой отчетности и налоговым декларациям за соответствующий год.

ФАС России отмечает, что при определении расходов по данной статье затрат Комитету необходимо руководствоваться данными таблиц 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках»» и 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» по приказу Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 по видам деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» (далее – формы 1.3 и 1.6).

Экспертные заключения на 2019-2021 годы не содержат анализ фактически понесенных расходов по данной статье затрат в соответствии с формами 1.3 и 1.6.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.5. Амортизация

Расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 21 211,09 тыс. руб., на 2020 год в размере 18 132,45 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 463,54 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены МУП «Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей» на 2019 год в размере 21 211,09 тыс. руб., на 2020 год в размере 22 138,64 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 772,82 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация).

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Органом регулирования в расходах на 2019 год учтены амортизационные отчисления на планируемые к вводу в 2018-2019 годах объекты в размере 3 105,735 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, исключению из НВВ Регулируемой организации на 2019 год подлежат расходы на амортизацию в общей сумме 3 105,735 тыс. руб.

3. Корректировки НВВ

Расходы по данной статье затрат определены Комитетом на 2019 год в размере -8 930,10 тыс. руб., на 2020 год в размере -16 570,05 тыс. руб., на 2021 год в размере
-8 899,48 тыс. руб.

2019 год:

Корректировки НВВ на 2019 год определены Комитетом в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере 1 247,73 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере -468,273 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере -2 414,05 тыс. руб.;

- корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере -1 908,47 тыс. руб.;

- корректировка в связи с достижением (недостижением) показателей качества и надежности в размере 1 482,96 тыс. руб.;

- сглаживание в размере -8 568,36 тыс. руб.;

- корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере 8 568,36 тыс. руб.;

- корректировка в связи с установкой приборов учета, планируемой к финансированию за счет амортизационных отчислений, но осуществленной за счет тарифных источников, в размере -6 870 тыс. руб.

Итоговая корректировка НВВ на 2019 год составила -8 930,10 тыс. руб.

При проведении корректировки подконтрольных расходов Органом регулирования не проведен анализ исходных данных для расчета индекса изменения количества активов.

При проведении корректировки неподконтрольных расходов Комитетом не проведен анализ исходных данных на предмет экономической обоснованности в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

В отсутствие анализа исходных данных и расчета корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенного Комитетом фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год.

При проведении корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию Комитетом не проведен анализ исходных данных для ее расчета, в связи с чем ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенной в НВВ Регулируемой организации суммы.

В отсутствие расшифровки исходных данных и подробного расчета корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы ФАС России не представляется возможным определить, как сложился учтенный Органом регулирования объем фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств Регулируемой организации за 2017 год в размере 28 492,8 тыс. руб.

Комитетом в Экспертном заключении на 2019 год и Возражениях не представлен расчет учтенного сглаживания в размере -8 568,36 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, определенные Органом регулирования корректировки НВВ подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных расчетов в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

2020 год:

Корректировки НВВ на 2020 год определены Комитетом в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере -2 212,86 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере 6 442,80 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере -19 801,09 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере -998,90 тыс. руб.;

- корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 0 тыс. руб.;

- корректировка в связи с достижением (недостижением) показателей качества и надежности в размере 0 тыс. руб.;

- возврат сглаживания в размере 8 568,36 тыс. руб.;

Итоговая корректировка НВВ на 2020 год составила -8 001,69 тыс. руб.

Также Комитетом в составе НВВ Регулируемой организации учтено сглаживание в размере -3 189,88 тыс. руб. При этом Органом регулирования не представлены обоснование и расчет суммы сглаживания.

При проведении корректировки подконтрольных расходов Органом регулирования не проведен анализ исходных данных для расчета индекса изменения количества активов, а также применен отличный от фактически сложившегося в 2019 году индекс потребительских цен (102,9% против 102,7% соответственно).

При проведении корректировки неподконтрольных расходов Комитетом не проведен анализ исходных данных и их экономической обоснованности в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

В отсутствие анализа исходных данных и расчета составляющих корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности
ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенного Комитетом фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2018 год.

При проведении корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию Комитетом не проведен анализ исходных данных для ее расчета, в связи с чем ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенной в НВВ Регулируемой организации суммы.

В Экспертном заключении на 2021 год и Возражениях Службой не проведен и не представлен должный анализ обосновывающих документов, анализ исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, определенные Органом регулирования корректировки НВВ подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных расчетов в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

2021 год:

Корректировки НВВ на 2021 год определены Комитетом в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере -2 553,80 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере 4 551,84 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемая до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
в размере 0 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере -1 551,62 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере -12 560,43 тыс. руб.;

- корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 0 тыс. руб.;

- учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, в размере 2 552,19 тыс. руб.;

- корректировка в связи с достижением (недостижением) показателей качества и надежности в размере 1 500,04 тыс. руб.

Итоговая корректировка НВВ на 2021 год составила – 8 899,49 тыс. руб.

Комитетом в составе НВВ на 2021 год также учтены возврат сглаживания в размере 3 189,88 тыс. руб. и сглаживание в размере -637,69 тыс. руб.

При проведении корректировки подконтрольных расходов Органом регулирования применен отличный от фактически сложившегося индекс потребительских цен за 2019 год (1,045 против 1,047 соответственно).

При проведении корректировки неподконтрольных расходов Комитетом не проведен анализ исходных данных и их экономической обоснованности в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

В отсутствие анализа исходных данных и расчета составляющих корректировки по доходам от осуществления регулируемой деятельности
ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенного Комитетом фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год.

При определении согласно формуле 3 Методических указаний № 98-э Комитетом применен отличный от утвержденного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации индекс потребительских цен на 2020 год (1,032 против 1,03 соответственно).

В Экспертном заключении на 2021 год и Возражениях Органом регулирования не представлены обоснование необходимости учета в НВВ Регулируемой организации сглаживания в размере -637,69 тыс. руб. и его расчет.

Учитывая вышеизложенное, определенные Органом регулирования корректировки НВВ подлежат дополнительному экономическому анализу с отражением произведенных расчетов в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

4. НВВ на оплату технологического расхода электроэнергии (потерь)

Расходы на оплату потерь определены Органом регулирования на 2019 год в размере 61 730,57 тыс. руб., на 2020 год в размере 60 365,4 тыс. руб., на 2021 год в размере 51 612,89 тыс. руб.

Уровень потерь определен на 2016-2020 годы в размере 16,05%, на 2021-2025 годы в размере 12,64 %.

Экспертные заключения на 2019-2021 годы не содержат расчет уровня потерь электрической энергии на 2016-2020 годы и на 2021-2025 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, а также расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат на 2019-2021 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим положения пунктов 2, 5, 26, 27, 28, 29, 38, 40(1), 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» расходы по следующим статьям затрат:

- «Аренда» на 2021 год в общей сумме 795,65 тыс. руб.;

- «Налог на имущество» на 2019 год в общей сумме 146,36 тыс. руб.;

- «Амортизация» на 2019 год в общей сумме 3 105,735 тыс. руб.

3. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

3.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера» (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) на 2016, 2021 годы;

- «Расходы на оплату труда» на 2016, 2021 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2016 год;

- «Другие прочие расходы» на 2016, 2021 годы;

- «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2016, 2021 годы;

- «Аренда» на 2019-2020 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2021 годы;

- «Налог на прибыль» на 2019-2021 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2021 годы;

- «НВВ на оплату технологического расхода электроэнергии (потерь)» на
2019-2021 годы.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов муниципального унитарного предприятия
«Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» 2016 и 2021 годов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки муниципального унитарного предприятия
«Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» на 2016-2025 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. По результатам исполнения пунктов 2, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 20.11.2022 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки муниципального унитарного предприятия
«Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» 2022-2023 годов и пересмотреть (установить) регулируемые цены (тарифы) в электроэнергетике на 2022-2023 годы, обеспечив введение в действие с 01.12.2022 в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

6. По результатам исполнения пунктов 3, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2023-2024 годы и не позднее 01.03.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» на 2022-2023 годы, а также установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям муниципального унитарного предприятия
«Горно-Алтайское предприятие электрических сетей» на 2024 год в соответствии с действующим законодательством.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для муниципального унитарного предприятия «Горно-Алтайское предприятие электрических сетей», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

     

 

 

Связанные организации

Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890
Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925