Предписание №СП/29823/20 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссией Кемеровско... от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» на 2019 год, а также материалы плановой выездной проверки в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19 в редакции приказа от 26.07.2019 № 1007/19, акт проверки Инспекции ФАС России от 23.08.2019 № 123), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные РЭК КО при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» на 2019 год,

УСТАНОВИЛ:

                                                        

постановлением РЭК КО от 03.12.2019 № 517 (далее – постановление № 517)

утверждены на период с 01.07.2019 по 31.12.2019:

 

2020-41642(4)

  • производственная программа регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» по обращению с ТКО в размере 286,29 руб./куб.м для прочих потребителей (без НДС), 343,55 руб./куб. м для населения (с НДС).

Данное постановление является замещающим нормативным правовым актом, принятым во исполнение решения Кемеровского областного суда от 27.08.2019 по административному делу № 3а-296/2019 по административному иску ООО «Чистый Город Кемерово» о признании недействующим постановления РЭК КО от 07.06.2019 № 153 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» (далее – постановление № 153).

Одновременно с рассмотрением в суде административного дела № 3а-296/2019

Федеральной антимонопольной службой на основании приказа от 18.06.2019 № 779/19 (в редакции приказа от 26.07.2019 № 1007/19) была проведена плановая выездная проверка в отношении РЭК КО.

По результатам проведения проверки был составлен акт проверки от 23.08.2019

№ 123, в котором отражены признаки нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, допущенные РЭК КО при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый Город Кемерово» на 2019 год, утвержденных постановлением № 153, а именно:

  • непроведение РЭК КО сравнительного анализа размера среднемесячной заработной платы персонала регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» и персонала регионального оператора ООО «Экологические технологии», осуществляющего аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях;
  • применение РЭК КО при расчете плановых расходов на сбор и транспортирование ТКО и почтовых расходов индекса потребительских цен, не актуального на дату принятия тарифного решения;
  • применение РЭК КО при расчете размера расчетной предпринимательской прибыли заниженной базы, не учитывающей прочие расходы регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» на оплату услуг расчетно-кассовых центров по приему платежей абонентов;
  • применение РЭК КО объема транспортирования ТКО, не соответствующего объему, учтенному при установлении единых тарифов.

ФАС России проведен анализ экспертного заключения РЭК КО по материалам, представленным ООО «Чистый Город Кемерово» для утверждения единых тарифов на услуг регионального оператора по обращению с ТКО на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 с учетом выводов решения Кемеровского областного суда от 27.08.2019 по административному делу № 3а-296/2019, и материалов тарифного дела, по результатам которого выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.

Тарифы в области обращения с ТКО регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 определено, что собственные расходы регионального оператора включают в себя:

  • расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
  • сбытовые расходы регионального оператора;
  • расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;
  • расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов

от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается в соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1638/16 с учетом следующих особенностей:

величины количества отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор, определяются в соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1638/16;

величины собственных расходов регионального оператора индексируется

в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16; величины корректировки необходимой валовой выручки регионального

оператора рассчитывается в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16.

1. По статье «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов» (подстатья «Расходы на оплату труда персонала по заключению и обслуживанию договоров»)

Согласно подпункту «г» пункта 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется, в том числе с учетом планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.

Расходы на оплату труда персонала по заключению и обслуживанию договоров учтены РЭК КО на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 41949,37 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата, принятая РЭК КО в расчет, составила 36038,98 руб./чел., численность персонала – 194 чел.

Органом регулирования не проведен предусмотренный положениями подпункта «г» пункта 14, пункта 42 Основ ценообразования № 484 сравнительный анализ уровня оплаты труда персонала регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» и регионального оператора ООО «Экологические технологии», осуществляющего аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Справочно: для регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экологические технологии» расходы на оплату труда на 2019 год рассчитаны РЭК КО исходя из среднемесячной заработной платы в размере 39312,63 руб./чел. Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать РЭК КО провести сравнительный анализ размера среднемесячной заработной платы персонала регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» и персонала регионального оператора ООО «Экологические технологии», осуществляющего аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях, для определения экономически обоснованного размера расходов на оплату труда, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484.

2. По статье «Расчетная предпринимательская прибыль»

В соответствии с пунктом 90(1) Методических указаний № 1638/16 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расчетная предпринимательская прибыль учтена РЭК КО на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 3416,17 тыс. руб., составляющем 5% от заниженной базы, не учитывающей прочие расходы регионального оператора на оплату услуг расчетно-кассовых центров по приему платежей абонентов в размере 3762,90 тыс. руб.

При этом при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый Город Кемерово», утвержденных постановлением РЭК КО от 20.12.2019 № 691 на 2020-2022 годы, в необходимой валовой выручке 2020 года РЭК КО учтена расчетная предпринимательская прибыль 2019 года, приходящаяся на прочие расходы на оплату услуг расчетно-кассовых центров по приему платежей абонентов, в размере 188,15 тыс. руб.

Вместе с тем в соответствии с решением суда РЭК КО проведен анализ почтовых расходов, учитываемых в составе расходов регионального оператора на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и включаемых в базу для расчета расчетной предпринимательской прибыли, по результатам которого на основании фактических расходов ООО «Чистый Город Кемерово» за июль-октябрь 2019 года, документально подтвержденных, с учетом фактически сложившихся цен на почтовые услуги почтовые расходы учтены РЭК КО на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 6822,33 тыс. руб., превышающем размер расходов, учтенных при установлении единых тарифов постановлением № 153

(5573,77 тыс. руб.).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать РЭК КО осуществить корректный расчет размера расчетной предпринимательской прибыли  ООО «Чистый Город Кемерово» 2019 года с учетом экономически обоснованного размера почтовых расходов, определенного во исполнение решения суда.

3. По статье «Расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов»

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 (в редакции от 23.01.2018) утверждена Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области (далее – Территориальная схема), согласно которой масса образующихся ТКО в 2019 году по зоне деятельности «СЕВЕР», в которой осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Чистый Город Кемерово», составляет 459 871 т (на полугодие – 229 936 т). Объем ТКО, учтенный РЭК КО при установлении тарифов, составляет 4 087 048 куб. м (на полугодие – 2 043 524 куб. м) и рассчитан исходя из массы образующихся ТКО, предусмотренной Территориальной схемой, и утвержденных нормативов накопления ТКО для пересчета количества ТКО в тоннах в кубические метры.

Вместе с тем в соответствии с решением суда РЭК КО проведен анализ расходов расходы на сбор и транспортирование ТКО, по результатам которого на основании фактически понесенных расходов за 3 месяца –

июль-сентябрь 2019 года (216970,41 тыс. руб.) в пересчете на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 (6 месяцев), определенных исходя из фактически перевезенных объемов ТКО и фактических цен транспортировки, указанных в представленных ООО «Чистый Город Кемерово» счетах-фактурах и актах оказания услуг по контрагентам, расходы на сбор и транспортирование ТКО учтены РЭК КО на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 433940,81 тыс. руб.

Таким образом, РЭК КО применен объем транспортирования ТКО в размере 1789854,7 куб. м, не соответствующий объему, учтенному при установлении тарифов – 2043524 куб. м.

В этой связи применение различных величин объемов транспортирования ТКО при определении необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» на 2019 год является нарушением положений Основ ценообразования № 484 и, соответственно, органу регулирования при установлении тарифов на 2021 год необходимо осуществлять корректировку необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактического объема твердых коммунальных отходов от объема, учтенного при установлении тарифов на 2019 год, на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей подпункт «г» пункта 14, пункт 42 Основ ценообразования № 484, пункты 87, 90(1) Методических указаний № 1638/16.
  2. Предписать органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 устранить нарушения, допущенные в части государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» на 2019 год, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 03.12.2019 № 517, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484, а именно:
    1. провести дополнительный анализ расходов по подстатье «Расходы на оплату труда персонала по заключению и обслуживанию договоров» статьи «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов» в части сравнительного анализа размера среднемесячной заработной платы персонала регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» и персонала регионального оператора ООО «Экологические технологии», осуществляющего аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях, согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;
    2. рассчитать размер расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания и учесть экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» 2019 года.
  3. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 определить экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» 2019 года с учетом результатов анализа и расчетов, проведенных согласно пункту 2 резолютивной части настоящего предписания.
  4. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 учесть результаты исполнения пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания при расчете необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» на 2020 год.
  5. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установить и ввести в действие с 01.07.2020 экономически обоснованные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» по результатам исполнения требований, предусмотренных пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания.
  6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решения органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-5 резолютивной части настоящего предписания;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;
  • экспертного заключения органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

                                                                                                       С.А. Пузыревский

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799