Предписание №СП/82487/21 Предписание по результатам выездной проверки в отношении Ком... от 29 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета государственного регулирования тарифов Саратовский области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.06.2020 № 583/20, Акт проверки Инспекции ФАС России от 04.09.2020 № 71/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), рассмотрев материалы, связанные с установлением единого тарифа на услугу регионального оператора для АО «Управление отходами» на 2018-2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Управлением Росприроднадзора по Саратовской области АО «Управление отходами» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 10.10.2016 № 64-00126.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 № 28/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление отходами» в зоне деятельности № 1 с 12 августа 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2018 № 56/82 установлен (скорректирован) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление отходами» в зоне деятельности № 1 на 2019 год.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.12.2019 № 45/43 установлен (скорректирован) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление отходами» в зоне деятельности № 1 на 2020 год.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее – Комитет) от 30.12.2019 № 48/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление отходами» в зоне деятельности № 2 на 2020 год.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2017 № 69/66 установлен тариф на услугу по захоронению и обработки твердых коммунальных отходов АО «Управление отходами» на 2018-2022 год.

Нормативы накопления ТКО на территории Саратовской области утверждены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18.03.2020 № 134.

Территориальная схема обращения с отходами в Саратовской области утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 № 707 (далее – Территориальная схема).

Согласно Территориальной схеме Саратовская область поделена на 2 технологические зоны деятельности № 1 и № 2.

АО «Управление отходами» является региональным оператором с 2018 года в зоне деятельности № 1 и с 2020 года в зоне деятельности № 2.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) учтена органом регулирования при утверждении единого тарифа АО «Управление отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности № 1 на 2020 год на уровне 1 923 278,89 тыс. руб., в зоне деятельности № 2 на 2020 год на уровне 299 069,78 тыс. руб. и на услугу по захоронению ТКО на 2020 год на уровне 769 898,93 тыс. руб.

Тариф на 2020 год для АО «Управление отходами» утвержден органом регулирования на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности № 1 на уровне 532,03 руб./куб. м., в зоне деятельности № 2 на уровне 402,46 руб./куб. м. и на услугу по захоронению ТКО на уровне 241,57 руб./куб. м.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик», далее - АО «Управление отходами», регулируемая организация), в том числе представленных экспертных заключений Комитета по установлению тарифов для АО «Управление отходами» на 2018-2020 годы (далее – Экспертное заключение), установлено следующее.

1. Тариф регионального оператора по обращению с ТКО. Собственные расходы регионального оператора. Расходы на транспортирование ТКО.

Комитетом при установлении тарифов для регионального оператора в зоне деятельности № 1 на 2018, 2019 годы определяются расходы на транспортирование ТКО в соответствии с конкурсной заявкой регионального оператора со ссылкой на пункт 84 Методических указаний № 1638/16, а также с учетом мониторинга финансовых показателей деятельности 7 вывозящих компаний, охватывающих услугой по вывозу ТКО большую часть зоны № 1, в ходе которого был проведен анализ расходов и себестоимость услуг по транспортированию ТКО, что соответствует требованиям пункта 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 84 Основ ценообразования № 1638/16 необходимая валовая выручка регионального оператора на год i не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев:

а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов);

б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

При этом Экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности расходов на транспортирование ТКО регионального оператора в зоне деятельности № 2 для определения обоснования применения конкурсной заявки регионального оператора.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 Экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

По результатам собственного анализа орган регулирования принимает в расчет цену транспортирования ТКО на основании приведенной стоимости, содержащейся в заявке на участие в конкурсном отборе регионального оператора, в размере 250,57 руб./куб.м. с указанием о сопоставимости с ценой транспортирования ТКО, применяемой региональным оператором по зоне деятельности № 1.

На основании вышеизложенного, поскольку цена транспортирования ТКО на основании приведенной стоимости, содержащейся в заявке на участие в конкурсном отборе регионального оператора, не может являться экономическим обоснованием стоимости затрат, Комитету необходимо отразить анализ расходов на транспортирование ТКО по зоне № 2 в экспертном заключении, в том числе с учетом особенностей транспортирования (при наличии) и в случае выявления по результатам анализа экономически необоснованных средств, исключить их из состава НВВ.

2. Тариф на захоронение.

2.1. Биокомпостирование.

ФАС России отмечает, что предусмотренные Концессионным соглашением и учитываемые в составе утвержденных тарифов расходы на строительство цеха биокомпостирования, а также расходы на его эксплуатацию не могут быть учтены в составе НВВ оператора по захоронению ТКО в связи со следующим.

Согласно основным понятиям, указанным в статье 1 Закона № 89-ФЗ:

а) Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

б) Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Также, согласно с пункту 5.52 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее ГОСТ 30772-2001) под обезвреживанием понимается обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

Исходя из смысла понятия «обезвреживание отходов», установленного статьей 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятия «обезвреживание», установленного ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, изменение класса опасности, а не повторное использование отходов.

В соответствии с пунктом 16 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утверждённых постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 (далее - Единые требования № 1657), объекты обезвреживания твердых коммунальных отходов предназначены для уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду путем сжигания, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) путем обеззараживания на специализированных установках или путем компостирования, результатом которого не является получение вторичного сырья или иной продукции.

Пунктом 18 Единых требований № 1657 определено, что объекты обезвреживания отходов, на которых обезвреживание осуществляется путем компостирования, предназначены для обезвреживания твердых коммунальных отходов, подлежащих последующему захоронению.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов: а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов; в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из совокупности вышеизложенного, деятельность АО «Управление отходами» по изготовлению компоста из ТКО и использования его в качестве изолирующего материала является регулируемой.

Соответственно, органу регулирования необходимо установить отдельный тариф на обезвреживание ТКО, а учтенные органом регулирования расходы на строительство (в части инвестиций в соответствии с условиями Концессионного соглашения) и эксплуатацию цеха биокомпостирования необходимо исключить из состава НВВ и тарифа на захоронение ТКО и учесть в составе НВВ и тарифа на обезвреживание ТКО, предусмотрев указанные расходы в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО. При этом условия концессионного соглашения и территориальная схема по обращению с отходами должны соответствовать вышеуказанным нормам Закона № 89-ФЗ.

2.2. Компенсация экономически обоснованных расходов.

Комитетом в составе статьи «Неподконтрольные расходы» учтены расходы на компенсацию расходов, а именно на проценты по обслуживанию привлеченных средств и недополученные доходы от продажи вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР) от учтенных в плановом режиме, в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 в размере, представленном в таблице:

 

Компенсация, тыс. руб.

 

Проценты по обслуживанию привлеченных средств

Недополученные доходы от вторичных материальных ресурсов

2018

30 660

138 491

2019

38 706

82 980

2020

40 627

 0

Итого

109 994

221 472

 

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 50 Основ ценообразования № 484 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом «б» пункта 38 Основ ценообразования № 484, с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении тарифов, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из необходимой валовой выручки регулируемой организации исключаются доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, электроэнергии, тепловой энергии, газа и других ресурсов, полученных из отходов, при этом стоимость таких ресурсов определяется органом регулирования на основе данных, предоставляемых регулируемой организацией и может устанавливаться на долгосрочный период регулирования.

При установлении тарифов не учитываются недополученные доходы, возникшие в связи с применением цен, определенных соглашением сторон и отличных от установленных тарифов.

Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.

Комитет утверждает расходы на компенсацию расходов на уплату процентов за обслуживание привлеченных средств на основании начисленных процентов АО «Управление отходами» (филиал АО «Управление отходами» г. Саратов) в соответствии с пунктом 9.1.2. Проспекта ценных бумаг купонного дохода по облигациям серии 01 гос. Рег. № 4- 01 – 76600-Р от 24.10.2013 г.

При этом расходы на займы и кредиты, не относимые на реализацию мероприятий инвестиционной программы, необходимо принимать исходя из их целевого обозначения и документарного подтверждения необходимости привлечения заемных средств, а именно на покрытие кассовых разрывов из-за образования недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации, подтверждаемые расчетом формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.

При этом в материалах тарифного дела отсутствуют расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, договоры об открытии кредитной линии, материалы, подтверждающие проведение конкурсных процедур.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на уплату процентов за обслуживание привлеченных средств с 2018 по 2020 гг. в размере 109 994 тыс. руб. на предмет наличия в указанный период кассовых разрывов (с подтверждением соответствующего расчёта и обосновывающих материалов), по итогам которого, в случае отсутствия соответствующего обоснования, исключить из состава НВВ АО «Управления отходами» указанные средства.

2.3. Налог на прибыль.

Комитетом в составе статьи «Неподконтрольные расходы» учтены расходы на уплату налога на прибыль за 2018-2019 гг. на общую сумму 12 143 тыс. руб. (2018 – 6 815 тыс. руб.; 2019 – 5 328 тыс. руб.).

В соответствии с подпунктом (б) пункта 32 Методических указаний № 1638/16 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 484 нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, следовательно, должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Согласно второму абзацу пункта 55 Основ ценообразования № 484 компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, исполняющей обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не включается в расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Соответственно, налог на прибыль учитывается в составе НВВ в размере 25% (20%/0,8) только от величины расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций, учтенные органом регулирования в составе НВВ регулируемых организаций без учета расходов на социальные нужды и средств на возврат займов и кредитов.

В связи с вышеизложенным, расходы по налогу на прибыль подлежат исключению из состава НВВ АО «Управления отходами» в размере 12 143 тыс. руб.

2.4. Расходы на транспортирование от мусороперегрузочных станций до полигонов.

Комитетом при расчете тарифа на захоронение (обращение) ТКО в составе статьи «Операционные расходы» в составе НВВ АО «Управление отходами» учтены расходы, связанные с транспортированием от мусороперегрузочных станций (далее – МПС) до полигонов, в том числе: фонд оплаты труда, топливо, обслуживание, амортизация и прочее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Таким образом, транспортирование ТКО, в том числе от МПС до полигонов, должно обеспечиваться региональным оператором и, соответственно, расходы на транспортирование подлежат учету только в составе НВВ регионального оператора.

Согласно 4 абзацу пункта 11 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.

В соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев:

а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов);

б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

В связи с вышеизложенным, расходы на транспортирование ТКО в составе НВВ по захоронению ТКО для АО «Управлению отходами» подлежат исключению и включению в состав НВВ единого тарифа на услугу регионального оператора АО «Управлению отходами» по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом условия концессионного соглашения и территориальная схема по обращению с отходами должны соответствовать вышеуказанным нормам Закона № 89-ФЗ.

2.5. Расходы на аренду.

Комитетом в составе статьи «Операционные расходы» учтены расходы на аренду в объеме затрат, связанных с арендой трансформаторной подстанции.

Расчет арендной платы по договорам аренды земельных участков осуществлен в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 № 412-П и распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-р, а расчет арендной платы за объект недвижимости – трансформаторная подстанция, осуществлен в соответствии с методикой определения арендной платы за нежилые помещения (здания, сооружения) муниципальной собственности, утвержденной решением районного Совета от 03.11.2000 № 301.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Экономически обоснованный уровень арендной платы за имущество, не являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из экономически обоснованного объема арендуемого имущества и цены, определенной в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 484.

В случае передачи в аренду регулируемой организации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, амортизация по которым не начисляется, экономически обоснованный размер арендной платы рассчитывается без учета амортизационных отчислений.

Концессионная плата, учитываемая при установлении тарифов, не может превышать величину, рассчитанную исходя из принципа возмещения концеденту расходов на уплату им в период срока действия концессионного соглашения установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с правом владения объектом концессионного соглашения.

Таким образом, орган регулирования не провел анализ расходов на аренду, учтенных в составе НВВ АО «Управление отходами», на предмет соответствия законодательству Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО (пункту 35 Основ ценообразования № 484).

В связи с вышеизложенным, расходы АО «Управление отходами» на аренду подлежат перерасчету из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовский области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 11, 14, 16, 35, 50, 55 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункт 18 Правил установления регулируемых тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункт 32 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, при утверждении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также тарифа на захоронение ТКО для АО «Управление отходами».

2. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении (корректировке) тарифов на 2022 год устранить нарушения, допущенные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовский области при установлении тарифа на 2020 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») в зоне деятельности № 2, а именно:

- отразить в экспертном заключении анализ расходов на транспортирование ТКО в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания, в случае выявления по результатам анализа экономически необоснованных средств, исключить их из состава НВВ.

3. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении (корректировке) тарифов на 2022 год устранить нарушения, допущенные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовский области при установлении тарифов на захоронение ТКО на 2015-2020 гг. для АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик»), а именно:

- провести анализ расходов на компенсацию расходов на уплату процентов за обслуживание привлеченных за 2018-2020 гг. в размере 109 994 тыс. руб. в соответствии с пунктом 2.2 мотивировочной части настоящего предписания, в случае отсутствия соответствующего обоснования исключить из НВВ АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик»);

- исключить из состава НВВ АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») расходы по налогу на прибыль за 2018-2019 гг. в размере 12 143 тыс. руб. в соответствии с пунктом 2.3 мотивировочной части настоящего предписания;

- пересчитать расходы на аренду, учтенные в составе НВВ АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик»), из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом в соответствии с пунктом 2.5 мотивировочной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении (корректировке) тарифов на 2023 год устранить нарушения, допущенные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовский области при установлении тарифов на захоронение ТКО на 2018-2020 гг. для АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик»), а именно:- расходы на строительство (в части инвестиций в соответствии с условиями Концессионного соглашения) и эксплуатацию цеха биокомпостирования необходимо исключить из состава НВВ тарифа на захоронение ТКО и учесть в составе НВВ тарифа на обезвреживание ТКО, предусмотрев указанные расходы в составе НВВ регионального оператора в соответствии с пунктом 2.1. мотивировочной части настоящего предписания;

- исключить из состава НВВ тарифа на захоронение ТКО АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») расходы, относимые на транспортирование ТКО и включить в состав НВВ единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 2.4 мотивировочной части настоящего предписания;

5. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Саратовской области экономически необоснованные расходы, указанные в пунктах 2—3 резолютивной части настоящего предписания, в том числе выявленные по результатам предписанных перерасчетов (анализа), а также иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484, исключить из состава необходимой валовой выручки АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») на 2022 год, в том числе в случае необходимости пересмотреть долгосрочные параметры регулирования тарифов АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик»), утвержденные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовский области.

6. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принять и ввести в действия решения о пересмотре (установлении) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, на услуги захоронения и обезвреживания ТКО для АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») на 2022-2023 год (при необходимости долгосрочных параметров регулирования), с учетом требований, предусмотренных пунктами 2 — 5 резолютивной части, а также мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующий анализ (расчёты) в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-6 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано резолютивной частью настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, услугу захоронения ТКО и услугу по обезвреживанию ТКО для АО «Управление отходами» (в настоящий момент АО «Ситиматик») на 2022-2023 годы, а также анализ расходов, учтённых в составе тарифов в разбивке по периодам и источникам финансирования мероприятий Концессионного соглашения Балаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Саратовское УФАС России
ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910