Решения по тарифам №СП/78765/20 Решение об удовлетворении требований по результатам рассмотр... от 11 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» сентября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ПАО «Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 25.03.2020 № 54623/20).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 54623/20 от 25.03.2020) ПАО «Ленэнерго» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Спор возник с Комитетом, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказом от 27.12.2019 № 747-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год» для Заявителя установлены необходимая валовая выручка, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год.

Необходимая валовая выручка для Заявителя с 2012 года рассчитывается с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом, составляет 20 503 199 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 20 973 272 тыс. руб. (без учета расходов на покупку потерь электроэнергии).

По мнению Заявителя, Комитет нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2020 год по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Заявитель

Комитет

Объем спора

1

Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год

7 297

- 212 406

219703

2

Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с отклонением фактически полученной выручки за 2018 год от НВВ, утвержденной на 2018 год

389 885

328 659

61 226

3

Налог на прибыль на 2020 год

962 327

773 183

189 144

 

ИТОГО

 

 

470 073

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

  1. Статья «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год».

ПАО «Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год, в размере 7 297 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере «– 212 406» тыс. руб.

Объем разногласий составляет 219 703 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Ленэнерго» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

  1. Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» на территории Ленинградской области на очередной 2020 год от 26.04.2019 № ЛЭ/14-20/449;

  2. Особое мнение по результатам заседания Правления ЛенРТК 27.12.2019 по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ПАО «Ленэнерго» на 2020 год от 27.12.2019 № ЛЭ/14-20/1198;

  3. Письмо ПАО «Ленэнерго» от 10.12.2019 № ЛЭ/14-20/1118 «О предоставлении информации по корректировке НВВ по факту исполнения инвестиционной программы за 2018 год».

В соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э величина по результатам деятельности за год i-j, относящийся к указанному в настоящем абзаце долгосрочному периоду регулирования определяется по формуле:

где:

,

- объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на год (i-j);

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования (4 101 631 тыс. руб. – спора нет);

При j = 1 используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-1) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10 процентов;

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев (0 тыс. руб. – спора нет);

- величина возврата инвестированного капитала, учитываемого при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования (2 784 925 тыс. руб. – спора нет);

- величина дохода на инвестированный капитал, учитываемая при расчете долгосрочных тарифов на услуги по передаче в году i-j долгосрочного периода регулирования (3 025 525 тыс. руб. – спора нет);

- величина изменения необходимой валовой выручки, определяемого на год i-j, производимого в целях сглаживания тарифов (189 209 тыс. руб. – спора нет);

Крi-j – величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, в году i-j (1 368 226 тыс. руб. – спора нет);

- выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), не включаемые в плату за технологическое присоединение, связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, определяемые регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в году i-j (90 442 тыс. руб. – спора нет);

- величина фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов) в году i-j, признанных регулирующим органом экономически обоснованными (заявлено на разногласия).

В соответствии с заявлением ПАО «Ленэнерго» разногласия по данной статье возникли в части величины фактических расходов из прибыли за 2018 год, признанной регулирующим органом экономически необоснованной.

В соответствии с пп. 4 пункта 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Фактические расходы ПАО «Ленэнерго» за 2018 год произведены в соответствии с положениями Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на период 2013-2015 гг., продленного на 2016-2018 гг. решением Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики от 22.12.2014 (далее – ОТС в электроэнергетике).

Органом регулирования расходы из прибыли приняты в размере 226 953 тыс. руб. Заявитель считает экономически обоснованной величину 446 657 тыс. руб. Сумма спора составляет 219 704 тыс. руб.

Согласно пункту 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 Экспертное заключение ЛенРТК по определению необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго», относимой на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год) не содержит анализ документов, на основании которых принималось решение об учете корректировки НВВ в указанном размере.

ФАС России были проанализированные представленные расчеты и обоснования Заявителя и ЛенРТК и отмечает, что Органом регулирования были неправомерно не учтены расходы из прибыли ПАО «Ленэнерго» в соответствии с ОТС в электроэнергетике в нарушение пункта 19 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что подлежат учету начисления ЕСН на выплаты из прибыли за исключением выплат, предусмотренных положениями статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выплаты работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, рождения ребёнка, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период не облагается страховыми взносами.

Таким образом, величина фактических расходов из прибыли за 2018 год составит 446 657 тыс. руб., объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы – 4 094 334 тыс. руб., корректировка НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – 7 297 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Ленэнерго» по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в НВВ Заявителя подлежат средства в размере 219 703 тыс. руб.

  1. Статья затрат «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с отклонением фактически полученной выручки за 2018 год от НВВ, утвержденной на 2018 год».

ПАО «Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ, осуществляемой в связи с отклонением фактически полученной выручки за 2018 год от НВВ, утвержденной на 2018 год в размере 389 885 тыс. руб.

Органом регулирования корректировка учтена в размере 328 659 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 61 225 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования № 1178, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом следующих факторов: отклонение величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины необходимой валовой выручки, установленной на прошедший год, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов.

Формулами пункта 42 Методических указаний № 228-э предусмотрено, что - компенсация выпадающих/излишне полученных доходов регулируемой организации за предшествующие годы, возникающих в результате отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов, и определяется:

,

,

где:

- компенсация выпадающих/излишне полученных доходов за истекший отчетный период года i-1;

- компенсация выпадающих/излишне полученных доходов за 12 месяцев года i-2;

- компенсация выпадающих/излишне полученных доходов за отчетный период года i-2, составляющий менее года, учтенная при корректировке необходимой валовой выручки на год i-1;

,

где:

- скорректированная необходимая валовая выручка, установленная регулирующим органом на год i-2 долгосрочного периода регулирования (заявлено на разногласия);

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг (25 531 433 тыс. руб. – не оспаривается).

В обоснование требований по данной статье ПАО «Ленэнерго» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1) Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» на территории Ленинградской области на очередной 2020 год от 26.04.2019 № ЛЭ/14-20/449;

2) Особое мнение по результатам заседания Правления ЛенРТК 27.12.2019 по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ПАО «Ленэнерго» на 2020 год от 27.12.2019 № ЛЭ/14-20/1198;

3) Таблица 1.3 Приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Министерства энергетики РФ от 13.12.2011 № 585 ПАО «Ленэнерго» по Ленинградской области за 2018 год.

Разногласия по данной статье затрат возникли в части размера скорректированной необходимой валовой выручки, установленной регулирующим органом на 2018 год.

При исполнении предписания ФАС России от 18.01.2019 № СП/2720/19 ЛенРТК были исключены из НВВ ПАО «Ленэнерго» средства в размере 56 829 тыс. руб. из плановой НВВ на 2018 год. Данные средства также были исключены Органом регулирования при расчете корректировки НВВ на 2020 год по результатам деятельности регулируемой организации за 2018 год. С учетом ИПЦ на 2019 и 2020 гг. данная величина составит 61 225 тыс. руб.

В связи с наличием двойного учета данной корректировки в НВВ ПАО «Ленэнерго», требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с отклонением фактически полученной выручки за 2018 год от НВВ, утвержденной на 2018 год» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 61 225 тыс. руб.

  1. Статья затрат «Налог на прибыль на 2020 год».

ПАО «Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины налога на прибыль на 2020 год в размере 962 327 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 773 183 тыс. руб.

Величина спора составляет 189 144 тыс. руб.

В соответствии с формулой пункта 20 Методических указаний № 228-э величина налога на прибыль, включаемая в состав неподконтрольных расходов на год i очередного периода регулирования, определяется как:

,

где:

- ставка налога на прибыль, установленная на год i;

- компенсация выпадающих/излишне полученных доходов регулируемой организации за предшествующие годы, возникающих в результате отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов, определяемая в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э;

Амi – планируемая к учету в целях налогообложения в соответствии с РСБУ величина амортизационных отчислений на год i;

Крi – планируемые на год i выплаты стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, рассчитываемые как произведение величины займа на конец i-1 года и средневзвешенной процентной ставки по кредитам и займам.

В обоснование требований по статье «Налог на прибыль на 2020 год» ПАО «Ленэнерго» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1) Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО «Ленэнерго» на территории Ленинградской области на очередной 2020 год от 26.04.2019 № ЛЭ/14-20/449;

2) Особое мнение по результатам заседания Правления ЛенРТК 27.12.2019 по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ПАО «Ленэнерго» на 2020 год от 27.12.2019 № ЛЭ/14-20/1198.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

С учетом удовлетворения требований Заявителя по статье «Компенсация выпадающих/излишне полученных доходов регулируемой организации за предшествующие годы, возникающих в результате отличия фактических значений параметров регулирования от установленных при утверждении тарифов, определяемая в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э» (), а также положений пункта 20 Основ ценообразования № 1178 требования по величине налога на прибыль также подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 189 144 тыс. руб.

По результатам анализа материалов, представленных ПАО «Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в рамках рассмотрения разногласий, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 19, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункты 20, 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

2. Удовлетворить требования ПАО «Ленэнерго», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 54623/20 от 25.03.2020).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго» на 2020 год расходы по статьям затрат:

- «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год» в размере 7 297 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 219 703 тыс. руб.);

- «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с отклонением фактически полученной выручки за 2018 год от НВВ, утвержденной на 2018 год» в размере 389 885 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 61 226 тыс. руб.);

- «Налог на прибыль на 2020 год» в размере 962 327 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 189 144 тыс. руб.);

Совокупному учету подлежат средства в размере 470 073 тыс. руб.

      1. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 ноября 2020 года пересмотреть необходимую валовую выручку ПАО «Ленэнерго», единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго» на 2020 год на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных ФАС России на 2020 год для Ленинградской области.

        Неучтенные на 2020 год экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго» на 2021 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2020, 2021 годы письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

  • экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

     

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026