Решения по тарифам №СП/63662/24 РЕШЕНИЕ о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 18 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» июля 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее – Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. – статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>; <...>; <...>; <...>;

рассмотрев разногласия между акционерным обществом «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» (далее также – Заявитель, Общество, АО «Авиастар – ОПЭ») и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Орган регулирования, Агентство) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «Авиастар – ОПЭ» <...>, начальника производственно-технического отдела АО «Авиастар – ОПЭ» <...>, ведущего экономиста АО «Авиастар – ОПЭ» <...>, исполняющего обязанности руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...>, заместителя руководителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...>, начальника отдела регулирования электроэнергетики Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области <...> заместителя руководителя Ульяновского УФАС России <...>, начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление от 12.03.2024 № 181/219 (рег. от 14.03.2024
№ 41591-ЭП/24) о споре (разногласиях) между акционерным обществом «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Приказом Агентства от 20.12.2023 № 314-П «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в отношении Заявителя установлена необходимая валовая выручка на 2024 год.

Величина необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь
(далее – НВВ), установленная оспариваемым решением, составляет 225 394,73 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 253 966,17 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

Тарифы в отношении Заявителя устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов.

АО «Авиастар – ОПЭ» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено Органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, в том числе:

 

 

 

1.1

Выпадающие доходы по технологическому присоединению

4 007,39

6 125,80

2 118,41

1.2

Амортизация основных средств

- 2 181,66

0,00

2 181,66

1.3

Прибыль на капитальные вложения

- 24 271,37

0,00

24 271,37

 

Итого (по статьям):

-22 445,64

6 125,80

28 571,44

 

Общая сумма разногласий составила 28 571,44 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон
№ 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)

в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004
№ 20-э/2.

1. Статья разногласий «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра»

1.1. Статья разногласий «Выпадающие доходы по технологическому присоединению»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 6 125,80 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 4 007,39 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 118,41 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов Обществом в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие материалы:

- расчет корректировки неподконтрольных расходов за 2022 год;

- расчеты выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1);

- реестр договоров технологического присоединения, закрытых актами в 2022 году, по выполнению которых сложились выпадающие доходы;

- скан-копии договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по выполнению которых сложились выпадающие доходы;

- скан-копии актов об осуществлении технологического присоединения;

- реестр форм № КС-3;

- скан-копии форм № КС-3, подтверждающие расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения;

- реестр форм № ОС-1а;

- скан-копии форм № ОС-1а.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации (за исключением расходов, включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в состав платы за технологическое присоединение, рассчитанной для лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого требует проведения мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации) в размере, определенном исходя из утвержденной (рассчитанной) для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

В силу пункта 87 Основ ценообразования № 1178 сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрена корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра.

В соответствии с заявлением АО «Авиастар – ОПЭ» Органом регулирования указанная корректировка НВВ в части выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, рассчитана исходя из минимальных значений, полученных путем сравнения фактических данных, подтвержденных договорами, формами № КС-3 и № ОС-1а, с фактическими (расчетными) расходами, определенными с учетом применения утвержденных стандартизированных тарифных ставок.

Заявитель при проведении корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра в части выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, предлагает учитывать фактические данные, подтвержденные договорами, формами № КС-3 и № ОС-1а.

В отзыве Агентство (исх. от 21.03.2024 № 73-ИОГВ-17/295исх, рег. от 22.04.2024 № 67355-ЭП/24) в обоснование примененного подхода ссылается на положения пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ, в соответствии с которыми расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

Орган регулирования отмечает, что в силу положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Таким образом, Агентство полагает, что при расчете фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, АО «Авиастар – ОПЭ» придерживалось основных принципов действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

ФАС России указывает на то, что в соответствии с положениями пункта 87 Основ ценообразования № 1178 в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

Методическими указаниями № 215-э/1 предусмотрено, что документами, подтверждающими фактические расходы, являются выполненные договоры и акты приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Для определения расчетных (фактических) показателей за предыдущий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, и объема максимальной мощности, количества технологических присоединений, количества пунктов секционирования, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности), определенных на основании фактических данных за предыдущий год на основании выполненных договоров на технологическое присоединение в предыдущем периоде регулирования.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы по технологическому присоединению» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования расчет расходов по данной статье затрат необходимо произвести на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение за 2022 год и стандартизированных тарифных ставок, утвержденных на 2022 год, в соответствии с требованиями Методических указаний № 215-э/1.

Указанный подход к определению фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, закреплен в решениях ФАС России от 22.06.2023 № СП/49097/23 и от 28.08.2023 № СП/68949/23.

1.2. Статья разногласий «Амортизация основных средств»

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере (-2 181,66) тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 181,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов Обществом в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие материалы:

- скан-копия распоряжения Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019
№ 128-од «Об утверждении инвестиционной программы акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» на 2020-2024 годы»;

- расчет корректировки неподконтрольных расходов за 2022 год
АО «Авиастар – ОПЭ»;

- сводные данные по корректировкам за 2022 год при определении НВВ на 2024 год АО «Авиастар – ОПЭ»;

- сводные данные по НВВ на 2024 год с учетом корректировок за 2022 год
АО «Авиастар – ОПЭ».

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра проводится в соответствии с формулой 7 пункта 11 Методических указаний № 98-э, корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, – в соответствии с формулой 9 пункта 11 Методических указаний
№ 98-э.

В заявлении Обществом указано, что согласно выписке из протокола заседания Правления Агентства от 27.12.2021 № 50-Э, принимая во внимание инвестиционную программу АО «Авиастар – ОПЭ» на 2020-2024 годы, утвержденную распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 128-од, плановая величина амортизации определена источником финансирования капитальных вложений. Орган регулирования производит двойной учет фактической и плановой величин амортизации в составе корректировок НВВ на 2024 год, а именно в составе формул 7 и 9 пункта 11 Методических указаний № 98-э, что приводит к двойному исключению величины амортизации из НВВ АО «Авиастар – ОПЭ» на 2024 год. В обоснование своей позиции Общество прикладывает письма ФАС России от 23.01.2024 № ГМ/4774/24 и от 13.02.2024 № ГМ/11060/24 в ответ на обращение
АО «Авиастар – ОПЭ» от 24.11.2023 № 184842-ЭП/23.

Таким образом, Заявитель полагает, что расчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра должен производиться без учета расходов по статье затрат «Амортизация», поскольку они корректируются в рамках корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

Из отзыва Агентства следует, что фактические расходы по статье затрат, по которой возникли разногласия, за 2022 год рассчитаны им помесячно и пообъектно в соответствии с максимальными сроками полезного использования, определенными путем сравнения предусмотренных Классификатором основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, и действующих в Обществе.

ФАС России отмечает, что в отзыве Орган регулирования не дает оценку правомерности примененных им при корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по статье затрат «Амортизация основных средств» и корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, подходов.

Обществом и Органом регулирования в адрес ФАС России не представлен план финансирования инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 128-од. Из опубликованной в рамках раскрытия информации на официальном сайте Заявителя http://new.aviaope.ru/ инвестиционной программы на 2022 год усматривается, что объем средств, полученных от оказания услуг, реализации товаров по регулируемым государством ценам (тарифам), на финансирование капитальных вложений на 2022 год предусмотрен равным 231,85 млн. руб. с НДС.

Согласно странице 22 Экспертного заключения по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии АО «Авиастар – ОПЭ» на 2022 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2022 год), выгруженного из ФГИС ЕИАС, распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 128-од утверждена инвестиционная программа АО «Авиастар-ОПЭ» на период 2020-2024 годы. Источниками финансирования инвестиционной программы является амортизация основных средств и прибыль на капитальные вложения. Сумма расходов по статье затрат «Амортизация основных средств» на 2022 год определена Органом регулирования в размере 60 411,19 тыс. руб. на уровне фактической за 2020 год.

На странице 40 Экспертного заключения по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии
АО «Авиастар – ОПЭ» на 2024 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2024 год) отражен постатейный расчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра. По статье затрат «Амортизация основных средств» она составляет (-1 923,56) тыс. руб. (плановые 60 411,19 тыс. руб. – фактические экономически обоснованные 58 487,63 тыс. руб.).

В дополнение к отзыву Органом регулирования представлен пообъектный расчет амортизации за 2022 год на сумму 58 487,63 тыс. руб.

На странице 42 Экспертного заключения на 2024 год отражен расчет корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в соответствии с которым амортизация на 2022 год включена в состав расчетной величины собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенной при установлении тарифов на 2022 год, в размере 60 411,19 тыс. руб. Объем фактического финансирования инвестиционной программы в 2022 году составил 45 098,86 тыс. руб. Корректировка составила (–) 36 712,33 тыс. руб.

В отсутствие анализа исполнения инвестиционной программы Обществом в 2022 году, проведенного Органом регулирования, ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложился объем фактического финансирования инвестиционной программы в 2022 году (45 098,86 тыс. руб.) и по какой причине он отличается от признанных экономически обоснованными фактических амортизационных отчислений за 2022 год (58 487,63 тыс. руб.).

Учитывая, что расходы на амортизацию на 2022 год приняты как источник финансирования инвестиционной программы, Органу регулирования надлежало их корректировать в рамках корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

В соответствии с положениями пункта 11 Методических указаний
№ 98-э (в ред. приказов ФАС России от 20.05.2022 № 396/22, от 18.07.2022
№ 523/22) указанная корректировка не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2022 и 2023 годах за неисполнение инвестиционной программы в 2022 году (за исключением случаев выявления нарушений, связанных с использованием инвестиционных ресурсов, полученных за счет поступлений от регулируемой деятельности, на цели, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности), с последующим учетом такой корректировки на 2025 год). При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается исходя из суммарных плановых и фактических показателей финансирования мероприятий инвестиционных программ на 2022-2023 годы, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» утвержденных (скорректированных в установленном порядке после начала очередного года долгосрочного периода регулирования) в 2022 году.

Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при регулировании на 2024 год не проводится. Вместе с тем в заявлении требования относительно правомерности ее учета на 2024 год не содержатся.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» подлежат удовлетворению. Органу регулирования необходимо дополнительно учесть в НВВ Общества 2 181,66 тыс. руб.

1.3. Статья разногласий «Прибыль на капитальные вложения»

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя учтены в размере (-) 24 271,36 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 24 271,37 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов Обществом в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие материалы:

- расчет корректировки неподконтрольных расходов за 2022 год
АО «Авиастар – ОПЭ»;

- сводные данные по корректировкам за 2022 год при определении НВВ на 2024 год АО «Авиастар – ОПЭ»;

- сводные данные по НВВ на 2024 год с учетом корректировок за 2022 год АО «Авиастар – ОПЭ».

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра производится в соответствии с формулой 7 пункта 11 Методических указаний № 98-э, корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, – в соответствии с формулой 9 пункта 11 Методических указаний
№ 98-э.

В заявлении Обществом указано, что согласно выписке из протокола заседания Правления Агентства от 27.12.2021 № 50-Э, принимая во внимание инвестиционную программу АО «Авиастар – ОПЭ» на 2020-2024 годы, утвержденную распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 128-од, плановая величина прибыли на капитальные вложения определена источником финансирования капитальных вложений.

Орган регулирования производит двойной учет фактической и плановой величин прибыли на капитальные вложения в составе корректировок НВВ на 2024 год, а именно в составе формул 7 и 9 пункта 11 Методических указаний
№ 98-э, что приводит к двойному исключению величины прибыли на капитальные вложения из НВВ АО «Авиастар – ОПЭ» на 2024 год.

В обоснование своей позиции Общество прикладывает письма
ФАС России от 23.01.2024 № ГМ/4774/24 и от 13.02.2024 № ГМ/11060/24 в ответ на обращение АО «Авиастар – ОПЭ» от 24.11.2023 № 184842-ЭП/23.

Таким образом, Заявитель полагает, что расчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра должен производиться без учета расходов по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения», поскольку они корректируются в рамках корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

Агентство в отзыве отмечает, что из отчетов об исполнении инвестиционной программы за 2022 год следует факт неполного исполнения Обществом предусмотренных ей мероприятий.

ФАС России указывает на то, что в отзыве Орган регулирования не дает оценку правомерности примененных им при корректировке неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения» и корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, подходов.

Обществом и Органом регулирования в адрес ФАС России не представлен план финансирования инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 30.10.2019 № 128-од. Из опубликованной в рамках раскрытия информации на официальном сайте Заявителя http://new.aviaope.ru/ инвестиционной программы на 2022 год усматривается, что объем средств, полученных от оказания услуг, реализации товаров по регулируемым государством ценам (тарифам), на финансирование капитальных вложений на 2022 год предусмотрен равным 231,85 млн. руб. с НДС.

На странице 40 Экспертного заключения на 2024 год отражен постатейный расчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, в том числе по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения», по которой Органом регулирования плановая величина на 2022 год указана равной 21 400, тыс. руб., фактическая за 2022 год – равной 0,00 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год прибыль на капитальные вложения на 2022 год учтена на уровне 11,99%, т. е. в соответствии с критерием 12%, закрепленным положениями пункта 38 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, прибыль на капитальные вложения, принятая на 2022 год, в полном объеме является источником финансирования инвестиционной программы и подлежит корректировке по фактическим данным только по формуле 9 Методических указаний № 98-э, т. е. при корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

ФАС России отмечает, что в соответствии с положениями пункта 11 Методических указаний № 98-э (в ред. приказов ФАС России от 20.05.2022
№ 396/22, от 18.07.2022 № 523/22) корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при регулировании на 2024 год не проводится. Вместе с тем в заявлении требования относительно правомерности ее учета на 2024 год не содержатся.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Прибыль на капитальные вложения» подлежат удовлетворению. Сумма средств к дополнительному учету составляет 24 271,37 тыс. руб.

Кроме того, в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах» Органом регулирования проведена корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, за 2022 год при регулировании на 2024 год.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между акционерным обществом «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» и Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2022 № 507 «Об особенностях государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в 2022 и 2023 годах».

2. Частично удовлетворить требования акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (рег. от 14.03.2024 № 41591-ЭП/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» расходы по статьям затрат:

- подстатья затрат «Амортизация основных средств» в составе статьи «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра» на 2024 год в размере 0,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 2 181,66 тыс. руб.);

- подстатья затрат «Прибыль на капитальные вложения» в составе статьи «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра» на 2024 год в размере 0,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 24 271,37 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по подстатье затрат «Выпадающие доходы по технологическому присоединению» в составе статьи «Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при регулировании на 2025 год включить в необходимую валовую выручку акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения, а также неправомерно учтенную на 2024 год корректировку необходимой валовой выручки, осуществляемую в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, проведя соответствующую корректировку в соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать акционерному обществу «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

_____________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
АО "Авиастар - ОПЭ"
ИНН 7328033112, ОГРН 1027301568469
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902