Предписание №СП/38779/24 Предписание Региональной энергетической комиссии Свердловско... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«24» апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области (приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 09.01.2024 № 5/24, Акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), возражения Региональной энергетической комиссии Свердловской области на акт проверки
№ 05-02/430 от 12.03.2024 (далее – Возражения)), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Свердловской области при определении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию на 2024 год, производимую МУП «Екатеринбургэнерго»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее– Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) для МУП «Екатеринбургэнерго» (далее также — регулируемая организация) на 2024 год утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) от 06.12.2023 № 209-ПК.

Необходимая валовая выручка заявлена МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год в размере 355 070,692 тыс. руб. и с учетом корректировки РЭК Свердловской области составила 316 162,756 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34(1) расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее – удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

1. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с п. 22(1) Основ ценообразования № 1075 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Инспекция Свердловского УФАС России в Акте проверки отмечала, что в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует обоснование объема полезного отпуска тепловой энергии в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также отсутствует расчет полезного отпуска тепловой энергии с учетом пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, пункта 21 Методических указаний № 760-э со ссылками на учтенные в расчетах документы регулируемой организации.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Экспертному заключению на 2024 год, в связи с отсутствием в актуализированной схеме теплоснабжения информации об объемах отпуска тепловой энергии в паре, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год принят РЭК Свердловской области с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии за три предыдущих расчетных периода регулирования, подтвержденных годовыми формами статистической отчетности (46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей», загруженными в ЕИАС-МФП «Мониторинг фактических показателей», а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг (фактические данные, подтвержденные регулируемой организацией).

Проведенный РЭК Свердловской области (стр. 4 Экспертного заключения на 2024 год) анализ объемов полезного отпуска тепловой энергии представлен в виде таблицы 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Фактические показатели, определенные на основании форм статистической отчетности

Плановые показатели

 

46-ТЭ (полезный отпуск)

Среднегодовой фактический полезный отпуск тепловой энергии за последние 3 отчетных года (2020-2022 годы)

Принято комиссией при установлении тарифов на 2023 год

Заявлено Организацией на 2024 год

Принято Комиссией при установлении тарифов на 2024 год

За 2020 год

За 2021 год

За 2022 год

Вид теплоносителя: Вода, Пар

Всего, в т.ч.:

165,445

188,826

193,521

182,597

173,252

170,986

176,520

Отпуск с коллекторов, в т.ч.:

15,482

17,673

19,268

17,474

12,097

6,443

11,977

Прочие, промышленные организации в паре

5,585

5,764

5,254

5,534

5,983

-

5,534

Прочие, промышленные организации в горячей воде

4,678

6,732

6,246

5,885

6,114

6,443

6,443

На компенсацию потерь ТЭ при ее передаче организациями, оказывающими услуги по передаче ТЭ

9,897

11,909

14,014

11,940

-

-

-

Отпуск из тепловых сетей, в т.ч.:

149,963

171,153

174,253

165,123

161,155

164,543

164,543

Бюджетные организации

19,461

22,468

21,248

21,059

21,752

21,859

21,859

Население

95,063

106,4

112,68

104,714

107,01

108,387

108,387

Прочие, промышленные организации

35,439

42,285

40,325

39,35

32,393

34,297

34,297

ФАС России отмечает, что письмом РЭК Свердловской области от 22.04.2024 № 01-06/822 (вх. от 22.04.2024 № 67641-ЭП/24) направлена информация о том, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии в горячей воде из тепловых сетей на 2024 год определен РЭК Свердловской области в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 в соответствии с актуализированной схемой теплоснабжения муниципального образования «город Екатеринбург», в разрезе каждого теплоисточника: в части котельных по п-ве Малый конный, ул. Водонасосная, ул. Вишневая, ул. Каменотесов, ул. Латвийская, ул. Новостроя, ул., Ленина, ул. Акулова в размере 90,760 тыс. Гкал + 73,771 тыс. Гкал по котельной на ул. Бисертская = 164,543 тыс. Гкал.

При этом ФАС России отмечает, что общий объем полезного отпуска регулируемой организации, учтенный Органом регулирования при расчете тарифа на тепловую энергию МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год, составляет 176,520 тыс. Гкал. (164,543 тыс. Гкал - отпуск из тепловых сетей, 11,977 тыс. Гкал — отпуск с коллекторов источника тепловой энергии).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год, Возражениях отсутствует анализ объема полезного отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии в размере 11,977 тыс. Гкал в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также расчет полезного отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии с учетом пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования
№ 1075, пункта 21 Методических указаний № 760-э со ссылками на учтенные в расчетах документы регулируемой организации.

Таким образом, РЭК Свердловской области необходимо провести дополнительный анализ объема полезного отпуска с коллекторов источника тепловой энергии МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год.

По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год Органу регулирования, в случае необходимости, также надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

2. Учет расходов на производство тепловой энергии в паре в составе тарифа на тепловую энергию в горячей воде

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 5(1), 5(2) Основ ценообразования № 1075 цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара, определяются соглашением сторон и не подлежат государственному регулированию.

Согласно Экспертному заключению на 2024 год РЭК Свердловской области при определении общего объема полезного отпуска тепловой энергии регулируемой организации учитывала отпуск тепловой энергии в паре с коллектора в отношении прочих промышленных организаций в размере 5,534 тыс. Гкал.

Кроме того, при расчете расходов МУП «Екатеринбургэнерго», относимых на производство тепловой энергии в горячей воде на 2024 год, РЭК Свердловской области также учтены расходы на производство тепловой энергии в паре.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в соответствии с требованиями законодательства тарифы на пар МУП «Екатеринбургэнерго» не устанавливаются. При этом пар является неотъемлемой частью технологии производства тепловой энергии в воде и стоимость производства пара (в том числе и стоимость топлива) учитывается при расчете тарифа на тепловую энергию в горячей воде.

Так, расходы на топливо, заявленные МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год, составляют 161 869,579 тыс. руб., в том числе:

- тепловая энергия в воде — 142 399,93 тыс. руб.;

- тепловая энергия в паре — 19 469,649 тыс. руб.

Расходы на топливо, учтенные РЭК Свердловской области при установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде на 2024 год, составляют 160 729,184 тыс. руб. и включают в себя обе составляющие: топливо на производство тепловой энергии как в паре, так и в воде.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2024 год в нарушение пунктов 5(1), 5(2) Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил № 1075 отсутствует обоснование учета полезного отпуска тепловой энергии в паре с коллекторов источника тепловой энергии МУП «Екатеринбургэнерго» в отношении прочих промышленных организаций, а также расходов, относящихся к производству тепловой энергии в виде пара, при установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде для МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год.

Таким образом, объем полезного отпуска тепловой энергии в паре с коллекторов источника тепловой энергии МУП «Екатеринбургэнерго» в отношении прочих промышленных организаций, а также расходы, относящиеся к производству тепловой энергии в виде пара, учтенные при установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде для МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год, подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов и показателей – экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей пункты 5(1), 5(2), 22, 22(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год в отношении МУП «Екатеринбургэнерго».

2. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет объема полезного отпуска тепловой энергии в паре с коллекторов источника тепловой энергии МУП «Екатеринбургэнерго» в отношении прочих промышленных организаций, а также расходов, относящихся к производству тепловой энергии в виде пара, учтенных при установлении тарифа на тепловую энергию в горячей воде для МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год на предмет соответствия пунктам 5(1) и 5(2) Основ ценообразования № 1075.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год;

- «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки МУП «Екатеринбургэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для МУП «Екатеринбургэнерго» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «Екатеринбургэнерго» России на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания РЭК Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для МУП «Екатеринбургэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Свердловское УФАС России
ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944