Предписание №СП/88012/23 Предписание по итогам проведенного наблюдения Комитету по це... от 24 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее также – Комитет) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 08.09.2023 № 31-23690-С/23 (далее – Отчет), а также позицию Комитета в отношении Отчета (письмо исх. от 02.10.2023 № 32Исх-2651/15; рег. от 03.10.2023 № 150159-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) ООО «МСК-НТ» на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Распоряжением от 20 ноября 2022 года № 205-Р Комитетом по ценам и тарифам Московской области утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023 - 2028 годы (далее — Распоряжение).
Тарифы и необходимая валовая выручка (далее — НВВ), утвержденная для регионального оператора ООО «МСК-НТ», представлена в таблице ниже.
Региональный оператор |
НВВ на 2023 год (тыс. руб) |
Тариф для регионального оператора на 2023 г. (руб. куб. м) |
Рост тарифа на 2023 год по сравнению с 2022 годом |
|
без НДС |
с НДС |
|||
ООО «МСК-НТ» |
2 252 159,82 |
770,77 |
924,92 |
12,17% |
Органом регулирования рассчитана корректировка фактической НВВ регионального оператора за 2021 год и плановой НВВ 2023 года с учетом результатов контрольных мероприятий и с учетом положений пунктов Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16.
ФАС России проведен анализ материалов тарифного дела на предмет экономической обоснованности учета и формирования НВВ региональных операторов на 2023 год в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «МСК-НТ» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения Комитета о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МСК-НТ» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.
Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:
где: *
*- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;
*- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;
*- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.
Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:
- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;
- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;
- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16 если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится в том числе по формуле (49) Методических указаний № 1638/16:
где: *
* * - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1);
* - корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1).
В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16
*
где:
*- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);
* - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча
(от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;
* - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча
(от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;
* - коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.
Отмечаем, что Комитетом в плановом режиме на 2022 год рассчитаны и учтены в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходы на транспортирование ТКО исходя из произведения стоимости (1 тонны) транспортирования ТКО на 2021 год, увеличенной на индекс потребительских цен на 2022 год в размере 1,043, и массы ТКО, определенной в соответствии с Территориальной схемой по обращению с ТКО.
По результатам анализа контрольных мероприятий, проведенных прокуратурой Московской области c участием специалистов ФАС России, органом регулирования при установлении предельного единого тарифа для ООО «МСК-НТ» на 2023 год исключена сумма экономически необоснованных средств из состава НВВ 2023 года ввиду некорректного расчета транспортных расходов в 2022 году в размере 18 078,70 тыс. руб.
При формировании НВВ регионального оператора на 2023 год органом регулирования учтены транспортные расходы ООО «МСК-НТ» в размере 1 296 724,63 тыс. руб. Данные расходы рассчитаны исходя из плановых расходов 2022 года и индекса ИПЦ в размере 106,0.
При этом, при формировании НВВ регионального оператора на 2023 год Комитетом не скорректирована базовая величина транспортных расходов 2022 года (величина, от которой рассчитываются плановые расходы 2022 года), которая в последствии увеличена органом регулирования на индекс потребительских цен на 2023 год в размере 1,06, следовательно, расчет транспортных расходов на 2023 год произведен от завышенных экономически необоснованных сумм 2022 г. (без учета корректировки). Исходя из вышеизложенного следует, что в составе НВВ регионального оператора ООО «МСК-НТ» на 2023 год учтены экономически необоснованные расходы по статье «Транспортные расходы» в размере 19 163,42 тыс. руб.
Региональный оператор |
Транспортные расходы |
Индексация на 2023 год |
Отклонение (ст.5 - ст.6) |
|||
В составе НВВ 2022 г. |
Исключены Комитетом из состава НВВ 2023 г по 2022 г. |
Обоснованные расходы по исходя из расчета Комитета |
От корректного расчета 2022 г. (ст.4*ИПЦ 106,0 и ∆ti+1) |
Учтены в составе НВВ 2023 г. (согласно ЭЗ) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ООО «МСК-НТ» |
1 223 325,13 |
-18 078,7 |
1 205 246,43 |
1 277 561,22 |
1 296 724,63 |
-19 163,42 |
При этом необходимо отметить, что ранее ФАС России вынесены Решения от 26.06.2023 № СП/50171/23, № СП/50180/23, № СП/50174/23, в которых отражены допущенные Комитетом аналогичные нарушения в части учета расходов по статье «Транспортные расходы» в составе НВВ по региональных операторов ООО «Рузский РО», ООО «Сергиево — Посадский РО» и ООО «Каширский РО» на 2023 год.
Таким образом, органу регулирования необходимо исключить из необходимой валовой выручки регулируемой организации экономически необоснованные расходы по статье «Транспортные расходы на 2023 год» в размере 19 163,42 тыс. руб., а также расходы по взаимозависимым статьям в составе НВВ 2023 года, отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023 - 2028 годы» от 20 ноября 2022 года № 205-Р.
2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2023 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «МСК-НТ» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2024 год, а именно:
- провести дополнительный анализ расходов по статье затрат «Транспортные расходы на 2023 год» в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а также взаимозависимых расходов в составе НВВ 2023 года, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств, учтенных в 2023 году, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов.
3. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть и установить экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МСК-НТ» на 2024 год, устранив нарушения требований законодательства РФ, во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
– решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;
– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;
– экспертного заключения органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
ООО «МСК-НТ».
Председатель Комиссии |
<...> |
|
|
|