Решение №СП/43958/21 Решение о частичном удовлетворении требований АО "Водоканал"... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» мая 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе: <...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Водоканал» г. Якутск (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 18.02.2021 № 002-705, вх. от 19.02.2021 рег. № 26621/21), возникший с Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Комитета, в лице <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей АО «Водоканал» г. Якутск, в лице <...>, <...>, <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 18.02.2021 № 002-705, вх. от 19.02.2021 рег. № 26621/21) о досудебном споре (разногласиях) между АО «Водоканал» г. Якутск (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по вопросу установления цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения на 2021 год.

Тариф на оказываемые услуги водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск установлен Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха постановлением Правления Комитета от 07.12.2018 № 130 на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы.

Разногласия между АО «Водоканал» г. Якутск и органом регулирования возникли по постановлению Правления Комитета от 15.12.2020 № 258 «О корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемой АО «Водоканал» потребителям городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия) на 2021 год».

Тариф на оказываемые услуги питьевого водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск на 2021 год установлен органом регулирования с применением метода индексации в размере 52,51 руб./куб.м.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2021 год для АО «Водоканал» г. Якутск, составляет по питьевому водоснабжению 936 250,46 тыс. руб., объем реализованных услуг – 17 829,06 тыс. куб. м.

В направленном в ФАС России заявлении АО «Водоканал» г. Якутск указывает на необходимость учета расходов по статье «Компенсация ущерба водным ресурсам» в размере 8 084,64 тыс. руб., а также расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 50 231,26 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма оспариваемых расходов составляет 58 315,90 тыс. руб., при этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в направленном в ФАС России заявлении не была указана величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Пунктом 24 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

По результатам проведенного анализа представленных сторонами материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Расчетная предпринимательская прибыль

В соответствии с пунктом 47(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 74 Основ ценообразования № 406 установлено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1746-э расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406.

Пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 установлено, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в составе необходимых валовых выручек АО «Водоканал» г. Якутск на 2019-2021 годы не учтены Комитетом.

АО «Водоканал» г. Якутск в заявлении о досудебном споре (разногласиях) указывает на необходимость учета расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» (далее – РПП) в составе необходимой валовой выручки на 2021 год, ссылаясь на пункты 38, 47(1) Основ ценообразования № 406, а также пункт 86(1) Методических указаний № 1746-э.

ФАС России отмечает, что первоначальная тарифная заявка АО «Водоканал» г. Якутск от 30.04.2020 № 002-1417, направленная в адрес органа регулирования, не содержала заявленных расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль».

При этом, орган регулирования в отзыве на заявление о досудебном споре (разногласиях), направленном в адрес ФАС России письмом (исх. от 16.03.2021 № 23/04ю-696, вх. от 16.03.2021 № 41295-ЭП/21), указывает на заявленные АО «Водоканал» г. Якутск расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 249 600,97 тыс. руб.

Также, органом регулирования в экспертном заключении об установлении (корректировке) тарифа на оказываемые услуги водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск на 2021 год также указано, что регулируемой организацией были заявлены расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 249 600,71 тыс. руб.

Согласно отзыву и экспертному заключению органа регулирования, направленным в адрес ФАС России письмом (исх. от 16.03.2021 № 23/04ю-696, вх. от 16.03.2021 № 41295-ЭП/21), Комитетом не были учтены расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2021 год (при этом в экспертном заключении отражены в качестве заявленных АО «Водоканал» г. Якутск).

В целях уточнения наличия факта заявления АО «Водоканал» г. Якутск вышеуказанных расходов ФАС России направлен запрос от 09.04.2021 № СП/28028/21 в адрес органа регулирования и регулируемой организации о необходимости предоставления дополнительных материалов, подтверждающих факт заявления в рамках тарифной кампании 2021 года расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль».

В ответ на вышеуказанный запрос органом регулирования направлено письмо от 16.04.2021 № 23/03т-1084, где Комитетом указано на то, что в первоначальной тарифной заявке АО «Водоканал» г. Якутск, поданной на корректировку тарифа (исх. от 30.04.2020 № 002-1417, вх. от 30.04.2020 № 1173) на услуги холодного водоснабжения, не содержатся сведения о необходимости включения в состав необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Якутск расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль».

Вместе с тем, Комитет также указывает в ответе на запрос ФАС России, что регулируемой организацией до момента утверждения тарифа на оказываемые услуги водоснабжения направлено письмо в адрес органа регулирования от 02.12.2020 № 002-4378 с предложением о включении в состав необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Якутск расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 52 849,35 тыс. руб. на основании пункта 86 (1) Методических указаний № 1746-э, а также в связи с тем, что АО «Водоканал» г. Якутск с 2013 года является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «город Якутск» в соответствии с распоряжением окружной Администрации города Якутск от 14 февраля 2013 года № 169р и распоряжением окружной Администрации города Якутск от 20 марта 2018 года № 435р.

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э указано на необходимость учета расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 5 % от текущих расходов, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1746-э, а также расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, расчетная предпринимательская прибыль учитывается в составе необходимой валовой выручки гарантирующей организации на каждый год долгосрочного периода регулирования при расчете тарифа с применением метода индексации.

Резюмируя вышеизложенное, учитывая факт наличия заявления со стороны АО «Водоканал» г. Якутск в составе тарифной заявки на 2021 на оказываемые услуги водоснабжения о необходимости учета расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» (в том числе направления материалов в адрес органа регулирования до момента утверждения (корректировки) тарифа на оказываемые услуги водоснабжения), а также учитывая закрепленные положения в Основах ценообразования № 406 и Методических указаниях № 1746-э, предусматривающие необходимость учета расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в императивном порядке, Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования учесть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в составе необходимой валовой выручки ресурсоснабжающей организации, являющейся гарантирующей организацией, в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406, а также в соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э, то есть в размере 5 процентов от текущих расходов АО «Водоканал» г. Якутск, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406, но на уровне, не превышающем заявленные в ФАС России расходы.

2. Компенсация ущерба водным биологическим ресурсам

В заявлении о досудебном споре (разногласиях) АО «Водоканал» г. Якутск указывает на необходимость дополнительного учета расходов по статье «Компенсация ущерба водным биологическим ресурсам» в размере 8 084,6 тыс. руб., которые в свою очередь состоят из 118,5 тыс. руб. (неучтенные расходы по единовременным компенсационным мероприятиям, направленным на услуги по зарыблению водоема, понесенные по факту за 2019 год) и 7 966,11 тыс. руб. (расходы на услуги по ежегодному зарыблению водоема на 2021 год) в составе расходов по статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Необходимость в проведении вышеуказанных компенсационных мероприятий сложилась в результате негативного воздействия на водные биологические ресурсы путем строительства «Сооружения водозабора и водоочистки 110 000 м3/сутки г. Якутск» и непосредственно технологического процесса водоснабжения.

Гидромеханизированная разработка грунта, монтажные работы, устройство ограждающих дамб и оградительных железобетонных сооружений, крепление дна и откосов входа в ковш каменной наброской повлекли за собой единовременный ущерб водным биологическим ресурсам, который был причинен непосредственно во время строительно-монтажных работ.

Сокращение стока реки в результате безвозвратного водопотребления влечет за собой ежегодный (постоянный) ущерб водным биологическим ресурсам.

В обоснование указанных расходов АО «Водоканал» г. Якутск в рамках тарифной кампании на 2021 год были представлены в адрес органа регулирования следующие обосновывающие материалы:

1. Отчет ЯФ ФГБНУ «ВНИРО» по корректировке оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определения последствий этого воздействия, расчета размера вреда водным биологическим ресурсам от осуществления планируемой деятельности, разработки мероприятий по компенсации причиненного вреда.

2. Согласование проектных материалов, обосновывающих размещение хозяйственных и иных объектов при реализации проекта «Строительство водозабора и очистных сооружений, г. Якутск, производительность 110 000 м3/сутки ЛТУ Федерального агентства по рыболовству от 15.02.2016 № 01-04-684-Т.

3. Приказ ГУП «Чернышевский рыбоводный завод» от 15.01.2020 № 3 об установлении стоимости личинки пеляди.

4. Договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, заключенный между АО «Водоканал» г. Якутск и ООО «Акваресурс» от 30.04.2019 № ВК-033.

5. Бухгалтерское подтверждение оплаты: карточка счета 20.01 за 2019 год на 118,5 тыс. руб.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что заявленные в ФАС России АО «Водоканал» г. Якутск расходы в размере 8 084,6 тыс. руб. содержат арифметические ошибки.

2.1 Неучтенные расходы по единовременным компенсационным мероприятиям, направленным на услуги по зарыблению водоема, понесенные по факту за 2019 год

АО «Водоканал» г. Якутск обращает внимание на то, что регулируемой организацией осуществлена компенсация единовременного ущерба, путем выпуска в Вилюйское водохранилище 114 704 личинок пеляди на сумму 118,5 тыс. руб., что подтверждается Актом выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения № 19 и карточкой счета 20.01 за 2019 год.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) заявлены расходы на компенсацию единовременного ущерба путем выпуска 114 704 личинок пеляди на сумму 118,5 тыс. руб. (1,03 руб./шт.) со ссылкой на договор от 30.04.2019 № ВК-033.

Согласно подпункту «з» пункта 1.1 договора от 30.04.2019 № ВК-033 стоимость единицы (личинки пеляди) на момент заключения договора составляет 1,24 руб./шт.

Таким образом, с учетом вышеуказанной информации расходы на единовременную компенсацию расходов по выпуску 114 704 личинок пеляди составляют 142,23 тыс. руб. (114 704 шт. * 1,24 руб./шт. / 1000), что выше заявленных АО «Водоканал» г. Якутск требований в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) на 23,73 тыс. руб.

2.2 Расходы на услуги по ежегодному зарыблению водоема на 2021 год

Заявителем в заявлении о досудебном споре (разногласиях) отражено, что расходы на зарыбление водоема в размере 7 966,11 тыс. руб. сформировались в результате произведения 3 750 тыс. личинок пеляди на стоимость 1 единицы в размере 2,12 руб./шт. (2,44 руб./шт. * ИПЦ 1,04/1,2(НДС)).

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что регулируемой организацией при расчете вышеуказанных расходов применен некорректный индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2021 год в размере 1,04, вместо 1,036 согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, расходы на зарыбление водохранилища с учетом требований АО «Водоканал» г. Якутск составляют 7 899,50 тыс. руб. (3 750 тыс. шт. * 2,44 руб./шт. * ИПЦ 1,036/1,2(НДС)) (разница составляет 66,61 тыс. руб.), стоимость одной личинки пеляди - 2,11 руб. /шт.

Кроме того ФАС России отмечает, что стоимость одной личинки пеляди в размере 2,44 руб./шт., отраженная регулируемой организацией в заявлении о досудебном споре (разногласиях), указана в соответствии с приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 15.01.2020 № 3 об установлении стоимости 1 штуки личинки рыб пеляди и ряпушки для ГУП «Чернышевский рыбоводный завод» (далее – приказ Министерства от 15.01.2020 № 3).

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно подпункту «з» пункта 1.1 договора от 30.04.2019 № ВК-033, заключенного между АО «Водоканал» г. Якутск и ООО «Акваресурс», стоимость единицы (личинки пеляди) на момент заключения договора составляет 1,24 руб./шт. (без НДС), с учетом увеличения на индекс ИПЦ 2020/2021, в размере 1,036, стоимость одной личинки пеляди на 2021 год составляет 1,29 руб./шт. (1,24 руб./шт. * 1,036) соответственно, что также меньше стоимости единицы пеляди, утвержденной приказом Министерства от 15.01.2020 № 3 на 0,82 руб./шт.

Необходимо отметить, что договоры на услуги по зарыблению водоема на 2020/2021 годы отсутствуют в материалах тарифного дела 2021 года, направленных в ФАС России на досудебное урегулирование спора.

Кроме того, регулируемой организацией в приложении к заявлению о досудебном споре (разногласиях) указано на то, что при установлении (корректировке) тарифа на водоснабжение на 2021 год АО «Водоканал» г. Якутск направлены в адрес органа регулирования письмо Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 12.02.2020 № 01-10-693 о предупреждении об обращении в суд, а также копия искового заявления Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о необходимости возмещения вреда в натуральном эквиваленте в виде 114 704 шт. личинок пеляди (единовременный ущерб), а также о необходимости осуществления ежегодного выпуска в Вилюйское водохранилище 3 750 000 шт. личинок пеляди в течение 50 лет.

Также АО «Водоканал» г. Якутск в адрес ФАС России представлено решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.02.2021 года по делу № А58-5648/2020, согласно которому частично удовлетворены исковые требования Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, а именно о необходимости выпуска 849 080 шт. личинок пеляди в Вилюйское водохранилище, признав достоверным доказательством, обосновывающим количественную сторону обязанности АО «Водоканал» г. Якутск по возмещению в натуре вреда, причиненного рыбным запасам реки Лена в связи с реализацией проекта «Строительство водозабора и очистных сооружений, г. Якутск, производительность 110 000 м3/сут.).

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, необходимость ежегодной компенсации урона водным ресурсам составляет 1 800,05 тыс. руб. (849 080 шт. *2,12 руб./шт.), что ниже заявленных АО «Водоканал» г. Якутск требований в заявлении о досудебном споре (разногласиях) на 6 166,06 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что указанные расходы в размере 1 800,05 тыс. руб. получены с учетом стоимости единицы личинки пеляди, утвержденной приказом Министерством от 15.01.2020 № 3.

Учитывая факт наличия договора от 30.04.2019 № ВК-033, в котором определена стоимость единицы личинки пеляди на 2019 и 2020 годы в размере 1,24 руб./шт. с учетом увеличения на ИПЦ 2021 года стоимость единицы личинки пеляди составляет 1,29 руб./шт.

На основании вышеуказанных данных необходимость ежегодной компенсации урона водным ресурсам с учетом доводов, изложенных в решении суда, а также исходя из представленных АО «Водоканал» г. Якутск материалов тарифного дела 2021 года, составляет 1 095,31 тыс. руб. (849 080 шт. * 1,29 руб./шт. /1000), что также ниже заявленных АО «Водоканал» г. Якутск требований в заявлении о досудебном споре (разногласиях) на 6 870,8 тыс. руб.

Органом регулирования Республики Саха (Якутия) направлен в адрес Федеральной антимонопольной службы отзыв (исх. от 16.03.2021 № 23/04ю-696, вх. от 16.03.2021 рег. № 41295-ЭП/21) на заявление АО «Водоканал» г. Якутск, в котором указано, что органом регулирования ранее в адрес ФАС России был направлен запрос от 29.06.2020 № 23/03т-1884 о необходимости разъяснения правомерности принятого Комитетом решения в части не учета затрат АО «Водоканал» г. Якутск на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам на зарыбление водохранилищ.

ФАС России письмом от 27.07.2020 № ВК/63703/20 направлен ответ в адрес Комитета, в котором указано, что в соответствии с пунктами 38, 45, 65, 74, 76 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение отходов осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, временно разрешенных выбросов (временно разрешенных сбросов), в том числе в соответствии с планами снижения сбросов, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что расходы на услуги по зарыблению водоема не относятся к пункту 45 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 65 Основ ценообразования № 406 определено, что неподконтрольные расходы включают в себя: а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов; в) расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406; г) расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования № 406; д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования; е) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией; ж) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов; з) расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу); и) расходы на концессионную плату; к) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий; л) расходы на химические реагенты.

На основании вышеизложенного, учитывая тот факт, что расходы на компенсацию ущерба водным ресурсам непосредственно связаны с осуществлением ресурсоснабжающей организацией регулируемого вида деятельности и неразрывно связаны с технологическим процессом водоснабжения, а также ввиду наличия в материалах дела решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.02.2021 года по делу № А58-5648/2020, свидетельствующее о необходимости учета расходов на мероприятия, связанные с компенсацией ущерба водным биологическим ресурсам, Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования провести дополнительный анализ обосновывающих материалов регулируемой организации и учесть данные затраты в составе неподконтрольных расходов с учётом доводов, изложенных в настоящем решении, на уровне, не превышающем заявленные требования регулируемой организацией (при условии осуществления АО «Водоканал» г. Якутск иных видов деятельности, в процессе которых также наносится урон биологическим водным ресурсам, расходы на возмещение указанных затрат необходимо учитывать исходя из распределения по видам деятельности согласно требованиям Учетной политики).

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Водоканал» г. Якутск и Комитетом (исх. от 18.02.2021 № 002-705, вх. от 19.02.2021 рег. № 26621/21), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункты 24, 65, 78(1) Основ ценообразования № 406, пункт 86(1) Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск на 2021 год постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 15.12.2020 № 258 «О корректировке тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемой АО «Водоканал» потребителям городского округа «Город Якутск» Республики Саха (Якутия) на 2021 год».

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между АО «Водоканал» г. Якутск и Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (исх. от 18.02.2021 № 002-705, вх. от 19.02.2021 рег. № 26621/21).

3. Предписать органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.07.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на услуги водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск на 2021 год, пересчитав и включив в состав необходимой валовой выручки АО «Водоканал» г. Якутск на 2021 год расходы по статьям «Компенсация ущерба водным биологическим ресурсам» и «Расчетная предпринимательская прибыль» в соответствии с пунктами 1 и 2 мотивировочной части настоящего решения, не превышая заявленные на досудебное урегулирование спора величины, с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на услуги водоснабжения АО «Водоканал» г. Якутск 2021 года по причине ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении соответствующего тарифа для АО «Водоканал» г. Якутск на 2022 год.

4. В остальной части заявленных АО «Водоканал» г. Якутск требований по питьевому водоснабжению отказать.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 3 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протокола заседания правления Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), на котором принималось решение во исполнение настоящего решения;

постановления о пересмотре (установлении) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск, принятого в рамках исполнения настоящего решения;

— экспертного заключения органа регулирования Республики Саха (Якутия) по результатам пересмотра (установления) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для АО «Водоканал» г. Якутск, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения, с приложением смет (калькуляций) по расчету необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифа для АО «Водоканал» г. Якутск.

 

Связанные организации

Якутское УФАС России.
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
АО "Водоканал" г. Якутск
ИНН 1435219600, ОГРН 1091435008081