Предписание №СП/42711/24 ПРЕДПИСАНИЕ Министерству тарифного регулирования Ярославской... от 20 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки в отношении Министерства тарифного регулирования Ярославской области, в том числе Акт проверки от 09.02.2024 № 1670/24, а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной на основании приказа Ярославского межрегионального УФАС России от 22.12.2023 № 137/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, допущенные Министерством тарифного регулирования Ярославской области (далее – Министерство) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-2»,

 

УСТАНОВИЛА

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ПАО «ТГК-2» утверждены приказом Министерства тарифного регулирования Ярославской области от 15.12.2023 № 311-тэ.

Экономически обоснованный уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Ярославля единой теплоснабжающей организацией публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 2» в зоне деятельности ЕТО – 1 из тепловых сетей, на 2024 год составляют:

Вид тарифа

Календарный период

Горячая

вода

Отборный пар давлением

Острый и редуцированный пар

от 1,2 до
2,5 кг/кв. см

от 2,5 до
7,0 кг/кв. см

от 7,0 до
13,0 кг/кв. см

свыше
13,0 кг/кв. см

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 30.06.2024

1852,70

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

2008,73

-

-

-

-

-

2. Население (тариф с учетом НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 30.06.2024

2223,24

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

2410,48

-

-

-

-

-

 

- отпускаемую потребителям города Ярославля на коллекторах источников тепловой энергии единой теплоснабжающей организации публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» в зоне деятельности ЕТО – 1, на 2024 год:

Вид тарифа

Календарный период

Горячая
вода

Отборный пар давлением

Острый и редуцированный пар

от 1,2 до
2,5 кг/кв. см

от 2,5 до
7,0 кг/кв. см

от 7,0 до
13,0 кг/кв. см

свыше
13,0 кг/кв. см

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без НДС)

 

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 30.06.2024

1250,51

-

-

-

-

-

 

с 01.07.2024

по 31.12.2024

1342,70

-

-

-

-

-

 

- поставляемую потребителям Ярославской области публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 2» в зоне деятельности ЕТО-4 Ярославского муниципального района Ярославской области, на 2024 год:

Вид тарифа

Календарный период

Горячая
вода

Отборный пар давлением

Острый и редуцированный пар

от 1,2 до
2,5 кг/кв. см

от 2,5 до
7,0 кг/кв. см

от 7,0 до
13,0 кг/кв. см

свыше
13,0 кг/кв. см

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 30.06.2024

2258,80

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

2419,34

-

-

-

-

-

Население (тариф с учетом НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 30.06.2024

2710,56

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

2903,21

-

-

-

-

-

 

- поставляемую потребителям с. Лучинское Ярославского муниципального района Ярославской области публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 2», на 2024 год:

Вид тарифа

Календарный период

Горячая
вода

Отборный пар давлением

Острый и редуцированный пар

от 1,2 до
2,5 кг/кв. см

от 2,5 до
7,0 кг/кв. см

от 7,0 до
13,0 кг/кв. см

свыше
13,0 кг/кв. см

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (тариф без НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 31.12.2024

1573,63

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

1734,18

-

-

-

-

-

Население (тариф с учетом НДС)

Одноставочный тариф, руб./Гкал

с 01.01.2024

по 31.12.2024

1888,36

-

-

-

-

-

с 01.07.2024

по 31.12.2024

2081,02

-

-

-

-

-

 

Основанием для проведения экспертизы являлся приказ об открытии дела Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 04.05.2023 № 67 (далее – Приказ № 67) по предложению ПАО «ТГК-2» об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2024-2028 годы с календарной разбивкой.

1. Расходы на топливо на 2024 год

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 6 712 036,22 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ПАО «ТГК-2» в размере 7 372 805,67 тыс. руб.

В разбивке по электростанциям (котельным) заявленная и учтенная стоимость составляет:

Наименование электростанции (котельной)

Стоимость топлива по предложению эксперта, тыс. руб.

Стоимость топлива по предложению организации, тыс. руб.

ТЭЦ-1

795 567,00

844 746,00

ТЭЦ-2

2 322 595,00

2 526 398,00

ТЭЦ-3

3 196 421,00

3 573 307,00

ЛК

154 377,00

167 686,00

ТВК

243 077,00

260 669,00

 

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 755/22.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ является необоснованной.

Природный газ.

Как указано в экспертном заключении, оптовая цена природного газа поставщика ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» применяется для 2 группы потребителей по ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 и 3 группы потребителей для котельных и установлена согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 821/22 в размере 5 302,00 руб./1000 куб. м3 (без НДС) как предельный минимальный уровень оптовых цен на газ на первое полугодие 2024 года и в размере 5 896,00 руб./1000 куб. м3 (без НДС) на второе полугодие 2024 года (в результате применения индексов согласно прогнозу на 2024 год).

Размер тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям установлен согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 и составил в первом полугодии 2024 года по ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 – 240,72 руб./1000 куб. м3 (без НДС), для котельных 337,83 руб./1000 куб. м3, во втором полугодии 2024 года по ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 – 257,57 руб./1000 куб. м3 (без НДС), для котельных 361,48 руб./1000 куб. м3.

Размер платы за снабженческо – сбытовые услуги для ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 установлен в первом полугодии 2024 года в размере 87,15 руб./1000 м3 для котельных 108,88 руб./1000 м3 (в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22). На второе полугодие 2024 года был применен индекс роста в размере 1,102 и размер платы за снабженческо – сбытовые услуги для ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 установлен в размере 96,04 руб./1000 м3 для котельных 119,99 руб./1000 м3.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 размер ПССУ для ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» утвержден в размере 87,15 руб./1000 м3, для котельных 108,88 руб./1000 м3, в связи с чем произведенная Министерством индексация ПССУ на второе полугодие 2024 года является необоснованной и подлежит пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

Размер специальной надбавки к тарифу на транспортировку природного газа принят Министерством в соответствии с приказом Министерства тарифного регулирования Ярославской области от 29.12.2022 № 434-сн/пг на первое полугодие 2024 года в размере 97,81 руб./1000м3, а с 01.07.2024 с индексом согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год (далее – Прогноз СЭР) (1,102) от установленных на 2023 год в размере 107,79 руб./1000м3.

При этом в соответствии с приказом Министерства от 27.12.2023 № 439-сн/пг специальная надбавка на второе полугодие установлена в размере 105,6 руб./1000 м3.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 190-ФЗ общим принципом организаций отношений в сфере теплоснабжения является в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В этой связи учет специальной надбавки к тарифу на услуги ГРО в размере 107,79 руб./1000м3 при утвержденной в размере 105,6 руб./1000 м3 ведет к нарушению вышеуказанного принципа. В этой связи учтенные расходы подлежат пересчету. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Организации.

Мазут.

Цена мазута принята Министерством тарифного регулирования Ярославской области по предложению организации исходя из помесячного расчета Организации с учетом складских запасов топлива.

ФАС России отмечает, что источники цен, перечисленные в пункте 28 Основ ценообразования № 1075, упорядочены по приоритету применения и используются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.

В соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) и обоснованности фактических значений расходов (цен) при отсутствии договоров, заключенных в результате проведения торгов, органу регулирования надлежит проводить анализ рыночных цен в соответствующем субъекте Российской Федерации или сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена органом регулирования. Рыночная оценка в данном случае является аналогом заключенного по результатам проведения торгов договора.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение не содержит в себе расчет учтенной цены мазута, отсутствуют ссылки на подтверждающие документы. Кроме того, проведение конкурентных торгов при закупке мазута на 2024 год регулируемой организацией не производилось.

В письменных возражениях от 01.03.2024 № ИХ.31-354/2024 Министерство тарифного регулирования указало, что им проводится ежеквартальный мониторинг цены топлива, используемого для производства тепловой энергии, в том числе топочного мазута М-100. Мониторинг в формате шаблона ЕИАС загружается в систему и контролируется ФАС России. В качестве обосновывающих документов от организации были представлены расчет рыночной цены мазута в марте 2023 года и копия бюллетеня по итогам торгов в секции «Нефтепродукты» (только по Ярославской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), а также бухгалтерские оборотные ведомости движения топлива за 01.01.2022-31.12.2022, подтверждающие складские цены на 01.01.2023 (по Ярославским ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и по Тенинской котельной).

ФАС России отмечает, что в целях учета расходов в составе НВВ органом регулирования должна производиться оценка стоимости топлива в соответствии с вышеизложенным, при этом анализ договорных цен, а также анализ фактических расходов в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1178 в экспертном заключении не отражен, что не соответствует пункту 29 Правил регулирования № 1075.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на топливо» подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифного регулирования Ярославской области нарушившим пункты 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-2» на 2024 год.

2. Министерству тарифного регулирования Ярославской области в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТГК-2» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть величину необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-2» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ПАО «ТГК-2» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ПАО «ТГК-2» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ПАО «ТГК-2» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Министерству тарифного регулирования Ярославской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ПАО «ТГК-2», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Ярославское межрегиональное УФАС России
ИНН 7604009440, ОГРН 1027600695154
Министерство тарифного регулирования Ярославской области
ИНН 7604384296, ОГРН 1227600005731