Предписание №СП/39790/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора МУП «Переработчик» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 17.12.2019 217 (ред. от 16.05.2022) и от 17.11.2022 223 (ред. от 29.09.2023) установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Переработчик» на 2022, 2023 гг. на территории Нерюнгринской зоны Республика Саха (Якутия).

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании МУП «Переработчик» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Переработчик» на 2023 год, а также возражений на Отчет, установлено следующее.

 

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

«Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

837,16

144 454,194

 

1. Расходы на транспортирование ТКО регионального оператора на 2023 год.

Величины транспортных расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ регионального оператора МУП «Переработчик» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.

 

Таблица № 1 (тыс. руб.)

2022 год

90 626,568

2023 год

102 288,795

Изменение

+ 12,86 %

 

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

 

 

 

 

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой.

Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

 

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ФАС России в отношении параметров формулы (50) Методических указаний № 1638/16, учитывая, что среднее расстояние транспортирования отходов в 2023 году не изменилось по отношению к 2022 году, плановые расходы на транспортирование ТКО регионального оператора на 2023 год должны были сложиться в размере 96 064,162 тыс. руб.

Таким образом, учтенные ГКЦ РС (Я) расходы на транспортирование ТКО для МУП «Переработчик» на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (49) Методических указаний № 1638/16 значение на 6 224,633 тыс. руб.

В возражениях на Отчет ГКЦ РС (Я) отметил, что величины транспортных расходов, учтенные органом ГКЦ РС(Я) в составе НВВ регионального оператора МУП «Переработчик», определены экономически обоснованным методом в связи изменением объемов ТКО в территориальной схеме на 2023 год. Дополнительными факторами применения экономически обоснованного метода расчета транспортных расходов регионального оператора является низкая плотность населения в регионе, наличие больших дистанций между населенными пунктами, транспортирование незначительного объема ТКО до полигона, расположенного в близлежащем населенном пункте, поскольку предложенный метод расчета по формуле 49 пункта 91 Методических указаний № 1638/16 не учитывает изменение объемов транспортировки ТКО. Расчет транспортных расходов методом калькуляции позволяет выявить наиболее точный объем экономически обоснованных затрат на транспортировку ТКО и КГМ, за счет чего минимизируется возникновение тарифных качелей и обеспечивается финансовая устойчивость предприятия. В этой связи, ГКЦ РС(Я) принята сумма транспортных расходов, высчитанная методом калькуляции.

На основании вышеизложенного, поскольку действия органа регулирования привели к увеличению расходов МУП «Переработчик» на транспортирование ТКО на 2023 год, экономически необоснованные расходы в размере 6 224,633 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора МУП «Переработчик».

2. Корректировка НВВ 2021 года.

Согласно экспертному заключению на 2023 год органом регулирования учтена отрицательная корректировка за 2021 год в размере (- 5 158,333) тыс. руб. соответственно.

При этом в экспертном заключении на 2023 год отсутствуют сведения, на основании каких обосновывающих документов были приняты ГКЦ РС (Я) фактические расходы МУП «Переработчик».

Кроме того, в отношении региональных операторов в прошлых периодах регулирования выделялись субсидии по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

При этом, в экспертном заключении ГКЦ РС (Я) не отражена информация о наличии таких субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на взаимозачет НВВ МУП «Переработчик».

В возражениях на Отчет орган регулирования отмечает, что при расчете корректировки в состав фактической НВВ за 2021 год использованы данные бухгалтерской отчетности регулируемой организации за 2021 год.

Однако в представленных органом регулирования возражениях на Отчет отсутствуют обоснования расчета фактического размера НВВ и выручки для расчета корректировки НВВ.

По мнению ГКЦ РС(Я), при установлении тарифов на 2021 год и последующие годы субсидия не исключается из необходимой валовой выручки регионального оператора и учитывается в целях компенсации расходов или сокращения недополученных доходов, а субсидия учитывается только при положительной сумме корректировки НВВ за 2021 год для компенсации величины экономически обоснованных расходов или для сокращения величины недополученных доходов.

ГКЦ РС(Я) отмечает, что у регионального оператора МУП «Переработчик» сумма корректировки НВВ за 2021 год сложилась отрицательная (-) 5,1 млн. руб., в связи с этим ГКЦ РС(Я) не учитывал полученную субсидию при снятии неосвоенных сумм расходов, учтенных в тарифе 2021 года, которые должны привести к снижению тарифа для потребителя.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473 (далее – Постановление № 473) утверждены правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». Межбюджетные трансферты предоставлялись в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2020 № 1449-р.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1534 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 473 и установлении особенностей государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год и последующие годы» (далее – Постановление № 1534) сумма предоставленных субъектом Российской Федерации региональному оператору по обращению с ТКО средств, финансовым обеспечением которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (далее – Субсидия), при установлении тарифов в области обращения с ТКО на 2021 год и последующие периоды регулирования не исключается из необходимой валовой выручки и учитывается в целях компенсации (сокращения) величины экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, определяемых в соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

На основании вышеизложенных норм следует, что возмещение экономически обоснованных расходов, ранее не учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования, и (или) недополученных доходов, предусмотренного пунктом 11 Основ ценообразования № 484 и аналогичным ему пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, выявленное по фактическим результатам деятельности регионального оператора в отчетном году (i-2), при наличии надлежащего документального подтверждения учитывается органом регулирования тарифов за счет средств полученной региональным оператором Субсидии при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования (год i).

В соответствии с нормами Постановления № 1534 экономически обоснованные расходы и (или) недополученные доходы, источником финансирования которых определены средства Субсидии, не подлежат включению в необходимую валовую выручку регионального оператора при корректировке единых тарифов на очередной период регулирования в целях недопущения дублирования источника возмещения указанных расходов за счет тарифного источника.

С учетом вышеизложенного средства полученной Субсидии региональным оператором в 2020 году должны быть направлены (зачтены) в счет экономически обоснованных недоучтенных расходов и (или) недополученных доходов в порядке пункта 11 Основ ценообразования № 484 по итогам анализа фактических результатов деятельности регионального оператора в отчетном году i-2 (2020 год), исключив факты двойного учета средств, при наличии надлежащего документального их подтверждения при корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора на очередной период регулирования год i (2022 год) и/или последующие годы i+1, i+2 (2023 год и/или далее, но не позднее 2024 года).

Также в имеющихся в распоряжении ФАС России обосновывающих материалах отсутствует информация и анализ ГКЦ РС(Я) по формированию дохода выставленных платежей за оказанные услуги, собираемой/ начисленной от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО в 2021 году.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год, а именно экономического обоснования принятой расходной и доходной части, в том числе в части формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО, а также провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов, источником финансирования которых могут являться средства Субсидии, на предмет недопущения фактов двойного учета средств.

По итогам вышеуказанного анализа в случае отсутствия обосновывающих документов, а также надлежащего экономического обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ регионального оператора МУП «Переработчик», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.

При этом орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия), нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункты 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора МУП «Переработчик» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- исключить расходы на транспортирование ТКО на 2023 год из состава НВВ МУП «Переработчик» согласно мотивировочной части настоящего предписания;

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ на 2023 год по фактическим данным за 2021 год, в том числе в части финансирования деятельности регионального оператора за счет выделенных субсидий, исключив факты двойного учета средств, исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ регионального оператора величину экономически необоснованных средств, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП «Переработчик» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО МУП «Переработчик» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153