Предписание №СП/81431/23 ПРЕДПИСАНИЕ Государственной жилищной инспекции об устранении... от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

29 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия, в том числе акт проверки
ФАС России от 30.03.2023 № 14/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа
ФАС России от 13.03.2023 № 123/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении сбытовых надбавок для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон
№ 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 123/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год сбытовых надбавок.

Сбытовые надбавки гарантирующего поставщика (далее – также ГП) электрической энергии на территории Республики Ингушетия – филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Ингушэнерго» (далее – «Ингушэнерго», Регулируемая организация) – установлены приказом Государственной жилищной инспекции Республики Ингушетия (далее – Госжилинспекция Республики Ингушетия) от 25.11.2022 № 55-П.

НВВ гарантирующего поставщика электрической энергии на 2023 год принята в размере 334 452 тыс. руб.

Рассмотрев Заключение экспертной группы Госжилинспекции Ингушетии по вопросу утверждения сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Ингушетия на 2022, 2023 годы (далее – Экспертное заключение), материалы, представленные Регулируемой организацией в составе тарифных заявок, а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 06.05.2023 № 02-32/450 (рег. от 10.05.2023 № 69418-ЭП/23), в том числе дополнение к Экспертному заключению на 2023 год, ФАС России выявила следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение вышеуказанных норм Экспертное заключение Госжилинспекции Республики Ингушетия не содержит анализ экономической обоснованности по нижеуказанным статьям затрат, ссылок на документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в НВВ филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Ингушэнерго».

Согласно пункту 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика осуществляется исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Ингушетия был утвержден распоряжением Главы Республики Ингушетия от 01.02.2018 № 32-рг.

Доля эталонной выручки на 2018 год составила 0,3; на 2019 год – 0,7; на 2020 год – 1,0. На 2021 и последующие годы расчет сбытовых надбавок осуществляется исходя из эталонной выручки ГП, определенной методом сравнения аналогов.

 

1. Расчетная предпринимательская прибыль

В соответствии с пунктами 23, 40, 51 (формулами 11, 64, 76) Методических указаний № 1554/17 расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной ГП для соответствующих групп (категорий) потребителей, и расчетной предпринимательской прибыли ГП в размере полутора процентов от валовой выручки ГП по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль по соответствующим группам (категориям) потребителей учтена в следующем размере.

тыс. руб.

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг

Иные потребители, приравненные к населению

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт

Сетевые организации

 

Всего

3 637

2 441

27

52

11 792

6 434

0

6 497

30 879

Расчетная предпринимательская прибыль, заявленная Регулируемой организацией, на 2023 год составила 31 311,91 тыс. руб.

В соответствии с формулами 11, 64, 76 Методических указаний
№ 1554/17 расчетная предпринимательская прибыль является производной от других статей затрат величиной.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат пересчету с учетом замечаний ФАС России по статье затрат «Неподконтрольные расходы», отраженных в настоящем предписании.

 

2. Неподконтрольные расходы

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в том числе неподконтрольные расходы ГП, включающие амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г.
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Органом регулирования неподконтрольные расходы по соответствующим группам (категориям) потребителей учтены на уровне заявки Регулируемой организации в следующем размере.

тыс. руб.

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг

Иные потребители, приравненные к населению

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт

Сетевые организации

 

Всего

23 585

0

0

0

0

0

0

0

23 585

Сумма принятых по данной статье затрат включает в себя 14 170,91 тыс. руб. на капитальные вложения и 9 413,56 тыс. руб. на эксплуатацию интеллектуальных систем учета электрической энергии.

В соответствии с положениями пункта 11 Методических указаний
№ 1554/17 неподконтрольные расходы ГП включают в себя амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г.
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям. Расходы на создание и развитие автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета учитываются на основании утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программы гарантирующего поставщика.

В дополнении к Экспертному заключению на 2023 год Орган регулирования отнесение неподконтрольных расходов на категорию потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах» обосновывает расположением многоквартирных домов исключительно в городских населенных пунктах.

Расходы на капитальные вложения учтены в соответствии с приказом Минэнерго России от 25.11.2022 № 33@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023-2027 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Россети Северный Кавказ», утвержденную приказом Минэнерго России от 27.12.2021 № 34@» (источник финансирования – прибыль, направляемая на инвестиции, полученная от реализации электрической энергии и мощности) (далее – Инвестиционная программа). Указанной Инвестиционной программой предусмотрена установка 1 100 приборов учета в 2023 году.

Расходы на эксплуатацию интеллектуальных систем учета электрической энергии в размере 9 413,56 тыс. руб. определены исходя из:

- обменного фонда – 708,55 тыс. руб.;

- расходов на персонал – 8 370,82 тыс. руб.;

- дополнительных материалов – 0,65 тыс. руб.;

- услуг связи – 327,60 тыс. руб.;

- транспортных расходов – 6,03 тыс. руб.

Указанные расходы обусловлены формированием обменного фонда приборов учета в размере 5% от потребности (от 1 100 штук).

Органом регулирования расходы на эксплуатацию интеллектуальных систем учета электрической энергии в размере 9 413,56 тыс. руб. приняты в отсутствие достаточного экономического обоснования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Недополученные, излишне полученные доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика

Согласно пункту 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе:

выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:

разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;

процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений;

установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

Органом регулирования недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, учтены в размере 12 752 тыс. руб.

тыс. руб.

Население, проживающее в городских населенных пунктах

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

Исполнители коммунальных услуг

Иные потребители, приравненные к населению

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт

Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт

Сетевые организации

 

Всего

12 682

22 608

114

251

20 164

-45 595

0

2 529

12 752

В соответствии с пунктами 28, 46 и 55 Методических указаний № 1554/17 (формулами 13, 66 и 78) величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП включает в себя в том числе Δ НР – разницу между фактическими и установленными на год (i - 2) расходами.

Согласно представленному Регулируемой организацией в составе тарифной заявки расчету в формате Excel на 2021 год были учтены неподконтрольные расходы в размере 12 203,3 тыс. руб. Фактические же сложились на уровне 0 тыс. руб.

ФАС России в отсутствие документов, подтверждающих учет на 2021 год неподконтрольных расходов в указанном размере, не представляется возможным определить обоснованность непроведения Госжилинспекцией Республики Ингушетия корректировки по неподконтрольным расходам.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4. Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций

Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций, учтены Органом регулирования в размере 0,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования, определяются по формуле 80.

Учитывая вышеизложенное, Госжилинспекции Республики Ингушетия необходимо произвести расчет и учесть выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования, в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 (формулой 80).

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственную жилищную инспекцию Республики Ингушетия нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Недополученные, излишне полученные доходы от осуществления деятельности в качества гарантирующего поставщика» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций» на 2023 год.

3. Результаты исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учесть при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Ингушетия в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ингушэнерго», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственная жилищная инспекция Республики Ингушетия (Госжилинспекция Ингушетии)
ИНН 0608062900, ОГРН 1210600000643
Ингушское УФАС России
ИНН 0608010041, ОГРН 1080608002188