Предписание №СП/49427/23 ПРЕДПИСАНИЕ ФАС России по итогам плановой выездной проверки ... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 июня 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе акт проверки ФАС России от 31.03.2022 № 33/22 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.02.2022 № 143/22, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов на передачу тепловой энергии ООО «Волжские тепловые сети» приказом от 19.12.2018 № 46/56 на 2019 год, приказом от 20.12.2019 № 44/30 на 2020 год, приказом от 18.12.2020 № 48/7 на 2021 год, приказом от 16.12.2021 № 40/41,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

В рамках исполнения своих полномочий Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее – Орган регулирования, Комитет) для ООО «Волжские тепловые сети» (далее – Общество, регулируемая организация, ООО «ВТС»):

- были установлены тарифы на тепловую энергию в горячей воде (конечные тарифы) для ООО «ВТС» на 2019 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.;

- были установлены тарифы горячую воду для ООО «ВТС» на 2019 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.;

- были установлены тарифы на передачу теплоносителя для ООО «ВТС» на 2019 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

 

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

2019

2020

2021

2022

Тепловая энергия в воде (конечные тарифы)

НВВ, тыс. руб.

1 983916,41

2 067366,83

2 116783,98

2 263057,96

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

257 455,06

-

-

-

Метод установления тарифов

индексация

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

от 19.12.2018 № 46/56

от 20.12.2019 № 44/30

от 18.12.2020 № 48/7

от 16.12.2021 № 40/41

Размер установленных тарифов (руб./Гкал, руб./кВт ч, руб./м3)

1 460,67

1 457,91

1 545,58

1 622,21

 

В соответствии со Схемой теплоснабжения города Волжский на период до 2028 года (актуализация на 2018 год), утвержденной постановлением Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 16.05.2018 № 2498, ООО «ВТС» наделено статусом единой теплоснабжающей организации в зоне действия ВТЭЦ и ВТЭЦ-2.

Регулируемая организация осуществляет поставку тепловой энергии конечным потребителям в горячей воде, вырабатываемой на ВТЭЦ и ВТЭЦ-2, принадлежащих ООО «Тепловая генерация г. Волжского.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 (в редакции действующей до 25.11.2021) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Согласно пункту 29 правил № 1075 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений Правил № 1075 в экспертных заключениях Комитета отсутствует следующая информация:

- по статьям расходов не представлены пояснения экспертов относительно их экономической обоснованности, порядка учета, а также пояснения (по отдельным статьям) относительно отклонений от заявленных организацией расходов, отсутствует анализ отклонений от заявленных регулируемой организацией;

- в экспертных заключениях об установлении тарифов на 2019, 2020, 2021, 2022 годы отсутствуют указания на экономические параметры, учтенные при установлении тарифов и фактически сложившиеся за предшествующие расчетные периоды регулирования.

- в тексте экспертного заключения регулирующим органом не исследовались причины отклонения (при наличии) фактических расходов над плановыми, отклонения (при наличии) плановых и фактических величин полезного отпуска энергии.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения Комитета тарифного регулирования Волгоградской области на 2019, 2020, 2021, 2022 годы.

При установлении и корректировке тарифов на 2019, 2020, 2021, 2022 гг., содержатся нарушения.

Экспертные заключения в части тарифов на теплоноситель, а также в части тарифов на горячее водоснабжение (открытая система теплоснабжения) отсутствуют, ввиду чего не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности, принимаемых расходов в части вышеуказанных видов деятельности, а также отпуска услуг по вышеуказанным видам деятельности.

Согласно возражениям Органа регулирования на Акт проверки ФАС России, теплоноситель в горячей воде производится ТЭЦ ООО «Тепловая генерация г. Волжского» для реализации потребителям. Основным потребителем теплоносителя в горячей воде является ООО «ВТС», который приобретает теплоноситель с коллекторов ТЭЦ и реализует его своим потребителям, подключенным к тепловым сетям ООО «ВТС».

В соответствии с пунктом 28 Правил № 1075 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Таким образом, в нарушение пункта 28 Правил № 1075 Органом регулирования не проводилась экспертиза предложений об установлении цен (тарифов) на горячее водоснабжение.

1. Долгосрочные параметры регулирования

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1075 долгосрочными параметрами регулирования являются параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.

Долгосрочные параметры регулирования регулируемой организации определяются в соответствии с положениями Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила долгосрочных параметров регулирования).

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов);

в) нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);

г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов;

д) динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний № 760-э индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом утвержденной для нее инвестиционной программы. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в соответствии с приложением 1 к Методическим указаниям № 760-э.

Вместе с тем, на 2019 год утвержденная в установленном порядке в отношении регулируемой организации инвестиционная программа отсутствует.

Приложением 1 Методических указаний № 760-э определен порядок определения индекса эффективности операционных расходов.

Формулой (11) пункта 38 Методических указаний № 760-э определен порядок расчета индекса изменения количества активов в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Вместе с тем, расчеты вышеуказанных индексов в Экспертных заключениях Органа регулирования отсутствуют.

В соответствии с возражениями Органа регулирования на Акт проверки ФАС России ввиду отсутствия разногласий между регулируемой организацией и Органом регулирования в части утвержденных долгосрочных параметров регулирования вышеуказанные параметры не требуют дополнительного экономического анализа и обоснования со стороны Комитета.

Вышеуказанный довод Комитета невозможно считать экономическим обоснованием утвержденных долгосрочных параметров регулирования для ООО «ВТС».

Учитывая вышеизложенное, долгосрочные параметры регулирования, принимаемые к учету Органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг., подлежат экономическому анализу и обоснованию, с отражением необходимого анализа в соответствии с пунктом 29 Правил
№ 1075 в Экспертном заключении.

2. Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период)

Органом регулирования операционные (подконтрольные) расходы приняты на 2019 год в размере 257 455,06 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Согласно пунктам 28-31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

При определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования
№ 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В нарушение вышеуказанных пунктов Органом регулирования не проводится анализ фактических данных за весь прошедший долгосрочный период регулирования, имеющихся на момент принятия решения, при формировании нового базового уровня операционных расходов.

Таким образом, расчет расходов базового периода регулирования – 2019 года не имеет достаточного экономического обоснования, в связи с чем операционные расходы базового периода регулирования подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Комитета, с отражением необходимого анализа в соответствии с пунктом 29 правил № 1075 в Экспертном заключении.

2.1 Расходы на приобретение сырья и материалов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год в размере 9 259,97 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В части конечных тарифов на тепловую энергию, установленных в отношении ООО «ВТС», в Экспертном заключении на 2019 год в полном объеме отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

В соответствии с тарифной заявкой регулируемой организации на 2019 год в части обоснования заявленных расходов по данной статье затрат ООО «ВТС» не были представлены договоры, заключенные в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, представлены исключительно расчеты потребности в сырье и материалах регулируемой организации, а также планы закупок.

Согласно возражениям Органа регулирования на Акт проверки ФАС России, в соответствии с фактическими данными регулируемой организации за три предшествующих периода регулирования фактические расходы на сырье и материалы ежегодно составляют размер меньший, чем размер расходов, учитываемых в необходимой валовой выручке регулируемой организации в плановом режиме (около 20 %).

Ввиду вышеизложенного, Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2019 год были рассчитаны на основании пункта 30 Основ ценообразования № 1075.

Вместе с тем обоснования необходимости покупки сырья и материалов в Экспертном заключении 2019 года, а также в возражениях на Акт проверки Фас России Органом регулирования не раскрыты.

Таким образом, не смотря на существенное фактическое снижение расходов на сырье и материалы за три предшествующих года, а также договоров на приобретение сырья и материалов, заключенных в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, Комитетом расходы по данной статье затрат учитываются выше фактических расходов регулируемой организации.

Учитывая вышеуказанные факты, Комитетом необоснованно учитываются расходы в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации выше фактических расходов ООО «ВТС».

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов ООО «ВТС» на 2019 год, подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

2.2 Расходы на оплату труда.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год в размере
91 860,12 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов, представленных Органом регулирования одним из основных видов деятельности ООО «ВТС» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности является 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В материалах тарифных дел ООО «ВТС» отсутствует письменный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - ОТС в ЖКХ) в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, таким образом на ООО «ВТС» распространяется действие ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, при определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2019 год при расчете тарифов для ООО «ВТС» на базовый период регулирования не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за соответствующие отчетный период регулирования в разрезе регулируемых видов деятельности.

Необходимо отметить, что анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по данной статье затрат отсутствует в полном объеме.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на оплату труда», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов ООО «ВТС» на 2019 год, подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

3.4 Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год в размере 16 971,29 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Кроме того, расходы по данной статье затрат должны также рассчитываться на основании пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

При этом анализ данной статьи затрат в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях отсутствует.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2019 год в отношении тарифов на тепловую энергию в полном объеме отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

Не представляется возможным определить, на основании каких договоров были учтены расходы по данной статье затрат и были ли вышеуказанные договоры заключены на основании торгов.

Кроме того, дополнительные соглашения к договорам, учитываемым по данной статье затрат, в материалах к тарифной заявке в полном объеме не представлены.

Вместе с тем, 80 % расходов по данной статье затрат приходится на подстатью «Расходы на оплату других работ и услуг».

Исходя из Экспертного заключения Комитета и возражений Органа регулирования на Акт проверки ФАС России не представляется возможным определить какие расходы и в каких объемах были включены в данную статью затрат.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования, а также возражений Комитета на Акт проверки ФАС России не представляется возможным определить, какие конкретно работы и услуги, в каких объемах включены в вышеуказанную подстатью, а также на основании каких обосновывающих материалов.

Согласно возражениям Органа регулирования на Акт проверки ФАС России, в соответствии с фактическими данными регулируемой организации фактические расходы регулируемой организации выше плановых, так как Обществом учитываются фактические расходы на юридические и нотариальные услуги, содержание аппарата управления ПАО «ЛУКОЙЛ» и договора с Единым Исполнительным Органом. Вышеуказанные расходы Органом регулирования не признаются экономически обоснованными и не учитываются.

При этом, согласно возражениям на Акт проверки ФАС России, ввиду отсутствия источников информации о фактических ценах (тарифах) за соответствующий отчетный год Орган регулирования руководствовался пунктом 30 Основ ценообразования № 1075.

Ввиду вышеизложенного, Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2019 год были рассчитаны на основании пункта 30 Основ ценообразования № 1075.

Вместе с тем, Орган регулирования обладал информацией о фактических ценах (тарифах) за отчетный соответствующий год при расчете расходов на текущий год таких, как, например, тарифы на коммунальные услуги, а также в согласно возражениям Органа регулирования в тарифной заявке регулируемой организации были представлены материалы подтверждающие фактические расходы за соответствующий год.

На основании вышеизложенного, затраты по данной статье, учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов ООО «ВТС» на 2019 год, подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

3. Операционные (подконтрольные) расходы (корректировки)

Органом регулирования операционные (подконтрольные) расходы на очередной период регулирования учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 262 526,92 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 272 760,27 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 281 644,07 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию)

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Вместе с тем, согласно пункту 49 Методических указаний № 760-э скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в 2018 году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 осуществляется по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Так, формулой 10 предусмотрено, что операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются следующим образом:

 

(тыс. руб.), (10)

 

При этом отмечаем, что при применении данной формулы операционные расходы последующих годов долгосрочных периодов регулирования (после базового года) также должны быть пересчитаны с учетом корректных значений индексов потребительских цен на последующие годы долгосрочных периодов регулирования (после базового года) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, как того требует пункт 49 Методических указаний № 760-э.

Органом регулирования, операционные расходы на третий год долгосрочного периода регулирования необходимо рассчитывать с учетом фактического индекса потребительских цен на второй год долгосрочного периода регулирования и планового индекса потребительских цен на третий год долгосрочного периода регулирования, и так далее.

При формировании операционных расходов на 2020 год и последующие периоды регулирования Органом регулирования, исходя из Экспертных заключений, приняты некорректные индексы потребительских цен.

В соответствии с возражениями Комитета при определении операционных расходов на каждый очередной год долгосрочного периода регулирования необходимо рассчитывать исключительность исходя из плановых значений индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в случае применения вышеуказанного подхода Органом регулирования операционные расходы на очередной период регулирования рассчитываются некорректно, ввиду чего, в нарушение пункта 25 Основ ценообразования № 1075 и пункта 11 Методических указаний № 760-э Комитетом допускается возможность недополученния регулируемой организацией необходимой валовой выручки или учета в необходимой валовой выручке экономически необоснованных расходов.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулировать требуется пересмотреть уровень операционных расходов на 2020-2022 годы с учетом пересмотра части статей затрат, учтенных в базовом периоде регулирования – 2019 году, долгосрочных параметров регулирования, а также с учетом применения корректных индексов потребительских цен, необходимый анализ отразив в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 в Экспертных заключениях.

4. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

4.1 Отчисления на социальные нужды

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 28 288,27 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 29 390,95 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 30 408,54 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

Отмечаем, что согласно статье 425 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

В связи с необходимость дополнительного анализа и перерасчета затрат по статье «Расходы на оплату труда» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», учтенные на 2020, 2021 и 2022 гг., также требуют пересмотра.

4.2 Арендная плата

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 5 233,6 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 5 233,6 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 5 209,96 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

При этом пунктом 39 Методических указаний № 760-э определен перечень неподконтрольных расходов.

Из представленных Экспертных заключений на 2020-2022 гг. неясно каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какова первоначальная стоимость объектов, какие объекты включены в данную статью затрат, а также на основании каких обосновывающих материалов учтены расходы по данной статье затрат.

При этом, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Согласно Экспертным заключениям Органа регулирования на 2020-2022 гг., а также возражениям Комитета на Акт проверки ФАС России в составе расходов по данной статье затрат учтена договорная цена по договору аренды от 25.09.2009 № 09/1-36 (рег. № 2065ап) (далее – договор аренды от 25.09.2009 № 09/1-36), заключенному между Управлением муниципальным имуществом администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области и ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», срок заключенного договора с 15 октября 2009 года по 14 октября 2034 года.

Вместе с тем, вышеуказанный договор ООО «Волжские тепловые сети» заключен не был.

При этом, согласно возражениям Комитета на Акт проверки права и обязанности ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» передала права и обязанности ООО «ВТС», в том числе по договору аренды от 29.09.2009 № 09/1-36 по передаточному акту от 25.03.2016 (далее – передаточный акт от 25.03.2016).

Необходимо отметить, что в представленных материалах тарифных дел регулируемой организации акты ввода-вывода из эксплуатации объектов основных средств, инвентарные карточки учета основных средств собственника основных средств, расчет амортизационных отчислений в соответствии с Классификатором, а также передаточный акт от 25.03.2016 отсутствуют.

На основании вышеизложенного, затраты по данной статье, учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов ООО «ВТС» на 22020-2022 гг., подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

4.3 Амортизационные отчисления

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 93 844,07 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 93 844,07 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 105 949,5 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расчет амортизационных отчислений в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствует.

Из представленных Экспертных заключений на 2020-2022 гг. не представляется возможным определить на основании каких материалов Органом регулирования принимались к учету расходы по данной статье затрат, амортизация какого имущества включена в данную статью затрат, каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какова первоначальная стоимость учитываемых объектов.

Вместе с тем, в соответствии с возражениями Комитета на Акт проверки ФАС России Органом регулирования была учтена фактически сложившаяся амортизация основных средств в предыдущем отчетном периоде регулирования. Из представленных Комитетом Экспертных заключений, а также возражений на Акт проверки ФАС России не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В обосновывающих документах отсутствуют акты ввода-вывода основных средств из эксплуатации, представлен реестр ввода-вывода объектов основных средств.

Анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг., в том числе с пообъектным расчетом амортизационных отчислений отсутствует.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Амортизационные отчисления», учтенные Комитетом в составе необходимой валовой выручки ООО «ВТС», подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

5. Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 1 597 987,98 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 1 645 274,03 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 1 748 756,49 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значений расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

 

(тыс. руб.), (5)

 

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, объем потерь тепловой энергии при передаче определяется с учетом пункта 118 Методических указаний № 760-э.

Стоимость 1 кубического метра воды определяется с учетом положений пункта 149 Методических указаний № 760-э.

В статью затрат «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» на 2020-2022 гг. включены следующие расходы:

тыс.руб.

Энергетический ресурс

2020

2021

2022

Электрическая энергия на технологические цели

19 390,47

21 433,19

24 372,11

Вода и стоки на технологические цели (теплоноситель)

24 697,55

25 025,0

26 099,11

Покупная тепловая энергия

1 553 899,96

1 598 815,84

1 698 285,28

 

Согласно Экспертным заключениям Органа регулирования на
2020-2022 гг. поставщиком покупаемой тепловой энергии и теплоносителя для ООО «ВТС» является ООО «Тепловая генерация г. Волжского».

В соответствии с возражениями Органа регулирования на Акт проверки ФАС России у ООО «ВТС» отсутствует техническая возможность закупки тепловой энергии и теплоносителя у иных производителей тепловой энергии

Вместе с тем, не представляется возможным определить, на основании каких материалов и на основании каких положений действующего законодательства были приняты цены и объемы, относимые на энергоресурсы.

Расходы по статьям затрат, относящимся к расходам на энергетические ресурсы, должны рассчитываться в том числе с учетом пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

В нарушение вышеуказанного пункта, информация о заключении ООО «ВТС» договоров на приобретение энергоресурсов у вышеуказанных организаций в результате проведения торгов отсутствует.

Кроме того, при расчете расходов на приобретение тепловой энергии и теплоносителя Комитетом учитывается объем тепловой энергии, установленный в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2020-2022 годы, утвержденным ФАС России, в отношении ООО «Тепловая генерация г. Волжского».

ФАС России отмечает, что при расчете расходов на приобретение энергетических ресурсов необходимо руководствоваться пунктом 27 Методических указаний № 760-э, в том числе необходимо учитывать объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.

Таким образом, учет планового показателя объема без учета фактических данных за предыдущие расчетные периоды регулирования противоречат действующему законодательству.

Поставщиком электрической энергии для регулируемой организации на 2020-2022 гг. является ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС».

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования, а также возражений на Акт проверки ФАС России на 2020-2022 гг. не представляется возможным определить, каким образом были рассчитаны расходы на энергетические ресурсы.

Кроме того, не представляется возможным определить, на основании каких материалов и на основании каких положений действующего законодательства были приняты цены и объемы, относимые на энергоресурсы.

Вместе с тем, расходы по статьям затрат, относящимся к расходам на энергетические ресурсы, должны рассчитываться в том числе с учетом пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

В нарушение вышеуказанного пункта, информация о заключении ООО «ВТС» договора с ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС» в результате проведения торгов отсутствует.

Исходя из Экспертных заключений Комитета на 2020-2022 гг. не представляется возможным определить были ли объемы приобретаемой электрической энергии рассчитаны в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, который предусматривает учет фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.

Таким образом, ввиду отсутствия необходимой информации для подтверждения вышеуказанных расходов, а также анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствия расчета в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов, учитываемых на 2020-2022 гг.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя», учтенные Комитетом в составе необходимой валовой выручки ООО «ВТС», подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

6. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (прибыль/убыток предыдущего периода регулирования)

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих размерах:

- на 2020 год – 34 750,64 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2021 год – 24 549,37 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию);

- на 2022 год – 45 389,47 тыс. руб. (конечный тариф на тепловую энергию).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

(тыс. руб.), (22)

 

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 1746-э;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 1746-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний отчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2018-2020 гг. при корректировке тарифов на 2020-2022 гг. соответственно.

В соответствии с возражениями Органа регулирования на Акт проверки ФАС России регулируемой организацией не был представлен расчет корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Вместе с тем, Орган регулирования также отмечает, что необходимые обосновывающие материалы были представлены регулируемой организацией в рамках тарифных дел.

В нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 52 Основ ценообразования, пункта 52 Методических указаний № 760-э Комитетом не отражен необходимый анализ в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования, а также возражений на Акт проверки ФАС России учитываемые показатели при расчете расходов по данной статье затрат Органом регулирования не раскрыты, также не указаны материалы, на основании которых принимались те или иные показатели.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (прибыль/убыток предыдущего периода регулирования)», учтенные Комитетом в составе необходимой валовой выручки ООО «ВТС», подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях.

7. Расчетная предпринимательская прибыль

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» не являются долгосрочным параметром регулирования и устанавливаются на каждый год расчетным путем.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на
2020-2022 гг. не представляется возможным определить в каких объемах учитывается расчетная предпринимательская прибыль в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Таким образом, затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», учтенные Комитетом в составе необходимой валовой выручки ООО «ВТС», подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре)
за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пункты 22, 28, 30, 38, 40, 42, 43, 44, 45, 52, 74, 75, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 27, 38, 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункты 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 при установлении тарифов на передачу тепловой энергии для ООО «Волжские тепловые сети».

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2019-2022 гг. для ООО «Волжские тепловые сети», а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Волжские тепловые сети» при установлении тарифов на передачу тепловой энергии и теплоносителя, анализ отразив в Экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат (показателям):

- «Долгосрочные параметра регулирования» на 2019 год;

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2020-2022 гг.;

- «Амортизационные отчисления» на 2020-2022 гг.;

- «Арендная плата» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя» на 2020-2022 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2020-2022 г.;

- «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчете тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2020-2022 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Волжские тепловые сети» 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Волжские тепловые сети» на 2019-2022 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания Органу исполнительной власти Волгоградской области в области
государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2023 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на передачу тепловой энергии для ООО «Волжские тепловые сети» на
2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Волжские тепловые сети», установленной на 2023 год. Органу исполнительной власти Волгоградской области исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ООО «Волжские тепловые сети» на 2023 год, при установлении (пересмотре) цен (тарифов) на передачу тепловой энергии для ООО «Волжские тепловые сети» на 2024 год в соответствии с требованиями законодательства.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для
возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на передачу тепловой энергии для ООО «Волжские тепловые сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596