Решение №СП/7739/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «31» января 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Норд Гидро» (далее — Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «Норд Гидро» <...>, председателя Комитета <...>., заместителя председателя Комитета <...>., начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <...>., заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <...>,<...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Норд Гидро» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. от 19.12.2023 № 202683-ЭП/23).

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте, осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Методическими указаниями по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, утвержденных приказом ФАС России от 14.02.2022 № 104/22 (далее – Методические указания № 104/22).

Предметом разногласий является величина тарифа, установленная постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17.11.2023 № 104 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте МГЭС «Ляскеля» акционерного общества «Норд Гидро» и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, на 2024 год».

Величина тарифа, установленная оспариваемым решением – 1,41 руб./кВт*ч.

Величина, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 3,31 руб./кВт*ч.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением, - 26 703,77 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, - 62 798,88 тыс. руб.

Тарифы на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте в отношении АО «Норд Гидро» устанавливаются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Вышеуказанное увеличение необходимой валовой выручки связано с разногласиями (спором), возникшем между Заявителем и органом регулирования по величине расходов (доходов) по следующим статьям затрат:

Статьи затрат

Принято Госкомитетом

Заявлено
в ФАС России

Величина разногласий

1

Амортизация основных средств, тыс. руб.

66,74

24 126,28

24 059,54

2

Выпадающие доходы (необоснованные расходы), тыс. руб.

- 24 806,64

- 12 771,08

12 035,56

 

ИТОГО

36 095,10

МГЭС «Ляскеля» была введена в эксплуатацию в 2011 году. Возврат инвестированного капитала АО «Норд Гидро» осуществлялся на основании соглашения о сотрудничестве с Республикой Карелия от 24.11.2011 в течение
2011-2016 годов, так как до вступления в силу Методических указаний
по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденных приказом
ФАС России от 30.09.2015 № 900/15, не было определенного порядка возмещения стоимости инвестированного капитала.

В течение 2017-2023 годов НВВ в отношении МГЭС «Ляскеля» устанавливалась методом экономически обоснованных расходов с учетом расходов на амортизацию.

По результатам анализа представленных сторонами ФАС России отмечает следующее.

1. Амортизация основных средств

Величина расходов по статье «Амортизация основных средств», входящая
в состав необходимой валовой выручки МГЭС «Ляскеля», учтенная в оспариваемом решении органа регулирования – 66,74 тыс. руб.

Величина экономически обоснованных расходов по данной статье, по мнению Заявителя, – 24 126,28 тыс. руб.

Величина спора (разногласий) – 24 059,54 тыс. руб.

В рамках тарифной заявки на 2024 год АО «Норд Гидро» амортизационные отчисления заявлены в размере 24 126,28 тыс. руб. В качестве обоснования представлены:

- расчет амортизации МГЭС «Ляскеля» на основании максимальных сроков полезного использования на 2024 год;

- ведомость амортизации основных средств за 2023 год.

В соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования № 1178 на розничных рынках на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии
и мощности и на территориях, предусмотренных приложением № 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172
«Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности
и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» (далее также – Правила оптового рынка № 1172),
по истечении срока возврата инвестированного капитала, определенного
в соответствии с настоящим пунктом, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии
с методическими указаниями, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, устанавливают в отношении квалифицированных генерирующих объектов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), произведенную
на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях без учета базового размера инвестированного капитала.

Республика Карелия включена в перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового
и розничных рынков, обозначенный в Приложении № 3 к Правилам оптового рынка № 1172.

В соответствии с пунктом 16 Методических указаний № 104/22 в состав необходимой валовой выручки, определяемой методом экономически обоснованных расходов (затрат) по истечении срока возврата капитала, инвестированного
в квалифицированный генерирующий объект, включаются в том числе расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные
с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Орган регулирования мотивирует исключение расходов на амортизацию пунктом 5 Основ ценообразования № 1178, согласно которому при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности и тем, что Комитетом в течение срока возврата инвестированного капитала МГЭС «Ляскеля» учитывались источники финансирования базы инвестированного капитала (амортизация и прибыль на развитие производства).

В соответствии с соглашением о сотрудничестве в области электроэнергетики от 24.11.2010, заключенным между Правительством Республики Карелия
и ЗАО «Норд Гидро», для генерирующих объектов, в том числе МГЭС «Ляскеля» устанавливается пятилетний период окупаемости.

Таким образом, величина базы инвестированного капитала МГЭС «Ляскеля»
в размере 711 176,55 тыс. руб. возвращена регулируемой организации в тарифных источниках 2011-2016 гг. в полном объеме.

Амортизация за 2022 год по объекту «Очистные сооружения очистки и учета сточных вод», не включенного в стоимость базы инвестированного капитала, рассчитана Комитетом и принята на 2024 год в размере 66,74 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что вышеописанный подход регулятора противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Кроме того, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Исходя из вышеизложенного, включение в необходимую валовую выручку
АО «Норд Гидро» затрат на строительство квалифицированного генерирующего объекта при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат)
и учет амортизации на эти объекты не является нарушением действующего тарифного законодательства и не квалифицируется как повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, так как данные расходы имеют по своей сути различную экономическую сущность.

Включение расходов на амортизационные отчисления в НВВ регулируемой организации предусмотрено пунктом 16 Методических указаний № 104/22, пунктами 18, 27 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов на амортизацию на 2024 год в соответствии
с требованиями пунктов 18, 27 Основ ценообразования № 1178, экономически обоснованный размер расходов на амортизацию включить в состав необходимой валовой выручки МГЭС «Ляскеля».

2. Выпадающие доходы (необоснованные расходы)

Органом регулирования на основании протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17.11.2023 № 99 принято решение об исключении из необходимой валовой выручки
МГЭС «Ляскеля» экономически необоснованных расходов по статье «Амортизация» по факту 2022 года поэтапно: при регулировании на 2024 год – 12 035,56 тыс. руб., при последующем регулировании – 12 035,56 тыс. руб.

При этом, в течение 2017-2023 гг. орган регулирования устанавливал необходимую валовую выручку МГЭС «Ляскеля» методом экономически обоснованных затрат с учетом расходов на амортизацию.

Аргументация исключения данных расходов в размере 12 035,56 тыс. руб. за 2022 год аналогична той, что представлена по статье «Амортизация основных средств».

В связи с этим, органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов на амортизацию за 2022 год, в соответствии
с требованиями пунктов 18, 27 Основ ценообразования № 1178 экономически обоснованный размер расходов на амортизацию включить в состав необходимой валовой выручки МГЭС «Ляскеля».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Норд Гидро» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам
и тарифам, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункты 18, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования АО «Норд Гидро», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. от 19.12.2023 № 202683-ЭП/23).

3. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.04.2024 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по следующим статьям затрат:

- «Амортизация основных средств» на 2024 год;

- «Выпадающие доходы (необоснованные расходы) (в части амортизационных отчислений)» за 2022 год.

4. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок
до 01.04.2024 пересмотреть необходимую валовую выручку МГЭС «Ляскеля» на 2024 год, а также пересмотреть с 01.04.2024 и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую АО «Норд Гидро» (МГЭС «Ляскеля») потребителям Республики Карелия, на 2024 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифа
в электроэнергетике для АО «Норд Гидро» (МГЭС «Ляскеля») письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении цены (тарифа) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписывается настоящим решением;

- протокола заседания коллегиального органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для
АО «Норд Гидро» цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте МГЭС «Ляскеля», в котором отражен результат исполнения настоящего решения.

 

 

 

 

Председатель Комиссии _______________/ <...>

(подпись)

 

Заместитель
председателя Комиссии _______________/ <...>

(подпись)

 

Члены Комиссии:

_______________/ <...>

(подпись)

 

_______________/<...>

(подпись)

 

_______________/ <...>

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны