Предписание №СП/114427/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаро... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2021 № 890/21, Акт проверки ФАС России от 2510.2021 № 106/21), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для ПАО «ДЭК» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») (далее – ПАО «ДЭК», регулируемая организация, ГП) на 2019-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ПАО «ДЭК» осуществляет деятельность гарантирующего поставщика на территории Хабаровского края.

Сбытовые надбавки для ПАО «ДЭК» устанавливаются на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Необходимая валовая выручка, установленная Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Орган регулирования), составляет:

Динамика НВВ по годам, тыс. руб.

 

Показатели

Годы

2019

2020

2021

Метод установления тарифов

Метод сравнения аналогов в отношении территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (Хабаровский край за исключением Николаевского МО)

НВВ

(тыс. руб.)

1 841 922,8

1 895 331,7

2 018 913,8

Метод установления тарифов

Метод экономически обоснованных затрат в отношении территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (территория Николаевского муниципального района Хабаровского края)

Годы

2020

2021

НВВ

(тыс. руб.)

69 131,6

78 385,6

 

Сбытовые надбавки для ПАО «ДЭК» были установлены:

на 2019 г.:

- постановлением Комитета от 19.12.2018 № 40/2 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику электрической энергии публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт»), поставляющему электрическую энергию (мощность) на розничном рынке Хабаровского края на 2019 год»;

- постановлением Комитета от 27.12.2018 № 44/5 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год»;

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.07.2019 № 18/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год» (во исполнение приказа ФАС России от 10.07.2019 № 939/19);

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 № 37/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год» (во исполнение решения Хабаровского краевого суда от 24.05.2019 № 3а-88/2019, сбытовые надбавки ГП остались на прежнем уровне).

на 2020 г.:

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 № 42/5 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику электрической энергии публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на 2020 год»;

на 2021 г.:

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.12.2020 № 43/4 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику электрической энергии публичному акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на 2021 год».

Рассмотрев Экспертные заключения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по рассмотрению документов по делу № 31/ТЭК от 28.04.2018 / 34/ТЭК от 06.05.2019 / № 32/ТЭК от 29.04.2020 об установлении сбытовой надбавки гарантирующему поставщику ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на 2019 / 2020 / 2021 гг., соответственно, (далее – Экспертное заключение на 2019 / 2020 / 2021 год), Возражения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, направленные письмами от 21.02.2022 № 27739-ЭП/22, от 14.04.2022 № 69986-ЭП/22, а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок, ФАС России выявила следующее.

 

Анализ по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «ДЭК» при установлении сбытовых надбавок на 2019 - 2021 годы (Хабаровский край за исключением Николаевского МО)

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 если график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не утвержден, то расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика осуществляется исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки высшим должностным лицом Хабаровского края не был утвержден.

Начиная с 2018 года сбытовые надбавки для ПАО «ДЭК» в полном объеме устанавливаются с использованием метода сравнения аналогов.

 

Неподконтрольные расходы

 

Амортизация

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

Исходя из Экспертных заключений на 2019 - 2021 годы, расходы на амортизацию приняты Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в размере:

на 2019 год – 22 990,5 тыс.руб.;

на 2020 год – 27 111,83 тыс.руб.;

на 2021 год – 28 364,8 тыс.руб.

Из Экспертных заключений на 2020 и 2021 годы следует, что затраты по рассматриваемой статье затрат являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с Основами ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, при учете суммы амортизации основных средств в НВВ
регулируемой организации Органу регулирования необходимо руководствоваться в том числе нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Из Экспертных заключений на 2019 - 2021 годы следует, что расходы на амортизацию учтены на уровне тарифной заявки организации.

ФАС России также отмечает, что Экспертные заключения на 2019-2021 годы не содержат пообъектный расчет исходя из максимальных сроков использования основных средств, расходов и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации, отсутствуют отсылки к обосновывающим документам, принятыми органом регулирования во внимание при расчете расходов, а также калькуляция сложившихся (учтенных) расходов.

Из Экспертных заключений на 2019 – 2021 годы не представляется возможным определить, какой размер затрат на амортизацию учтен на каждую из категорий потребителей.

Кроме того, из тарифных заявок регулируемой организации следует, что при определении расходов на амортизацию учитываются амортизационные отчисления по объектам основных средств стоимостью менее 100 тыс.руб., а также расходы на объекты, не оказывающие влияние на оказание услуг сбытовой деятельности (картина, трансформаторная подстанция).

Учитывая вышеизложенное, расходы на амортизацию имущества стоимостью менее 100 тыс.руб. и не оказывающие влияние на регулируемый вид деятельности подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы на амортизацию подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Налоги

В соответствии с Экспертными заключениями на 2019 - 2021 годы учтенная сумма налога составляет:

2019 г. – 114 318,39 тыс.руб.;

2020 г. – 136 425,65 тыс.руб.;

2021 г. – 150 913,1 тыс.руб.

Учтенные расходы на 2019 и 2020 годы включают затраты на транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на прибыль, на 2021 год – транспортный налог и налог на прибыль.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на уплату налогов в расчетном периоде регулирования учитываются по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период.

ФАС России также отмечает, что из Экспертных заключений на 2020 и 2021 годы не представляется возможным определить какой размер затрат учтен на каждую из категорий потребителей.

Исходя из представленных Органом регулирования возражений на Акт проверки № 106/21 (далее – Возражения) следует, что расходы на налоги распределены пропорционально количеству точек поставки. Однако принятая величина расходов по каждой категории потребителей не приводится.

В Возражениях указывается, что из состава налога на имущества на 2020 год исключены расходы на движимое имущество. Вместе с тем, расходы учтены на уровне тарифной заявки регулируемой организации.

Кроме того, в составе обосновывающих документов представлены налоговые декларации по транспортному налогу в отношении транспортных средств, не оказывающих влияние на регулируемый вид деятельности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу, а при отсутствии обоснования – исключению из НВВ регулируемой организации.

 

Недополученные или излишне полученные доходы от осуществления деятельности в качестве ГП ПАО «ДЭК» за период, предшествующий базовому периоду регулирования.

Органом регулирования учтены расходы в размере:

тыс. руб.

Показатель, год

Население

Прочие потребители

 

Сетевые организации

Итого

2020

- 48 948,0

- 35 611,0

5 122,0

- 79 437,49

2021

- 3 863,52

32 045,66

33 907,35

62 089,49

 

На 2019 год расходы учтены в общей сумме 11 839,9 тыс. руб.

Рассматриваемые расходы на 2019 - 2021 годы включают выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi) и величину недополученных ("+") или излишне полученных ("-") доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении категории потребителей за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2) на 2020 – 2021 годы.

Органом регулирования учтены выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi), в размере:

2019 год – 11 839,9 тыс.руб.;

2020 год – - 23 614,045 тыс.руб.;

2021 год – 10 540,078 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 56 выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi), определяются по формуле:

 

 

 

где:

- средневзвешенная стоимость покупки единицы электрической энергии (мощности) для энергоснабжения населения в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), определяемые по формуле:

 

, (81)

 

где:

- индикативная цена на электрическую энергию, поставляемую населению в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), руб./кВт*ч;

- индикативная цена на мощность, поставляемую населению в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), руб./кВт;

- прогнозный объем электрической энергии в соответствии со сводным прогнозным балансом, поставляемой ГП населению в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), кВт*ч;

- прогнозный объем мощности в соответствии со сводным прогнозным балансом, поставляемой ГП населению в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), кВт;

- прогнозный объем электрической энергии в соответствии со сводным прогнозным балансом, поставляемой ГП населению в расчетном периоде регулирования (i), кВт*ч;

- сбытовая надбавка ГП для населения на расчетный период регулирования (i), к которому относится месяц (m), руб./кВт*ч;

- тариф на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению в месяце (m) расчетного периода регулирования (i), для подгруппы потребителей, в отношении которой применяется 1-ый вид тарифа на электрическую энергию, руб./кВт*ч;

- плата за прочие услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса энергоснабжения, рассчитанная для месяца (m) расчетного периода регулирования (i), руб./кВт*ч;

- установленный на расчетный период регулирования (i), к которому относится месяц (m), 1-ый вид тарифа на электрическую энергию, руб./кВт*ч;

- прогнозный объем электрической энергии, поставляемой ГП населению в месяце (m) расчетного периода (i) по 1-ому виду тарифа, кВт*ч;

- отклонение величины выпадающих доходов, учтенных при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), от сложившихся за период регулирования (i - 2), определяемое в соответствии с пунктом 57 настоящих Методических указаний, учитывающее отклонение стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой ГП для целей поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей, руб.

ФАС России отмечает, что из Экспертных заключений на 2019 - 2021 годы не представляется возможным определить, какое значение индикативной цены на электрическую энергию принято в расчетах, а также отсутствует калькуляция учтенных затрат.

Величина недополученных ("+") или излишне полученных ("-") доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), учтена Органом регулирования в размере:

на 2020 год по факту 2018 года – - 55 823,445 тыс.руб.;

на 2021 год по факту 2019 года – 51 549,41 тыс.руб.

Корректировка недополученных ("+") или излишне полученных ("-") доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2) в соответствии с пунктами 28, 46, 55 (формулы 13, 66, 78) Методических указаний № 1554/17 Органом регулирования на 2019 год не проводилась в связи с отсутствием у организации за 2017 – 2018 гг. полноценного раздельного управленческого и бухгалтерского учета в части затрат на сбыт электроэнергии по территории Николаевского муниципального образования, технологически не связанной с ЕЭС и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а Комитетом по данной территории на 2017-2019гг. отдельно сбытовая надбавка и не утверждалась, постатейная смета затрат на сбыт электроэнергии методом экономически обоснованных затрат отдельно не формировалась.

Однако, несмотря на вышеуказанное, корректировка выпадающих доходов ГП, связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемых при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (i) (Выпi) Комитетом была произведена.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с требованиями Методических указаний № 1554/17.

Дополнительно ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 Орган регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В свою очередь, к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).

Таким образом, органу регулирования надлежало провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации за 2017 год и учесть его результаты при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2019 год.

Экспертное заключение на 2019 год содержит информацию только о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации за 2017 год.

При этом информация о причинах отклонения фактических результатов деятельности от плановых и представленных обосновывающих документов отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат на 2019-2021 годы подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с требованиями Методических указаний № 1554/17.

 

Анализ по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «ДЭК» при установлении сбытовых надбавок

на 2020 -2021 годы на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами

(в отношении территории Николаевского муниципального образования Хабаровского края)

В соответствии с пунктом 65(3) Основ ценообразования № 1178 при установлении сбытовых надбавок в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, метод сравнения аналогов не применяется.

Постановлением Комитета от 27.12.2018 № 44/5 были утверждены цены (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком – ПАО «ДЭК» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2019 год, включая сбытовые надбавки на 2019 год для категорий потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» и «прочие потребители».

Приказом ФАС России от 10.07.2019 № 939/19 было отменено Постановление № 44/5, Комитету было предписано установить новые сбытовые надбавки для ПАО «ДЭК» с учетом действующего тарифного законодательства.

Постановлением Комитета от 26.07.2019 № 18/4 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - ПАО «ДЭК» покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, а также сбытовые надбавки в отношении ПАО «ДЭК» на 2019 год.

Как следует из Экспертного заключения Комитета к тарифному решению № 18/4, по мнению Органа регулирования, законодательством не урегулирован порядок определения НВВ и расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика в ситуации, когда один и тот же гарантирующий поставщик одновременно в границах одного и того же субъекта РФ осуществляет деятельность по реализации (сбыту) электрической энергии на части территории, отнесенной к неценовой зоне оптового рынка, и части территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Учитывая вышеизложенное, сбытовые надбавки были определены Комитетом в средневзвешенном значении исходя из объемов, установленных прогнозным сводным балансом для каждой группы потребителей Николаевской энергорайона, и ранее установленных сбытовых надбавок для каждой группы потребителей гарантирующего поставщика.

Между тем, указанный подход не соответствует законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В силу пункта 64 Методических указаний № 1554/17 необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика, осуществляющего деятельность в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, рассчитывается методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Таким образом, законодательством предусмотрено применение различных методов регулирования при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, осуществляющего деятельность по реализации (сбыту) электрической энергии на различных территориях.

В этой связи установление сбытовой надбавки ПАО «ДЭК» на 2019 год должно было осуществляться органом регулирования на территории неценовой зоны с применением метода сравнения аналогов, а на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, - с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) без дифференциации по группам потребителей.

Учитывая изложенное, орган регулирования не вправе был установить единую сбытовую надбавку с применением одного метода регулирования для ПАО «ДЭК», осуществляющего деятельность на территории неценовой зоны и на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Согласно пункту 64 Методических указаний № 1554/17 в необходимую валовую выручку ГП, осуществляющего деятельность в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, рассчитываемую методом экономически обоснованных расходов (затрат) в целях определения сбытовой надбавки ГП, устанавливаемой без дифференциации по группам потребителей, включаются относимые на деятельность по реализации (сбыту) электрической энергии планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль ГП (расходы, связанные с реализацией электрической энергии (мощности), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно пункту 65 Методических указаний № 1554/17 к расходам, связанным с реализацией электрической энергии (мощности), относятся:

1) расходы на сырье и материалы;

2) расходы на оплату труда и страховые взносы;

3) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

4) расходы на содержание помещений (включающие расходы на аренду помещений и земельных участков);

5) расходы на печать и доставку документов;

6) расходы на организацию работы колл-центров и взаимодействие с потребителями через «Интернет»;

7) расходы на организацию сбора и обработки показаний приборов учета (в том числе на эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем учета ресурсов и передачи показаний приборов учета);

8) расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами, в том числе непосредственно гарантирующему поставщику без оплаты комиссии;

9) прочие расходы, включающие расходы на служебные командировки, на обучение персонала, на обязательное страхование, и иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из Экспертных заключений органа регулирования на 2020 и 2021 годы следует, что расходы учтены в следующем размере, тыс.руб.:

 

 

Статья расходов /

иные показатели

2020

2021

Показатели учтенного объема покупки э/э

249,02

245,66

Расходы на сырье и материалы (материалы, покупная энергия, топливо и ГСМ)

983,29

1 088,2

Амортизационные отчисления

439,16

647,83

Оплата труда

27 079,33

29 150,3

Льготный проезд к месту отдыха (в Экспертных заключениях отнесен к расходам ФОТ)

472,0

472,0

Отчисления на страховые вносы

(учтены как 30 % от ФОТ)

8 177,9

8 802,6

Расходы на содержание помещений (включая расходы на аренду помещений и земельных участков)

147,2

152,5

Расходы на печать и доставку документов

421,68

457,2

Расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы различными способами

2 400,9

0

Прочие расходы:

8 634,9

8 903,8

- ремонт основных фондов

365,4

0

- оплата работ и услуг сторонних организаций

629,7

710,3

- расходы на командировки

247,25

249,93

- расходы на подготовку кадров

2,0

15,0

- расходы на обеспечение безопасных условий и охраны труда

358,94

181,56

- расходы на страхование

31,9 

21,7

- другие прочие расходы

7 005,78

7 725,3

Внереализационные расходы, в том числе:

8 873,8

10 172,4

- создание резерва по сомнительным долгам

1 912,8

1 828,6

- обслуживание кредитов

6 960,96

8 343,8

Налоги

6 013,0

79,99

Расходы из прибыли:

5 488,3

18 538,78

- прибыль на соц. обеспечение

799,36

807,6

- прочее использование прибыли

82,6 

85,6

- прочие расходы из прибыли

366,3

379,8

- кап.вложения из прибыли

4 240,03

8 255,47

 

В отношении вышеприведенных учтенных органом регулирования расходов ФАС России отмечает следующее.

В Экспертных заключениях Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отсутствует анализ экономической обоснованности расходов, принятых в расчет необходимой валовой выручки на 2020-2021 годы, не представлен анализ целесообразности отнесения расходов к регулируемым видам деятельности, отсутствует калькуляция учтённых затрат, не указаны документы, которые приняты органом регулирования в качестве обосновывающих.

В части определения расходов на оплату труда ФАС России установлено, что расходы на оплату труда учтены исходя из:

2020 год: численности в количестве 27,6 человек, среднемесячной заработной платы в размере 81 761,25 руб., а также расходов на льготный проезд в размере 472,0 тыс. руб.;

2021 год: численности в количестве 28,6 человек, среднемесячной заработной платы в размере 84 936,67 руб., а также расходов на льготный проезд в размере 472,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие Органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В Экспертных заключениях на 2019 - 2021 годы отсутствует анализ фактической численности работников, не представлен анализ фактически понесенных затрат с разделением по видам деятельности на оплату труда, не представлен анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

Дополнительно ФАС Росси отмечает, что в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики заработная плата на одного работника по Хабаровскому краю (торговля электроэнергией) за 2019 год составила 68 570,8 руб., за 2020 год - 72 663,8 руб. в месяц, за 2021 год – 79 380, 4 руб. в месяц, что ниже учтенного на 9 097,45 руб. в 2020 году и на 5 556,27 руб. в 2021 году.

Кроме того, в составе расходов на оплату труда учтены расходы на оплату льготного проезда к месту отпуска исходя из факта 2018 года (на 2020 год) и плана 2020 года (на 2021 год).

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденным

Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" и Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" от 21.12.2018 (далее – ОТС в электроэнергетике), к выплатам, связанными с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относятся также расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников Организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 19 Основ ценообразования № 1178 в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включаются, в том числе прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Таким образом, расходы на оплату льготного проезда к отпуску подлежат исключению из статьи затрат «Фонд оплаты труда» и учету в составе расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Также из тарифной заявки ГП следует, что расчет плановых затрат на льготный проезд произведен на сумму 472 тыс. руб. на 11 человек.

При этом, Органом регулирования расходы учитываются в размере 472 тыс. руб. на 2020 и 2021 годы на 15 человек.

В соответствии с пунктом 1.5 Приложения № 1 к Коллективному договору ПАО «ДЭК» на 2020 –2022 годы от 31.12.2019 право на компенсацию расходов на проезд к месту использования отпуска предоставляется работнику один раз в два года начиная со второго года работы в регулируемой организации.

Следовательно, ежегодное предоставление дополнительных выплат на льготный проезд для 15 человек персонала при учтенной численности персонала на оплату труда в количестве 27,6 и 28,6 человек противоречит пункту 15 Приложения № 1 к Коллективному договору ПАО «ДЭК» на 2020 –2022 годы от 31.12.2019.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из представленных Органом регулирования возражений на Акт проверки № 106/21 следует, что при определении расходов на амортизацию учитываются амортизационные отчисления по объектам основных средств стоимостью менее 100 тыс. руб.

Как уже ранее ФАС России было отмечено по статье затрат «Амортизация», расходы на амортизацию объектов с первоначальной стоимостью менее 100 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы различными способами, как следует из Экспертного заключения на 2020, учтены исходя из представленных договоров, счетов фактур и ИПЦ 103,0 %.

При этом отсутствует указание какие именно из представленных договоров учтены по данной статье затрат и в каком размере, а также обоснование необходимости индексации договорной цены на ИПЦ 103,0 %.

В отношении прочих расходов ФАС России отмечает следующее.

В составе других прочих расходов органом регулирования на 2021 год учтены, в том числе расходы на пособие по временной нетрудоспособности в размере 105,98 тыс. руб. (стр. 26 Экспертного заключения на 2021 год).

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием производится в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

На основании статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств ФСС РФ.

Учет расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не является экономически обоснованным, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета фонда социального страхования, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности.

Таким образом, расходы на пособие по временной нетрудоспособности в размере 105,98 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Органом регулирования также учтены расходы на уплату процентов по кредитам (обслуживание кредитов).

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2018-2021 годы не отражен анализ экономической обоснованности принятых затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), не отражен анализ кассовых разрывов ПАД «ДЭК» на 2012-2021 годы, не обоснована потребность в привлечении заемных средств для финансирования текущих расходов.

Расходы на уплату процентов по кредитам (обслуживание кредитов) учтены на уровне тарифной заявки ГП.

Сумма тарифной заявки по рассматриваемой статье затрат сложилась с учетом следующего:

2020 год – на основании заключенных и планируемых к заключению кредитных договоров с применением по Учетной политике косвенного принципа распределения затрат (в доле фактической товарной продукции отделения в товарной продукции филиала ПАО «ДЭК» - Хабаровскэнергосбыт, которая по факту 2018 года составила 4,26%) применительно к расходам на проценты по кредитам, отнесенным на филиал ПАО «ДЭК» - Хабаровскэнергосбыт на 2020 г. в размере 163 277 348,6 руб. (163 277 348,6 руб.= 549 937 275,41 руб. * 29,69% доля выручки филиала в общем объеме выручки Общества по основной деятельности).

2021 год - на основании заключенных и планируемых к заключению кредитных договоров с применением по Учетной политике косвенного принципа распределения затрат (в доле фактической товарной продукции отделения в товарной продукции филиала ПАО «ДЭК» - Хабаровскэнергосбыт, которая по факту 2019 года составила 5,74%) применительно к расходам на проценты по кредитам, отнесенным на филиал ПАО «ДЭК» - Хабаровскэнергосбыт на 2021 г. в размере 145 316 366,1 руб. (145 316 366,1 руб.= 544 113 202,9 руб. * 26,71% доля выручки филиала в общем объеме выручки Общества по основной деятельности).

ФАС России отмечает, что законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусматривается возможность учета расходов на уплату процентов по кредитам на основании планируемых к заключению кредитных договоров.

Из тарифной заявки на 2020 год следует, что сумма процентов по заключенным кредитным договорам составляет 285 365,95 тыс. руб., на 2021 год – 241 548,68 тыс. руб.

С учетом принципа распределения затрат ПАО «ДЭК» расходы на уплату процентов по кредитам составят: 3 610,5 тыс. руб. на 2020 год (285 365,95 тыс. руб. * 29,69% * 4,26%), 3 703,3 тыс. руб. на 2021 год (241 548,68 тыс. руб. * 26,71 % * 5,74 %).

Учитывая вышеизложенное, расходы на уплату процентов по кредитам (обслуживание кредитов) подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации с учетом фактически произведенной корректировки по данной статье затрат на 2022 и 2023 годы.

Материальные затраты. Из представленных Органом регулирования возражений следует, что расходы на материальные затраты, услуги связи и вневедомственной охраны учтены исходя из стоимости договоров с применением ИПЦ в размерах 103,0 и 103,6.

При этом индексация стоимости, установленной договором, не предусматривается законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом, расходы по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «ДЭК» при установлении сбытовых надбавок на 2020 - 2021 годы на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, подлежат дополнительному экономическому анализу, а в случае не подтверждения такого обоснования исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим положения пунктов 7, 17, 18, 26, 65(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить
нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ДЭК» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») расходы в сумме 105,98 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Расходы на пособие по временной нетрудоспособности» в размере 105,98 тыс. руб.;

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ДЭК (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат за 2019-2021 годы: «Амортизация», «Налоги», «Недополученные или излишне полученные доходы от осуществления деятельности в качестве ГП ПАО «ДЭК» за период, предшествующий базовому периоду регулирования»; а также по статьям затрат, включенным в необходимую валовую выручку ПАО «ДЭК» при установлении сбытовых надбавок на 2020-2021 годы на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (в отношении территории Николаевского муниципального образования Хабаровского края).

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу
исполнительной власти Хабаровского края в области государственного
регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.04.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «ДЭК» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на 2023 год и пересмотреть (установить) сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ДЭК» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») на 2023 год в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ДЭК (филиал «Хабаровскэнергосбыт»), в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022