Предписание №АД/69800/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-м проверки РЭК Кузбасса ООО «Энергопарите... от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
А.В. Доценко, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), возражения органа регулирования, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭнергоПаритет» (далее – ООО «Энергопаритет», регулируемая организация) на 2015, 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – Комиссия, регулирующий орган, в настоящий момент Региональная энергетическая комиссия Кузбасса) от 31.12.2016 № 753, от 31.12.2017 № 778, от 31.12.2018 № 781 для ООО «ЭнергоПаритет» (далее – регулируемая организация) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, НВВ регулируемой организации на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

При определении величины необходимой валовой выручки на 2017, 2018 и 2019 годы регулирующим органом использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2015 год является базовым годом долгосрочного периода регулирования 2015-2017 годы, а 2018 год – долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годы.

Необходимая валовая выручка ООО «ЭнергоПаритет» без учета оплаты потерь, установленная Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, составила:

на 2017 г. – 449 883,89 тыс. руб.;

на 2018 г. – 340 170,96 тыс. руб.;

на 2019 г. – 759 004,28 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2018 и 2019 годы в разрезе статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

 

Подконтрольные расходы

Подконтрольные расходы определены Комиссией на 2017-2019 годы в следующем размере:

на 2017 год – 315 155,97 тыс. руб.;

на 2018 год – 207 518,80 тыс. руб.;

на 2019 год – 300 173,59 тыс. руб.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

- базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

- индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;

- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В связи с тем, что 2017 год является третьим годом первого долгосрочного периода регулирования (2015 – 2017 годы) для проверки обоснованности величины и состава подконтрольных расходов, учтенных регулирующим органом на 2017 год, ФАС России проанализировано «Экспертное заключение по материалам, представленным ООО «ЭнергоПаритет» (г. Кемерово) для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, реализуемой на потребительском рынок на 2015 год».

Базовый уровень подконтрольных расходов и долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации на долгосрочный период 2015-2017 годы установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2014 № 952 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 № 724 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

 

2015 год

Материальные затраты

Сумма материальных затрат, принятая регулирующим органом, составляет 219 723,84 тыс. руб., из них на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо – 1 363,84 тыс. руб., на работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) – 218 360,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пп. 1 п. 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно предложению регулируемой организации на 2015 год расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» составят 2 060,72 тыс. руб., расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» составят 279 919,42 тыс. руб.

В обоснование расходов регулируемой организацией в материалах тарифного дела на долгосрочный период 2015-2017 год представлены расчетные и обосновывающие материалы по статьям затрат:

- расходы по содержанию транспорта, в том числе горюче-смазочные материалы, шины, аккумуляторы, фильтры, зап. части, другие заменяемые части и оборудование для автомобиля (расчеты, коммерческие предложения, прайс-листы, проекты договоров);

- расходы на приобретение офисной мебели для сотрудников предприятия (коммерческие предложения, прайс-листы, проекты договоров);

- расходы на работы, услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями, в том числе услуги оперативно-технического обслуживания и оперативно-диспетчерского управления, услуги по диагностике электрических сетей, по обследованию электроустановок и строительных конструкций, оценки показателей качества электроэнергии, энергетического обследования и паспортизации (локальные сметные расчеты стоимости услуг, договоры оказания услуг, протоколы проведенных закупочных процедур и заключенные в результате их проведения договоры поставки, данные с электронных торговых площадок, конкурентные листы, коммерческие предложения и т.д.,  графики проведения технического обслуживания, техническая политика предприятия).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, не проведен анализ рыночных цен на материалы и экономической обоснованности представленных организацией документов.

В отношении расходов на содержание автотранспорта ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов отсутствуют утвержденные на предприятии нормы расхода/запаса топлива и ГСМ, документы, подтверждающие фактические объемы транспортной работы (путевые листы, сводные ведомости фактического учета топлива), в экспертном заключении отсутствует анализ представленных договоров на предмет необходимости эксплуатации и содержания автотранспортных средств и учета в составе НВВ соответствующих расходов в части регулируемой деятельности, а также расчет количества необходимых автотранспортных средств в соответствии с обслуживаемой организацией площадью территории.

В части расходов на материалы ФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствуют утвержденные нормы выдачи спецодежды и спецобуви с указанием профессии и количества работников, утвержденные графики закупки спецодежды и спецобуви, аптечек, знаков, мебели, оргтехники, приборов, оборудования и пр.  в соответствии с установленными сроками использования, расчетные материалы, обосновывающие расходы на приобретение компьютерной и прочей оргтехники, анализ экономической обоснованности данных расходов.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера».

 

Затраты на оплату труда

Сумма затрат на оплату труда, принятая регулирующим органом на 2015 год составляет 10 620,97 тыс. руб.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «ЭнергоПаритет» не является членом отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации.

В обоснование расходов были представлены в адрес регулирующего органа следующие обосновывающие материалы:

1) пояснительная записка;

2) расчет нормативной численности на 40 человек.

Регулирующим органом затраты на оплату труда учтены исходя из среднемесячной заработной платы в размере 27 588,77 руб. и численности 32 чел. Согласно Экспертному заключению средняя заработная плата принята на уровне аналогичных электросетевых компаний Кемеровской области, численность принята нормативная. При этом согласно Протоколу заседания Правления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2014 года № 86 для прочих электросетевых организаций для расчета размера фонда оплаты труда принята средняя заработная плата на уровне аналогичных электросетевых компаний Кемеровской области в размере 29 662,00 руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год отсутствует анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, анализ расходов в соответствии с формой П. 1.16 Приложения к Методическим указаниям № 20-э/2.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Затраты на оплату труда» и отразить в экспертном заключении.

 

Прочие расходы

Сумма затрат по данной статье, принятая регулирующим органом, составляет 30 665,56 тыс. руб., в том числе на ремонт основных фондов – 24 981,71 тыс. руб., на оплату работ и услуг сторонних организаций – 4 520,00 тыс. руб., на страхование – 1 163,85 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются:

1) расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ;

2) расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг;

3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;

4) плата за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

5) плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178;

6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов;

7) расходы на обучение персонала;

8) расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности;

9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население и приравненные к нему категории потребителей, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;

10) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год в составе статьи «Прочие расходы» при определении необходимой валовой выручки регулирующим органом включены подстатьи:

- ремонт основных фондов;

- оплата работ и услуг сторонних организаций;

- расходы на командировки и представительские;

- расходы на подготовку кадров;

- расходы на страхование;

- другие прочие расходы.

В обоснование затрат на ремонт основных фондов в 2015 регулируемой организацией были предоставлены следующие материалы:

- программа ремонтного обслуживания основных производственных фондов на 2015 год;

- график проведения ремонтов на 2015 год;

- однолинейные схемы электрических сетей;

- документация, обосновывающая необходимость нетиповых ремонтов, а также ремонтов зданий и сооружений (акты обследования, отчеты специализированных организаций ведомости дефектов);

- локальные сметные расчеты стоимости ремонтов;

- коммерческие предложения от сторонних организаций и оферты договоров на выполнения запланированных работ.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлена расшифровка принятых расходов, не представлен анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Также ФАС России отмечает, что анализ расходов по данной подстатье должен производиться регулирующим органом в том числе в соответствии с ремонтной программой регулируемой организации на весь долгосрочный период, дефектными ведомостями, а также регламентными сроками производимых ремонтных работ.

На основании вышеизложенного, принятые расходы по подстатье «Ремонт основных фондов» на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год по подстатье «Расходы на страхование» регулирующим органом в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» учтены затраты в размере 1 163,85 тыс. руб.

Регулируемой организацией по данной статье предлагалось учесть в НВВ на 2015 год расходы на добровольное медицинское страхование работников, а также расходы по договору имущества хозяйствующих объектов от 14.04.14 № 50/14/0035/421 с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в сумме 86,88 тыс. руб., по договору имущества хозяйствующих объектов от 14.04.14 № 50/14/0038/421 с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в сумме 191,53 тыс. руб., по договору имущества хозяйствующих объектов от 14.04.14 № 50/14/0037/421 с ЗАО «Страховая группа «УралСиб» в сумме 2514,85 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлена расшифровка принятых расходов по данной подстатье, не представлен анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил.

Также ФАС России отмечает, что включение затрат по добровольным видам страхования в НВВ регулируемой организации не предусмотрено действующим законодательством в области регулирования цен (тарифов).

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Расходы на страхование» с исключением из НВВ регулируемой организации расходов по добровольным видам страхования (КАСКО, ДМС, страхование имущества, не участвующего в производственном процессе).

Согласно Экспертному заключению на 2015 год по подстатье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» регулирующим органом в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» учтены затраты в размере 4 520,00 тыс. руб.

По данной статье регулируемая организация предлагает учесть в НВВ на 2015 год затраты в сумме 11 489,09 тыс. руб. согласно договоров от 09.04.2014 №58, от 02.10.2013 № 2-569, от 02.10.2013 № 1-873, доп. соглашения к договору от 03.03.2014, договора от 04.10.2014 № КГ-13, договора от 20.03.2013 №00053/02/446-13, договора от 15.05.14 от 04-14/У.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ представленных договоров, анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил № 1178.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций», а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключить данные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, принятые по статье «Прочие расходы» затраты на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа принятых затрат по подстатьям с исключением из НВВ регулируемой организации расходов по добровольным видам страхования.

 

Подконтрольные расходы из прибыли

Сумма затрат по данной статье, принятая регулирующим органом, составляет 1 485,10 тыс. руб.

В соответствии с п. 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) другие расходы из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Регулирующим органом в составе расходов из прибыли приняты следующие статьи затрат:

1) прибыль на социальное развитие в размере 630,00 тыс. руб.;

2) прибыль на поощрение в размере 855,10 тыс. руб.;

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит анализ по данным подстатьям затрат, не представлена расшифровка принятых расходов в разрезе видов выплат (льгот, компенсаций) и социальных направлений (подарки, денежные выплаты и пр.), не представлен анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178  и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, принятые по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» затраты на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа принятых затрат по подстатьям с исключением из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных расходов.

 

2017 год

На основании вышеприведенного анализа тарифного решения 2015 года ФАС России установлено, что регулирующим органом в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в соответствии с п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Для обоснования принятых подконтрольных расходов необходимо отразить в Экспертном заключении на 2015 год анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов с учетом требований Основ образования № 1178.

В связи с вышеуказанными замечаниями, выявленными при анализе тарифного решения на 2015 год в отношении базового уровня подконтрольных расходов, не представляется возможным установить экономическую обоснованность операционных расходов в 2017 году.

 

2018 – 2019 годы

Базовый уровень подконтрольных расходов и долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации на второй долгосрочный период 2018-2022 годы установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 №777 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2017 год».

 

Материальные затраты

Сумма материальных затрат, принятая регулирующим органом, составляет 155 645,15 тыс. руб., из них на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо – 420,00 тыс. руб., на работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) – 155 225,15 тыс. руб.

Согласно предложению регулируемой организации на 2018 год расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» составят 835,21 тыс. руб., расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» составят 314 300,85 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2018 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера» на 2018-2019 годы, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключить данные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

 

Затраты на оплату труда

Сумма затрат на оплату труда, принятая регулирующим органом на 2018 год, составляет 14 283,00 тыс. руб. при заявке организации 18 171,6 тыс. руб.

Регулирующим органом затраты на оплату труда учтены исходя из среднемесячной заработной платы в размере 34 500 руб. и численности 34,5 чел.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2018 год отсутствует анализ фактической численности работников ООО «ЭнергоПаритет», фактических затрат на оплату труда в 2016 году, не представлен анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178  и п. 23 Правил № 1178, анализ расходов в соответствии с формой П. 1.16 Приложения к Методическим указаниям № 20-э/2.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2018 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Затраты на оплату труда» на 2018-2019 годы.

 

Прочие расходы

Оплата работ и услуг сторонних организаций

Согласно Экспертному заключению на 2018 год по подстатье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» регулирующим органом в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» учтены затраты в размере 5 366,05 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен анализ представленных договоров, анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2018 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2018-2019 годы, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключить данные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

 

Расходы на страхование

Согласно Экспертному заключению на 2018 год по подстатье «Расходы на страхование» регулирующим органом в НВВ ООО «ЭнергоПаритет» учтены затраты в размере 344,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлена расшифровка принятых расходов по данной подстатье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, отсутствует анализ планируемых расходов по видам страхования.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2018 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Расходы на страхование» на 2018-2019 годы.

 

Подконтрольные расходы из прибыли

Сумма затрат по данной статье, принятая регулирующим органом, составляет 1 891,60 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит анализ по данным подстатьям затрат, не представлена расшифровка принятых расходов в разрезе видов выплат (льгот, компенсаций) и социальных направлений (подарки, денежные выплаты и пр.), не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178  и п. 23 Правил № 1178.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2018 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2018-2019 годы, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключить данные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

При этом в соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

ФАС России отмечает, что в нарушение требований п. 38 Основ ценообразования базовые операционные (подконтрольные) расходы регулируемой организации на 2015 год были определены Комиссией с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) без использования метода сравнения аналогов.

Таким образом, подконтрольные расходы в размере 315 155,97 тыс. руб., 207 518,80 тыс. руб. и 300 173,59 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно приняты регулирующим органом для ООО «ЭнергоПаритет» с нарушением пункта 38 Основ ценообразования и без надлежащего экономического обоснования и требуют дополнительного анализа.

 

Неподконтрольные расходы 2017-2019 годов

Плата за аренду

Расходы на аренду приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 88 864,35 тыс. руб., 111 837,88 тыс. руб. и 98 851,41 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Расчет арендных платежей по объектам основных средств в расчетном периоде регулирования регулируемой организацией с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 не представлен. Величина арендной платы (подлежащая учету в регулируемых тарифах с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования) в части электросетевого оборудования не подтверждена со стороны арендодателей.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017, 2018 год не представлена расшифровка принятых расходов и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Отчисления на социальные нужды

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 3 863,32 тыс. руб., 4 342,03 тыс. руб. и 6 280,70 тыс. руб. соответственно.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (до 31.12.2016), главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (с 01.01.2017) установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

В экспертных заключениях регулирующего органа фактический процент отчислений на социальные нужды за 2015-2017 годы отсутствует.

С учетом необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Затраты на оплату труда» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию.

 

Прочие неподконтрольные расходы

Затраты по статье приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 352,56 тыс. руб., 353 тыс. руб. и 392,79 тыс. руб. соответственно.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не представлена расшифровка принятых сумм и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178  и п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Амортизация

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом на 2018 и 2019 годы в сумме 1 559,11 тыс. руб. и 1 629,83 тыс. руб. соответственно.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено пп. 7 п. 18 Основ ценообразования.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен п. 27 Основ ценообразования в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что экспертные заключения не содержат анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1.

В связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2018-2019 годы анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Амортизация».

Учитывая вышеизложенное,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Энергопаритет» нарушившей положения пунктов 2, 7, 14, 20, 24, 26, 27, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Энергопаритет», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ЭнергоПаритет», по следующим статьям затрат: «Материальные затраты» (2015 г.), «Затраты на оплату труда» (2015 г.), «Прочие расходы» (2015 г.), «Подконтрольные расходы из прибыли» (2015 г.), «Материальные затрат» (2018 г.), «Затраты на оплату труда (2018 г.), «Прочие расходы» (2018 г.), «Расходы на страхование» (2018 г.), «Подконтрольные расходы из прибыли» (2018 г.), «Плата на аренду» (2017-2019 гг.), «Отчисления на социальные нужды» (2017-2019 гг.), «Прочие неподконтрольные расходы» (2017-2019 гг.), «Амортизация» (2018-2019 гг.).

3. По результатам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО Энергопаритет» на 2015 и 2018 гг., а также величину необходимой валовой выручки ООО «Энергопаритет» на 2015-2019 гг.

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пунктов 3, 4 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2020 год и не позднее 01.10.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Энергопаритет» на территории Кемеровской области на 2020 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Энергопаритет», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

А.В. Доценко

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808