Решения по тарифам №СП/46644/19 Решение ФАС России от 04.06.2019 № СП/46644/19 от 4 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» мая 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» (далее – ЗАО «ТСК «Воткинский завод», Заявитель, регулируемая организация) и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – орган регулирования, Министерство) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...> ЗАО «ТСК «Воткинский завод» <...>, Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики <...>, <...> Удмуртской Республики <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 31913/19 от 26.02.2019) о разногласиях между ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Министерством, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 18.12.2018 № 21/42 установлены долгосрочные параметры регулирования для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019-2023 годы и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям. Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период регулирования). Тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 1 483,60 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 1 525,18 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для ЗАО «ТСК «Воткинский завод», составляет 625 674,00 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 664 086,33 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в ФАС России на 2019 год, составляет 38 412,33 тыс. руб.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Орган регулирования

Заявитель

Величина разногласий

1

Расходы на приобретение сырья и материалов

3 712,33

12 903,91

9 191,58

2

Расходы на оплату труда

38 771,09

52 896,96

14 125,87

3

Арендная плата производственных объектов

11 306,82

18 470,15

7 163,33

4

Страховые взносы социального характера

11 708,87

15 974,88

4 266,01

5

Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования

-

1 976,93

1 976,93

6

Расчетная предпринимательская прибыль

6 944,18

8 632,79

1 688,61

 

ИТОГО по заявленным статьям

76 600,71

115 013,04

38 412,33

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э). 

1. Расходы на приобретение сырья и материалов.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет расходы на приобретение сырья и материалов в 2019 году в размере 12 903,91 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты приняты на уровне 3 712,33 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 9 191,58 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В обоснование стоимости приобретения сырья и материалов Заявителем представлены следующие материалы:

- договоры аренды имущества с АО «Воткинский завод»;

- перспективный план работ по текущему ремонту тепловых сетей и оборудования ЦТП на 2019-2023 годы, утвержденный генеральным директором ЗАО «ТСК «Воткинский завод»;

- сметы и дефектовочные ведомости на выполнение запланированных работ и услуг на 2019-2023 годы;

- представление Воткинской межрайонной прокуратуры от 25.12.2017 №50/2017 об устранении нарушений законодательства в сфере технической эксплуатации тепловых энергоустановок;

- материалы по делу А71-5164/2018 об оспаривании представления Воткинской межрайонной прокуратуры от 25.12.2017 №50/2017;

- правила благоустройства территории муниципального образования «Город Воткинск», утвержденные решением Воткинской городской Думы от 27.10.2017 № 209-РН;

- закупочная документация, договоры, счета-фактуры на приобретение сырья и материалов (металлоизделий, инструмента, строительных и теплоизоляционных материалов, полипропиленовых изделий, измерительных приборов, ГСМ и электрооборудования) за 2017 год;

- дефектные ведомости, реестры выполненных работ, акты, справки-расчеты по участкам за 2017 год;

- паспорта готовности к отопительным периодам 2016-2019 гг., выданные главой муниципального образования «Город Воткинский».

Орган регулирования в своих пояснениях отмечает, что расходы на приобретение сырья и материалов были приняты им с учетом фактических показателей Заявителя за 2017 год и индексов роста потребительских цен на 2018-2019 годы, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемым Минэкономразвития России.

Мероприятия, предусмотренные перспективным планом работ ЗАО «ТСК «Воткинский завод» по текущему ремонту тепловых сетей и оборудования ЦТП на 2019-2023 годы, по мнению Министерства, включают также мероприятия, связанные с реконструкцией и модернизацией (капитальный ремонт), которые должны осуществляться в рамках утвержденной инвестиционной программы. Инвестиционная программа на период 2019-2023 годы для регулируемой организации не утверждена.  

Заявителем расходы на приобретение сырья и материалов в размере 12 903,91 тыс. руб. определены на основании проведенных обследований тепловых сетей и оборудования ЦТП, находящихся в аренде. В результате проведенных обследований были составлены дефектовочные ведомости и перспективный план работ по текущему ремонту тепловых сетей и оборудования ЦТП на 2019-2023 годы. В представленный план не входят работы по капитальному ремонту, поскольку договорами аренды с собственником АО «Воткинский завод» предусмотрено выполнение работ капитального характера силами собственника, а текущий ремонт, согласно пункту 2.2.2 договора аренды от 01.07.2015 № 106-154227, производится в соответствии с Примерным перечнем работ по ремонту тепловых сетей, утвержденным приказом Госстроя № 285 от 13.12.2000 (далее – Примерный перечень работ).

Примерным перечнем предусмотрено, что текущий ремонт включает в себя в том числе и мероприятия, включенные в перспективный план работ по текущему ремонту тепловых сетей и оборудования ЦТП на 2019-2023 годы, такие как:

- смену отдельных труб;

- частичный ремонт тепловой изоляции (до 5% общей длины трубопроводов) с восстановлением антикоррозионных покрытий и окраски;

- вскрытие и ревизию запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, регулирующих, обратных, предохранительных и редукционных клапанов), ремонт этой арматуры со сменой отдельных деталей.

Помимо дефектовочных ведомостей подтверждением того факта, что тепловые сети и оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют финансовых вложений является представление Воткинской межрайонной прокуратуры от 25.12.2017 №50/2017, предписывающее восстановление покрывного слоя изоляции на участках наружных тепловых сетей, эксплуатируемых ЗАО «ТСК «Воткинский завод». Заявитель отмечает, что в рамках утвержденных тарифов на 2015-2018 годы работы по восстановлению тепловой изоляции не были предусмотрены органом регулирования.

Кроме того, в обоснование своих требований Заявителем представлена динамика расходов по рассматриваемой статье, утвержденных Органом регулирования для МУП «КТС» (организация, обслуживающая тепловые сети до ЗАО «ТСК «Воткинский завод») на 2011-2014 годы, в сравнении с динамикой утвержденных расходов для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2015-2017 годы (Таблица 2).

Таблица 2. Динамика расходов на приобретение сырья и материалов, утвержденных Органом регулирования на 2011-2017 годы (тыс. руб.).

п/п

год

МУП «КТС»

ЗАО «ТСК «Воткинский завод»

1

2011

16 323,03

 

2

2012

16 807,38

 

3

2013

16 807,38

 

4

2014

15 737,89

 

5

2015

 

0,00

6

2016

 

1 648,77

7

2017

 

1 723,23

Также Заявитель отмечает, что в рамках установленных в 2014-2018 годах органом регулирования расходов на содержание, эксплуатацию и проведение ремонтных работ приоритетными работами являлись работы по восстановлению тепловых сетей подземной прокладки, которые могут спровоцировать аварийную ситуацию во время отопительного периода, поскольку являются наиболее трудо– и времязатратными. Возникновение аварийных ситуаций и прорывов в отопительный период вызывает ограничения подачи теплоносителя потребителям. В свою очередь, дальнейший рост повреждаемости тепловых сетей приведет к увеличению затрат на проведение аварийного ремонта. Все эти факторы в совокупности повлияют на обеспечение надежности работы ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и могут привести к неизбежному снижению качества и надежности теплоснабжения потребителей.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При этом ни экспертное заключение органа регулирования, ни письменные пояснения, представленные в ФАС России, не содержат указанного выше анализа при описании подхода определения размера затрат по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов».

Таким образом, ФАС России считает необходимым органу регулирования провести анализ расходов Заявителя по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов» с учетом пункта 40 Основ ценообразования № 1075 на предмет их экономической обоснованности и включения экономически обоснованных расходов в НВВ ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год.

2. Статья «Фонд оплаты труда».

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Фонд оплаты труда» в размере 52 896,96 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы на 2019 год приняты в размере 38 771,09 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 14 125,87 тыс. руб.

Разногласия между Заявителем и органом регулирования складываются из разногласий по расходам на фонд оплаты труда прямого-производственного персонала (далее – ППП) и цехового персонала. 

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- формы № П-4 за 2017 год и 11 месяцев 2018 года;

- штатные расписания на 2017 и 2018 годы, утвержденные приказами генерального директора ЗАО «ТСК «Воткинский завод»;

- положение об оплате труда ЗАО «ТСК «Воткинский завод», утвержденное приказом ЗАО «ТСК «Воткинский завод» от 13.11.2015 № ОД-00143;

- расчет нормативной численности рабочих по обслуживанию и ремонту тепловых сетей, оборудованию тепловых сетей, оборудованию тепловых пунктов и котельных согласно Рекомендациям по нормированию труда работников энергетического хозяйства (часть 1. Нормативы численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, приказ Госстроя России № 65 от 22.03.1999);

- расчет тарифных коэффициентов согласно Рекомендациям о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам работников электроэнергетики, утвержденным Объединением РаЭл и ВЭП 14.11.2005;

- расчет средней заработной платы в ФОТ по ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы;

- расчетные ведомости по должностям за 2017 год и 1 квартал 2018 года;

- приказы о поощрении работников и расчет;

- отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы и соглашение о продлении на 2016-2018 годы;

- реестр перечисленной заработной платы за 2017 год;

- среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности в Российской Федерации на 2017-2018 годы (Росстат);

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по субъектам Российской Федерации в 2013-2018 годы (Росстат);

- нормативы численности персонала региональных энергосбытовых компаний, утвержденные ОАО РАО «ЕЭС России» 03.12.2004;

- отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016;

- расчет расходов на оплату труда ЗАО «ТСК «Воткинский завод»;

- инвестиционная программа ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в сфере теплоснабжения на 2017-2018 годы, утвержденная приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.04.2016 № 04-01/79 (с изменениями от 30.11.2017);

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 20 за 2017 год и 1 квартал 2018 года.

Установленная Министерством средняя заработная плата для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год составляет 22 867,61 руб. в месяц.

ФАС России отмечает, что установленный размер средней заработной платы для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» существенно ниже сложившегося в регионе и по отрасли. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительный анализ сложившейся средней заработной платы в 2017 году в Удмуртской Республике и по отрасли.

п\п

Наименование источника

средняя заработная плата в 2017 году, руб.

1

По отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (согласно краткому статистическому сборнику (по каталогу № 007) в 2013 – 2017 годах, разработанному Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике)

31 345,2

2

Средняя заработная плата в Удмуртской Республике по данным Федеральной службы государственной статистики

29 146

Исходя из анализа материалов, представленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на разногласия между органом регулирования и Заявителем по рассматриваемой статье затрат, ФАС России сделан вывод о том, что спор заключается в тарифном коэффициенте, соответствующему среднему разряду (средней ступени по оплате труда).

Согласно заявлению ЗАО «ТСК «Воткинский завод» тарифный коэффициент, соответствующий среднему разряду (средней ступени по оплате труда) ППП определен Заявителем на основе Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам работников электроэнергетики, утвержденных Объединением РаЭл и ВЭП 14.11.2005, в размере 1,68.

В соответствии с заявлением ЗАО «ТСК «Воткинский завод» Органом регулирования данный коэффициент определен в размере 1,17.

Заявителем в ФАС России представлены расчет расходов на оплату труда и расчет тарифных коэффициентов. При этом, ФАС России отмечает, что ни экспертное заключение органа регулирования, ни письменные пояснения, представленные в ФАС России, не содержат анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

Так, из экспертного заключения и письменных пояснений органа регулирования следует, что при расчете тарифа на тепловую энергию для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» расчет расходов заработной платы производственного и цехового персонала и оценка тарифного коэффициента были произведены с учетом фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования (2017 год), прогнозного индекса потребительских цен на 2018 и 2019 годы, в пересчете на фактическую численность предприятия согласно штатного расписания.

Таким образом, поскольку разногласия по статье «Оплата труда» заключаются в определении тарифного коэффициента, соответствующего среднему разряду (средней ступени по оплате труда), ФАС России считает необходимым органу регулирования провести соответствующий анализ расчета расходов на оплату труда и расчета тарифных коэффициентов, представленных Заявителем, а также произвести свой расчет расходов по статье «Оплата труда», в том числе тарифного коэффициента, и отразить его в экспертном заключении с указанием обоснования учета/неучета документов, расчетов, представленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод».

3. Статья «Страховые взносы социального характера».

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет требования о признании экономически обоснованными затрат по статье «Страховые взносы социального характера» на 2019 год в размере 15 974,88 тыс. руб.

На 2019 год по статье «Страховые взносы социального характера» органом регулирования утверждено 11 708,87 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 4 266,01 тыс. руб.

Разногласия по ставке отчислений в ФАС России не заявлены. Отчисления на социальные нужды от заработной платы приняты в размере 30,2 % от фонда оплаты труда.

В связи с необходимостью проведения дополнительного анализа расходов по статье «Фонд оплаты труда», расходы по статье «Страховые взносы социального характера» также подлежат пересмотру в соответствии с проведенным анализом.

4. Статья затрат «Арендная плата производственных объектов».

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет требование о признании экономически обоснованными затрат по статье «Арендная плата производственных объектов» на 2019 год в размере 18 470,15 тыс. руб.

При этом Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 11 306,82 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование своей позиции по учету расходов по статье «Арендная плата производственных объектов» в НВВ 2019 года Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- договор аренды имущества от 19.11.2015 № 106-154459 с дополнительными соглашениями;

- договор аренды имущества от 01.07.2015 № 106-154277 с дополнительными соглашениями;

- договор аренды имущества от 01.01.2018 № 106-18423;

- договор аренды имущества от 22.01.2018 № 106-18451;

- счета-фактуры и акты по договорам аренды за 2017 год;

- оборотно-сальдовая ведомость счета 20 за 2017 год и 1 квартал 2018 года;

- справка АО «Воткинский завод» от 13.04.2018 № 106/18-712 о размере амортизационных и налоговых отчислений за 2017 год и прогнозные значения на 2018-2019 годы;

- справка АО «Воткинский завод» от 11.02.2019 № 106/19-63 о размере амортизационных и налоговых отчислений за 2018 год.

Органом регулирования при формировании тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям, на 2019 год расходы на аренду производственного оборудования учтены в размере 11 306,82 тыс. руб. на основании факта 2017 года.

При этом, Заявитель отмечает, что Министерство не приняло во внимание дополнительно переданное в 2018 году имущество по следующим договорам:

- по дополнительному соглашению № 11 от 24.01.2018 к договору от 01.07.2015 № 106-154277;

- по дополнительному соглашению № 6 от 24.01.2018 к договору от 19.11.2015 № 106-154459;

- по договору аренды имущества от 01.01.2018 № 106-18423;

- по договору аренды имущества от 22.01.2018 № 106-18451.

Перечисленные выше договоры и дополнительные соглашения были представлены регулируемой организацией в адрес органа регулирования и в адрес ФАС России. Кроме того, Заявителем была представлена справка АО «Воткинский завод» от 13.04.2018 № 106/18-712 о размере амортизационных и налоговых отчислений за 2017 год и прогнозные значения на 2018-2019 годы.

Таким образом, расходы по вышеуказанным договорам могли быть учтены органом регулирования в НВВ ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год.

Согласно справке АО «Воткинский завод» от 11.02.2019 № 106/19-63 размер амортизационных и налоговых отчислений за 2018 год по договорам, представленным Заявителем в орган регулирования и в ФАС России, составила 19 477,8 тыс. руб.

Таким образом, ФАС России считает необходимым органу регулирования провести анализ расходов Заявителя по статье «Арендная плата производственных объектов» на предмет их экономической обоснованности и включения экономически обоснованных расходов в НВВ ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год с учетом дополнительно переданного в 2018 году имущества.

5. Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год затраты по статье «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования» в размере 1 976,93 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье на 2019 год не приняты.

Разногласия составляют 1 976,93 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 66 Основ ценообразования № 1075 экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 настоящего документа. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.

Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет экономии энергоресурса (приложение 5.7 Методических указаний № 760-э);

- расчет расхода на приобретение воды, теплоносителя на 2016-2019 годы;

- договоры на водоснабжение, договор поставки тепловой энергии и теплоносителя и счета-фактуры к ним за 2016 год – 1 квартал 2018 года;

- справки ЗАО «ТСК «Воткинский завод» об объемах холодной воды за 2016 год – 1 квартал 2018 года;

- инвестиционная программа ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в сфере теплоснабжения на 2017-2018 годы, утвержденная приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.04.2016 № 04-01/79 (с изменениями от 30.11.2017);

- программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2019-2023 годы, утвержденная <...> ЗАО «ТСК «Воткинский завод» 25.04.2018;

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 20 за 2017 год и 1 квартал 2018 года.

Пунктом 43 Методических указаний № 760-э предусмотрен учет экономии от потребления энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя. Экономия рассчитывается в соответствиями приложений 5.5. – 5.7. Методических указаний № 760-э.

В связи с экономией в предыдущем периоде регулирования 2016-2018 гг. воды на технологические нужды (подпитку тепловых сетей) за счет проведенных работ по восстановлению тепловых сетей подземного исполнения и своевременному устранению аварийных ситуаций во время отопительного периода Заявитель произвел расчет экономии потребления холодной воды за 2016-2018 годы в соответствии с требованиями приложения 5.7 «Расчет экономии от снижения потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя (далее в настоящем приложении - ресурсы), учитываемой в очередном долгосрочном периоде регулирования» Методических указаний № 760-э.

При этом, согласно пункту 31 Методических указаний № 760-э с целью учета в необходимой валовой выручке на i-й расчетный период регулирования орган регулирования рассчитывает экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе топлива и потерь тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя, полученную регулируемой организацией за предыдущие расчетные периоды регулирования в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

В связи с тем, что в тарифной заявке на 2019 год, представленной ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в орган регулирования, отсутствуют материалы, подтверждающие источники финансирования мероприятий по сокращению объемов потребления холодной воды, Министерству не представлялось возможным подтвердить отсутствие финансирования за счет бюджетных средств и тарифных источников.

ФАС России отмечает, что по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов» Заявитель в обосновании своих требований указывал, что для выполнения своих обязательств по содержанию, эксплуатации и производству аварийных ремонтных работ на тепловых сетях и ЦТП, в течение 2014-2017 годов использовал как финансовые средства, установленные органом регулирования, так и собственные средства. Таким образом, отсутствует возможность определения источника финансирования мероприятий при достижении экономии.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия, определенная в прошедшем долгосрочном периоде регулирования и подлежащая учету в текущем долгосрочном периоде регулирования» не подлежат удовлетворению.

6. Расчетная предпринимательская прибыль.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 8 632,79 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 6 944,18 тыс. руб.

Разногласия составляют 1 688,61 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Поскольку в определении расчетной предпринимательской прибыли участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, ФАС России считает необходимым органу регулирования привести затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019 год в соответствие с проведенным анализом.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ЗАО «ТСК «Воткинский завод» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики нарушившим пункты 40, 42 и 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ЗАО «ТСК «Воткинский завод», указанные в заявлении о разногласиях с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (рег. № 31913/19 от 26.02.2019).

3. Органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) провести анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела, и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Страховые взносы социального характера»;

- «Арендная плата производственных объектов»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

4. Органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) пересмотреть тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год, на основании пункта 3 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2019 год.

    1. Отказать в удовлетворении остальной части требований ЗАО «ТСК «Воткинский завод».

       

<...>

Связанные организации

Министерство строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (Минстрой УР)
ИНН 1831062093, ОГРН 1021801156420
Удмуртское УФАС России
ИНН 1831038485, ОГРН 1031800554610
ЗАО "ТСК "Воткинский завод"
ИНН 1828025599, ОГРН 1141828000710