Предписание №СП/105280/23 Предписание в отношении Региональной энергетической комиссии... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении (далее – Возражения), направленные письмом от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее – ОАО «СКЭК», регулируемая организация) на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России проведено наблюдение за соблюдением РЭК Кузбасса обязательных требований при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ОАО «СКЭК» на 2023 год, по результатам которого составлен Отчет о наблюдении.

Основанием для проведения наблюдения за соблюдением Органом регулирования обязательных требований стало письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2023 № 73/1-15-2023/Ид3181-23 (рег. от 03.03.2023 № 32018-М/23) о запросе специалистов ФАС России с целью оказания прокуратуре Кемеровской области содействия в проведении анализа затрат ресурсоснабжающих организаций Кемеровской области, учтенных Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2023 год.

Постановлением РЭК Кузбасса от 31.12.2016 № 753 в отношении регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1 572 050,05 тыс. руб. на 2020 год, а также необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2023 год в размере 2 285 681,3 тыс. руб.

Во исполнение решения Кемеровского областного суда от 25.05.2023 по делу № 3а-229/2023, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда от 30.08.2023 по делу № 66а-1363/2023 постановлением РЭК Кузбасса от 26.10.2023 № 206 в отношении регулируемой организации пересмотрен базовый уровень подконтрольных расходов с 2023 года в размере 1 733 347,56 тыс. руб. (пересмотрен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053), а также НВВ на 2023 год в размере 2 412 277,49 тыс. руб.

ФАС России проанализированы представленные прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса в письме от 01.08.2023 № 7-52/5675-23-2032000 (рег. от 01.08.2023 № 116155-ЭП/23) материалы тарифных дел 2020, 2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по материалам, представленным ОАО «СКЭК» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год (далее — Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по материалам, представленным ОАО «СКЭК» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее — Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года.

Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» рассчитан Органом регулирования с использованием метода экономически обоснованных затрат, а также метода сравнения аналогов в размере 1 572 050,05 тыс. руб.

 

1.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год эффективный уровень подконтрольных расходов, рассчитанный с применением метода сравнения аналогов, определен в размере 1 282 925,13 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует расчет эффективного уровня подконтрольных расходов в соответствии с формулой 11 Методических указаний № 421-э.

Кроме того, Экспертное заключение на 2020 год не содержит анализа экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов регулируемой организации за 2018 год в нарушение положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Таким образом, размер эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год, принятый в целях расчета базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, полежит дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования фактических подконтрольных расходов регулируемой организации за 2018 год, эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год подлежит перерасчету.

 

1.2. Подконтрольные расходы 2020 года, рассчитанные методом экономически обоснованных расходов

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год размер базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год, определенного методом экономически обоснованных расходов, составил 1 695 960,73 тыс. руб.

 

1.2.1. Материальные расходы

Согласно Экспертному заключению на 2020 год в состав данной статьи затрат включены расходы на сырье, материалы, инструмент, ГСМ и расходы на работы и услуги производственного характера.

 

1.2.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования расходы по данной статье затрат приняты в размере 8 235,84 тыс. руб. на основании фактических расходов с учетом ИПЦ на 2019-2020 гг.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях в части данной статьи затрат не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России также отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях не представлен анализ принятых фактических значений расходов 2018 года, учтенных при определении расходов на 2020 год, в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.2.1.2. Работы и услуги производственного характера

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования расходы по данной статье затрат приняты в размере 1 052 015 тыс. руб. Предложение регулируемой организации составило – 1 427 065,45 тыс. руб.

В состав работ и услуг производственного характера ОАО «СКЭК» отнесены услуги по техническому обслуживанию электросетевого хозяйства, выполняемые сторонними организациями:

- договор от 25.12.2008 № 4-06-09, заключенный с ООО «Ленинск-Кузнецкая электросеть»:

1.

Годовой фонд рабочего времени

276 697,41 чел./ч.

2.

Заработная плата

47 678,56 руб.

3.

Численность

164,9 чел.

4.

ФОТ

79 993,54 тыс. руб.

5.

Накладные расходы 95%

75 993,87 тыс. руб.

6.

Прибыль 50%

39 996,77 тыс. руб.

7.

Материалы

4 814,55 тыс. руб.

8.

Работа механизмов

85 881,94 тыс. руб.

ИТОГО

286 681,68 тыс. руб.

- договор от 01.01.2008 № 02-06-08, заключенный с ООО «Березовские электрические сети»:

1.

Годовой фонд рабочего времени

201 731,1 чел./ч.

2.

Заработная плата

47 296,1 руб.

3.

Численность

164,9 чел.

4.

ФОТ

57 850,76 тыс. руб.

5.

Накладные расходы 95%

54 958,22 тыс. руб.

6.

Прибыль 50%

28 925,38 тыс. руб.

7.

Материалы

3 958,67 тыс. руб.

8.

Работа механизмов

58 571,5 тыс. руб.

ИТОГО

203 364,53 тыс. руб.

- договор от 01.01.2008 № 02-05-08, заключенный с ОАО «Кемеровская горэлектросеть»:

1.

Годовой фонд рабочего времени

642 949,96 чел./ч.

2.

Заработная плата

51 025,5 руб.

3.

Численность

325 чел.

4.

ФОТ

198 925,75 тыс. руб.

5.

Накладные расходы 95%

188 979,46 тыс. руб.

6.

Прибыль 50%

99 462,87 тыс. руб.

7.

Материалы

20 655,72 тыс. руб.

8.

Работа механизмов

53 945 тыс. руб.

ИТОГО

561 968,8 тыс. руб.

По договорам, заключенным с ОАО «Кемеровская горэлектросеть», ООО «Березовские электрические сети» и ООО «Ленинск-Кузнецкая электросеть», не проводятся закупочные процедуры в соответствии с пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, что закреплено в пункте 2.2 учетной политики регулируемой организации (взаимосвязанные лица).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела положение о закупке ОАО «СКЭК» не представлено.

Поскольку договоры со сторонними организациями заключены без проведения конкурсных процедур, Органом регулирования расходы по договорам определены на основании сметных расчетов регулируемой организации. Также Орган регулирования отмечает, что расходы на оплату труда по договорам рассчитаны в соответствии с формами П1.16, представленными регулируемой организацией, с учетом положений ОТС в сфере ЖКХ.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не отражен анализ объемов и необходимости выполнения работ согласно условиям договоров со сторонними организациями, анализ необходимости выполнения данных работ сторонними организациями и невозможность их выполнения собственными силами организации также отсутствует.

Также ФАС России отмечает, что расчет фонда оплаты труда в части персонала сторонних организаций по форме П1.16 в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях не представлен, кроме того, отсутствует информация о том каким образом Органом регулирования была учтена численность работников ОАО «Кемеровская горэлектросеть», ООО «Березовские электрические сети» и ООО «Ленинск-Кузнецкая электросеть».

Также в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях отсутствует обоснование применения положений ОТС в сфере ЖКХ при расчете фонда оплаты труда ОАО «Кемеровская горэлектросеть», ООО «Березовские электрические сети» и ООО «Ленинск-Кузнецкая электросеть» по договорам.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.3. Расходы на оплату труда

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы на оплату труда определены Органом регулирования в размере 171 062,55 тыс. руб. исходя из численности в размере 271 чел. (факт 2018 - 270,4 чел.), средней заработной платы в размере 52 602,26 руб. (фактическая заработная плата с применением ИПЦ). Предложение регулируемой организации составило – 185 420,39 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлен расчет расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, с учетом положений ОТС и Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

Также ФАС России отмечает, что при определении расходов на оплату труда на 2020 год Органом регулирования не представлен расчет расходов в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.4. Капитальный и текущий ремонт

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования в размере 411 682,33 тыс. руб. Предложение регулируемой организации составило – 558 656,44 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях в части данной статьи затрат не представлен анализ обосновывающих документов Организации на предмет соблюдения положений пунктов 5 и 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Также в части расходов по данной статье затрат отсутствует исчерпывающий перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, такие как акты осмотра, дефектные ведомости, техническое задание на ремонты, план ремонтов на очередной год, предписания Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.5. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования в размере 30 779,95 тыс. руб.:

- услуги связи в размере 1 653,74 тыс. руб.;

- услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства в размере 2 007,38 тыс. руб.;

- юридические и информационные услуги в размере 9 495,25 тыс. руб.;

- аудиторские и консультационные услуги в размере 484 тыс. руб.;

- прочие услуги сторонних организаций 17 139,57 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178.

Органом регулирования не отражен анализ проведения конкурсных процедур по договорам, принятым при определении расходов по данной статье затрат.

Кроме того, в состав данной статьи затрат включены расходы на техподдержку системы «Галактика», программные продукты по строительству, систему комплексного анализа новостей, аудиторские услуги, секретное делопроизводство, электронные ключи, базу для сведений по имуществу, доработку функционала системы «Галактика», регистрацию доменов, литературу и подписку, установление границ охр. зон, экспертизу предложения на тарифное регулирование и т. д.

При этом в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует анализ необходимости включения расходов на оплату вышеуказанных работ и услуг в необходимую валовую выручку регулируемой организации. Кроме того, Органом регулирования не проведен анализ периодичности выполнения данных работ и услуг.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.6. Расходы на страхование

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования в размере 8 397,83 тыс. руб. Предложение регулируемой организации – 10 674,83 тыс. руб.

В составе данной статье затрат учтены в том числе расходы по договорам страхования электросетевого имущества, заключенным с ООО «СК «СДС».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Кроме того, в Экспертном заключении отсутствует пообъектный анализ и анализ необходимости страхования электросетевого имущества ОАО «СКЭК» в принятом размере, также Органом регулирования не отражен анализ проведения конкурсных процедур по договорам, учтенным при определении расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.7. Другие прочие расходы

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования в размере 8 677,81 тыс. руб. Предложение регулируемой организации – 11 951,85 тыс. руб.

В составе данной статье затрат учтены в том числе командировочные расходы, расходы на материалы для обслуживания СКК ЭЭ.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил № 1178, пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Также подтверждение командировочных расходов могут приниматься положение о командировках, приказы (распоряжения) о направлении работника в командировку по формам № Т-9 и № Т-9а, авансовые отчеты по форме № АО-1 с приложением подтверждающих произведенные расходы документов; спецификации/прайс-листы/коммерческие предложения цен более чем от двух контрагентов, подтверждающие планируемые расходы на оплату проживания и проезд; оборотно-сальдовая ведомость за предыдущий период с выделением элементов затрат «Суточные», «Транспортные расходы», «Оплата проживания» за подписью должностного лица регулируемой организации. В материалах тарифного дела указанные документы отсутствуют.

Также в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях отсутствует анализ необходимости включения расходов на оплату расходов на материалы для обслуживания СКК ЭЭ в необходимую валовую выручку регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2023 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Органом регулирования учтены неподконтрольные расходы ОАО «СКЭК» на 2023 год в размере 571 147,78 тыс. руб.

 

2.1. Электроэнергия на хозяйственные нужды

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат учтены в размере 543 тыс. руб. (предложение регулируемой организации – 543 тыс. руб.).

Учет расходов по данной статье затрат предусмотрен подпунктом 3 пунктом 18 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (далее — Правила № 1172), договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Кемеровская область в соответствии с приложением № 1 Правил № 1172 относится ко второй ценовой зоне (зоне Сибири).

Таким образом, расходы на электроэнергию учитываются в составе базового уровня подконтрольных расходов (разъяснения ФАС России «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № МШ-4/22 и направленные письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат учету в составе подконтрольных расходов регулируемой организации в экономически обоснованном размере, в случае отсутствия экономического обоснования - исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Аренда имущества

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат учтены в размере 98 342,67 тыс. руб. (предложение регулируемой организации – 141 097 тыс. руб.), в том числе:

- аренда объектов электроэнергетики в размере 92 245,22 тыс. руб.;

- аренда помещений в размере 5 832 тыс. руб.;

- аренда прочего имущества в размере 160,51 тыс. руб.;

- аренда земельных участков в размере 104,94 тыс. руб.

2.2.1. Расходы на аренду объектов электроэнергетики

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования в составе данной статьи затрат учтены расходы по договорам аренды муниципального имущества от 07.03.2008 № 409, от 01.02.2017 № 17/614, от 01.01.2008 № 4, от 14.02.2007 № 197-ап (далее – договоры аренды муниципального имущества).

Орган регулирования в Экспертном заключении на 2023 год отмечает, что представленный пообъектный расчет арендной платы на 2023 год за имущество, переданное ОАО «СКЭК» по договорам аренды муниципального имущества, не мог рассматриваться как подтверждающий расходы документ, так как первоначальная стоимость переданных в аренду объектов (с учетом изменений за 2021 год) не соответствует изменениям по составу переданных объектов и их балансовой стоимости, закрепленных в дополнительных соглашениях к договорам аренды муниципального имущества на 2021 год.

В этой связи Органом регулирования расходы по договорам аренды муниципального имущества на 2023 год были рассчитаны на основании представленного регулируемой организацией расчета арендной платы по договорам аренды муниципального имущества по договорам за 2020 год в материалах тарифного дела на 2022 год.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

Начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно пункту 96 Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей, нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования в части начисления амортизации, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежат учету в составе НВВ регулируемых организаций.

Также ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год не представлен расчет расходов на аренду в соответствии с пунктами 27, 28 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.3. Налог на имущество

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат учтены в размере 37 668,86 тыс. руб. на основании статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях не представлен пообъектный расчет расходов на уплату налога на имущество. Кроме того, Экспертное заключение на 2023 год, Возражения не содержит информации о перечне представленных обосновывающих документов регулируемой организацией, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.4. Отчисление на социальные нужды

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье затрат учеты в размере 49 972 тыс. руб., исходя из размера расходов на оплату труда и общего процента отчисления на социальные нужды в размере 30,3%.

Учитывая, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи затрат «Фонд оплаты труда», учтенной в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.5. Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования № 1178

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат в размере 123 032,17 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год общая сумма выпадающих доходов по пункту 87 Основ ценообразования № 1178 определена Органом регулирования расчетным путем на основании фактических расходов по мероприятиям технологического присоединения ОАО «СКЭК» за 2021 год в размере 111 634,56 тыс. руб.

При этом Орган регулирования отмечает, что (- 11 397,61) тыс. руб. будут учтены при планировании расходов ОАО «СКЭК» на 2024 год.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях отсутствует обоснование учета расходов по данной статье затрат на уровне ниже экономически обоснованного.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.6. Амортизация

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат в размере 181 150,83 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье затрат с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановый период регулирования с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, а также с учетом ввода-вывода объектов основных средств из эксплуатации.

ФАС России также отмечает, что в материалах тарифного дела инвентарные карточки, акты ввода/вывода в/из эксплуатацию/эксплуатации не представлены.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Расходы на оплату услуг территориальных сетевых организаций

Согласно Экспертному заключению на 2023 год величина расходов на оплату услуг территориальных сетевых организаций ОАО «СКЭК», включенная в состав НВВ на 2023 год, составляет 835 583,06 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности принятых расходов в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, в Экспертном заключении на 2023 год не отражен расчет расходов и объемных показателей по данной статье затрат, отсутствуют ссылки на тарифные решения.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Расчетная предпринимательская прибыль

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования расходы по данной статье затрат учены в размере 133 782,15 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год не отражен расчет принятой величины расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль является производной от НВВ с учетом расходов на оплату потерь, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5. Корректировки НВВ

Согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования при установлении тарифа на передачу электрической энергии в отношении ОАО «СКЭК» на 2023 год были проведены следующие корректировки:

- корректировка подконтрольных расходов в размере 4 211,21 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере (-) 341 599,47 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере 411 275,93 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию в размере 61 138 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки 2023, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере (-) 177 109 тыс. руб.

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях Органом регулирования не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок НВВ и ссылки на документы (обосновывающие материалы) регулируемой организации, подтверждающие принятые суммы затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой корректировке, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 7, 25, 26, 27, 28, 29, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из неподконтрольных расходов ОАО «СКЭК» с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года в экономически обоснованном размере расходы по статье затрат «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2023 год в размере 543 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ОАО «СКЭК», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2020 год;

- «Материальные затраты» на 2020 год;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо» на 2020 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Капитальный и текущий ремонт» на 2020 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2020 год;

- «Расходы на страхование» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2023 год;

- «Аренда имущества» на 2023 год;

- «Налог на имущество» на 2023 год;

- «Отчисление на социальные нужды» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования № 1178» на 2023 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Расходы на оплату услуг территориальных сетевых организаций» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ОАО «СКЭК», а также величину необходимой валовой выручки ОАО «СКЭК» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ОАО «СКЭК», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «СКЭК», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель

Комиссии ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808