Решение №СП/43977/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «Регионтеплоресурс» и Департаментом цен и тарифов Магаданской области (рег. от 24.02.2021 № 29696/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи финансового директора ООО «Регионтеплоресурс» <...>, заместителя руководителя — начальника отдела регулирования тарифов в энергетике Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>, консультанта отдела регулирования тарифов в энергетике Департамента цен и тарифов Магаданской области<...>, начальника производственного отдела Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>, заместителя начальника отдела контрольно-правового обеспечения Департамента цен и тарифов Магаданской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.02.2021 № 29696/21) о разногласиях между Обществом с ограниченной ответственностью «Регионтеплоресурс» (далее – ООО «Регионтеплоресурс», Заявитель, регулируемая организация) и Департаментом цен и тарифов Магаданской области (далее – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ООО «Регионтеплоресурс» и Органом регулирования по приказу Департамента от 20.12.2018 № 41-1/э (ред. от 17.12.2020) «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс», на 2019-2021 годы».

Для Заявителя тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2021 гг.

Тарифы на тепловую энергию установлены Департаментом для
ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год в следующем размере:

руб./Гкал

Период

Население

Прочие потребители

с 01.01.2021

по 30.06.2021

6542,04

5451,7

с 01.07.2021

по 31.12.2021

8462,22

7051,85

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для ООО «Регионтеплоресурс», составляет 184 496,83 тыс. руб. Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 258 444,88 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
(далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения
(далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «Регионтеплоресурс» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2021 год, расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1.

Таблица 1. Разногласия между Заявителем и Органом регулирования

п/п

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

Заявитель

Орган регулирования

Объем разногласий

1

Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)

Гкал

26 642,91

30 061,89

-3 418,98

2

Расход тепловой энергии на хозяйственные нужды

Гкал

2 451,82

2 031,44

420,38

3

Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии на угле

Гкал

31 569,11

33 932,01

-2 362,90

4

Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии электрокотельной

Гкал

8 493,23

9 128,93

-635,70

5

Амортизация основных средств и нематериальных активов

тыс. руб.

7 506,34

7 471,29

35,05

6

Расходы на топливо (уголь)

тыс. руб.

62 353,01

67 014,07

-4 661,06

7

Электроэнергия на производственные нужды

тыс. руб.

57 176,41

61 455,88

-4 279,47

8

Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э

тыс. руб.

319,42

-34 341,86

34 661,28

9

Корректировка необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемая в (i-l)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э

тыс. руб.

39 259,65

-8 932,60

48 192,25

ИТОГО по статьям

тыс. руб.

166 614,83

92 666,78

73 948,05

 ИТОГО НВВ

тыс. руб.

258 444,88

184 496,83

73 948,05

Величина разногласий, заявленных ООО «Регионтеплоресурс» в ФАС России, составляет 73 948,05 тыс. руб.

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)».

ООО «Регионтеплоресурс» заявляет требование о необходимости учета величины полезного отпуска при расчете тарифов на тепловую энергию в размере
26 642,91 Гкал.

Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии учтен в размере 30 061,89 Гкал.

Величина разногласий составляет (-3 418,98) Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

В обоснование заявленных требований по данной статье затрат Заявителем приложено, в том числе, постановление администрации Ягоднинского городского округа от 06.12.2019 № 740 «Об актуализации схемы теплоснабжения Муниципального образования «Поселок Оротукан» Ягоднинского района Магаданской области до 2028 года» (далее – Постановление № 740).

Согласно перспективному балансу тепловой энергии по источникам тепловой энергии – котельным поселка Оротукан, который является приложением к Постановлению № 740, величина полезного отпуска тепловой энергии на 2021 год составляет 26 642,91 Гкал.

Согласно письменному мнению Департамента на заявление
ООО «Регионтеплоресурс» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Департаментом цен и тарифов Магаданской области, направленному письмом от 22.03.2021 № 581/04-3 (рег. от 23.03.2021 № 45639-ЭП/21) (далее - Отзыв), схема теплоснабжения Муниципального образования «Поселок Оротукан» Ягоднинского района Магаданской области актуализирована за пределами срока, предусмотренного п
унктом 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (далее – Требования № 154).

В соответствии с пунктом 38 Требований № 154 не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.

Также Орган регулирования отмечает, что актуализация схемы теплоснабжения (Постановление № 740) произведена с нарушением пункта 36 Требований № 154, а именно актуализирована только таблица 2.2 «Перспективный баланс тепловой энергии по источникам тепловой энергии» - котельные поселка Оротукан (приложение к Постановлению № 740), что не синхронизируется с показателями других разделов схемы.

Органом регулирования величина полезного отпуска тепловой энергии определена на уровне, утвержденном на долгосрочный период с 2019 по 2021 годы.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 11 Требований № 154 в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяется:

а) схема теплоснабжения;

б) предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения.

Также необходимо отметить, что Постановление № 740 не оспорено в суде и на момент установления тарифов на тепловую энергию на 2021 год является последней актуальной схемой теплоснабжения поселка Оротукан.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на существенное отличие фактического значения полезного отпуска тепловой энергии за 2019 год
(25 631,38 Гкал) от принятого Департаментом на 2021 год (30 061,89 Гкал).

Таким образом, Органом регулирования допущено нарушение пункта 22 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил регулирования № 1075 при определении полезного отпуска тепловой энергии для Заявителя на 2021 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат удовлетворению. Департаменту необходимо определить полезный отпуск тепловой энергии для ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год в соответствии с последней актуальной схемой теплоснабжения в размере 26 642,91 Гкал.

2. Статья разногласий «Расход тепловой энергии на хозяйственные нужды».

ООО «Регионтеплоресурс» заявляет требование о необходимости учета величины расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды при расчете тарифов на тепловую энергию в размере 2 451,82 Гкал.

Органом регулирования по данной статье учтено 2 031,44 Гкал.

Величина разногласий составляет 420,38 Гкал.

Департаментом был принят расход тепловой энергии на хозяйственные нужды, утвержденный на долгосрочный период с 2019-2021 год, в объеме 2031,44 Гкал.

В соответствии с пунктом 51 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 (далее – приказ Минэнерго России № 323), расход тепловой энергии на собственные нужды котельных определяется опытным (режимно-наладочные и (или) балансовые испытания) или расчетным методом и включает в себя том числе хозяйственные нужды котельных.

Орган регулирования в направленном отзыве отмечает, что представленные Заявителем в ФАС России документы, подтверждающие заявленный расход тепловой энергии на хозяйственные нужды в объеме 2451,83 Гкал, в материалах тарифного дела на 2021 год не представлены.

ФАС России отмечает, что в распоряжении Органа регулирования имелись фактические данные за предыдущие периоды (за 2018 год – 2 451,83 Гкал, за 2019 – 2 466,77 Гкал), а также информация по расходу тепловой энергии на хозяйственные нужды на 2021 год, отраженная в приложении к Постановлению № 740 администрации Ягодинского городского округа (2 451,83 Гкал).

Кроме того, в нарушение положений пункта 29 Правил регулирования № 1075 не представлен анализ экономической обоснованности принятого Департаментом расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат удовлетворению. Органу регулирования необходимо определить величину расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды на 2021 год в соответствии с данными Постановления № 740.

3. и 4. Статьи разногласий «Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии (на угле и электрокотельные)».

ООО «Регионтеплоресурс» заявляет требования о необходимости учета величины отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии на угле в размере 31 569,11 Гкал, на электрокотельных -
8 493,23 Гкал.

Органом регулирования по данной статье учтено 33 932,01 Гкал и
9 128,93 Гкал соответственно.

Величина разногласий составляет в части отпуска с коллекторов тепловой энергии на угле (-2 362,90) Гкал, на электрокотельных (-635,70) Гкал.

В представленном заявлении ООО «Регионтеплоресурс» рассчитывает суммарную величину отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников, как сумму полезного отпуска тепловой энергии, потерь тепловой энергии и расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды.

ФАС России отмечает, что учет расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды при расчете отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников, некорректен, так как данный объем тепловой энергии в соответствии с приказом Минэнерго России № 323 учитывается в нормативе удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, который в соответствии с пунктом 1 указанного приказа определяется на отпущенную тепловую энергию с коллекторов котельных.

С учетом удовлетворения требований Заявителя по статье «Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)», требования по данной статье также подлежат частичному удовлетворению.

Величина отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии на угле, составляет 29 637,07 Гкал — (26 642,91 + 10 967,6) * 78,799975 %.

Величина отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника электрокотельных, составляет 7 973,44 Гкл — (26 642,91 + 10 967,6) * 21,2000349 %, где:

26 642,91 Гкал – полезный отпуск тепловой энергии в соответствии со статьей 1 настоящего решения;

10 967,6 Гкал – потери тепловой энергии (величина не оспаривается);

78,799975 % - доля отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии на угле (величина не оспаривается).

21,2000349 % - доля отпуска тепловой энергии с коллекторов источника тепловой энергии электрокотельных (величина не оспаривается).

5. Статья разногласий «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

ООО «Регионтеплоресурс» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2021 год расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в размере
7 506,34 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
7 471,29 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 35,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Заявитель не согласен с неучетом Органом регулирования амортизационных отчислений по основным средствам стоимостью до 40 000 руб.

Согласно пункту 3.2 приказа регулируемой организации от 31.12.2019 № 88 «Об учетной политике на 2020 г.», основные средства, стоимость которых не превышает 40 000 руб., отражаются в составе материально-производственных запасов и списываются на расходы единовременно после ввода в эксплуатацию.

Аргументируя заявленные требования, регулируемая организация указывает, что данное положение относится к собственным основным средствам предприятия, а перечисленные в экспертном заключении основные средства переданы предприятию в рамках Концессионного соглашения от 20.11.2018 № 3-КС-2018 и не могут быть списаны предприятием, так как должны быть в последующем возвращены КУМИ Ягодинского городского округа.

В направленном отзыве Департамент отмечает, что ни приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», ни приказ об учетной политике регулируемой организации не содержат различия в учете собственных основных средств и основных средств, полученных на условиях концессионного соглашения.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов при неучете Департаментом амортизационных отчислений по основным средствам стоимостью до 40 000 руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье затрат являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

6. Статья разногласий «Расходы на топливо (уголь)».

ООО «Регионтеплоресурс» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2021 год расходы на топливо (уголь) в размере 62 353,01 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
67 014,07 тыс. руб.

Величина разногласий составляет (-4 661,06) тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Разногласия по данной статье обусловлены учетом Органом регулирования завышенной величины отпуска тепловой энергии с коллекторов.

С учетом частичного удовлетворения требований по статье «Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии на угле» требования по данной статье также подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на топливо исходя из величины отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии на угле, в размере 29 637,07 Гкал.

Кроме того, в необходимой валовой выручке подлежат пересмотру статьи затрат взаимозависимые от балансовых показателей (прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и пр.).

7. Статья разногласий «Электроэнергия на производственные нужды».

ООО «Регионтеплоресурс» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2021 год расходы на электроэнергию на производственные нужды в размере 57 176,41 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
61 455,88 тыс. руб.

Величина разногласий составляет (-4 279,47) тыс. руб.

Разногласия по данной статье обусловлены учетом Органом регулирования завышенной величины отпуска тепловой энергии с коллекторов.

С учетом частичного удовлетворения требований по статье «Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии электрокотельные» требования по данной статье также подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на топливо исходя из величины отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника электрокотельной, в размере 7 973,44 Гкал.

Кроме того, в необходимой валовой выручке подлежат пересмотру статьи затрат взаимозависимые от балансовых показателей (прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и пр.).

8. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э».

ООО «Регионтеплоресурс» считает экономически обоснованной корректировку НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенную в соответствии с пунктом 12 Методических указаний
№ 760-э, в размере 319,42 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
(-34 341,86) тыс. руб.

Величина разногласий составляет 34 661,28 тыс. руб.

Расчет данной корректировки представлен в таблице:

тыс. руб.

Наименование показателя

Заявитель

Департамент

Излишне полученные доходы в результате перераспределения выработки тепловой энергии между источниками

-35 007,73

-35 007,73

Необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности

0

0

Выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим

34 638,57

0

Экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для предприятия регулируемых цен (тарифов)

688,58

665,86

Итого

319,42

-34 341,86

Разногласия по данной статье обусловлены неучетом Органом регулирования величины выпадающих доходов по регулируемым видам деятельности, связанным с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим в размере 34 638,57 тыс. руб. и расходов на изготовление выписок (справок) в составе экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для предприятия регулируемых цен (тарифов), в размере 22,72 тыс. руб.

Согласно отзыву Органа регулирования, в предложении регулируемой организации о корректировке тарифов на 2021 г. выпадающие доходы за 2019 г. в размере 34 638,57 тыс. руб. не заявлялись и обосновывающие материалы, в том числе предусмотренные подпунктом «з» пункта 16 Правил регулирования № 1075, не представлялись.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при неучете величины выпадающих доходов по регулируемым видам деятельности, связанным с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим.

Согласно представленному в ФАС России заявлению, регулируемой организации необходимы выписки из ЕГРН для достоверного оперативного и бухгалтерского учета жилого фонда и правильного начисления платежей квартиросъемщикам и арендаторам жилого фонда.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 760-э при установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

Согласно статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ, предусмотрена возможность предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные с собственниками помещений, по которым необходимо получение выписок из ЕГРН.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Департамента при неучете расходов на изготовление выписок (справок) при расчете данной корректировки.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

9. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки
в i-м году, рассчитываемая в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э».

ООО «Регионтеплоресурс» считает экономически обоснованными затраты по статье «Корректировка НВВ в i-м году, рассчитываемая в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э» в размере 39 259,65 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
(-8 932,60) тыс. руб.

Величина разногласий составляет 48 192,25 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Разногласия по данной статье обусловлены частичным непринятием органом регулирования фактических расходов по следующим статьям затрат:

9.1. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

По факту за 2019 год регулируемой организацией произведены расходы в размере 19,13 тыс. руб.

Необходимо отметить, что Заявитель оказывает несколько регулируемых видов деятельности (теплоснабжение, ГВС (тепловая энергия), ГВС (вода), холодное водоснабжение), а также другие виды деятельности.

Органом регулирования исключена плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду из фактически понесенных расходов за 2019 год в сумме 14,64 тыс. руб. (по факту составила 4,49 тыс. руб.)

Рассчитана данная величина как 14,64 = (390 - 19,13) - (390,45 - 68,87), при этом в экспертном заключении не представлено пояснений по составляющим расчета в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении расчет фактически понесенных за 2019 год расходов по статье «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» с учетом разделения суммы по видам деятельности с указанием документов, на основании которых принималось решение согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075.

9.2. Отчисления на социальные нужды.

Согласно фактическим отчетным данным Заявителя за 2019 год, величина фактических отчислений на социальные нужды составляет 14 803,85 тыс. руб.

Фактическая величина отчислений на социальные нужды, принятая Органом регулирования, составляет 12 109,38 тыс. руб. Органом регулирования произведен перерасчет тарифного коэффициента, и ставка текущего премирования принята на уровне плановой величины на 2019 год в размере 10 %.

Выше отмечалось, что Заявитель оказывает несколько регулируемых видов деятельности (теплоснабжение, ГВС (тепловая энергия), ГВС (вода), холодное водоснабжение), а также другие виды деятельности.

В адрес ФАС России Заявителем не представлено документального подтверждения того, что фактические отчисления на социальные нужды в размере 14 803,85 тыс. руб. сформированы по регулируемому виду деятельности «Теплоснабжение», не представлен расчет отчислений на социальные нужды с учетом экономически обоснованных расходов на оплату труда за 2019 год с учетом требований Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э. Кроме того, Заявителем не представлена форма № П-4 (сведения о численности и заработной плате работников) за 2019 год, а также бухгалтерская отчетность в соответствии с положениями Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов, утвержденных приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье затрат «Отчисления на социальные нужды» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

9.3. Расходы по сомнительным долгам.

Органом регулирования не учтены фактические расходы регулируемой организации по статье «Резерв по сомнительным долгам» за 2019 год в сумме 42 288,24 тыс. руб. в связи с тем, что, по мнению Органа регулирования, Заявителем не представлен документ, подтверждающий, что ООО «Регионтеплоресурс» является единой теплоснабжающей организацией в поселке Оротукан Ягоднинского городского округа.

По расчету Заявителя, фактическая экономически обоснованная сумма расходов на формирование резерва по сомнительным долгам за 2019 год составляет 40 211,00 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье затрат Заявителем в адрес Органа регулирования представлены следующие документы:

- карточка счета 91.02 за 2019 год на сумму резерва по сомнительным долгам;

- расчет резерва по сомнительным долгам за 2019 год;

акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

- копия постановления № 1031 от 20.12.2017 (о наделении статусом единой теплоснабжающей организации);

- оборотно-сальдовые ведомости за 2019 год по счетам: 01, 02, 08, 10, 19, 20, 25, 26, 50, 51, 57, 60, 62, 63, 68, 69, 70, 71, 73, 76, 80, 84, 86, 90, 91, 96, 97, 99.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Согласно пункту 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения разногласий Заявителем представлено постановление администрации Ягоднинского городского округа от 20.12.2017 № 1031 (далее – Постановление № 1031).

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 1031 ООО «Регионтеплоресурс» определено единой теплоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения на территории посёлка Оротукан муниципального образования «Ягоднинский городской округ».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1031 данное постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Северная правда» и размещению на официальном портале сайте Ягоднинского городского округа.

Кроме того, согласно информации, представленной в заявлении о рассмотрении спора, Постановление № 1031 было представлено в адрес Органа регулирования 07.12.2020.

Вместе с тем, Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были представлены документы, подтверждающие списание безнадежной дебиторской задолженности за 2019 год, в т.ч. приказы о списании безнадежной дебиторской задолженности, решения (определения) судов, исполнительные листы, выписки из ЕГРЮЛ, обороты по счету 007.

Таким образом, требования Заявителя по подстатье затрат «Резерв по сомнительным долгам» за 2019 являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

9.4. Расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в 2019 году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 Методических указаний
№ 760-э, по расчету Заявителя составляют 109 215,39 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье учтено 107 060,25 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены копии форм № 22-ЖКХ (ресурсы) за 2018 и 2019 годы с отметкой об отправке.

Разногласия обусловлены применением Органом регулирования и регулируемой организацией различных формул для расчета расходов на топливо (электроэнергии на производство) (формулы 29 и 30 Методических указаний № 760-э).

Органом регулирования расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов определен по формуле (30) в размере 44 881,30 тыс. руб. (21 082,63 * (5,43459 / 12,02476) * 4,71), где

21 082,63 тыс. кВт∙ч – объем потребления электроэнергии на производство, учтенный при установлении тарифов на 2019 год;

5,43459 тыс. Гкал – фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за 2019 год;

12,02476 тыс. Гкал - объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов на 2019 год;

4,71 руб./кВт∙ч – фактическая стоимость покупки электрической энергии за 2019 год.

Заявителем расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов определен по формуле (29) в размере 47 036,47 тыс. руб. (1 224 000,00 * 8,15836 * 4,710), где

1 224 000,00 тыс. кВт∙ч/Гкал – удельный расход электрической энергии на выработку 1 Гкал тепловой энергии;

8,15836 тыс. Гкал – фактический объем отпуска тепловой энергии на электрокотельной за 2019 год;

4,71 руб./кВт∙ч – фактическая стоимость покупки электрической энергии за 2019 год.

Предприятие эксплуатирует два источника тепловой энергии: угольную котельную, для которой топливом (ТЭР) является уголь, и электрокотельную, для которой топливом (ТЭР) является электроэнергия.

Уголь и электроэнергия на производство тепловой энергии являются основными видами топлива, и для расчета расходов на топливо (угля и электроэнергии) при производстве тепловой энергии должна использоваться формула 29 Методических указаний № 760-э.

Вместе с тем, в расчете Заявителя участвуют объемы отпуска тепловой энергии не с коллекторов источников.

Так, согласно экспертному заключению Органа регулирования, 8,15836 тыс. Гкал – это объем выработки за 2019 год на электрокотельной.

Также, ФАС России установлено, что Органом регулирования при расчете фактических расходов на приобретение угля за 2019 год неправомерно принята величина выработки 30,31922 тыс. Гкал, вместо необходимой величины отпуска тепловой энергии с коллекторов источника (на угле).

Кроме того, при расчете фактического расхода топлива за последний отчетный период регулирования органам регулирования необходимо также учитывать пункт 66 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 66 Основ ценообразования № 1075, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с Основами ценообразования № 1075, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.

Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 Основ ценообразования № 1075. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном Методическими указаниями № 760-э.

Экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.

Экономия расходов на приобретение топлива, образующаяся в результате смены видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, определяется в части сокращения расходов на топливо, рассчитанных исходя из объемов его потребления и соответствующих цен, за исключением случая, когда источником финансирования мероприятий по смене видов основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой являются устанавливаемые в соответствии с настоящим документом тарифы или средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, требования Заявителя по подстатье затрат «Расходы на приобретение энергетических ресурсов» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемая в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов
в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний
№ 760-э» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести перерасчет затрат по данной статье с учетом расчета и отражения соответствующего анализа в экспертном заключении по подстатье «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», а также произвести расчет фактических расходов на приобретение энергетических ресурсов (уголь и электроэнергия) в соответствии с формулой 29 Методических указаний
№ 760-э на основании корректных исходных данных.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Регионтеплоресурс» и Департаментов цен и тарифов Магаданской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент цен и тарифов Магаданской области нарушившим пункты 22, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Регионтеплоресурс», указанные в заявлении о разногласиях с Департаментом цен и тарифов Магаданской области (рег. от 24.02.2021 № 29696/21).

3. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2021 провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2021 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения), отразив соответствующий анализ в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемая в (i-l)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э» (подстатьи «Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду», «Расходы на приобретение энергетических ресурсов»).

4. Органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2021 пересмотреть необходимую валовую выручку и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год, на основании мотивировочной части настоящего решения, в т.ч.:

4.1. пересмотра балансовых показателей, отраженного в пунктах 1-4 мотивировочной части настоящего решения (полезный отпуск тепловой энергии из тепловой сети, расход тепловой энергии на хозяйственные нужды, отпуск тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии);

4.2. пересмотра статей затрат, взаимозависимых от балансовых показателей (топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и пр.);

4.3. пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Магаданской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Регионтеплоресурс» на 2021 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Регионтеплоресурс».

 

 

Связанные организации

Департамент цен и тарифов Магаданской области
ИНН 4909014505, ОГРН 1054900003872
ООО "Регионтеплоресурс"
ИНН 4909126840, ОГРН 1174910002178
Магаданское УФАС России
ИНН 4909053335, ОГРН 1024900961634