Решение №СП/61874/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между
ПАО «МРСК
Центра» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 29.03.2021 № 49333/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» <...>, начальника департамента тарифообразования филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» <...>, начальника управления регулирования в сфере электроэнергетики Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Тверьэнерго» (далее также – ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», Заявитель, регулируемая организация) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – РЭК Тверской области, Орган регулирования) (исх. № МР1-ТВ/4-1/2530 от 29.03.2021; рег. № 49333/21 от 29.03.2021).

Заявление регулируемой организации рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Заявление о разногласиях рассмотрено ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом РЭК Тверской области от 30.12.2020 № 508-нп установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2021 год.

Приказом РЭК Тверской области от 30.12.2020 № 507-нп внесены изменения в приказ от 29.12.2017 № 590-нп «О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на период регулирования 2018-2022 годы», которым в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования.

Для регулируемой организации долгосрочный период регулирования установлен на 2018 - 2022 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание сетей, установленная РЭК Тверской области в соответствии с Экспертным заключением экспертизы материалов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» о корректировке необходимой валовой выручки, установленной на 2021 год долгосрочного регулирования 2018-2022 годы (далее – Экспертное заключение), составляет 5 791 089,18 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 7 631 757,78 тыс. руб. (с учетом требований Заявителя по статьям расходов).

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год затрат по следующим статьям:

 

 

 

п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся

-

717 385,60

717 385,60

1.1.

Налог на прибыль

-

132 684,67

132 684,67

1.2.

Расходы на обслуживание заемных средств

-

376 851,15

376 851,15

1.3.

Списание дебиторской задолженности

-

207 849,78

207 849,78

2

Корректировка с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг)

-

64 394,29

64 394,29

3

Расходы на обслуживание заемных средств

-

445 138,94

445 138,94

4

Амортизация основных средств

748 069,81

868 165,96

120 096,15

5

Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению

-

396 507,23

396 507,23

6

Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года

-

485 732,04

97 146,41*

 

ИТОГО

748 069,81

2 977 324,06

1 840 668,61

* заявлена 1/5 от суммы для учета на 2021 год.

Сумма разногласий по статьям затрат составляет 1 840 668,61 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся.

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся» в сумме 717 385,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Расходы по статье «Корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся», оспариваемые Заявителем, представлены в таблице:

п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся

-

717 385,60

717 385,60

1.1.

Налог на прибыль

-

132 684,67

132 684,67

1.2.

Расходы на обслуживание заемных средств

-

376 851,15

376 851,15

1.3.

Списание дебиторской задолженности

-

207 849,78

207 849,78

1.1 Корректировка НВВ по факту уплаты налога на прибыль за 2019 год.

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Корректировка НВВ по факту уплаты налога на прибыль за 2019 год» в сумме 132 684,67 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 6 Основ ценообразования № 1178 субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2019 год (ПАО «МРСК – Центр» и филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго»);

- бухгалтерский баланс филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» за 2019 год по виду деятельности «передача электроэнергии»;

- отчеты о финансовых результатах за 2019 год филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по видам деятельности «передача электроэнергии» и «продажа электроэнергии»;

- платёжные поручения по оплате налога на прибыль за 2019 год;

- формы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (далее – форма 1.3) и 1.6. «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» (далее – форма 1.6), предусмотренные Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, за 2019 год;

- расчет по налогу на прибыль за 2019 год.

Согласно с представленной информации по форме 1.3 филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», налог на прибыль по виду деятельности «передача по распределительным сетям» сформировался в 2019 году в размере 97 425 тыс. руб. и по виду деятельности «технологическое присоединение» в размере 26 678 тыс. руб.

Следовательно, в 2019 году величина фактически уплаченного налога на прибыль, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, составила 124 102,72 тыс. руб.

Таким образом, поскольку при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в НВВ регулируемой организации налог на прибыль не был учтен органом регулирования, сумма корректировки НВВ по факту уплаты налога на прибыль за 2019 год с учетом индексов потребительских цен на 2020 – 2021 годы составит 132 684,67 тыс. руб. (124 10,72 * 103,2% * 103,6%) =
132 684,67 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ по факту уплаты налога на прибыль за 2019 год» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

1.2 Корректировка НВВ в части расходов по статье «Обслуживание заемных средств».

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Обслуживание заемных средств» в сумме 376 851,14 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

На основании пункта 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно статье 256 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

На основании пункта 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и содержащим в том числе расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение, а также величина расходов на оплату технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства к сетям смежной сетевой организации (за исключением расходов, включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в состав платы за технологическое присоединение, рассчитанной для лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого требует проведения мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации) в размере, определенном исходя из утвержденной (рассчитанной) для такой смежной сетевой организации платы за технологическое присоединение.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

В обоснование заявленных требований по данной подстатье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- реестр кредитных договоров;

- кредитные договоры, договоры об оказании услуг по выпуску облигаций;

- справки о начисленных процентах по кредитам;

- протоколы заседаний конкурсной комиссии ПАО «МРСК – Центра» по проведению закупок финансовых услуг;

- уведомления банков об изменении процентных ставок по заключенным договорам;

- формы 1.3 и 1.6. за 2019 год;

- справка о балансе денежных расчетов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с учетом кассовых разрывов за 2019 год;

- справка о дебиторской задолженности по видам деятельности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» за 2017-2020 годы;

- пояснительная записка по расходам на обслуживание заемных средств.

Согласно пояснительной записке Заявителя, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» вынужден привлекать кредиты для финансирования своей производственно-хозяйственной деятельности по причине формирования постоянных кассовых разрывов операционного денежного потока, обусловленных нарушением платежной дисциплины субъектами розничного рынка электроэнергии в части расчетов за услуги по передаче электроэнергии, а также в целях финансирования инвестиционной деятельности в условиях отсутствия собственных средств.

В 2019 году по филиалу «Тверьэнерго» осуществлялись операции по 6-ти действующим кредитным договорам, которые были заключены ПАО «МРСК Центра» и распределены на филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с учетом необходимости финансирования инвестиционных проектов и сложившегося недостатка средств по операционной деятельности.

При этом, ФАС России отмечает, что Заявителем не представлено подтверждение недостатка средств по операционной деятельности именно филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго». Кредитные договоры заключены ПАО «МРСК Центра», расшифровка распределения расходов по обслуживанию кредитов по филиалам и обоснование кассовых разрывов Заявителя не представлены.

При этом, согласно Отчету о финансовых результатах за 2019 год, а также представленной информации по форме 1.3 филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», величина процентов к уплате по виду деятельности «передача по распределительным сетям» сформировалась в 2019 году в размере 674 138 тыс. руб., в том числе:

- на оплату процентов по инвестиционным кредитам — 219 510,37 тыс. руб.,

- на оплату процентов по операционным кредитам — 454 628,02 тыс. руб.

На 2019 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в НВВ регулируемой организации расходы на обслуживание заемных средств были учтены органом регулирования в размере 321 661,71 тыс. руб. в части долгосрочных инвестиционных кредитов.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Согласно отзыву органа регулирования, фактически понесенные расходы на обслуживание заемных денежных по долгосрочным инвестиционным кредитам составили меньшую величину относительно плана, следовательно, корректировка по данной статье затрат не была проведена.

ФАС России отмечает, что обосновывающие материалы филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» не содержат помесячный расчет кассовых разрывов с указанием доходов и экономически обоснованных расходов за 2019 год по видам деятельности с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Обслуживание заемных средств» не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

1.3. Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности».

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности» в сумме 207 849,78 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Согласно пункту 30 Основ ценообразования № 1178, в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

В обоснование заявленных требований по данной подстатье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- справки о дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, нереальной к взысканию, подлежащей списанию;

- справка «Дебиторская задолженность по видам деятельности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго»;

- протоколы заседания Центральной инвентаризационной комиссии ПАО «МРСК – Центра» - «Тверьэнерго»;

- распоряжения и приказы об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации финансовых активов и обязательств ПАО «МРСК – Центра»;

- приказы об отражении в бухгалтерской отчетности результатов инвентаризации;

- документы, подтверждающие факт возникновения задолженности (договоры, исполнительные листы, решения суда).

Расчет величины фактических расходов по списанию дебиторской задолженности произведен Заявителем с учетом сумм списанной по причинам банкротства, ликвидации и истечения срока исковой давности в 2016-2018 и 2019 годах дебиторской задолженности потребителей.

Согласно пояснительной записке Заявителя, в структуре дебиторской задолженности от оказания услуг по передаче электрической энергии значительный удельный вес занимает дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства.

При этом, ФАС России отмечает, что в реестре контрагентов присутствуют также и организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность (например, ООО «Тверская энергосбытовая компания», ООО «Центрэнергосбыт», ООО «Торжокская энергосбытовая компания»), что противоречит пункту 30 Основ ценообразования № 1178.

Согласно отзыву органа регулирования, произвести сверку всех представленных документов, подтверждающих возникновение заложенности по контрагентам, не представлялось возможным ввиду большого количества контрагентов, включенных в перечень, не структурированности предоставленных документов.

ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования произвести дополнительный анализ представленных в тарифной заявке ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» документов, обосновывающих расходы по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности», учесть расходы по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности» в экономически обоснованном размере с учетом требований пункта 30 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности» подлежат частичному удовлетворению.

2. Корректировка с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг).

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг)» в сумме 64 394,29 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций устанавливается органами регулирования на долгосрочный период регулирования в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания по надежности и качеству № 1256).

Согласно пункту 8 Основ ценообразования № 1178, регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утвержденными приказом ФСТ Российской Федерации от 26.10.2010 № 254-э/1 (далее – Методические указания № 254-э/1).

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- письмо филиала ПАО «МРСК Центр» - «Тверьэнерго» в РЭК Тверской области от 26.03.2020 № МР1-ТВ/4-1/3125 «О направлении отчётности по показателям надежности и качества оказанных услуг за 2019 год»;

- пояснительная записка «Об уровне надежности и качества оказываемых услуг филиалом ПАО «МРСК Центр» - «Тверьэнерго», подлежащих тарифному регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности, за 2019 год»;

- формы 1.3, 3.2, 3.3, 4.1, 4.2, 8.1 и 8.3, предусмотренные Методическими указаниями по надежности и качеству № 1256 (в редакции приказа Минэнерго России от 21.06.2017 № 544), используемые для расчета значений показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг, обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг, а также для учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедших на объектах электросетевых организаций, для определения показателей надежности оказываемых услуг и индикативных показателей надежности оказываемых услуг электросетевыми организациями;

- мониторинг уровня качества оказываемых услуг по технологическому присоединению по итогам 2019 года;

- оценка корректировки НВВ филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по результатам выполнения показателей надежности и качества оказанных услуг за 2019 год.

В соответствии с приказом РЭК Тверской области от 29.12.2017 № 590-нп «О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на период регулирования 2018-2022 годы» для Заявителя долгосрочными параметрами являются следующие показатели, отражающие уровень надежности реализуемых товаров (услуг):

- Пsaidi - показатель средней продолжительности прекращения передачи электроэнергии на точку поставки;

- Пsaifi - показатель средней частоты прекращения передачи электроэнергии на точку поставки;

- Птпр - показатель уровня качества осуществляемого технологического присоединения к сети,

которые на 2019 год были утверждены в размере 3,7430, 1,3951 и 1,0405 соответственно.

Заявителем произведён расчет корректировки необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) по итогам 2019 года в соответствие с требованиями Методических указаний по надежности и качеству № 1256 и Методических указаний № 254-э/1.

При этом, регулируемой организацией при оценке исполнения показателя качества исполнения Единых стандартов качества обслуживания потребителей (Kкач3) его значение принято равным «-1», т.е. данный показатель признан Заявителем не выполненным в связи с нарушениями раскрытия информации, предусмотренной Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186.

Таким образом, расчет обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг рассчитан по формуле (22) пункта 5.1.4. Методических указаний по надежности и качеству № 1256 на сумму 64 394,29 тыс. руб.

 

и , и - коэффициенты значимости показателей надежности и качества оказываемых услуг, равные 0,30 и 0,30, 0,30 и 0,1 соответственно.

Коб = (0,3*1 + 0,3*1 + 0,1*(-1)) = 0,5

Согласно отзыву РЭК Тверской области, органом регулирования были выявлены нарушения Заявителем порядка определения фактических показателей надежности и качества, указанные в подпунктах б) и в) пункта 14(2) Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 (далее - Положение № 1220).

Значение показателя качества исполнения Единых стандартов качества обслуживания потребителей (Kкач3) также принято органом регулирования равным «-1», и данный показатель признан не выполненным.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что Заявителем не была представлена Форма 8.1.1. «Ведомость присоединений потребителей услуг сетевой организации», предусмотренная Методическими указаниями по надежности и качеству № 1256.

В связи с чем, понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий НВВ на 2021 год для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», принят органом регулирования в размере «0».

При этом, согласно абзацу 4 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1, если отклонение фактического значения какого-либо показателя менее приведенного в указанном пункте значения для соответствующего года (10% начиная с 2013 года), то используемый при расчете индикатор выполнения соответствующего показателя определяется в соответствии с Методическими указаниями по надежности и качеству № 1256.

Следовательно, понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) , рассчитывается в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 254-э/1 по формуле (1):

, где

 

- максимальный процент корректировки, равный 2%.

Таким образом, размер корректировки НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) определен Заявителем в соответствии с требованиями Методических указаний по надежности и качеству № 1256 и Методических указаний № 254-э/1 в сумме 64 394,29 тыс. руб. (0,3*1 + 0,3*1 + 0,1*
(-1)) * (2%* 6 439 29) = 64 394,29 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг)» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

3. Расходы на обслуживание заемных средств.

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Расходы на обслуживание заемных средств» в сумме 445 138,94 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены по причине ограничения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- реестр кредитных договоров;

- кредитные договоры, договоры об оказании услуг по выпуску облигаций;

- справки о начисленных процентах по кредитам;

- протоколы заседаний конкурсной комиссии ПАО «МРСК – Центра» по проведению закупок финансовых услуг;

- уведомления банков об изменении процентных ставок по заключенным договорам;

- формы 1.3 и 1.6. за 2019 год;

- справки о балансе денежных расчетов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с учетом кассовых разрывов за 2008-2020 годы;

- пояснительная записка по расходам на обслуживание заемных средств;

- справка о дебиторской задолженности по видам деятельности филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» за 2017-2020 годы.

На 2019 год при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в НВВ регулируемой организации расходы на обслуживание заемных средств были учтены органом регулирования в размере 321 661,71 тыс. руб. в части долгосрочных инвестиционных кредитов.

На 2020 год органом регулирования были утверждены расходы на обслуживание заёмных средств в размере 320 740,21 тыс. руб., сформированные по инвестиционным кредитам.

Согласно пояснительной записке регулируемой организации, инвестиционные кредиты привлекались Заявителем в период 2007-2020 годы, фактическая величина расходов на уплату процентов по инвестиционным кредитам у филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» составила:

- в 2019 году — 219 510,37 тыс. руб.,

- в 2020 году – 288 420,25 тыс. руб.

Инвестиционная программа Заявителя на 2021 год не предусматривает новых кредитных источников, средства необходимы для обслуживания ранее привлеченных заемных средств.

По предложению филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в тарифную заявку органом регулирования на 2021 год включены проценты по обслуживанию заемных средств с учетом ранее привлеченных кредитов и кредитов, привлечение которых предусмотрено финансовым планом регулируемой организации в составе корректировки инвестиционной программы, в размере 426 619,3 тыс. руб., т.е. признаны экономически обоснованными в предложенном размере.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно заявлению, в связи с изменением состава кредитного портфеля ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» был произведен перерасчет суммы процентов по кредитам на 2021 год. Так, в 2021 году затраты по обслуживанию кредитов составят:

- по операционным кредитам - составят 187 293,09 тыс. руб.,

- по инвестиционным кредитам — 257 845,85 тыс. руб.

Согласно пояснительной записке Заявителя, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» вынужден привлекать кредиты для финансирования своей производственно-хозяйственной деятельности по причине формирования постоянных кассовых разрывов операционного денежного потока, обусловленных нарушением платежной дисциплины субъектами розничного рынка электроэнергии в части расчетов за услуги по передаче электроэнергии, а также в целях финансирования инвестиционной деятельности в условиях отсутствия собственных средств.

При этом, действующие кредитные договоры заключены ПАО «МРСК Центра» и распределены на филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с учетом необходимости финансирования инвестиционных проектов и сложившегося недостатка средств по операционной деятельности.

ФАС России отмечает, что кредитные договоры заключены ПАО «МРСК Центра», расшифровка распределения расходов по обслуживанию кредитов по филиалам и обоснование кассовых разрывов Заявителя не представлено. Заявителем не представлено подтверждение недостатка средств по операционной деятельности именно филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго».

Кроме того, обосновывающие материалы филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» не содержат помесячный расчет кассовых разрывов с указанием доходов и экономически обоснованных расходов за 2019 год по видам деятельности с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Обслуживание заемных средств» в части операционных расходов не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен неучет экономически обоснованных расходов.

Требования Заявителя о включении в состав НВВ расходов на обслуживание заемных средств по инвестиционным кредитам подлежат удовлетворению, ввиду отсутствия надлежащего обоснования для их невключения.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Обслуживание заемных средств» подлежат частичному удовлетворению.

4. Амортизация основных средств

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Амортизация основных средств» в сумме
868 165,96 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в сумме 748 069,81 тыс. руб. по причине ограничения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, но признаны экономически обоснованными в сумме 868 165,96 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 120 096,15 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен неучет экономически обоснованных расходов.

Требования Заявителя, касающиеся расходов на амортизацию основных средств, признанных органом регулирования экономически обоснованными в размере 868 165,96 тыс. руб., подлежат удовлетворению, ввиду отсутствия надлежащего обоснования для их невключения.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат расходы в сумме 120 096,15 тыс. руб.

5. Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению» в сумме 396 507,23 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены по причине ограничения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен неучет экономически обоснованных расходов.

Требования Заявителя о включении в состав НВВ расходов по статье «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению» в экономически обоснованном объеме подлежат удовлетворению, ввиду отсутствия надлежащего обоснования для их невключения.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению» подлежат частичному удовлетворению.

6. Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года

ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» заявляет о признании экономически обоснованными расходов по статье «Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года» в сумме 485 732,04 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены по причине ограничения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, но признаны экономически обоснованными в сумме 485 732,04 тыс. руб.

Согласно абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования № 1178, исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178 сумма разногласий, заявленных ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в ФАС России по учету выпадающих доходов в 2021 году, распределена Заявителем на 5 лет и составляет 97 146,4 тыс. руб.

Требования Заявителя, касающиеся расходов по статье «Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года», признанные органом регулирования экономически обоснованными в размере 485 732,04 тыс. руб., подлежат удовлетворению, ввиду отсутствия надлежащего обоснования для их невключения.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года» подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункты 7, 8, 20 и 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утвержденных приказом ФСТ России от 26.10.2010
№ 254-э/1.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (исх. № МР1-ТВ/4-1/2530 от 29.03.2021; рег. № 49333/21 от 29.03.2021).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» расходы по следующим статьям расходов:

- «Корректировка НВВ по факту уплаты налога на прибыль за 2019 год» в сумме 132 684,67 тыс. руб.;

- «Корректировка НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг)» в сумме 64 394,29 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

4.1. произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статье затрат «Корректировка НВВ в части расходов по статье «Списание дебиторской задолженности» с учетом требований пункта 30 Основ ценообразования № 1178;

4.2. учесть в составе НВВ признанные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в соответствии с экспертным заключением экономически обоснованными расходы по следующим статьям затрат:

- «Расходы на обслуживание заемных средств»;

- «Амортизация основных средств»;

- «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению»;

- «Компенсация незапланированных расходов, выявленных по итогам 2019 года».

5. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 пересмотреть необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» на 2021 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения, с учетом непревышения предльных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных ФАС России по Тверской области на 2021 год, с учетом возможности применения механизма сглаживания, предусмотренного пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

Связанные организации

Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
ПАО "МРСК Центра"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
ГУ РЭК Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942