Решения по тарифам №31/78624/20 Решение комиссии ФАС России по результатам рассмотрения разн... от 10 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...> ,

рассмотрев разногласия по вопросу установления тарифов на тепловую энергию между ЗАО «Троицкая энергетическая компания» (далее — Заявитель, ЗАО «ТЭК», регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 27.03.2020 № 56565/20) о разногласиях между ЗАО «Троицкая энергетическая компания» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

ЗАО «ТЭК» является многоотраслевым предприятием, одним из видов оказываемых услуг которого является передача тепловой энергии на территории Троицкого городского округа.

Разногласия возникли с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 18.12.201996/6 «О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15.11.2017 № 65/100» внесены изменения в тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемой ЗАО «ТЭК» на территории Троицкого городского округа, на 2020 год.

ЗАО «ТЭК» в период с 21.11.2014 по 21.04.2017 было наделено статусом единой теплоснабжающей организацией (далее – ЕТО) в соответствии с постановлением администрации г. Троицка от 21.11.2014 № 516 и осуществляло деятельность по передаче и сбыту тепловой энергии в центральной части г. Троцка.

Постановлением администрации г. Троицка от 01.06.2017 № 1026 статус ЕТО, осуществляющей деятельность по передаче и сбыту тепловой энергии в центральной части г. Троицка, был присвоен ООО «Перспектива», а ЗАО «ТЭК» утратило данный статус.

Впервые регулирование деятельности ЗАО «ТЭК» только по передаче тепловой энергии осуществлялось с 13.10.2017 с применением метода экономически обоснованных расходов (постановление Министерства от 12.01.2017 № 49/6).

Для регулируемой организации тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 20182020 годы.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год установлен в следующих размерах:

-  1 полугодие 2020 года – 176,54 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2020 года – 329,39 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2020 год для ЗАО «ТЭК», составляет 57 947,87 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 451 436,58 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных ЗАО «ТЭК» в ФАС России, составляет 393 488,71 тыс. руб.

ЗАО «ТЭК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергиии на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

№ п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

(в орган регулирования)

Заявитель

(в ФАС)

Объем разногласий

1

Сомнительные долги

0

22 713,66

22 713,66

22 713,66

2

Выпадающие доходы

- 3 077,15

268 841,81

271 918,96

274 996,11

 

Итого

- 3 077,15

291 555,47

294 632,62

297 709,77

 

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

 

1. Статья «Сомнительные долги».

ЗАО «ТЭК» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы по статье «Сомнительные долги» в размере 22 713,66 тыс. руб.

Орган регулирования при расчете тарифа на 2020 год расходы по данной статье не учитывал.

Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- приказ № 34/1 от 27.12.2018 «О проведении инвентаризации»;

- акт № 7 от 28.12.2018 инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

- приказ № 35 от 28.12.2018 о списании дебиторской задолженности;

- приложение № 1 к приказу № 35 от 28.12.2018 «Реестр актов судебных приставов-исполнителей о невозможности взыскания по состоянию на 29.12.2018»;

- приложение № 2 к приказу № 35 от 28.12.2018 «Реестр актов судебных приставов-исполнителей о невозможности взыскания по состоянию на 29.12.2018»;

- постановления СПИ Троицкого ГОСП об окончании и возвращении ИД взыскателям с актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительные документы возвращаются взыскателям, судебные приказы в отношении должников согласно приложениям 1 и 2 к приказу № 35 от 28.12.2018.

Расходы на списание дебиторской задолженности ЗАО «ТЭК» как безнадежной, согласно приказу № 35 от 28.12.2018 о списании дебиторской задолженности, в размере 21 677 629,83 руб., образованы исходя из дебиторской задолженности физических лиц (за 2015 – 2018 годы), что подтверждается постановлениями судебных приставов-исполнителей Троицкого городского отдела судебных приставов об окончании и возвращении исполнительных документов взыскателю, актов о наличии оснований, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, судебных приказов в отношении должников.

Следует отметить, что Заявителем в состав задолженности за тепловую энергию по исполнительным документам включены, в том числе расходы по оплате государственной пошлины и пени.

В соответствии с подпунктом а) пункта 47 Основ ценообразования № 1075 в составе внереализационных расходов учитываются расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Из пояснений Органа регулирования следует, что расходы по сомнительным долгам, заявленные ЗАО «ТЭК» в составе плановой НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год, являются фактическими расходами организации на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

ФАС России отмечает, что Основами ценообразования № 1075 не предусмотрен учет расходов по сомнительным долгам в НВВ организаций, не являющихся ЕТО.

ЗАО «ТЭК» утратило статус ЕТО, осуществляющей деятельность по передаче и сбыту тепловой энергии в центральной части г. Троицка, 01.06.2017 г.

Освоение регулируемой организацией средств, учтенных органом регулирования в плановой необходимой валовой выручке в соответствующем расчетном периоде регулирования по статье «Расходы по сомнительным логам», подтверждается фактом списания организацией безнадежной дебиторской задолженности.

Исходя из изложенного, плановые расходы по сомнительным долгам и фактические расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности учитываются в необходимой валовой выручке ЕТО, наделенных данным статусом уполномоченным органом на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

В этой связи, не подлежат включению в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, фактические расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, возникшей в периоде, когда такая организация не была наделена статусом единой теплоснабжающей организации.

С учетом вышеизложенного, требования ЗАО «ТЭК» по статье «Сомнительные долги» не подлежат удовлетворению.

2. Статья «Выпадающие доходы».

ЗАО «ТЭК» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы по статье «Выпадающие доходы» в размере 271 918,96 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере
(- 3 077,15) тыс. руб.

Величина разногласий составляет 274 996,11тыс. руб.

Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- копия приказа о проведении инвентаризации № 01/1 от 09.01.2019;

- копия акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № 8 от 31.12.2018;

- реестр выполненных работ по ремонту тепловых сетей ЗАО «ТЭК» за 2017 г.;

- реестр выполненных работ по ремонту тепловых сетей ЗАО «ТЭК» за 2018 г.;

- копия заключения специалиста № 118 от 12.09.2018 ООО «ВИЛАНА»;

- копия письма № 1866 от 11.12.2019 о направлении дополнительных материалов для установления тарифов на тепловую энергию для потребителей центральной части г. Троицка на 2020 г.

ФАС России отмечает, что при подаче заявления в Орган регулирования на установление тарифов на 2020 год регулируемой организацией по данной статье была заявлена величина 171 100,51 тыс. руб.

Кроме того, в составе дополнительных документов и материалов, направленных Заявителем письмом от 21.06.2019 № 783 в адрес Органа регулирования, выпадающие доходы в скорректированной НВВ 2020 года были заявлены в сумме 240 866,97 тыс. руб.

Также следует отметить, что в составе дополнительных документов и материалов, направленных ЗАО «ТЭК» письмом от 11.12.2019 № 1866 в адрес Органа регулирования, выпадающие доходы отражены в размере 268 841,84 тыс. руб.

Так, исходя из пояснений Органа регулирования следует, что заявленные ЗАО «ТЭК» на разногласия выпадающие доходы, включают в себя:

- (- 3 077,15 тыс. руб.) – величина корректировки, отнесенной на 2020 год по результатам 2018 года, рассчитанный Органом регулирования исходя из размера экономии в сумме (- 9 231,44) тыс. руб., распределенной на 2020-2022 годы;

- 268 841,81 тыс. руб. – выпадающие доходы, не учтенные Органом регулирования при расчете величины корректировки НВВ на 2020 год по результатам 2018 года.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний №760-э расчет размера корректировки НВВ, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) Методических указаний № 760-э с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ЗАО «ТЭК» в заявлении на разногласия по статье «Выпадающие доходы» отражает следующие расходы:

- убытки, возникшие в результате неоплаты потребителей тепловой энергии в период, когда организация выполняла деятельность ЕТО;

- убытки, связанные с неоплатой транспортировки тепловой энергии по сетям организации;

- убытки, связанные с не включением экономически обоснованных затрат по сбыту тепловой энергии;

- убытки от необходимости проведения ремонтных работ на теплосетевом комплексе в объеме, значительно превышающем учтенный в тарифных решениях;

- убытки от отсутствия в тарифных решениях предшествующих периодов учета затрат на приобретение теплоэнергии и теплоносителя с целью компенсации потерь.

Из пояснений Органа регулирования следует, что расчет выпадающих доходов, выполняемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний №760-э, согласно подпункту з) пункта 16 Правил регулирования № 1075, ЗАО «ТЭК» представлен не был.

2.1. Убытки от необходимости проведения ремонтных работ на теплосетевом комплексе.

Согласно реестру выполненных объемов работ по ремонту тепловых сетей, представленных ЗАО «ТЭК» за 2017 год, отражены расходы на ремонт тепловых сетей, выполненный хозяйственным способом, в сумме 15 151,34 тыс. руб.

При этом, исходя из пояснений Органа регулирования следует, что в тарифах была учтена плановая величина в размере 15 631,68 тыс. руб.

В реестре выполненных объемов работ по ремонту тепловых сетей ЗАО «ТЭК» за 2018 год отражены расходы на ремонт тепловых сетей, выполненный хозяйственным способом, в сумме 17 327,84 тыс. руб.

При этом, исходя из пояснений Органа регулирования, следует, что в тарифах была учтена плановая величина в размере 7 685,48 тыс. руб. в составе базового уровня подконтрольных расходов 2018 года долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг.

Согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

Таким образом, заявленные регулируемой организацией расходы, относящиеся к операционным (расходы на ремонт основных средств), не пересматриваются в течение долгосрочного периода.

Ввиду того, что 2020 год является последним годом долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг., НВВ на 2020 год была рассчитана Органом регулирования в соответствии с пунктом 51 Методических указаний № 760-э, исходя из скорректированной НВВ 2020 года и размера корректировки 2018 года по формуле (22) Методических указаний № 760-э:

При этом, фактическая величина НВВ в (i-2)-м году определяется на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных по формуле (26) Методических указаний № 760-э:

Величина  учитывает корректировку необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования с учетом пункта 12 Методических указаний № 760-э.

Органом регулирования при корректировке необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования (за 2018 год) расходы, относящиеся к «Операционным расходам», определены на основании пункта 56 Методических указаний № 760-э по формуле (27).

Исходя из положений пунктов 13 и 63 Основ ценообразования № 1075, расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2017 году, относились к расчетному периоду регулирования на 2019 год и могли быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

Также необходимо отметить, что превышение фактических операционных расходов регулируемой организации над операционными расходами, учтенными при установлении тарифов в долгосрочном периоде регулирования, при наличии их экономической обоснованности и документального подтверждения данными бухгалтерской и статистической отчетности возможно учитывать в НВВ в следующем долгосрочном периоде регулирования в порядке, предусмотренном пунктами 13, 63 и 66 Основ ценообразования № 1075.

2.2. Убытки, связанные с осуществлением деятельности ЗАО «ТЭК» в статусе ЕТО по передаче и сбыту тепловой энергии в период с 22.11.2014 по 31.12.2017 годы.

Как отмечалось, расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2014-2017 годах, относились к расчетным периодам регулирования 2016-2019 годов и могли быть заявлены ранее регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

2.3. Убытки от отсутствия в тарифных решениях предшествующих периодов учета затрат на приобретение теплоэнергии и теплоносителя с целью компенсации потерь.

Согласно представленным счетам-фактурам, предъявленным к оплате ООО «Перспектива», наделенным статусом ЕТО, стоимость тепловой энергии на ее передачу по сетям ЗАО «ТЭК» в 2019 году, составляет 27 974,87 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Из пояснений Органа регулирования следует, что ЗАО «ТЭК» не обращалось в Министерство за утверждением нормативов технологических потерь на 2018 и 2019 годы.

При этом, следует отметить, что постановлением Министерства от 17.11.2019 № 82/8 утверждены нормативы технологических потерь тепловой энергии по передаче по тепловым сетям ЗАО «ТЭК» на 2019 год в размере 23,37 тыс. Гкал по заявлению регулируемой организации (после срока установления тарифов на 2019 год).

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пунктам 13 и 63 Основ ценообразования № 1075 указанные расходы, понесенные ЗАО «ТЭК» в 2020 году, но не учтенные в тарифах, в случае их подтверждения данными бухгалтерской и статистической отчетности могут быть учтены Органом регулирования при расчете НВВ ЗАО «ТЭК» на 2021 год.

Следовательно, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ЗАО «Троицкая энергетическая компания» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области на разногласия, Комиссия :

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ЗАО «Троицкая энергетическая компания», указанных в заявлении о разногласиях с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (исх. от 17.03.2020 № 213; рег. от 27.03.2020 № 56565/20).

Связанные организации

ЗАО "Троицкая энергетическая компания"
ИНН 7418017355, ОГРН 1087418001483
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310