Предписание №СП/118501/22 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики Северная Осетия-Алания об устране... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее — РСТ РСО-А, Орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.02.2021 № 134/21, Акт проверки ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «ПРОСВЕТ» (далее – ООО «ПРОСВЕТ», Общество) на 2019-2021 годы, а также руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, и нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2) и Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 19.02.2021 № 134/21 (в ред. от 04.03.2021 № 176/21) плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания тарифов в электроэнергетике на 2019-2021 гг. в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПРОСВЕТ».

Согласно пункту 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, государственный контроль (надзор) осуществляется в том числе посредством мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Постановлениями РСТ РСО-А от 28.12.2018 № 54, от 25.12.2019 № 28 и от 30.12.2020 № 69 в отношении ООО «ПРОСВЕТ» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019, 2020, 2021 годы соответственно.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества на 2019-2021 годы установлены РСТ РСО-А с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Необходимая валовая выручка (далее — НВВ) без учета оплаты потерь, установленная Органом регулирования, на 2019 год составляет 13 121,16 тыс. руб., на 2020 год — 45 367,47 тыс. руб., на 2021 год — 187 635,44 тыс. руб., на 2022 год — 247 285,56 тыс. руб.

Приказом РСТ РСО-А от 02.09.2021 № 78 для расчета тарифов на передачу электрической энергии в отношении ООО «Просвет» на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годов применен метод долгосрочной индексации НВВ.

Постановлением РСТ РСО-А от 30.12.2021 № 72 в отношении Общества установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год – 179 774,23 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2019-2021 годы, в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки на осуществление деятельности по передаче электрической энергии
ООО «ПРОСВЕТ» с применением метода экономически обоснованных расходов на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки на осуществление деятельности по передаче электрической энергии ООО «ПРОСВЕТ» с применением метода экономически обоснованных расходов на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки на осуществление деятельности по передаче электрической энергии
ООО «ПРОСВЕТ» с применением метода экономически обоснованных расходов на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), пояснения РСТ РСО-А к акту проверки ФАС России от 26.07.2021 № 71/21, направленные письмом от 30.09.2021 № 1008 (рег. от 05.10.2021 № 166589-ЭП/21) (далее — Пояснения), а также Экспертное заключение об установлении необходимой валовой выручки
ООО «ПРОСВЕТ» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Метод регулирования

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества на 2019-2021 годы установлены РСТ РСО-А с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно приказу РСТ РСО-А от 02.09.2021 № 78 в отношении Регулируемой организации утверждено применение метода индексации при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годов.

В соответствии с постановлением РСТ РСО-А от 30.12.2021 № 72 в отношении ООО «ПРОСВЕТ» установлены долгосрочные параметры регулирования.

 

Год

Базовый уровень подконтрольных расходов

Индекс эффективности подконтрольных расходов

Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям

Показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки

Показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки

Показатель уровня качества оказываемых услуг

 

тыс. руб.

%

%

%

час

шт.

 

2022

179 774,23

7

0,75

3,99

0,0000

0,0000

1,0000

2023

Х

7

0,75

Х

0,0000

0,0000

1,0000

2024

Х

7

0,75

Х

0,0000

0,0000

1,0000

 

При этом в Экспертном заключении на 2022 год расчет подконтрольных расходов Регулируемой организации произведен только с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) (без учета применения метода сравнения аналогов), не представлены значения и расчеты долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в «порядке», установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат корректировке при недостижении показателей надежности и качества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 января 2023 года осуществляется переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) на такие услуги со сроком действия не менее чем пять лет.

ФАС России отмечает, что деятельность по передаче электрической энергии ООО «ПРОСВЕТ» осуществляет, как минимум, с момента заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 06.03.2013
№ 1406, то есть 2019 год не являлся первым годом, на который для
ООО «ПРОСВЕТ» были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Представленные Органом регулирования Пояснения не содержат обоснований установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении Общества с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Таким образом, РСТ РСО-А при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «ПРОСВЕТ» на 2019-2022 годы допущено нарушение пункта 4 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ.

Органу регулирования необходимо произвести расчет долгосрочных параметров регулирования на 2022-2024 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования и Правил № 1178. Для определения экономически обоснованной величины НВВ ООО «ПРОСВЕТ» Органу регулирования необходимо руководствоваться Методическими указаниями № 421-э и Методическими указаниями № 98-э.

2. Требования к Экспертным заключениям на 2019-2022 годы

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2019-2022 годы не содержат информации об основных принципах разделения затрат по видам регулируемой деятельности. В них также не представлены расчеты экономически обоснованных расходов на расчетный период регулирования с указанием принципа распределения расходов между осуществляемыми видами деятельности, ссылками на положения учетной политики Общества, в которых закреплен принцип распределения расходов между видами деятельности, а также с указанием принципа распределения общехозяйственных расходов, не отражен анализ экономической обоснованности затрат, не указаны документы (материалы), на основании которых определен размер учитываемых расходов в необходимой валовой выручке ООО «Просвет».

3. Подконтрольные расходы на 2022 год

Подконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2022 год в размере 179 774,23 тыс. руб.

Подконтрольные расходы заявлены Обществом на 2022 год в размере 328 962,60 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год — 111 356,48 тыс. руб.

3.1. Материальные затраты

Материальные затраты определены Органом регулирования на 2022 год в размере 130 747,87 тыс. руб.

Материальные затраты заявлены Обществом на 2022 год в размере 244 998,30 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 85 799,49 тыс. руб.

Органом регулирования не представлено экономическое обоснование учета расходов по статье «Материальные затраты» в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, также Органом регулирования не представлено пояснений о существенном расхождении плановых (принятых) и фактических затрат Общества по данной статье.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении перечень представленных Обществом документов, анализ данных документов в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178.

В случае отсутствия экономического обоснования, затраты подлежат исключению из НВВ Общества.

3.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо определены Органом регулирования на 2022 год в размере 88 694,36 тыс. руб.

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо заявлены Обществом на 2022 год в размере 152 166,30 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 47 756,51 тыс. руб.

3.1.1.1. Материалы, оборудование, запчасти

Расходы на материалы, оборудование, запчасти определены Органом регулирования на 2022 год в размере 87 889,49 тыс. руб.

Расходы на материалы, оборудование, запчасти заявлены Обществом на 2022 год в размере 152 066,30 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 46 841,28 тыс. руб.

РСТ РСО-А не отражены обоснование и расчет расходов на приобретение дизельного генератора электрической энергии в соответствии с поручением Главы Республики Северная Осетия-Алания.

РСТ РСО-А необходимо, в том числе обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования не представлено экономическое обоснование учета расходов по данной статье в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, также Органом регулирования не представлено пояснений о существенном расхождении плановых (принятых) и фактических затрат Общества по данной статье.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении перечень представленных Обществом документов, анализ данных документов в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178, а также ссылки на нормативные правовые документы, согласно которым закупка дизельного генератора является необходимым для оказания услуг по передаче электрической энергии.

В случае отсутствия экономического обоснования, затраты подлежат исключению из НВВ Общества.

3.1.1.2. Мебель и оргтехника

Расходы на мебель и оргтехнику определены Органом регулирования на 2022 год в размере 600,00 тыс. руб.

Расходы на мебель и оргтехнику заявлены Обществом на 2022 год в размере 600,00 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 729,93 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ экономической обоснованности принятых затрат по статьям (подстатьям) в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178, не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

РСТ РСО-А необходимо, в том числе обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3.2. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда определены Органом регулирования на 2022 год в размере 42 531,65 тыс. руб. исходя из фактически сложившегося за 9 месяцев 2021 года фонда оплаты труда в размере 30 583,64 тыс. руб. и планового ИПЦ на 2022 год на уровне 104,3%.

Расходы на оплату труда заявлены Обществом на 2022 год в размере 67 003,45 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 23 825,18 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

РСТ РСО-А при определении расходов на оплату труда применен подход, не соответствующий порядку определения расходов на оплату труда согласно пункту 26 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования необходимо руководствоваться положениями пунктов 5, 26 Основ ценообразования № 1178 с учетом положений отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее — ОТС в электроэнергетике). Расчет среднего тарифного коэффициента необходимо производить в соответствии с рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго» с учетом положений пункта 5 Основ ценообразования № 1178. Размер ММТС на очередной период регулирования необходимо определять как среднее арифметическое между ММТС второго полугодия прошлого года и произведения ММТС второго полугодия прошлого года на индекс потребительских цен в соответствии с последним актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной период регулирования. Ставки премирования РСТ РСО-А необходимо принимать в соответствии с фактическими показателями премирования в Обществе, но не выше указанных в ОТС в электроэнергетике.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат пересчету в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 и замечаниями ФАС России.

3.3. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2022 год в размере 6 494,72 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Обществом на 2022 год в размере 16 960,85 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 1 731,81 тыс. руб.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении перечень представленных Обществом документов, анализ данных документов в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178, а также ссылки на нормативные правовые документы, согласно которым закупка дизельного генератора является необходимым для оказания услуг по передаче электрической энергии.

В случае отсутствия экономического обоснования, затраты подлежат исключению из НВВ Общества.

3.3.1. Расходы на аудиторские и консультационные услуги

Расходы на аудиторские и консультационные услуги определены Органом регулирования на 2022 год в размере 5 448,88 тыс. руб.

Расходы на аудиторские и консультационные услуги заявлены Обществом на 2022 год в размере 6 200,00 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 408,78 тыс. руб.

В расходах по данной статье затрат учтены расходы по договору на оказание консультационных услуг по анализу положений проекта концессионного соглашения в отношении объектов электроэнергетики от 04.12.2020 № 1258-12-ЭК/2020 с ЗАО «Центр муниципальной экономики» в размере 390,00 тыс. руб., договорам на оказание оценочных услуг от 13.07.2020 № 71 и от 13.07.2020 № 72 с ООО «Эксперт-Консалт» в общей сумме 14,00 тыс. руб. (7,00 тыс. руб. + 7,00 тыс. руб.), четырем договорам на оказание услуг по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении с ПАО «Россети СК» – «Севкавказэнерго» в общей сумме 4,78 тыс. руб.

Органом регулирования не представлено обоснование необходимости несения Регулируемой организацией расходов по указанным договорам в общей сумме 408,78 тыс. руб. при оказании услуг по передаче электрической энергии.

РСТ РСО-А учтены расходы по договору аутсорсинга по ведению экономической деятельности от 01.12.2021 № ЦЭ-01/22 с ООО «Центр правовой оценки, экспертизы ценообразования и регулирования естественных монополий».

Целесообразность заключения данного договора объяснена Органом регулирования достижением экономии на содержании в штате экономистов. В качестве обоснования расходов РСТ РСО-А представлен расчет планируемых затрат на содержание экономического отдела в размере 430,53 тыс. руб. в месяц, или 5 220,64 тыс. руб. в год.

ФАС России отмечает, что несение всех вышеуказанных расходов не является обязательным для оказания услуг по передаче электрической энергии.

В расходах по данной статье затрат учтены также расходы на осуществление мероприятий по разработке Портала электросетевых услуг с целью предоставления потребителям возможности подачи заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее – Портал) в сумме 5 040,00 тыс. руб.

Учет затрат по данной статье при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не соответствует принципам ведения раздельного учета, закрепленного в п. 5 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье в размере 5 448,88 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом устранения вышеуказанных ФАС России нарушений.

3.3.2. Прочие услуги сторонних организаций

Расходы на прочие услуги сторонних организаций определены Органом регулирования на 2022 год в размере 592,85 тыс. руб.

Расходы на прочие услуги сторонних организаций заявлены Обществом на 2022 год в размере 592,85 тыс. руб.

Фактические расходы Общества по данной статье затрат за 2020 год – 913,22 тыс. руб.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении перечень представленных Обществом документов, анализ данных документов в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178, а также п. 23 Правил № 1178, а также ссылки на нормативные правовые документы, согласно которым закупка дизельного генератора является необходимым для оказания услуг по передаче электрической энергии.

В случае отсутствия экономического обоснования, затраты подлежат исключению из НВВ Общества.

4. Неподконтрольные расходы на 2019-2021 годы

4.1. Плата за аренду

Расходы на 2019 год по статье «Плата за аренду» определены (в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год) Органом регулирования в размере 6 604,01 тыс. руб., на 2020 год в размере 14 075,90 тыс. руб., на 2021 год в размере 25 431,34 тыс. руб.

ФАС России отмечает несоответствия между принятыми величинами затрат на аренду, указанными в Экспертным заключениях 2019-2020 год и 2021 год.

При определении затрат по данной статье на 2019 год в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При определении затрат по данной статье на 2020 и 2021 годы согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

РСТ РСО-А в направленных Пояснениях в части затрат на 2019 и 2020 годы представлена расшифровка по величине амортизации и налогам по некоторым договорам аренды электросетевого оборудования, при этом в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1178 затраты по части договоров определены в соответствии с ценой, указанной в договоре аренды.

Также ФАС России отмечает, что согласно Экспертным заключениям на 2019-2021 годы в обоснование заявленных затрат на аренду Обществом были представлены копии договоров аренды, актов, счетов-фактур. Сведения, содержащиеся в данных документах, не позволяют определить экономически обоснованную величину на аренду в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

В части принятых затрат на аренду электросетевого оборудования на 2021 год Органом регулирования не представлено обоснований в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1178 по величинам принятых затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду электросетевого оборудования на 2019-2021 годы подлежат пересчету с учетом представления экономического обоснования затрат в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178.

4.2. Налоги

Расходы по статье «Налоги» приняты Органом регулирования на 2021 в размере 10 274,25 тыс. руб. при заявленной Обществом величине 13 800 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в нарушение положений пункта 23 Правил № 1178 и пункта 20 Основ ценообразования величина налога на прибыль определена расчетным способом без разделения по видам деятельности.

В представленных РСТ РСО-А Пояснениях отражено общее описание примененного Органом регулирования подхода.

ФАС России отмечает, что положения пунктов 5 и 6 Основ ценообразования
№ 1178, а также порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, распространяется на все территориальные сетевые организации вне зависимости от принятой регулируемой организацией системы налогообложения.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет плановой величины расходов по статье «Налоги» на 2021 год в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства. В случае отсутствия документов, подтверждающих ведение раздельного учета расходов и доходов Обществом, принятая величина расходов подлежит исключению из НВВ
ООО «ПРОСВЕТ».

4.3. Амортизация

Расходы по статье «Амортизация» приняты Органом регулирования на 2021 год в размере 3 864,28 тыс. руб. по заявке Общества.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год Органом регулирования затраты по данной статье определены в соответствии с требованиями статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету, а также учетной политикой предприятия. В соответствии с учетной политикой организации Обществом применяется линейный способ начисления амортизации. Амортизация по каждому инвентарному объекту начисляется ежемесячно путем применения установленных норм, исчисленных в зависимости от срока полезного использования объекта.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификация № 1).

В нарушение положений пункта 23 Правил № 1178 РСТ РСО-А Экспертное заключение не содержит расчет амортизационных отчислений, выполненный в соответствии с положениями пункта 27 Основ ценообразования № 1178.

В Пояснениях Органа регулирования представлен расчет амортизационных отчислений. При этом РСТ РСО-А определены максимальные сроки полезного использования не в соответствии с Классификацией № 1 в нарушение пункта 27 Основ ценообразования № 1178, а именно срок полезного использования для трансформаторных подстанций определен 84 месяца.

На основании вышеизложенного, РСТ РСО-А необходимо произвести пересчет амортизационных отчислений на 2021 год в соответствии с положениями пункта 27 Основ ценообразования с учетом устранения вышеуказанного нарушения.

4.4. Расходы на оплату потерь электрической энергии

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 РСТ РСО-А Экспертные заключения на 2019-2021 годы не содержат расчет НВВ на оплату потерь электрической энергии, расчет цены (тарифа) покупки потерь в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178, расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

В представленных Органом регулирования Пояснениях содержится расчет цены (тарифа) покупки потерь на 2019-2020 годы в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

Расчет расходов на оплату потерь электрической энергии на 2021 год в Пояснениях отсутствует.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на оплату потерь на 2021 год в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

5. Корректировки НВВ

ФАС России отмечает, что с учетом того, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «ПРОСВЕТ» на 2019-2021 годы установлены методом экономически обоснованных расходов, корректировки НВВ производятся в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

Иные произведенные РСТ РСО-А корректировки не применяются при регулировании методом экономически обоснованных расходов (затрат) (корректировка НВВ регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов).

Также необходимо отметить, что величина выпадающих доходов учтенная Органом регулирования на 2020 год (по итогам 2018 года) составляет (-54 117,30) тыс. руб., на 2021 год (по итогам 2019 года) составляет (-35 561,68) тыс. руб. При этом, расчет данных показателей в Экспертных заключениях не представлен.

На основании вышеизложенного, РСТ РСО-А необходимо произвести и отразить корректировки НВВ на 2019-2021 год в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 после проведения анализа экономической обоснованности фактических затрат Общества с учетом исключения иных, ранее учтенных корректировок НВВ.

6. Неподконтрольные расходы на 2022 год

6.1. Аренда

Расходы на аренду определены Органом регулирования на 2022 год в размере 6 521,51 тыс. руб., в том числе:

- расходы на аренду земельных участков на 2022 год – 24,00 тыс. руб.;

- расходы на аренду автотранспорта на 2022 год – 2 030,21 тыс. руб.;

- расходы на аренду зданий и сооружений на 2022 год – 1 276,00 тыс. руб.;

- расходы на аренду объектов электросетевого комплекса на 2022 год – 3 191,30 тыс. руб.

Расходы на аренду заявлены Обществом на 2022 год в размере 6 521,05 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не представлен анализ транспортных средств на предмет необходимости их аренды для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также анализ класса транспортных средств.

РСТ РСО-А представлена расшифровка по величине амортизации и налогам по некоторым договорам аренды электросетевого оборудования, при этом в нарушение пункта 28 Основ ценообразования № 1178 затраты по части договоров определены в соответствии с ценой, указанной в договоре аренды.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду электросетевого оборудования на 2019-2021 годы подлежат пересчету с учетом представления экономического обоснования затрат в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178.

6.2. Налоги

Расходы на уплату налогов определены Органом регулирования на 2022 год в размере 8 849,94 тыс. руб.

Расходы на уплату налогов заявлены Обществом на 2022 год в размере 17 332,85 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налогов, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что положения пунктов 5 и 6 Основ ценообразования
№ 1178, а также порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, распространяется на все территориальные сетевые организации вне зависимости от принятой регулируемой организацией системы налогообложения.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на основании декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год.

ФАС России отмечает, что налоговая декларация не предусматривает отражение уплаченных налогов раздельно по видам деятельности, таким образом учет величины налогов согласно налоговой декларации не соответствует положениям п. 20 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов по данной статье в соответствии с п. 20 Основ ценообразования № 1178.

6.3. Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

Расходы на отчисления на социальные нужды определены Органом регулирования на 2022 год в размере 12 929,62 тыс. руб.

Расходы на отчисления на социальные нужды заявлены Обществом на 2022 год в размере 7 242,85 тыс. руб.

Учитывая, что расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию, расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному экономическому анализу.

6.4. Амортизация

Расходы на амортизацию определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 864,28 тыс. руб.

Расходы на амортизацию заявлены Обществом на 2022 год в размере 3 864,28 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2022 год не содержит анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, с учетом положений пункта 5 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

7. Расчет выпадающих доходов

Корректировка НВВ по результатам фактической деятельности на 2022 (по итогам 2020 года) составляет (-39 520,00) тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не отражен анализ экономической обоснованности исходных данных (плановых и фактических показателей) при расчете корректировки НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, а также не представлен расчет указанной корректировки.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктами 5 и 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания нарушившей положения пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 2, 5, 7, 20, 26, 27, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.04.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ПРОСВЕТ» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Материальные затраты» на 2022 год;

- «Материалы, оборудование, запчасти» на 2022 год;

- «Мебель и оргтехника» на 2022 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2022 год;

- «Прочие расходы» на 2022 год;

- «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» на 2022 год;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2019-2021 год;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2022 годы;

- «Плата за аренду» 2019-2022 годы;

- «Налоги» на 2019-2022 годы;

- «Амортизация» на 2021-2022 годы;

- «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» на 2019-2022 годы;

- «Расчет выпадающих доходов» на 2022 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ПРОСВЕТ», установленной на 2022 год.

4. По результатам исполнения пункта 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года, пересмотреть (установить) величину необходимой валовой выручки ООО «ПРОСВЕТ» на 2019-2023 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ПРОСВЕТ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166