Предписание №СП/12363/23 ПРЕДПИСАНИЕ РСТиЦ Забайкальского края об устранении нарушени... от 20 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 10.10.2022 № 720/22,
Акт проверки ФАС России от 08.11.2022 № 49/22), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на 2020-2022 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 10.10.2022 № 720/22 установлено в том числе, что внеплановая документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – Служба, Орган регулирования) тарифов в электроэнергетике на 2020-2022 годы в отношении филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» (далее – «Читаэнерго», Регулируемая организация).

Приказом Службы от 27.12.2019 № 660-НПА в отношении «Читаэнерго» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере
2 142,76178 млн. руб.

Указанным приказом НВВ «Читаэнерго» без оплаты потерь утверждена на 2020 год в размере 4 665 983,48 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 364 839,92 тыс. руб., на 2022 год в размере 5 484 707,87 тыс. руб.

При этом приказами Службы от 27.12.2019 № 662-НПА, от 29.12.2020
№ 634-НПА и от 17.12.2021 № 697-НПА НВВ без учета оплаты потерь установлена на 2020 год в размере 4 665 983,48 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 019 199,65 тыс. руб., на 2022 год в размере 5 118 966,96 тыс. руб. соответственно.

ФАС России указывает на несоответствие величин НВВ Регулируемой организации на 2021 и 2022 годы, установленных вышеприведенными приказами Службы.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2020, 2021, 2022 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение по расчету необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2020-2024 годы в целях формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и изменения к нему (далее – Экспертное заключение на 2020 год), заключение по расчету (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом
ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго», на 2021 год и изменения к нему (далее – Экспертное заключение на 2021 год), заключение по расчету (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго», на 2022 год и изменения к нему (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также возражения Службы на акт проверки ФАС России от 08.11.2022 № 49/22, направленные письмом от 30.12.2022 № 01/7002 (рег. от 30.12.2022 № 216821-М/22) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Подконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Экспертные заключения на 2020-2022 годы и Возражения не содержат информацию об основных принципах разделения затрат по видам регулируемой деятельности.

 

1.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год

Базовый уровень подконтрольных расходов для Регулируемой организации на первый год долгосрочного периода регулирования определен Органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов в размере 2 142 761, 78 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 2 214 756,64 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере
1 974 773,76 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

В Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела и Возражениях не представлены расчеты коэффициента изменения рейтинга эффективности, индексов изменения количества активов и значения фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов, а также учтенные значения индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести и отразить расчеты указанного показателя в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

 

1.2. Уровень потерь электрической энергии

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на долгосрочный период 2020-2024 годов определен Органом регулирования в размере 9,38%.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации определяется в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не отражен расчет уровня потерь электрической энергии на 2020-2024 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести расчет уровня потерь электрической энергии на 2020-2024 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

 

1.3. Показатели надежности и качества

Показатели надежности и качества на долгосрочный период 2020-2024 годов установлены Органом регулирования в следующих размерах:

Год / Наименование показателя

Показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки, час

Показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки, шт.

Показатель уровня качества оказываемых услуг

2020

1,8724

1,5460

1,0000

2021

1,8444

1,5228

1,0000

2022

1,8167

1,5000

1,0000

2023

1,7894

1,4775

1,0000

2024

1,7626

1,4553

1,0000

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не представлен расчет показателей надежности и качества в соответствии с положениями Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания № 1256).

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести и отразить расчеты показателей надежности и качества в соответствии с положениями Методических указаний № 1256.

 

1.4. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 2 214 756,64 тыс. руб.

Предложение Регулируемой организации по данной статье затрат на 2020 год составило 3 552 071,79 тыс. руб.

Динамика фактических и утвержденных размеров подконтрольных расходов представлена в таблице.

Год / Наименование показателя

Фактические подконтрольные расходы, тыс. руб.

Утвержденные подконтрольные расходы, тыс. руб.

2017

2 009 658,12

1 931 917,44

2018

1 945 533,80

1 993 697,09

2019

2 127 310,77

2 047 997,20

 

1.4.1.Материальные затраты

Материальные затраты определены Органом регулирования на 2020 год в размере 398 794,52 тыс. руб.

Материальные затраты заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 435 397,13 тыс. руб.

Фактические материальные затраты за 2018 год составили 376 267,27 тыс. руб.

 

1.4.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо определены Органом регулирования на 2020 год в размере 379 275,77 тыс. руб.

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 405 546,54 тыс. руб.

Фактические расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо за 2018 год составили 351 773,20 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на приобретение различного сырья и материалов, угля, горюче-смазочных материалов, спецодежды и средств индивидуальной защиты, расходных материалов на оргтехнику, канцелярии, счетчиков и приборов учета, материалов по технике безопасности и охране труда, технической литературы и спецлитературы, прочих материалов.

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании предложения Регулируемой организации и фактических данных за 2018 год (в том числе по исполнительному аппарату ПАО «МРСК Сибири») с учетом индексации.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Службой не произведен анализ учтенных договоров на предмет проведения при их заключении торгов и сроков действия.

Экспертное заключение на 2020 год и Возражения не содержат ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которым был произведен учет расходов по указанной статье подконтрольных расходов.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «МРСК Сибири», документальное подтверждение положительного эффекта от деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами
ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири» подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Службе необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных по рассматриваемой статье затрат расходов и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

1.4.1.2. Работы и услуги производственного характера

Расходы на работы и услуги производственного характера определены Органом регулирования на 2020 год в размере 19 518,76 тыс. руб.

Расходы на работы и услуги производственного характера заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 29 850,59 тыс. руб.

Фактические расходы на работы и услуги производственного характера за 2018 год составили 33 350,08 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы по обслуживанию и ремонту оборудования, на услуги по испытанию и поверке приборов, прочие работы и услуги производственного характера.

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на основании предложения Регулируемой организации и фактических данных за 2018 год (в том числе по исполнительному аппарату ПАО «МРСК Сибири») с учетом индексации.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Службой не произведен анализ учтенных договоров на предмет проведения при их заключении торгов и сроков действия, не представлена информация об утвержденном графике ремонтных работ на 2020-2024 годы и фактическом исполнении ремонтных работ за предыдущий долгосрочный период регулирования.

Экспертное заключение на 2020 год и Возражения не содержат ссылки на нормативные правовые документы, в соответствии с которым был произведен учет расходов по указанной статье подконтрольных расходов.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «МРСК Сибири», документальное подтверждение положительного эффекта от деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами
ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири» подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Службе необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных по рассматриваемой статье затрат расходов и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

1.4.2. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда определены Органом регулирования на 2020 год в размере 1 583 353,87 тыс. руб. на основании:

- численности персонала – 2 255 чел., принятой исходя из фактической численности за 2018 год (2 206 чел.) с учетом дополнительных штатных единиц
(49 чел.), выполнение работ которыми с 2019 года осуществляется исключительно в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии;

- тарифной ставки рабочего 1-го разряда (далее – ММТС) на 2020 год – 8 772,65 руб.;

- тарифного коэффициента – 2,85, принятого на уровне фактического за
2018 год;

- среднемесячной тарифной ставки ППП – 25 036,27 руб.;

- выплат, связанных с режимом работы – 13,68%, принятых на уровне фактических за 2018 год;

- текущего премирования – 23,29%, принятого на уровне фактического за
2018 год;

- вознаграждения за выслугу лет – 10,71%, принятого на уровне фактического за 2018 год;

- выплат по итогам года – 4,00%, учтенных согласно письму Забайкальской краевой организации «Всероссийский электропрофсоюз» от 15.11.2019 № 140;

- выплат по районному коэффициенту и северных надбавок – 50,89%, учтенных в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25.06.2018 № 19/9828;

- среднемесячной заработной платы на 1 работника – 58 507,52 руб.

Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 2 775 446,71 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда за 2018 год составили 1 339 228,59 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из Экспертного заключения на 2020 год и Возражений не представляется возможным определить, для выполнения каких работ Регулируемой организацией привлечены дополнительные штатные единицы (49 чел.).

Согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 годы динамика количества активов «Читаэнерго» сложилась следующим образом.

 

у.е.

 

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Учтено

193 288,92

193 525,82

191 478,50

120 716,48

120 716,48

121 117,11

Факт

191 279,40

191 576,99

192 216,13

122 059,16

-

-

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность привлечения дополнительного персонала для оказания «Читаэнерго» услуг по передаче электрической энергии. Органу регулирования необходимо принимать во внимание отрицательную динамику количества активов, а именно учитывать численность работников Регулируемой организации на уровне фактической, сложившейся в последнем отчетном периоде, за исключением нормативной численности, приходящейся на объем выведенного из эксплуатации электросетевого оборудования.

ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент рассчитывается в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанных ОАО «ЦОТэнерго».

В Экспертном заключении Органу регулирования необходимо указать информацию об установленной величине на 2020 год и фактической величине за 2018 год среднегодовой ступени оплаты труда промышленно-производственного персонала по регулируемому виду деятельности.

Органом регулирования не представлено обоснование учета указанных доплат на уровне 13,68% по сравнению с минимально предусмотренным ОТС 12,5%.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, аналогичном установлению районного коэффициента.

ФАС России отмечает, что указанные выплаты подлежат учету только в отношении сотрудников, работающих непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, находящихся на территории Забайкальского края.

В составе тарифного дела и в Возражениях Регулируемой организации на 2020 год Службой не представлены письма Забайкальской краевой организации «Всероссийский электропрофсоюз» от 15.11.2019 № 140 и Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 25.06.2018 № 19/9828, которые приняты в обоснование выплат по итогам года, выплат по районному коэффициенту и северных надбавок.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.4.3. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 189 980,19 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 289 330,91 тыс. руб.

Фактические прочие расходы за 2018 год составили 185 889,21 тыс. руб.

 

1.4.3.1. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций определены Органом регулирования на 2020 год в размере 128 072,04 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:

- расходы на услуги связи – 20 543,14 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 54 471,37 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 41 577,67 тыс. руб.;

- расходы на аудиторские и консультационные услуги – 1 830,84 тыс. руб.;

- транспортные услуги – 774,15 тыс. руб.;

- прочие услуги сторонних организаций – 8 874,87 тыс. руб.

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 206 293,30 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций за
2018 год составили 151 193,45 тыс. руб.

Расходы по указанным подстатьям затрат определены Службой на основании предложений «Читаэнерго» и фактических данных за 2018 год.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по всем подстатьям затрат статьи «Оплата работ и услуг сторонних организаций» Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В части расходов на услуги связи, расходов на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства, расходов на информационные услуги, расходов на аудиторские и консультационные услуги, расходов на транспортные услуги и прочие услуги сторонних организаций ФАС России отмечает, что Органом регулирования не приведены ссылки на учтенные договоры, не произведен анализ на предмет сроков действия договоров и проведения при их заключении торгов.

В отсутствие должного экономического анализа и расшифровки учтенных по данным подстатьям затрат расходов ФАС России не представляется возможным определить их экономическую обоснованность.

Службой по подстатье затрат «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства» исходя из фактических объемов за 2018 год и утвержденных на 2020 год тарифов учтены расходы по оплате коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на коммунальные услуги как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

В составе расходов на прочие услуги сторонних организаций Службой учтены расходы на природоохранные мероприятия, на получение разрешений и лицензий, на проведение для нужд «Читаэнерго» конкурсов и аукционов, на содержание автотранспорта и на оформление имущественных прав, на вывоз и утилизацию средств связи и СВТ, на обслуживание контрольно-кассовой техники без проведения необходимого анализа в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования
№ 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Расходы по оплате коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 Органу регулирования необходимо исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года и учесть их в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

 

1.4.3.2Расходы на командировки и представительские

Расходы на командировки и представительские определены Органом регулирования на 2020 год в размере 33 625,19 тыс. руб.

Расходы на командировки и представительские заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 44 729,28 тыс. руб.

Фактические расходы на командировки и представительские за 2018 год составили 33 625,19 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены на уровне фактических за 2018 год.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.4.3.3. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности определены Органом регулирования на 2020 год в размере
8 913,62 тыс. руб.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере
11 316,76 тыс. руб.

Фактические расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности за 2018 год составили 9 875,63 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат, включающие в себя затраты на вакцинацию против клещевого энцефалита, на проведение медосмотра, предрейсового и послерейсового осмотра, компенсацию по медосмотру, на оплату услуг химчистки, учтены на основании предложений «Читаэнерго» и фактических расходов за 2018 год с учетом индексации (в том числе исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири»).

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «МРСК Сибири», документальное подтверждение положительного эффекта от деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами
ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири» подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Службе необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных по рассматриваемой статье затрат расходов и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

1.4.3.4. Расходы на страхование

Расходы на страхование определены Органом регулирования на 2020 год в размере 8 023,28 тыс. руб.

Расходы на страхование заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 10 426,85 тыс. руб.

Фактические расходы на страхование за 2018 год составили 7 947,09 тыс. руб.

Службой в Экспертном заключении на 2020 год отмечается, что расходы по данной статье затрат учтены только на обязательные виды страхования основного производственного персонала и имущества на основании предложений «Читаэнерго» и фактических данных за 2018 год с учетом индексации.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В отсутствие подоговорной расшифровки и подробной калькуляции учтенных расходов ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных Службой расходов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.4.3.5. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 4 697,40 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 6 796,00 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2018 год составили 4 705,80 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на оплату больничных за счет средств предприятия, на выполнение погрузо-разгрузочных работ и признанные экономически обоснованными затраты исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири» (в доле на «Читаэнерго»).

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Также в соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» первые 3 дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Расходы регулируемой организации на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не являются экономически обоснованными, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета фонда социального страхования, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности.

Учет в базовом уровне подконтрольных расходов на 2020 год указанных расходов свидетельствует о двойном учете затрат. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

В отсутствие расшифровки и калькуляции остальных учтенных расходов
ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность их учета.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «МРСК Сибири», документальное подтверждение положительного эффекта от деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами
ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири» и расходы на оплату больничных за счет средств предприятия подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Службе необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных по рассматриваемой статье затрат расходов и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

1.4.3.6. Электрическая энергия на хозяйственные нужды

Расходы на электрическую энергию на хозяйственные нужды определены Органом регулирования на 2020 год в размере 42 204,94 тыс. руб.

Расходы на электрическую энергию на хозяйственные нужды заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 42 222,17 тыс. руб.

Фактические расходы на электрическую энергию на хоз. нужды за 2018 год составили 43 730,29 тыс. руб.

По данной статье затрат Службой учтен плановый показатель «Читаэнерго», а также расходы на оплату электроэнергии по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири».

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29, 31 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «МРСК Сибири», документальное подтверждение положительного эффекта от деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами
ПАО «МРСК Сибири».

Учитывая вышеизложенное, расходы по исполнительному аппарату
ПАО «МРСК Сибири» подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Службе необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных по рассматриваемой статье затрат расходов и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2020-2022 годы

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере 3 087 004,76 тыс. руб. (без учета расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по уровню напряжения ВН1 – в размере 2 003 538,96 тыс. руб.), на 2021 год в размере 3 476 765,32 тыс. руб. (без учета расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по уровню напряжения ВН1 – в размере 2 039 951,07 тыс. руб.), на 2022 год в размере 3 476 308,35 тыс. руб. (без учета расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» по уровню напряжения ВН1 – в размере 2 100 617,97 тыс. руб.).

Неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 3 853 893,52 тыс. руб., на 2021 год в размере 3 740 829,11 тыс. руб., на 2022 год в размере 3 803 990,45 тыс. руб.

 

2.1. Расходы на аренду имущества

Расходы на аренду имущества определены Органом регулирования на 2020 год в размере 17 755,08 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 393,47 тыс. руб., на 2022 год в размере 20 790,73 тыс. руб.

Расходы на аренду имущества заявлены Регулируемой организацией на
2020 год в размере 22 899,51 тыс. руб., на 2021 год в размере 25 721,74 тыс. руб., на 2022 год в размере 24 717,35 тыс. руб.

Фактические расходы на аренду имущества за 2018 год составили
16 678,22 тыс. руб., за 2019 год – 18 527,16 тыс. руб., за 2020 год – 21 502,74 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на аренду земельных участков и помещений, прочего имущества (объектов электросетевого хозяйства).

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования  № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей,
исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях Службой не представлен подоговорный/пообъектный расчет расходов на аренду в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1178, в том числе с учетом отражения величины амортизации, определенной в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями пункта 27 Основ ценообразования
№ 1178, и величины налога на имущество и других обязательных платежей.

Органом регулирования не отражен анализ учтенных договоров на предмет проведения при их заключении торгов в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2. Налоги

Расходы на уплату налогов определены Органом регулирования на 2020 год в размере 104 773,52 тыс. руб., на 2021 год в размере 61 968,17 тыс. руб., на 2022 год в размере 52 583,88 тыс. руб.

Расходы на уплату налогов заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 163 894,46 тыс. руб., на 2021 год в размере 109 410,95 тыс. руб., на 2022 год в размере 120 811,13 тыс. руб.

Фактические расходы на уплату налогов за 2018 год составили 111 755,29 тыс. руб., за 2019 год – 71 826,74 тыс. руб., за 2020 год – 75 635,32 тыс. руб.

В составе расходов по данной статье затрат учтены налог на земельные участки, налог на имущество организаций, водный налог, транспортный налог и экологические платежи.

Расходы на уплату налога на имущество учтены Органом регулирования на основании налоговых деклараций исходя из ставки 2,2% с учетом исключения расходов на движимое имущество.

В отсутствие пообъектных расчетов Службы ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов на уплату налога на имущество на 2020-2022 годы.

Службой при определении расходов на уплату транспортного налога на
2020-2022 годы учтены расходы на планируемые к приобретению транспортные средства. ФАС России отмечает, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не учитываются расходы по основным средствам, планируемым к вводу.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.3. Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды определены Органом регулирования на 2020 год в размере 443 579,59 тыс. руб., на 2021 год в размере 453 659,50 тыс. руб., на 2022 год в размере 468 162,50 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 819 647,03 тыс. руб., на 2021 год в размере 477 608,52 тыс. руб., на 2022 год в размере 489 395,83 тыс. руб.

В связи с тем, что расходы на оплату труда приняты без достаточного экономического обоснования, данная статья затрат также подлежит дополнительному экономическому анализу.

 

 2.4. Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения

Расходы по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 220 525,98 тыс. руб.,на 2021 год в размере 338 304,31 тыс. руб., на 2022 год в размере 305 232,92 тыс. руб.

 Расходы по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 243 456,14 тыс. руб.,на 2021 год в размере 410 421,06 тыс. руб., на 2022 год в размере 278 168,72 тыс. руб. 

Фактические расходы за 2018 год составили 222 770,47 тыс. руб., за 2019 год – 239 820,36 тыс. руб., за 2020 год – 263 565,79 год тыс. руб.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1).

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2020-2022 годы и Возражения не содержат расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1 и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье затрат, а также ссылки на представленные «Читаэнерго» обосновывающие документы.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.5. Амортизация

Расходы на амортизацию определены Органом регулирования на 2020 год в размере 804 310,39 тыс. руб., на 2021 год в размере 726 808,35 тыс. руб., на 2022 год в размере 757 429,66 тыс. руб.

Расходы на амортизацию заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 793 654,23 тыс. руб., на 2021 год в размере 865 727,33 тыс. руб., на 2022 год в размере 832 400,33 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н
«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях пообъектные расчеты амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного использования не представлены.

ФАС России отмечает, что расходы на амортизацию по планируемым к вводу основным средствам не подлежат учету в НВВ регулируемых организаций.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.6. Прочие расходы

Прочие расходы определены Органом регулирования на 2020 год в размере
0 тыс. руб., на 2021 год в размере 58 792,45 тыс. руб., на 2022 год в размере
58 776,67 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2020 год в размере 359 350,58 тыс. руб., на 2021 год в размере 346 222,28 тыс. руб., на 2022 год в размере 405 152,76 тыс. руб.

В расходах по данной статье затрат учтены расходы на реализацию положений Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и формирование резервов по сомнительным долгам.

В силу пункта 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной статье затрат Службой не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29, 30 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Компенсация выпадающих/излишне полученных доходов

Компенсация выпадающих/излишне полученных доходов определена Органом регулирования на 2020 год в размере (-556 166,23) тыс. руб., на 2021 год в размере
(-384 959,34) тыс. руб., на 2022 год в размере (-498 751,03) тыс. руб.

В соответствии с положениями Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях не проведен анализ экономической обоснованности исходных данных (плановых и фактических показателей) при расчете корректировок НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не даны ссылки на принятые к учету обосновывающие материалы Регулируемой организации и источники использованных при расчетах данных.

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы даны ссылки на утвержденные инвестиционные программы Регулируемой организации. При этом не отражен анализ их исполнения за предыдущие периоды регулирования, анализ фактических и плановых показателей из отчетов об исполнении инвестиционных программ, в том числе в Возражениях Органа регулирования.

В силу внесения Службой по решениям суда изменений в Экспертные заключения на 2020-2022 годы, заключающихся в изменениях сумм принятых ранее расходов в отсутствие анализа и обоснования учета расходов в размерах, отличных от первоначально принятых, и отсутствия окончательного расчета компенсации выпадающих/излишне полученных доходов на 2020-2022 годы ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных на 2020-2022 годы расходов по данной статье затрат с расшифровкой компонентов, предусмотренных формулой 2 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с представлением подробных расчетов и последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4. НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии

НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии определена Органом регулирования на 2020 год в размере 1 413 222,10 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 572 069,20 тыс. руб., на 2022 год в размере 1 631 572,88 тыс. руб. 

Цена покупки потерь определяется в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях отсутствует информация о цене (тарифе) покупки потерь.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести и отразить в экспертном заключении расчет расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, исходя из цены покупки потерь, определенной в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 и уровня потерь электрической энергии, определенного в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения пунктов 2, 5, 26, 27, 28, 29, 31, 40(1), 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, положений Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год»;

- «Уровень потерь электрической энергии»;

- «Показатели надежности и качества»;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2020 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2020 год;

- «Расходы на командировки и представительские» на 2020 год;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» на 2020 год;

- «Расходы на страхование» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Электрическая энергия на хозяйственные нужды» на 2020 год;

- «Расходы на аренду имущества» на 2020-2022 годы;

- «Налоги» на 2020-2022 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2020-2022 годы;

- «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» на 2020-2022 годы;

- «Амортизация» на 2020-2022 годы;

- «Прочие расходы» на 2020-2022 годы;

- «Компенсация выпадающих/излишне полученных доходов» на
2020-2022 годы;

- «НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии» на 2020-2022 годы.

3. Произвести учет расходов по статье затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций» (в части расходов на коммунальные услуги) в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

4. По результатам исполнения пунктов 2 и 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. По результатам исполнения пунктов 2, 3, 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.06.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго», установленной на 2023 год, а также пересмотреть индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - «Читаэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541
Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790