Решения по тарифам №СП/51568/19 Решение ФАС России от 19.06.2019 № СП/51568/19 от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК-2», Заявитель, регулируемая организация) (рег. № 31411/19 от 25.02.2019) и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...> ПАО «ТГК-2» <...>, <...> ПАО «ТГК-2» <...>, <...> Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области <...>, <...> отдела регулирования в электроэнергетике и газе Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 0001/001972 от 27.02.2019; рег. № 31234/19 от 25.02.2019) о разногласиях между ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области.

Разногласия возникли между ПАО «ТГК-2» и Органом регулирования по постановлениям Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.12.2018 № 18/485 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» на территории Костромской области, на 2019-2023 гг», от 28.12.2018 № 18/469 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» потребителям городского округа г. Кострома Костромской области, на 2019-2023 гг».

Для ПАО «ТГК-2» тарифы на тепловую энергию установлены методом индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов) № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию ПАО «ТГК-2» на 2019 год расходы по статьям, представленным в таблице 1:

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Величина разногласий между ПАО «ТГК-2» и Департаментом

(тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (разногласий) по статье (С – А)

утвержденная органом регулирования на расчетный период – 2019 год

заявленная в орган регули­рования на расчетный период – 2019 год

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

D

1

расходы на топливо (всего на тепловую энергию)

1 199 995,5

1 230 123,97

1 213 001,5

13 006,0

1.1.

из них отнесено на расходы по регулируемым тарифам

1 159 099,8

-

1 171 460,6

12 360,8

2

расходы на оплату труда (всего на тепловую энергию)

179 617,2

289 685,6

215 953,8

36 336,6

2.1.

из них отнесено на расходы по регулируемым тарифам

174 026,5

-

209 163,2

35 136,7

3

отчисления на социальные нужды (всего на тепловую энергию)

54 064,8

87 423,3

65 218,0

11 153,3

3.1.

из них отнесено на расходы по регулируемым тарифам

52 382,0

-

63 167,3

10 785,3

4

Расчетная предпринимательская прибыль

9667,9

38138,85

24135,0

14 467,1

4.1

из них отнесено на расходы по регулируемым тарифам

9667,9

38138,85

24135,0

2296,1

5

Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию)

0,00

227 240,6

131 270,8

131 270,8

5.1.

из них отнесено на расходы по регулируемым тарифам

0,00

-

131 270,8

131 270,8

 

Итого (объем разногласий):

 

 

 

206 318,8

1. Статья затрат «Расходы на топливо».

ПАО «ТГК-2» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год, относимую на регулируемую деятельность, расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 1 171 460,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1 159 099,8тыс. руб.

Объем разногласий составляет 12 360,8 тыс. руб.

Объектом разногласий по статье «Расходы на топливо» является размер удельного расхода условного топлива (далее – УРУТ) на производство тепловой энергии (таблица 2).

Таблица 2. Удельные расходы условного топлива, кг.у.т/Гкал

№ п/п

 

 

Удельные расходы условного топлива

2018г. Утвержденный норматив

2018г. - принято в тарифах (на 2 полугодие)

2019 год –

принято в тарифах

2019 год

1 полугодие

 

2 полугодие

Среднегодовое значение

Утвержденные нормативы (приказ Минэнерго РФ от 20.06.2018г. № 474)

1

Костромская ТЭЦ-1

 

179,7

 

164,52

167,8

167,8

167,8

167,8

2

Костромская ТЭЦ-2

171,6

162,35

165,046

170,6

167,33

170,6

3

Районная котельная

168,0

168,0

168,0

168,0

168,0

-

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

1) заявление № 1602-03/000193-2018 от 25.04.2018 об открытии дела по утверждению нормативов удельных расходов топлива на отпуск тепловой энергии от Районной котельной Костромской ТЭЦ-2 ПАО "ТГК-2" г. Кострома на 2019 - 2023 годы;

2) расчет и обоснование нормативов удельных расходов топлива на отпуск тепловой энергии по Районной котельной № 2 Костромской ТЭЦ-2 на 2019 - 2023 годы;

3) выписка из расчета нормативов удельных расходов топлива на отпуск электрической и тепловой энергии по Костромской ТЭЦ-1 ПАО "ТГК-2" Территориальная генерирующая компания №2";

4) выписка из расчета нормативов удельных расходов топлива на отпуск электрической и тепловой энергии по Костромской ТЭЦ-2 ПАО "ТГК-2" Территориальная генерирующая компания №2";

5) копия письма ПАО "ТГК-2" от 06.07.2018 №01-6-11/001193-2018 «О направлении выписки из приказа Минэнерго России»;

6) копия приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2018 № 474 «Об утверждении нормативов удельного расхода условного топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2019 - 2023 годы»;

7) копия Постановления департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 03.09.2018 № 33.

Указанные документы представлялись Заявителем в Орган регулирования.

Дополнительные обосновывающие материалы, направленные Заявителем в ФАС России в рамках досудебного спора:

1. Расчет расхода топлива по Костромской ТЭЦ-1 на 2019 год.

2. Расчет расхода топлива по Костромской ТЭЦ-2 на 2019 год.

3. Расчет расхода топлива по Районной котельной №2 на 2019 год.

ФАС России отмечает, что учтенные при тарифном регулировании на 2019 год удельные расходы условного топлива для Костромской ТЭЦ-2 не соответствуют УРУТ, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2018 № 474.

Позиция Департамента по вопросу применения разных удельных расходов условного топлива, заключается в том, что повышение тарифов на тепловую энергию происходит с 1 июля, в 1 полугодии тарифы не повышаются и рассчитаны исходя из базовых расходов предыдущего периода. Тарифы увеличиваются и действуют год с 1 июля по 31 июня расчетного периода. Таким образом, в составе тарифов, по мнению Департамента, необходимо принимать удельные расходы топлива в 1 полугодии регулируемого периода исходя из установленных удельных расходов во втором полугодии предшествующего периода регулирования и увеличение удельных расходов топлива предусматривать со второго полугодия (которые в последующем будут действовать год с 1 июля по 31 июня).

Вместе с тем. ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 ФЗ-190 «О теплоснабжении», в соответствии с пунктами 34 - 36 Основ ценообразования № 1075 при расчете затрат на топливо применяются утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти нормативы удельных расходов условного топлива.

При этом пунктом 36 Основ ценообразования № 1075 определено, что нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Нормативы удельного расхода условного топлива на тепловую энергию на 2019 — 2023 гг. утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 20.06.2018 № 474 и составили: по Костромской ТЭЦ-1 - 167,8 кг/Гкал, по Костромской ТЭЦ-2 - 170,6 кг/Гкал. Норматив удельного расхода условного топлива на тепловую энергию для районной котельной утвержден постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 03.09.2018 № 33 и составил - 168 кг/Гкал.

Следует также отметить, что приказом ФАС России от 10 декабря 2018 г. № 1725/18 утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка на 2019 год, в том числе в отношении Костромской ТЭЦ-1 и Костромской ТЭЦ-2.

При регулировании указанных цен (тарифов) на электроэнергию 2-й очереди ФАС России на 2019 год в составе тарифной выручки были учтены расходы на топливо исходя из нормативов удельного расхода условного топлива, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 20.06.2018 № 474.

Кроме того, следует отметить, что для формирования расходов на топливо на 2018 год нормативы удельных расходов условного топлива были приняты регулятором с учетом понижающего коэффициента в связи с изменением метода распределения расхода топлива с пропорционального на тепловой и с установлением переходного периода. При регулировании тарифов на долгосрочный период 2016 - 2018гг. в связи с переходом Компании на тепловой метод распределения топлива департаментом был согласован 3-летний переходный период для сглаживания тарифных последствий. С 2019 года переходный период завершен, то есть применение понижающего коэффициента не допускается.

Определяя расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде на 2019 год в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э по формуле 2, Заявитель использовал следующие данные:

- удельный расход условного топлива (УРУТ) в соответствии с нормативами удельных расходов условного топлива, утвержденными уполномоченными органами исполнительной власти (средний размер, определенный регулируемой организацией с учетом дифференциации по источникам тепловой энергии);

- объем отпуска тепловой энергии в соответствии со схемой теплоснабжения (разногласия между сторонами отсутствуют);

- плановая цена на условное топливо, принятая к расчету органом регулирования (разногласия между сторонами отсутствуют).

Исходя из указанных норм определения расходов на топливо, экономически обоснованный размер расходов на топливо ПАО «ТГК-2» на 2019 год составляет 1 171 460,6тыс. руб.

Следовательно, требования ПАО «ТГК-2» по статье «Расходы на топливо» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе расходов на топливо на 2019 год подлежат средства в размере, заявленном ПАО «ТГК-2», в сумме 12 360,8 тыс. руб.

2. Статья затрат «Расходы на оплату труда».

ПАО «ТГК-2» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год, относимую на регулируемую деятельность, расходы по статье «Расходы на оплату труда» в размере 209 163,2 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 174 026,5 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 35 136,7 тыс. руб.

Объектом разногласий по статье «Расходы на оплату труда» являются

1) затраты на фонд оплаты труда работников электрического цеха.

Органом регулирования указанные затраты в полном объеме исключены из затрат на тепловую энергию. Общий объем экономически обоснованных затрат по указанной статье, относимых на тепловую энергию, по регулируемым тарифам, по мнению Заявителя, составляет 7 681,9 тыс. руб.;

2) величина тарифных коэффициентов.

Общий объем экономически обоснованных затрат по указанной статье, относимых на тепловую энергию, по регулируемым тарифам, по мнению Заявителя, составляет 27 454,8 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены ряд обосновывающих документов, в том числе:

1) расчет расходов на оплату труда ПАО «ТГК-2» за 2017-2019 годы по видам деятельности (с аналитическими справками);

2) расчет среднего тарифного коэффициента работников ПАО «ТГК-2» за 2017 год, на 2018 год, на 2019 год;

3) расшифровка расходов по статье «Выплаты социального характера» и величине доплат и премий, 2017-2019 гг.;

4) справка от 09.03.2018 г. Выплаты и прочие доплаты за 2017 г. по ПАО "ТГК-2" г. Кострома по видам оплат;

5) Коллективный договор ПАО «ТГК-2» и Положение об оплате труда работников ПАО «ТГК-2»;

6) выписка из штатного расписания ПАО «ТГК-2»;

7) расчет нормативной численности персонала;

8) учетная политика на 2019 год;

9) расчет тарифных коэффициентов и должностные инструкции сотрудников.

Указанные документы представлялись Заявителем в Орган регулирования.

Затраты на фонд оплаты труда работников электрического цеха

В соответствии с письменным мнением Департамента, им были полностью исключены из расчета фонда оплаты труда расход на оплату труда работников электрического цеха ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 ввиду того, что целевое назначение данных устройств, которые обслуживает электрический цех, - осуществление продажи произведенной электрической энергии на оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Вместе с тем, в соответствии с учетной политикой Заявителя (представлялась в орган регулирования, а также в ФАС России в рамках досудебного спора) (приложение 4 к Положению по учетной политике для целей бухгалтерского учета ПАО «ТГК-2») указанные расходы не относятся к прямым расходам.

Не относящиеся к прямым расходам затраты являются косвенными и распределяются между электрической и тепловой энергией пропорционально фактическому расходу условного топлива на производство этих видов энергии.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом расходы, не отнесенные к прямым и внереализационным расходом, относятся к косвенным расходам.

В соответствии с инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, под прямыми расходами понимаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг) и включаемые в себестоимость единицы учета производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) на основании первичных учетных документов.

К косвенным расходам расходы, связанные с обслуживанием основного производства

В соответствии с пунктом 103 Методических указаний № 760-э к прямым расходам, относимым на производство тепловой энергии (мощности), относятся расходы на топливо и иные расходы, связанные исключительно с осуществлением деятельности по производству тепловой энергии (мощности).

Иные расходы, связанные исключительно с осуществлением деятельности по производству тепловой энергии (мощности), определяются в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

К косвенным расходам относятся расходы, связанные с осуществлением деятельности по производству тепловой и электрической энергии, не отнесенные к прямым расходам.

Распределение косвенных расходов между производством тепловой и электрической энергией осуществляется органом регулирования одним из указанных ниже способов по предложению регулируемой организации:

пропорционально полезному отпуску (или выработке) электрической и тепловой энергии;

пропорционально расходам условного топлива;

в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.

Соответственно, расходы по оплате труда работников электрического цеха должны распределяться между электрической и тепловой энергией согласно учетной политике Заявителя пропорционально расходам условного топлива.

С учетом изложенного, требования ПАО «ТГК-2» по статье «Расходы на оплату труда» (в части расходов на оплату труда работников электрического цеха) подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе расходов на оплату труда на 2019 год подлежат средства в размере, заявленном ПАО «ТГК-2», в сумме 7 681,9 тыс. руб.

Величина тарифного коэффициента, применяемая при расчете расходов на оплату труда

Суть спора заключается в следующем. Департамент при расчете фонда оплаты труда на 2019 год использован тарифный коэффициент – 2,61. Тарифный коэффициент на 2019 год по предложению ПАО «ТГК-2» - 3,13.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с письменным мнением Департамента, в расчете фонда оплаты труда на 2019 год он принял тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда на уровне факта 2017 года, что не противоречит пункту 42 Основ ценообразования№ 1075.

По мнению Заявителя, использование тарифного коэффициента, соответствующего ступени по оплате труда на уровне факта 2017 года, привело к занижению фонда оплаты труда. Предоставленный ПАО «ТГК-2» расчет тарифного коэффициента на 2019 г. (в размере 3,13) произведен по действующему штатному расписанию ПАО «ТГК-2».

Для подтверждения произведенного увеличения должностных окладов и тарифных коэффициентов работников в адрес Департамента направлялись выписки из утвержденных штатных расписаний ПАО «ТГК-2» по подразделениям ПАО «ТГК-2 на 30.09.2017 г. и 30.11.2018 г. (письмо ПАО «ТГК-2» от 7 декабря № 01-6-11/002254-2018, входящий номер Департамента от 07.12.2018 Вх.№О-2742). Соответственно, Департамент располагал материалами для расчета тарифного коэффициента на 2019 год и не применил их при определении расходов на оплату труда.

Фактически сложившийся коэффициент за 9 месяцев 2018 года (без учета резерва на выплату отпусков за прошлые периоды) составил 3,01.

ФАС России отмечает, что увеличение должностных окладов было произведено за счет перераспределения размеров составных частей заработной платы работника (снижения размера ежемесячной премии), то есть без увеличения общего размера заработной платы.

С учетом изложенного, требования ПАО «ТГК-2» по статье «Расходы на оплату труда» (в части тарифных коэффициентов) подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 27 454,8 тыс. руб.

3. Статья затрат «Отчисления на социальные нужды».

ПАО «ТГК-2» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год, относимую на регулируемую деятельность, расходы по статье «Расходы на оплату труда» в размере 63 167,3 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 52 382,0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 10 785,3 тыс. руб.

Процентная ставка страховых отчислений (30,2%) сторонами не оспаривается.

Указанная статья разногласий является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

Таким образом, экономически обоснованная величина расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» составляет 63 167,3 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 10 785,3 тыс. руб.

4. Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль»

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Органом регулирования в нарушение указанного пункта Основ ценообразования № 1075 расходы по данной статье приняты в размере 9 667,9 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 14 467,1 тыс. руб.

Указанная статья разногласий является также производной от решения по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды».

Таким образом, экономически обоснованная величина расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» составляет 24 135,0 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 14 467,1 тыс. руб.

5. Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию).

ПАО «ТГК-2» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год, относимую на регулируемую деятельность, расходы по статье «Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию)» в размере 131 270,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 131 270,8 тыс. руб.

Согласно позиции Заявителя, Департамент исключил в полном объеме расходы по корректировке необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2017 год, заявленные ПАО «ТГК-2» в составе тарифного предложения по тепловой энергии на 2019 г., что, по мнению Заявителя, является нарушением пунктов 51, 52 Методических указаний № 760-э.

По мнению Заявителю, Департаментом не рассмотрены и не проанализированы предоставленные в рамках рассмотрения дела об установлении тарифов документы.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

ФАС России отмечает отсутствие указанного анализа в экспертном заключении органа регулирования.

Вместе с тем, в представленном в ФАС России письменном мнении Орган регулирования отмечает, что анализ расходов по статье «Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию)» им был проведен. По результатам проведенного анализа расходы, заявленные ПАО «ТГК-2» в рамках процедуры проведения разногласий, не подтверждаются.

С учетом изложенного, ФАС России проведен анализ расходов ПАО «ТГК-2» по статье «Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию)», по результатам которого установлено.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

При этом, в соответствии с пунктом 51 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования, определяется с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. При этом фактическая величина необходимой валовой выручки определяется на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) (формула 22):

(тыс. руб.),

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Выручка Заявителя от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности за 2017 год по утвержденным тарифам (Твi-2) составила 1 584 840 тыс. руб. (разногласия Заявителя с органом регулирования по данной величине отсутствуют).

Ключевыми разногласия сторон связаны с определением показателя в части фактических расходов на топливо, фактических расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, расходам на создание (списание) резерва по сомнительным долгам, амортизации.

Фактические расходы на топливо

Корректировка фактической величины НВВ ( ) формируется с учетом корректировки расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в (i-2)-м году ( ), определяемого исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э.

При этом, расходы на топливо при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м году ( ), определяемые исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, определяются в соответствии с формулой (29):

(тыс. руб.),

где учитывается фактический объем отпуска тепловой энергии в k-м виде теплоносителя, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии в i-м году ( ).

Фактический отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов ТЭЦ, отображается в статистической форме 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)».

Данная форма представлялась Заявителем в адрес орган регулирования и ФАС России.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При формировании тарифов на тепловую энергию на 2017 год объем потерь тепловой энергии в сетях принят в размере 192,76 тыс. Гкал (или 9,9% на уровне нормативных потерь). По факту потери тепловой энергии составили 284,09 тыс. Гкал (или 16,4%).

Таким образом, в действиях органа регулирования, заключавшихся в исключении при определении фактического объема отпуска объема сверхнормативных потерь нарушений не усматривается.

Расходы по сомнительным долгам

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 в состав НВВ включаются расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Органом регулирования в плановом режиме при установлении тарифов на 2017 год был учтен резерв по сомнительным долгам в размере 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на 2016 год.

Таким образом, в действиях органа регулирования нарушений не усматривается. Предмет спора отсутствует.

Проценты за кредиты в расчете корректировки НВВ

Позиция Департамента, заключающаяся в том, что обоснованно включать расходы на проценты по кредитам, которые направленны на финансирование инвестиционных программ не применима, так как размер процентов за кредиты на финансирование инвестиционных программ учитывается в другой статье расчета необходимой валовой выручки – расчет нормативной прибыли и данные проценты не учитываются в неподконтрольных расходах.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Привлечение кредитов производилось ПАО «ТГК-2» на покрытие недостатка оборотных средств. При этом, из общего объема процентов исключаются суммы, относимые на финансовую, инвестиционную и прочую деятельность, относящиеся к нерегулируемым видам деятельности.

В качестве обоснования по заявленных требованиям ПАО «ТГК-2» предоставлены сводная таблица распределения процентов за кредиты по тепловым источникам и видам деятельности ПАО "ТГК-2" г. Кострома за 2017 год с обосновывающими документами, в том числе бухгалтерской отчетность, кредитные договоры, расчеты кассовых разрывов.

Методика расчета, принимаемая Департаментом: «% от размера оборотного капитала, равной одной двенадцатой части валовой выручки от продажи тепловой энергии» не установлена законодательством по тарифному регулированию в сфере теплоснабжения.

Таким образом, требования Заявителя в части процентов по кредитам подлежат удовлетворению (46 359 тыс. руб).

С учетом изложенного, ФАС России была рассчитана величина корректировки необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию), которая составила 47 299 тыс. руб. (с учетом применения корректных фактических параметров ИПЦ).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по указанной статье подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 47 299 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» и Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области нарушившим пункты 34, 35, 36, 42, 52, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2», указанные в заявлении о разногласиях с Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (исх. № 0001/001972 от 27.02.2019; рег. № 31234/19 от 25.02.2019).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке 2019 года расходы по следующим статьям:

- «Расходы на топливо» в размере 1 171 460,6 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 12 360,8 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату труда» в размере 209 163,2 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 35 136,7 тыс. руб.;

- «Расходы на отчисления на социальные нужды» в размере 63 167,3 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 10 785,3 тыс. руб.

- «Расчетная предпринимательская прибыль». Экономически обоснованный размер расходов составляет 24 135,0 тыс. руб. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 14 467,1 тыс. руб.

- «Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов (всего на тепловую энергию)» в размере 47 299 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 47 299 тыс. руб.

Совокупному дополнительному учету подлежат средства в размере 120 048,9 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2019 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы и долгосрочные параметры регулирования (базовый уровень операционных расходов) на тепловую энергию для потребителей ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2019 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Костромской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию для потребителей ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» на 2019 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2».

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области
ИНН 4443024537, ОГРН 1024400518548
ПАО "ТГК-2"
ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151
Костромское УФАС России
ИНН 4401004867, ОГРН 1024400537556