Решение №СП/36431/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» мая 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>

Членов Комиссии:

<...>

<...>

<...>

<...>

рассмотрев разногласия между АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» (далее – АО «МГТЭС», Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника управления технической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, советника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, советника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, ведущего советника Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника финансово-экономической службы АО «Мобильные ГТЭС» <...>, главного специалиста — руководителя группы тарифообразования финансово-экономической службы АО «Мобильные ГТЭС» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (рег. от 22.02.2023 № 27656/23).

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области
от 24.11.2022 № 141-Э в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Шикотан на 2023 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением на 2023 год, составляет 636 825,8 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, с учетом заявленных требований составляет 687 897,81 тыс. руб.

Тарифы на электрическую энергию для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

 

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено РЭК, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Расходы на формирование нормативного запаса топлива

30 883,00

0,00

30 883,00

2

Расходы на хранение топлива

17 816,72

9 898,4

7 918,32

3

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

13 522,99

1 252,3

12 270,69

 

Итого по статьям

62 222,71

11 150,7

51 072,01

 

Общая сумма разногласий составила 51 072,01 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019
№ 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. «Статья разногласий «Расходы на формирование нормативного запаса топлива».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на формирование нормативного запаса топлива в сумме 30 883,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 30 883,00 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет «Расходы на формирование нормативного запаса топлива на 2023 год»;

- приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год: от 29.10.2021 № 1170, от 07.12.2021 № 1259, от 28.02.2022 №№ 147, 148, 149, 150;

- письмо Минэнерго России от 18.05.2022 № 05-2791;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» от 20.11.2022 № МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 1178 расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются в том числе на основе нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

АО «МГТЭС» в рамках тарифного дела были заявлены расходы на формирование нормативных запасов топлива в сумме 55 396,1 тыс. руб. исходя из объема 784 тонны и цены топлива в размере 70 658,33 руб./т.н.т.

Органом регулирования на 2023 год расходы на создание нормативного запаса топлива не учитывались. РЭК Сахалинской области отмечает, что в материалы тарифного дела АО «МГТЭС» были представлены приказы Минэнерго России
от 2021-2022 гг. об установлении нормативов создания запасов топлива помесячно на 2022 год без разбивки на ННЗТ и НЭЗТ.

Кроме того, указанные приказы Минэнерго России были приняты в соответствии с Порядком создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденным приказом Минэнерго России от 22.08.2013 № 469 (далее – Порядок № 469), который утратил силу с 1 марта 2022 года в связи с утверждением нового порядка приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1062.

Утвержденные Минэнерго России нормативы запасов топлива на 2023 год в соответствии с новым порядком, утвержденным приказом Минэнерго России
от 27.11.2020 № 1062 (далее – Порядок № 1062), в орган регулирования Заявителем не были представлены.

Заявитель считает обоснованным учет расходов на создание нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ) в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год в общем объеме 471 тонна по цене 65 569 руб./тонну (цена не оспаривается).

НЭЗТ в объеме 471 тонн утвержден приказом Минэнерго России от 08.12.2022 № 1296 и является минимальным значением 2023 года (значение января 2023 года). Указанным приказом Минэнерго России ННЗТ в отношении АО «МГТЭС» не утвержден.

ФАС России отмечает, что на момент утверждения тарифов в сфере электроэнергетики для АО «МГТЭС» действовал Порядок № 1062, в соответствии с пунктами 9, 42 которого с 01.03.2022 владельцы ТЭС должны создавать общий нормативный запас топлива (далее – ОНЗТ), который состоит из ННЗТ и НЭЗТ. Владельцы ТЭС при контроле обеспечения нормативных значений запасов топлива должны учитывать созданные запасы топлива таким образом, чтобы суммарная величина запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) ТЭС и отгруженного владельцу ТЭС, составляла 100% ОНЗТ.

Кроме того, пунктом 43 Порядка № 1062 установлена обязанность владельцев ТЭС довести объем топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) ТЭС, до утвержденных нормативов соответствующего месяца в случае снижения фактических запасов топлива на ТЭС ниже указанных нормативов.

Необходимость обеспечения владельцем ТЭС утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов запаса топлива в полном объеме в течение соответствующего месяца подтверждена в том числе письмом Минэнерго России от 18.05.2022 № 05-2791.

Также ФАС России отмечает, что учет в расчете ННЗТ необходимости бесперебойного энергоснабжения потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, а также объектов систем теплоснабжения (тепловых пунктов, насосных станций, собственных нужд источников тепловой энергии) в отопительный период, который был предусмотрен Порядком № 469, новым Порядком № 1062 не предусмотрен. Иными словами, создание ННЗТ не ставится в зависимость от наличия определенного круга потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год в отношении АО «МГТЭС» в связи с принятием нового Порядка № 1062 не отменены.

Представленные АО «МГТЭС» 16.11.2022 и 20.11.2022 дополнительные материалы о фактических остатках топлива за 2021-2022 гг. были направлены в орган регулирования в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 2053).

Вместе с тем, исходя из помесячного отчета о движении топлива за 2021 год в разрезе использования по источникам электроснабжения и складам с приложением анализа счета 20.01 следует, что средний объем остатков топлива за 2021 год составил 272,7 тонны.

Учитывая обязанность создания нормативных запасов топлива, предусмотренную Порядком № 1062, обязанность учета данных расходов, предусмотренную пунктом 21 Основ ценообразования № 1178, фактическое создание АО «МГТЭС» запасов топлива, в целях бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей о. Шикотан расходы на НЭЗТ подлежат учету в составе НВВ АО «МГТЭС» на уровне минимального нормативного значения на 2023 год.

Расходы на формирование нормативных запасов топлива на 2023 год должны составлять: 471*65569 = 30 883,00 тыс. руб.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на формирование нормативного запаса топлива» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 30 883,00 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Расходы на хранение топлива».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на хранение топлива в сумме 17 816,72 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 9 898,4 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 7 918,32 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет стоимости хранения технологического топлива на 2023 год;

- приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год: от 29.10.2021 № 1170, от 07.12.2021 № 1259, от 28.02.2022 №№ 147, 148, 149, 150 (пункты 4.2 - 4.7 Описи);

- договор возмездного оказания услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 16.01.2022 № 2-МГТЭС с ООО «Шикотанский водоканал»;

- протокол центральной закупочной комиссии от 07.02.2022 № 2022/11;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.09.2022
№ МГТЭС/01.00/1242 об учете расходов на хранение топлива;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.10.2022
№ МГТЭС/01.00/1422 о направлении уточненных предложений по тарифам на 2023 год с приложением уточненного расчета расходов на хранение топлива;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 20.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации к разногласиям к экспертным заключениям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе, расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Органом регулирования расходы на хранение топлива рассчитаны исходя из объема топлива в размере 6 598,610 тонн и стоимости услуг по хранению 1 тонны топлива в размере 1 500,07 руб. (на уровне цены 2022 года с учетом ИПЦ на 2023 год в размере 1,060).

Цена по договору возмездного оказания услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 16.01.2022 № 2-МГТЭС с ООО «Шикотанский водоканал» РЭК Сахалинской области не учтена, поскольку договор заключен без проведения конкурентных процедур.

Представленные АО «МГТЭС» 16.11.2022 и 20.11.2022 дополнительные материалы о фактических расходах на хранение топлива в 2022 году органом регулирования не учитывались, поскольку были направлены в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления № 2053, что является правомерным.

АО «МГТЭС» отмечает, что в соответствии с протоколом центральной закупочной комиссии от 07.02.2022 № 2022/11 альтернативные предложения по данным услугам на изолированной территории острова Шикотан отсутствуют.
ООО «Шикотанский водоканал» является единственным поставщиком, производителем, подрядчиком услуг по хранению топлива на о. Шикотан. Привлечение контрагентов из других регионов (например, близлежащих островов) делают такое привлечение экономически невыгодным, а также не создают необходимых условий надежности топливообеспечения электростанций.

ФАС России отмечает, что отсутствие конкурентного рынка по оказанию услуг хранения топлива на о. Шикотан подтверждается в том числе письмом Сахалинского УФАС России от 05.04.2023 № 08-497эл.

ФАС России отмечает, что заключение договора с единственным поставщиком ввиду отсутствия рынка как такового является объективной причиной заключения договора без проведения торгов.

В этой связи органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по договору, заключенному с единственным поставщиком, в разрезе себестоимости услуги по хранению топлива по составляющим (амортизация, оплата труда, охрана, налоги и т.д.).

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на хранение топлива» подлежат частичному удовлетворению.

3. Статья разногласий «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер общепроизводственных и общехозяйственных расходов в сумме 13 522,99 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 1 252,3 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 12 270,69 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлена смета расходов на 2023 год, выполненная на основании общепроизводственных и общехозяйственных расходов за 2022 год по данным оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 25, 26 с ростом на величину ИПЦ 2023 года.

Органом регулирования общепроизводственные и общехозяйственные расходы снижены в целях недопущения задвоения административных расходов.

Заявитель отмечает, что штатным расписанием Обособленного подразделения «Мобильные ГТЭС Шикотан» не предусмотрены штатные единицы, которые должны обеспечивать выполнение функционала, необходимого для выполнения регулируемой деятельности на о. Шикотан (например, общее руководство подразделениями исполнительного аппарата, разработка и контроль реализации технической и инвестиционной политики, формирование балансов тепловой энергии, организация и контроль соблюдения требований законодательства в области экологической безопасности и др.). В этой связи дублирование функций исключено.

Иной аргументации по заявленным общепроизводственным и общехозяйственным расходам не представлено.

ФАС России отмечает, что:

1) В состав общехозяйственных и общепроизводственных расходов включены в том числе расходы на амортизацию основных средств, оплату труда и отчисления на социальные нужды, аренду, сырье и материалы, топливо для транспортных средств, работы и услуги производственного характера, налоги, экономически обоснованный размер которых должен определяться в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

При этом Заявителем расчеты вышеуказанных расходов в соответствии с пунктами 20, 24, 26, 27, 28 Основ ценообразования № 1178 в орган регулирования и ФАС России не представлены.

2) В обоснование фактических затрат регулируемой организацией представлены только оборотно-сальдовые ведомости за 2022 год, исходя из которых оценить экономическую обоснованность расходов не представляется возможным. Обосновывающие документы к каждой заявленной подстатье общепроизводственных и общехозяйственных затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 отсутствуют.

3) В расчете общепроизводственных и общехозяйственных расходов в качестве затрат учитываются, в том числе расходы на добровольное медицинское страхование персонала, добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней, расходы на регистрационные взносы за участие в форумах и конференциях, прочие услуги сторонних организаций, прочие работы и услуги производственного характера, не имеющие расшифровок, которые в соответствии с принципами тарифного регулирования учету в составе НВВ регулируемой организации не подлежат.

4) Необходимость включения затрат на центральный аппарат управления в расчет тарифов не подтверждена обосновывающими документами. Отсутствует документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и регулируемой организации в целом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание АУП) и т.д.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Частично удовлетворить требования АО «Мобильные газотурбинные электрические станции», указанные в заявлении о разногласиях в сфере электроэнергетики с Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (рег. от 22.02.2023 № 27656/23).

2. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» расходы по статье затрат «Расходы на формирование нормативного запаса топлива» в сумме 30 883,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 30 883,00 тыс. руб.).

3. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статье затрат «Расходы на хранение топлива».

4. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики пересмотреть необходимую валовую выручку АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Шикотан, на 2023 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 2, 3 резолютивной части настоящего решения, и обеспечив их введение в действие с 01.07.2023.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» на острове Шикотан.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Мобильные газотурбинные электрические станции».

 

 

Председатель Комиссии

 

_______________

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

Заместитель председателя Комиссии

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

АО "Мобильные газотурбинные электрические станции" (АО "Мобильные ГТЭС")
ИНН 7706627050, ОГРН 1067746865493
Сахалинское УФАС России
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321