Решение №СП/85637/20 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения

предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20

 

ФАС России в рамках мониторинга цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для ООО «Монолитстройсервис» (далее — регулируемая организация) на 2019 год, было выдано предписание в адрес Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее — орган регулирования, Комитет) от 16.07.2020 № СП/60678/20.

Во исполнение предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 органом регулирования в адрес Федеральной антимонопольной службой письмом от 02.09.2020 № 150700-М/20 был направлен отчет об исполнении вышеуказанного предписания.

По результатам анализа представленных Комитетом материалов выявлено, что органом регулирования предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 не исполнено по следующим основаниям.

1. «Расходы на электрическую энергию» 2019 года.

Согласно странице 8 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 Комитету было указано на необходимость проведения дополнительного анализа расходов на электрическую энергию, в том числе на предмет подтверждения фактически действующих договоров энергоснабжения в регулируемых видах деятельности в 2019-2020 гг., отразив в экспертных заключениях основания для признания соответствующих договоров и их стоимости обоснованными. В случае подтверждения факта несения данных расходов на регулируемые виды деятельности органу регулирования необходимо пересчитать расходы на электрическую энергию, учтенные при установлении тарифов на 2019-2020 гг., при этом расходы на электрическую энергию за 2019 год необходимо пересчитать исходя из фактической стоимости приобретения энергетического ресурса, в рамках реализации регулируемого вида деятельности в 2019 году в условиях наличия информации за полный отчетный год.

При этом согласно разделу 13 экспертных заключений к делу о корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Монолитстройсервис» на 2020 год Комитетом отражен анализ корректировки необходимых валовых выручек регулируемой организации 2019 года в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с предписанием ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

Согласно данному анализу расходы на электрическую энергию за 2019 год рассчитаны органом регулирования во исполнение предписания исходя из фактической стоимости 1 кВт. ч электрической энергии, сложившейся в 2019 году, в размере 5,16 руб./кВт. ч, в связи с чем дополнительный учет по данной статье затрат, по расчету Комитета, составил за 2019 год по питьевому водоснабжению — 1 071,27 тыс. руб., по водоотведению — 1 508,19 тыс. руб.

В подтверждение принятой стоимости энергетического ресурса в размере 5,16 руб./кВт. ч Комитетом направлены: расчет среднего тарифа на электрическую энергию за 2019 год, а также счета-фактуры за полный 2019 год.

При этом ФАС России не может признать учтенную органом регулирования стоимость 1 кВт. ч электрической энергии экономически обоснованной ввиду следующего.

Согласно направленному органом регулирования расчету среднего тарифа на электрическую энергию за 2019 год тариф в размере 5,16 руб./кВт. ч был получен Комитетом путем определения частного числа от суммы, выставленной к оплате за приобретение электрической энергии по нерегулируемой цене и мощности на оптовом рынке электроэнергии по нерегулируемой цене в размере 98 631,80 тыс. руб., и объема приобретенной электрической энергии по нерегулируемой цене в размере 19 111,91 тыс. кВт. ч.

При этом принятый Комитетом объем приобретения электрической энергии ООО «Монолитстройсервис» по регулируемым видам деятельности составил: по водоснабжению — 1 259,11 тыс. кВт. ч, по водоотведению — 1 726,99 тыс. кВт. ч. В этой связи, по обоим видам деятельности объем приобретаемой электрической энергии составил 2 986,10 тыс. кВт. ч, что ниже расчетного объема в 6,4 раз, что свидетельствует о том, что в принятых к учету счетах-фактурах имел место факт приобретения электрической энергии на нерегулируемые виды деятельности.

Следовательно, принятая во исполнение предписания цена приобретения электрической энергии в размере 5,16 руб./кВт. ч относится также на нерегулируемые виды деятельности ООО «Монолитстройсервис», что противоречит мотивировочной части выданного Комитету предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

В направленном органом регулирования расчете фактической стоимости приобретения энергетического ресурса за 2019 год, отражено, что основанием для определения цены энергоресурса за 2019 год в размере 5,16 руб./кВт. ч послужили три договора оказания услуг по предоставлению электрической энергии (мощности), заключенные между ООО «Монолитстройсервис» и АО «Мосэнергосбыт»: от 06.04.2018 № 20000795, от 29.12.2017 № 80352815 и от 31.07.2019 № 81122315.

Расчет по определению фактической стоимости приобретения энергетического ресурса за 2019 год производился Комитетом на основании данных счетов-фактур за каждый месяц 2019 года, выставленным ООО «Монолитстройсервис» по вышеуказанным договорам.

При этом органом регулирования учтены расходы по договору от 29.12.2017 № 80352815, который уже был заключен регулируемой организацией на момент принятия тарифного решения на 2019 год, однако органом регулирования данный договор не был направлен в адрес ФАС России и в материалах тарифного дела не фигурировал. Копия указанного договора также не была представлена Комитетом в составе материалов, направленных во исполнение вышеуказанного предписания.

В этой связи у ФАС России отсутствуют основания для признания данного договора относящимся на регулируемые виды деятельности водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, органом регулирования также принят к учету договор от 31.07.2019 № 81122315, который был заключен регулируемой организацией в момент действия тарифного решения 2019 года.

В связи с тем, что копия договора не была представлена Комитетом в составе материалов, направленных во исполнение вышеуказанного предписания, у ФАС России отсутствуют основания для признания данного договора относящимся на регулируемые виды деятельности водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем общий объем приобретения электрической энергии по договору от 06.04.2018 № 20000795 также не соответствует (больше) объему, относящегося на регулируемые виды деятельности.

На основании вышеизложенного, ФАС России не может признать принятую Комитетом фактическую стоимость приобретения электрической энергии за 2019 год в размере 5,16 руб./кВт. ч, относящейся только на регулируемые виды деятельности, в связи с чем не может признать Комитет исполнившим предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 в указанной части.

2. «Расходы на электрическую энергию» 2020 года.

Согласно странице 8 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 Комитету было указано на необходимость проведения дополнительного анализа расходов на электрическую энергию, в том числе на предмет подтверждения фактически действующих договоров энергоснабжения в регулируемых видах деятельности в 2019-2020 гг., отразив в экспертных заключениях основания для признания соответствующих договоров и их стоимости обоснованными. В случае подтверждения факта несения данных расходов на регулируемые виды деятельности органу регулирования необходимо пересчитать расходы на электрическую энергию, учтенные при установлении тарифов на 2019-2020 гг., при этом расходы на электрическую энергию на плановый период 2020 года необходимо пересчитать с учетом стоимости энергетического ресурса, не превышающего стоимость 1 кВт. ч, заявленной регулируемой организацией на момент принятия тарифного решения 2020 года в размере 4,47 руб./кВт. ч.

Во исполнение вышеуказанного предписания Комитетом представлено письмо ООО «Монолитстройсервис» от 18.09.2019 № 341, направленное в адрес органа регулирования, согласно которому регулируемая организация изменила (увеличила) заявленные требования в части цены приобретения электрический энергии на 2020 год до 4,94 руб./кВт. ч, (указав, что фактический средний тариф на приобретение электрической энергии за 2018 год составил 4,40 руб./кВт. ч), в связи с чем Комитетом во исполнение предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 не пересматривались расходы на электрическую энергию регулируемой организации на 2020 год.

Кроме того, с учетом корректных индексов темпа роста цен на электрическую энергию, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2020 гг., в размере 1,054 и 1,048, соответственно, заявленные требования ООО «Монолитстройсервис» в части цены приобретения электрический энергии на 2020 год исходя из фактического показателя за 2018 год в размере 4,40 руб./кВт. ч, плановая цена приобретения электрической энергии не могла превышать 4,86 руб./кВт. ч.

При этом в направленных органом регулирования материалах отсутствует предписанный ФАС России дополнительный анализ расходов на электрическую энергию, в том числе на предмет подтверждения фактически действующих договоров энергоснабжения в регулируемых видах деятельности в 2020 году, в экспертных заключениях не отражены основания для признания соответствующих договоров и их стоимости обоснованными.

Таким образом, органом регулирования не проведен анализ соответствия учтенной стоимости 1 кВт. ч электрической энергии на регулируемые виды деятельности, в том числе со стороны Комитета отсутствует обоснование необходимости увеличения изначально заявленных регулируемой организацией требований в части цены приобретения электрической электроэнергии с 4,47 руб./кВт. ч до 4,58 руб./кВт. ч (водоотведение) и 4,94 руб./кВт. ч (питьевое водоснабжение).

На основании вышеизложенного, ФАС России не может признать учтенные расходы на приобретение электрической энергии на 2020 год по результатам исполнения предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 экономически обоснованными, в связи с чем предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 не исполнено в указанной части.

3. «Расходы на арендную плату» на 2019 год.

Согласно страницам 10-11 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 Комитету было указано на необходимость провести дополнительный анализ учтенных расходов по статье «Расходы на арендную плату» на 2019 год для ООО «Монолитстройсервис», исключив экономически необоснованные расходы, учтенные на арендную плату в 2019 году из состава необходимых валовых выручек регулируемой организации 2020 года. Подробные расчеты и анализ необходимо было отразить в экспертных заключениях.

При этом согласно разделу 13 экспертных заключений к делу о корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Монолитстройсервис» на 2020 год Комитетом отражен анализ корректировки необходимых валовых выручек регулируемой организации 2019 года в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с предписанием ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

Согласно данному анализу расходы на арендную плату за 2019 год рассчитаны органом регулирования во исполнение предписания исходя из расходов на амортизационные отчисления, расходов по налогу на имущество, а также расходов по земельному налогу, в связи с чем исключение по данной статье затрат, по расчету Комитета, составило за 2019 год по питьевому водоснабжению — 2 060,28 тыс. руб., по водоотведению — 2 009,65 тыс. руб.

В подтверждение принятых расходов на арендную плату за 2019 год Комитетом направлены: инвентарные карточки арендуемых объектов основных средств по форме ОС-6, а также расчет расходов на арендную плату 2019 года в разрезе видов деятельности, содержащий наименование объектов основных средств, первоначальную стоимость объектов, даты вводов в эксплуатацию, принятый срок полезного использования, номера амортизационных групп, остаточную стоимость на 01.01.2017, пообъектную сумму ежемесячных амортизационных отчислений и налога на имущество, а также размер учтенных расходов по прочим налоговым выплатам.

По результатам анализа представленных органом регулирования в адрес ФАС России материалов, выявлено, что по ряду объектов амортизационные отчисления принимались органом регулирования без учета максимальных сроков полезного использования объектов, установленных Классификатором основных средств № 1, что противоречит странице 10 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

При этом в представленных органом регулирования материалах отсутствует расчет прочих налоговых выплат, учтенных в составе расходов на арендную плату.

Кроме того, на странице 11 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 было указано на то, что Комитетом при принятии тарифного решения на 2019 год были необоснованно учтены средства по договору аренды от 01.08.2012 № ММС-2Ш-12, в связи с тем, что регулируемой организацией письмом (от 31.03.2020 рег. № 58814/20), направленном в адрес ФАС России, было указано на то, что оказание услуг на данной территории ООО «Монолитстройсервис» осуществлялось на основании договора аренды от 01.01.2017 № ММС-1/Ш.

Однако согласно странице 3 представленного органом регулирования расчета арендной платы Комитетом учтены расходы по договору аренды от 01.08.2012 № ММС-2Ш-12, в связи с чем арендные расходы по объекту «Сеть водопровода Шервуд» (инвентарный номер объекта - 82) учтены Комитетом в тарифе на питьевое водоснабжение дважды.

На основании вышеизложенного, предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 не может быть признано исполненным Комитетом в указанной части.

4. «Расходы на арендную плату» на 2020 год.

Согласно страницам 11-12 мотивировочной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 Комитету было указано на необходимость применения подходов, отраженных в настоящем предписании в отношении расходов 2019 года по статье «Расходы на арендную плату» к аналогичным затратам 2020 года, в связи с чем, экономически необоснованные расходы, учтенные в составе необходимых валовых выручек ООО «Монолистройсервис» 2020 года в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения, должны быть также скорректированы и исключены органом регулирования из состава необходимых валовых выручек регулируемой организации 2020 года.

Учтенные ранее расходы на арендную плату 2020 года не были пересмотрены органом регулирования по результатам исполнения предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20, при этом исходя из направленных органом регулирования в адрес ФАС России материалов следует, что Комитетом при расчете расходов на арендную плату на 2020 год были применены аналогичные подходы по обпределению расходов по данной статье затрат на 2019 год, которые не были признаны ФАС России экономически обоснованными, в связи с чем признать Комитет исполнившим предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 в указанной части также не представляется возможным.

5. Исключение экономически необоснованных расходов 2019 года.

Согласно пунктам 3, 4 резолютивной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 органу регулирования было предписано в срок до 01.09.2020 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки, а также, при необходимости, долгосрочные параметры регулирования ООО «Монолитстройсервис» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения за 2019-2020 годы с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты, пересмотрев тарифы на оказываемые услуги питьевого водоснабжения и водоотведения для ООО «Монолитстройсервис» на 2020 год. Принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на оказываемые услуги питьевого водоснабжения и водоотведения для ООО «Монолитстройсервис» на 2020 год с учетом пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания.

Однако Комитет во исполнение предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20, определив экономически необоснованные расходы за 2019 год в сумме 989,01 тыс. руб. по питьевому водоснабжению и 501,46 тыс. руб. по водоотведению соответственно, исключил из состава необходимых валовых выручек и тарифов ООО «Монолитстройсервис» 2020 года лишь часть (1/2) экономически необоснованных расходов, тем самым нарушив пункты 3, 4 резолютивной части предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

В отношении оставшейся части экономически необоснованных расходов за 2019 год Комитетом самостоятельно принято решение об исключении из состава необходимых валовых выручек регулируемой организации при установлении соответствующих тарифов на 2021 год.

Вместе с тем, ходатайств о внесении изменений в предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20 в части сроков исполнения выданного предписания в адрес ФАС России со стороны Комитета не поступало.

Согласно подпункту 5.3.2.3 пункта 5.3 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном заказе, законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов и законодательством о естественных монополиях.

На основании вышеизложенного, Федеральной антимонопольной службой приняты следующие решения:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области не исполнившим требования предписания ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20.

2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения в срок до 01.11.2020 исполнить предписание ФАС России от 16.07.2020 № СП/60678/20, исключив экономически необоснованные расходы ООО «Монолитстройсервис» из состава необходимых валовых выручек регулируемой организации на 2020 год в соответствии с мотивировочной частью предписания от 16.07.2020 № СП/60678/20.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

     

 

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287
Московское областное УФАС России
ИНН 7703671069, ОГРН 1087746854150