Предписание №СП/38783/24 ПРЕДПИСАНИЕ МКП Калужской области об устранении нарушений, д... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства конкурентной политики Калужской области, проведенной Калужским УФАС России (приказ Калужского УФАС России от 22.12.2023 № 269/23, Акт проверки Калужского УФАС России от 09.02.2024 № АМ/561/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Министерством конкурентной политики Калужской области (далее также – Орган регулирования, Министерство) в отношении муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги (далее также – МУП «Калугатеплосеть»
г. Калуги, Предприятие, Организация, регулируемая организация) приказом от 18.12.2023 № 344-РК установлены тарифы
в сфере теплоснабжения на 2024 год.

При этом тарифы на тепловую энергию (мощность) дифференцированы по системам теплоснабжения следующим образом:

- по системам теплоснабжения котельных, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга» по следующим адресам: ул. Баррикад, 181 «а»; ул. Вишневского, 1; ул. Ипподромная, 37; ул. Кропоткина, 4 «а»; ул. Тарутинская, 171; ул. Широкая, 51 «б»;

- по системам теплоснабжения от собственных источников тепловой энергии, расположенным на территории муниципального образования «Город Калуга» (кроме ул. Баррикад, 181 «а»; ул. Вишневского, 1; ул. Ипподромная, 37; ул. Кропоткина, 4 «а»; ул. Тарутинская, 171; ул. Широкая, 51 «б») – 85 котельных;

- по системе теплоснабжения котельной, расположенной на территории ГО «Город Калуга» д. Чижовка микрорайон Веснушки.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Министерства конкурентной политики Калужской области на основании приказа Калужского УФАС России от 22.12.2023 № 269/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства конкурентной политики Калужской области» Калужским УФАС России были проанализированы материалы тарифных дел об установлении тарифов на тепловую энергию для МУП «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год по приказу от 18.12.2023 № 344-РК, в том числе Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию (мощность) методом индексация установленных тарифов на 2024-2028 годы для муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги по системе теплоснабжения котельной, расположенной на территории ГО «Город Калуга» д. Чижовка микрорайон Веснушки; Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию (мощность) методом индексация установленных тарифов на 2024-2028 годы по системам теплоснабжения котельных, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга» по следующим адресам: ул. Баррикад, 181 «а»; ул. Вишневского, 1;
ул. Ипподромная, 37; ул. Кропоткина, 4 «а»; ул. Тарутинская, 171; ул. Широкая, 51 «б»; Экспертное заключение по расчету тарифов на тепловую энергию (мощность) для МУП «Калугатеплосеть» г. Калуги методом индексация установленных тарифов на 2024-2028 годы по системам теплоснабжения от собственных источников тепловой энергии, расположенным на территории муниципального образования «Город Калуга» (кроме ул. Баррикад, 181 «а»; ул. Вишневского, 1; ул. Ипподромная, 37; ул. Кропоткина, 4 «а»; ул. Тарутинская, 171; ул. Широкая, 51 «б»; возражения Органа регулирования на Акт проверки Калужского УФАС России от 09.02.2024
№ АМ/561/24 (вх. от 29.02.2024 № 1490-ЭП/24, № 1495-ЭП/24 и
№ 1496-ЭП/24) (далее – Возражения), и по результатам установлено следующее.

Внеплановая документарная проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности учтенных регулирующим органом расходов по статье затрат «Топливо».

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с первым абзацем пункта 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Исходя из пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где:

bi,j,k удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Используемый вид топлива МУП «Калугатеплосеть» г. Калуги – природный газ.

При установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) по системе теплоснабжения котельной, расположенной на территории ГО «Город Калуга»
д. Чижовка, микрорайон Веснушки, Органом регулирования при расчете расходов на топливо применен установленный приказом ФАС России от 28.11.2023 № 906/23 предельный максимальный уровень оптовой цены на природный газ.

В соответствии с абзацем а) пункта 15(1) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, в исключающую группу входят в том числе потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами).

Обоснование неотнесения котельной, расположенной на территории ГО «Город Калуга» д. Чижовка, микрорайон Веснушки, к исключающей группе Органом регулирования не отражено, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075, в связи с чем примененная им оптовая цена на природный газ подлежит дополнительному экономическому анализу.

При установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) по системам теплоснабжения от собственных источников тепловой энергии, расположенным на территории муниципального образования «Город Калуга» (кроме ул. Баррикад, 181 «а»; ул. Вишневского, 1; ул. Ипподромная, 37; ул. Кропоткина, 4 «а»;
ул. Тарутинская, 171; ул. Широкая, 51 «б») Органом регулирования при расчете расходов на топливо величины удельного расхода условного топлива взяты из приказа Министерства строительства и ЖКХ Калужской области от 30.10.2019
№ 438 «Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» по развитию систем теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «Город Калуга» на период 2020-2024 годы» (далее – приказ Министерства строительства и ЖКХ КО от 30.10.2019
№ 438)).

Между тем ФАС России отмечает, что применение Органом регулирования при определении удельного расхода условного топлива приказа Министерства строительства и ЖКХ КО от 30.10.2019 № 438 вместо соответствующих приказа Министерства строительства и ЖКХ Калужской области от 06.03.2023 № 155 «Об утверждении норматива расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии на 2024-2028 годы» является нарушением пункта 35 Основ ценообразования № 1075 и приводит к необоснованному увеличению расходов на топливо.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что применение в расчетах расхода на топливо приказа Министерства строительства и ЖКХ Калужской области от 30.10.2019 № 438 связано с наличием в устанавливаемом тарифе инвестиционной составляющей. При этом отклонение значения удельного расхода условного топлива, принятого в тарифе, от значения, установленного в приказе Министерства строительства и ЖКХ Калужской области от 06.03.2023 № 155, составило 0,07 кг у.т./Гкал.

Таким образом, Органом регулирования при расчете расходов на топливо применены некорректные величины удельного расхода условного топлива.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство конкурентной политики Калужской области нарушившим положения пунктов 34(1), 35 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э,
при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от МУП «Калугатеплосеть» г. Калуги на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для муниципального унитарного предприятия «Калугатеплосеть» г. Калуги, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Калужское УФАС России
ИНН 4026003620, ОГРН 1024001345598
Министерство конкурентной политики Калужской области
ИНН 4027078890, ОГРН 1074027003434