Решения по тарифам №СП/34081/19 Решение ФАС России от 23.04.2019 № СП/34081/19 от 23 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК-11», Заявитель, регулируемая организация) (рег. № 31411/19 от 25.02.2019) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – Орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии представителя по доверенности от АО «Территориальная генерирующая компания №11» <...>, представителя по доверенности от АО «Территориальная генерирующая компания № 11» <...>, <...> отдела регулирования теплоэнергетики города Омска Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела правовой работы Региональной энергетической комиссии Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела технической экспертизы топливно-энергетического комплекса Региональной энергетической комиссии Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела технической экспертизы топливно-энергетического комплекса Региональной энергетической комиссии Омской области <...> (посредством видео-конференц связи),

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № б/н от 25.02.2019; рег. № 31411/19 от 25.02.2019) о разногласиях между АО «Территориальная генерирующая компания №11» и Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «ТГК-11» и Органом регулирования по приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.12.2018 № 634/92 «О корректировке на 2019 год тарифа на тепловую энергию для потребителей АО «ТГК-11», установленного на долгосрочный период регулирования». Для АО «ТГК-11» тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2018-2022 гг. (второй долгосрочный период регулирования). Тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 749,64 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 749,64 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «ТГК-11», составляет 7 441 816,31 тыс. руб. (в том числе на производство тепловой энергии в горячей воде – 4 635 406,44 тыс. руб.).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 7 622 803,64 тыс. руб. (в том числе на производство тепловой энергии в горячей воде – 5 248 609,22 тыс. руб.).

Сумма разногласий по величине НВВ на производство тепловой энергии в горячей воде – 613 202,78 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов) № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «ТГК-11» на 2019 год расходы по статьям затрат на производство тепловой энергии в горячей воде, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между АО «ТГК-11» и РЭК Омской области (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи

Принято органом регулирования

Заявлено АО «ТГК-11» в ФАС России

Величина разногласий

1.

Расчетная предпринимательская прибыль на тепловую энергию в горячей воде

-

126 684,21

126 684,21

2.

Расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде

2 080 936,62

2 567 455,19

486 518,57

 

Итого:

2 080 936,62

2 694 139,40

613 202,78

 

1. Статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Расчетная предпринимательская прибыль заявлена АО «ТГК-11» на производство тепловой энергии в горячей воде в сумме 126 684,21 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» не приняты в составе НВВ на 2019 год.

РЭК Омской области в представленных пояснениях обращает внимание на то, что при установлении долгосрочных тарифов на 2018-2022 годы расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» на каждый год долгосрочного периода не включались. При этом Заявителем невключение указанных расходов на 2018 год не оспаривалось.

АО «ТГК-11» в своём Заявлении отмечает, что расчетная предпринимательская прибыль была заявлена регулируемой организацией к учету в составе НВВ при установлении долгосрочных тарифов на период 2018-2022 гг. РЭК не включил данные расходы в состав НВВ на 2018 год в целях соблюдения индекса роста платы граждан за коммунальные услуги на 2018 год. Опровергая довод органа регулирования об отсутствии оспаривания, Заявитель отмечает, что к Правлению РЭК от 18.12.2017 было предоставлено Особое мнение АО «ТГК-11» от 18.12.2017 № 20-01-08/4640, пунктом 5 которого заявлено включение в расчет предпринимательской прибыли.

Также орган регулирования отмечает, что в составе тарифной заявки на корректировку НВВ на 2019 год АО «ТГК-11» не представило к рассматриваемой статье затрат расчет с обоснованием заявленной суммы, что противоречит принципам формирования необходимой валовой выручки, определенным Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

Заявителем в ФАС России представлены в качестве обоснования материалы, входящие в состав тарифной заявки, переданной в орган регулирования, которые содержат в том числе расчет НВВ от реализации тепловой энергии (приложение 5.9 к Методическим указаниям № 760-э).

Согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования № 1075, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм, в случае установления тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования, в связи с чем, вывод о том, что данный показатель фактически является долгосрочным параметром регулирования, является неправильным.

Орган регулирования в своих пояснениях ссылается на формулу 20, предусмотренную пунктом 49 Методических указаний № 760-э, согласно которому в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

ФАС России отмечает, что указанная норма содержит порядок расчета уточненной необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа. Показатель РППi  в указанной формуле – это расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075, то есть в размере 5 процентов текущих расходов, в том числе неподконтрольных, на каждый i-1 расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования и без условия ее установления только до начала долгосрочного периода.

Аналогичная позиция подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации № 75-АПГ18-9 от 26.12.2018.

Таким образом, экономически обоснованный размер расчетной предпринимательской прибыли АО «ТГК-11» на 2019 год, определенный в соответствии с требованиями пункта 74(1) Основ ценообразования № 1075 исходя из расходов, принятых органом регулирования, составляет 180 987,33 тыс. руб.

Заявитель в целях недопущения превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, установленного на 2019 год приказом ФАС России от 13.11.2018 № 1547/18, предлагает учесть расчетную предпринимательскую прибыль по объекту учета «тепловая энергия в горячей воде».

Пунктом 12.3.10 Учетной политики по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом генерального директора АО «ТГК-11» от 28.12.2017 № 768, определен порядок формирования себестоимости произведенной и реализованной продукции, работ, услуг, расходов, связанных с продажей товаров АО «ТГК-11». В соответствии с пунктом 7.2.4. методики МТ-082-3 «Формирование себестоимости произведенной и реализованной продукции, работ, услуг, расходов, связанных с продажей товаров АО «ТГК-11», утверждённой приказом генерального директора АО «ТГК-11» от 15.03.2018 № 141 (далее - Методика МТ-082-3), расходы, напрямую связанные с производством тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, отнесенные к объекту учета «Производство тепловой энергии», распределяются на производство тепловой энергии в воде и в паре.

Исходя из указанных норм распределения затрат по видам деятельности, экономически обоснованный размер расчетной предпринимательской прибыли АО «ТГК-11» на 2019 год по объекту учета «тепловая энергия в горячей воде» составляет 126 684,21 тыс. руб.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» с учетом требований пункта 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и учесть их в составе НВВ на 2019 год в размере 126 684,21 тыс. руб.

Следовательно, требования АО «ТГК-11» по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере, заявленном АО «ТГК-11», в сумме 126 684,21 тыс. руб.

2. Статья затрат «Расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде».

АО «ТГК-11» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде» в размере 2 567 455,19 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 2 080 936,62 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 486 518,57 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что общий размер расходов на топливо, учтённых органом регулирования при корректировке НВВ на 2019 год в сумме 3 792 399,63 тыс. руб., не оспаривается Заявителем.

Объектом разногласий по статье «Расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде» является размер удельного расхода условного топлива (далее – УРУТ) на производство тепловой энергии в горячей воде (таблица 2).

Таблица 2. Разногласия по статье «Расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде» в части УРУТ.

п/п

Наименование

УРУТ на производство тепловой энергии в горячей воде (кг/Гкал)

Примечание

1

Орган регулирования

115,17

Определен расчетным путем Заявителем исходя из величины расходов на топливо на 2019 год, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды в размере 336,53 руб./Гкал (приложение 2 к оспариваемому приказу РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92)

2

АО «ТГК-11»

142,10

Определен Заявителем на основании приказа Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084

 

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- приказ Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084 об утверждении нормативов удельного расхода топлива на 2018 год;

- письмо Минэнерго России от 11.05.2018 № 09-2155 (с разбивкой по видам и параметрам теплоносителя нормативов удельного расхода топлива на 2018 год, утвержденных приказом Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084);

- письмо Минэнерго России от 06.08.2018 № 09-3810 (с разбивкой по видам и параметрам теплоносителя нормативов удельного расхода топлива на 2019 год, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2018 № 472);

- программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденная генеральным директором АО «ТГК-11».

В соответствии с подпунктом г) пункта 75 Основ ценообразования № 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов.

ФАС России отмечает, что представленная Заявителем программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденная генеральным директором АО «ТГК-11», содержит в качестве одного из плановых целевых показателей удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию, определенный на 2019 год в размере 150,41 кг у.т./Гкал. При этом дифференциация по видам теплоносителя отсутствует.

Приказ Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084 об утверждении нормативов удельного расхода топлива на 2018 год также не содержит дифференциацию по видам теплоносителя, так как она не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, но содержит разбивку по источникам тепловой энергии.

Представленные Заявителем письма Минэнерго России от 11.05.2018 № 09-2155 и от 06.08.2018 № 09-3810 содержат разбивку по видам и параметрам теплоносителя нормативов удельного расхода топлива на 2018 и 2019 годы.

Орган регулирования в своих пояснениях отмечает, что для АО «ТГК-11» приказом РЭК Омской области от 19.12.2017 № 565/79 были установлены долгосрочные параметры регулирования, в соответствии с которыми УРУТ на производство тепловой энергии определен в размере 147,1 кг у.т./Гкал (средняя величина в соответствии с приказом Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084 об утверждении нормативов удельного расхода топлива на 2018 год).

ФАС России, проанализировав перечисленные документы, отмечает что размер УРУТ во всех документах различается. В таблице 3 представлен свод о размерах удельного расхода условного топлива.

Таблица 3. Размер удельного расхода условного топлива.

п/п

Наименование источника

Размер УРУТ, кг у.т./Гкал

СП «ТЭЦ-3»

СП «ТЭЦ-4»

СП «ТЭЦ-5»

1

Приказ Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084 об утверждении нормативов удельного расхода топлива на 2018 год

143,8

160,6

142,3

2

Письмо Минэнерго России от 11.05.2018 № 09-2155 (на 2018 год – горячая вода)

139,9

152,7

142,3

3

Письмо Минэнерго России от 06.08.2018 № 09-3810 (на 2019 год – горячая вода)

141,1

138,2

142,3

4

Целевые показатели программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2019 г.

150,41

5

Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на 2018-2022 годы для формирования тарифов на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов, утвержденные приказом РЭК Омской области от 19.12.2017 № 565/79 (средний по источникам теплоснабжения)

147,1

 

Объем отпуска тепловой энергии в горячей воде с коллекторов источников тепловой энергии Заявителем не оспаривается, орган регулирования установил ее в размере 6 207 100 Гкал в соответствии со схемой теплоснабжения города Омска до 2033 года (он соответствует 70% от общего отпуска тепловой энергии).

Величина расходов на топливо на 2019 год, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды, определена органом регулирования в приложении 2 к приказу РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92 в размере 336,53 руб./Гкал. Данная величина обосновывается следующим.

В настоящее время при тарифообразовании на тепловую энергию в системе централизованного теплоснабжения г. Омска применяется перекрестное субсидирование между паром и горячей водой. С целью его ликвидации и постепенного и сбалансированного приведения тарифов на тепловую энергию к экономически обоснованному уровню происходит ежегодное снижение цены на тепловую энергию в паре. В целях недопущения превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, органом регулирования при определении тарифов на тепловую энергию к пару применяется коэффициент, учитывающий распределение УРУТ между паром и горячей водой. Данный коэффициент органом регулирования ежегодно снижается:

- 2017 год – 1,66;

- 2018 год – 1,5296;

- 2019 год – 1,3972.

На основании материалов, представленных Заявителем и органом регулирования, ФАС России провел анализ расчетов топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию в горячей воде, учтенной в оспариваемом постановлении РЭК Омской области и рассчитанной Заявителем. Результаты анализа представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4. Анализ расчетов топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию в горячей воде, учтенной в постановлении РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92 и рассчитанной Заявителем.

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Орган регулирования

Заявитель

без учета коэффициента

с учетом коэффициента к УРУТ к пару 1,397

1

Отпуск тепловой энергии

тыс.Гкал

8 857,60

8 857,60

8 857,60

 

в том числе в горячей воде

тыс.Гкал

6 207,10

6 207,10

6 207,10

 

в том числе в паре

тыс.Гкал

2 650,50

2 650,50

 

2

Полезный отпуск тепловой энергии

тыс.Гкал

8 834,01

8 834,01

8 834,01

 

в том числе в горячей воде

тыс.Гкал

6 183,51

6 183,51

6 183,51

 

в том числе в паре

тыс.Гкал

2 650,50

2 650,50

 

3

УРУТ на производство тепловой энергии

кг ут/Гкал

 

 

 

 

в том числе в горячей воде

кг ут/Гкал

142,64

115,62

142,10

 

в том числе в паре

кг ут/Гкал

158,76

221,83

 

 

коэффициент к УРУТ пара

 

 

1,397

 

4

Расход условного топлива на отпуск тепловой энергии

тыс. т.у.т

1 302,84

1 302,84

1 302,84

 

в том числе в горячей воде

тыс. т.у.т

883,71

714,89

882,03

 

в том числе в паре

 

419,12

587,95

 

5

Расходы на топливо на производство тепловой энергии

млн. руб.

3 792, 4

3 792, 4

3 792, 4

 

в том числе в горячей воде

млн. руб.

2 567,49

2 080,95

2 567,48

 

в том числе в паре

млн. руб.

1 224,91

1 711,45

 

6

Цена условного топлива

руб./т.у.т

2 910,88

2 910,88

2 910,88

7

Топливная составляющая в тарифе на тепловую энергию

 

 

 

 

 

в том числе в горячей воде

руб./Гкал

415,21

336,53

415,21

 

Таким образом, изначально, орган регулирования определяет расходы на топливо на производство тепловой энергии в паре, и затем, применяя сглаживающий коэффициент, распределяет УРУТ между паром и горячей водой.

Заявитель, проведя расчет УРУТ на производство тепловой энергии в горячей воде исходя из величины расходов на топливо на 2019 год, отнесенных на 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в виде воды, в размере 336,53 руб./Гкал (установленном приказом РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92), определил, что данный показатель должен составлять 115,15 кг ут/Гкал.

115,15 кг у.т./Гкал = 336,53 руб./Гкал * 6 183,51 тыс. Гкал / 6 207,1 тыс.  Гкал * 1 000

Исходя из разницы между экономически обоснованной топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию (415,21 руб./Гкал) и утвержденной приказом РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92 (336,53 руб./Гкал), Заявителем определен размер заниженных органом регулирования расходов на топливо при производстве тепловой энергии в горячей воде в сумме 486 518,57 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что подпунктами а) и б) пункта 5(1) Основ ценообразования № 1075 определено, что цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, в отношении теплопотребляющих установок потребителей, потребляющих тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара, и цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования № 1075.

При этом органом регулирования в ФАС России представлено дополнительное соглашение от 01.07.2017 к договору энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии) от 15.05.1998 № 5-7 (от 09.06.1998 № 554-П) с АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», устанавливающее порядок определения и применения сторонами договора цены на тепловую энергию (пар 15 ата и пар 40 ата).

Расчет расходов на топливо производится в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, согласно которому расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии».

В части удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии ФАС России отмечает следующие.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Согласно пункту 40 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования (РТi,j,k) определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Определяя расходы на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде на 2019 год в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э по формуле 2, Заявитель использовал следующие данные:

- удельный расход условного топлива (УРУТ) в размере 142,10 кг/Гкал на основании приказа Минэнерго России от 15.11.2017 № 1084 об утверждении нормативов удельного расхода топлива на 2018 год (средний размер, определенный регулируемой организацией с учетом дифференциации по источникам тепловой энергии);

- объем отпуска тепловой энергии в горячей воде с коллекторов источников тепловой энергии в размере 6 207,10 тыс. Гкал в соответствии со схемой теплоснабжения города Омска до 2033 года;

- плановая цена на условное топливо в размере 2 910,88 руб./т у.т., принятая к расчету органом регулирования, исходя из расходов на топливо, учтенных при установлении тарифа на тепловую энергию постановлением РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92.

Исходя из указанных норм определения расходов на топливо, экономически обоснованный размер расходов на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде АО «ТГК-11» на 2019 год составляет 2 567,48 млн. руб.

(142,1 кг/Гкал * 6 207,10 тыс. Гкал * 2 910,88 руб./т у.т. / 1 000)

Таким образом, разница между величиной расходов на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде, учтенной органом регулирования при установлении тарифа на тепловую энергию постановлением РЭК Омской области от 20.12.2018 № 634/92 (2 080,95 млн. руб.), и, соответственно, аналогичной величиной, рассчитанной в соответствии с формулой 2 пункта 26 Методических указаний № 760-э (2 567,48 млн. руб.), составляет 486,5 млн. руб.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть структуру расходов по статье «Расходы на топливо на производство тепловой энергии» с учетом требований пунктов 34 и 35 Основ ценообразования № 1075 и пунктов 40 и 26 Методических указаний № 760-э и учесть в их составе расходов по объекту учета «тепловая энергия в горячей воде» на 2019 год в размере 2 567 455,19 тыс. руб. в соответствии с заявлением АО «ТГК-11».

Следовательно, требования АО «ТГК-11» по статье «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии в горячей воде» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе расходов на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде на 2019 год подлежат средства в размере, заявленном АО «ТГК-11», в сумме 486 518,57 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Территориальная генерирующая компания №11» и Региональной энергетической комиссией Омской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункты 5(1), 34 и 35 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Удовлетворить требования АО «Территориальная генерирующая компания №11», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. № б/н от 25.02.2019; рег. № 31411/19 от 25.02.2019).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке 2019 года расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» по объекту учета «тепловая энергия в горячей воде» в размере 126 684,21 тыс. руб. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в сумме 126 684,21 тыс. руб.

4. Перераспределить состав расходов по статье «Расходы на топливо на производство тепловой энергии» и учесть по объекту учета «тепловая энергия в горячей воде» на 2019 год расходы в размере 2 567 455,19 тыс. руб. Дополнительному учету в составе расходов на топливо на производство тепловой энергии в горячей воде на 2019 год подлежат средства в сумме 486 518,57 тыс. руб.

5. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию АО «Территориальная генерирующая компания №11» на 2019 год на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию АО «Территориальная генерирующая компания №11» на 2019 год.

  1.  

<...>

Связанные организации

Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939
Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК Омской области)
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418