Решения по тарифам №31/35581/19 Решение по вопросу рассмотрения разногласий между АО «Шахтин... от 26 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Шахтинский завод Гидропривод» и Региональной службой по тарифам Ростовской области (рег. № 21231/19 от 07.02.2019) по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в присутствии на заседании комиссии руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, <...> Региональной службы по тарифам Ростовской области <...>, представителя по доверенности АО «Шахтинский завод Гидропривод» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «Шахтинский завод Гидропривод» (далее также - АО «ШЗГ», Заявитель) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее также - РСТ Ростовской области, Орган регулирования).

Заявление АО «Шахтинский завод Гидропривод» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Постановлением от 27.12.2018 № 89/10 Региональной службой по тарифам Ростовской области «О корректировке необходимой валовой выручки АО «ШЗГ» и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ШЗГ» и ПАО «МРСК Юга» - «Ростовэнерго», в отношении АО «ШЗГ были установлены необходимая валовая выручка (далее – НВВ) и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.

Величина НВВ, установленная оспариваемым приказом, составляет 12 259,11 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 18 807,92 тыс. руб.

Заявитель заявляет требование о дополнительном учете в необходимой валовой выручке на 2019 год затрат по следующим статьям:

Наименование статьи

Ед. изм.

Утверждено Органом регулирования на 2019 год

Заявлено на разногласия

 

Величина разногласий по статье

1

Расходы на покупную электроэнергию в целях компенсации нормативных потерь

тыс. руб.

3 167,11

4 113,85

946,74

2

Результаты деятельности регулируемой организации за 2017 год, в т. ч.:

 

 

 

 

2.1

Недополученный доход

тыс. руб.

0

1 310,99

1 310,99

2.2

Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования

тыс. руб.

-584,74

0

584,74

3

Амортизация основных средств

тыс. руб.

0

3 439,9

3 439,9

4

Плата за аренду имущества

тыс. руб.

669,54

935,99

266,45

 

Итого

тыс. руб.

3 251,91

9 950,73

6 548,82

Величина разногласий по статьям разногласий составляет 6 548,82 тыс. руб.

Государственное регулирование в отношении АО «ШЗГ» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2015-2019 годы.

1. Статья разногласий «Расходы на покупную электроэнергию в целях компенсации нормативных потерь».

Организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 4 133,85 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на покупную электроэнергию на 2019 год в составе необходимой валовой выручке (далее также НВВ) Заявителя учтены в сумме 3 167,11 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 946,74 тыс. руб.

Заявитель предлагает принять величину необходимой валовой выручки в части оплаты технологического расходы (потерь) электрической энергии на 2019 год в сумме 4 113,85 тыс. руб., исходя из цены (тарифа) покупки электрической энергии, в целях компенсации потерь на 2019 год в размере 2,57 руб/кВт∙ч и утвержденного технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях АО «ШЗГ» согласно Сводному прогнозному балансу производства и поставки электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Ростовской области на 2019 год, утвержденного приказом ФАС России от 26.06.2018 № 973/18-ДСП (далее – Сводный прогнозный баланс), в размере 1 600 тыс. кВт∙ч.

Как отмечает Орган регулирования в отзыве на заявление АО «ШЗГ» (исх. № 40.1/598 от 19.02.2019; рег. № 28533-М/19 от 20.02.2019) объем электроэнергии в целях компенсации потерь в электрических сетях АО «ШЗГ», принятый РСТ Ростовской области в размере 1 240,1 тыс. кВт∙ч соответствует объему, учтенному в Сводном прогнозном балансе на 2019 год.

Расчет тарифа на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь АО «ШЗГ» на 2019 год, произведенный РСТ Ростовской области:

Наименование

2019 год

1 полугодие

2 полугодие

Фактическая цен (тариф) покупки потерь э/э в сетях (с учетом мощности) в 2018 г., руб./кВт*ч.

2,98412

2,98412

Индекс роста цен на э/э, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2019 г.

1,030

1,030

Прогнозная цена (тариф) покупки потерь э/э в сетях

(с учетом мощности) в 2019 г., руб./кВт*ч (ЦПi)

3,07364

3,07364

Расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь

Объем технологического расходы (потерь) э/э в сетях ТСО, определенный на первый (2015 г.) год долгосрочного периода регулирования, кВт∙ч.

620 400

619 700

НВВ на оплату технологического расхода (потерь) э/э, тыс. руб.

1 906,89

1 904,73

На 2019 год

3 167,11

(с учетом коэффициента на сторону равному 0,8309;

3 811,62*0,8309=3 167,11)

В обоснование расходов по данной статье разногласий Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России были направлены копии актов-приема передачи электроэнергии, копии счетов-фактур, формы № 46-ЭЭ (передача) за 2016, 2017 и 2018 годы и прочие документы согласно описи.

ФАС России отмечает, что согласно п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 является долгосрочным параметром регулирования.

В соответствии с п. 12 Основ ценообразования № 1178 долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).

Также ФАС России отмечает, что согласно п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования.

В соответствии с п. 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В нарушение п. 81 Основ ценообразования № 1178 прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях на 2019 год рассчитана Органом регулирования с учетом фактической цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии за 2018 год (2,98412 руб./кВт∙ч) и прогнозного индекса потребительских цен на 2019 год, утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии со Сводным прогнозным балансом производства и поставки электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Ростовской области на 2019 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.11.2018 № 1649а/18-ДСП, величина потерь для АО «ШЗГ» на 2019 год составляет 1 240,1 тыс. кВт∙ч.

Кроме того, в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 Экспертное заключение органа регулирования на 2019 год не содержит расчет коэффициента на передачу электроэнергии сторонним потребителям в размере 0,8309.

На основании вышеизложенного, требования АО «ШЗГ» по данной статье разногласий подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет плановой цены (тарифа) покупки потерь на 2019 год в соответствие с п. 81 Основ ценообразования № 1178, затрат на покупку потерь электрической энергии на 2019 год, а также расчет коэффициента на передачу электроэнергии сторонним потребителям (с учетом исключения балансовых показателей по объектам электросетевого хозяйства, используемым только для собственного потребления АО «ШЗГ»), соответствующий анализ и расчет отразить в экспертном заключении в соответствии с п. 23 Правил регулирования № 1178.

2. Статья разногласий «Результаты деятельности регулируемой организации за 2017 год».

Организация заявляет требование о дополнительном учете следующих расходов:

2.1. «Недополученный доход» в сумме 1 310,99 тыс. руб.;

2.2. «Избыток средств» в сумме 584,74 тыс. руб.

Согласно п. 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

2.1. Подстатья разногласий «Недополученный доход».

Организация заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий, в сумме 1 310,99 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 0 руб.

Сумма разногласий составляет 1 310,99 тыс. руб., в том числе корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в сумме 117,32 тыс. руб., корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра в сумме 118,80 тыс. руб., корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в сумме 208,397 тыс. руб., расходы, связанные с необходимостью оплаты электрической энергии для целей компенсации небалансовых потерь ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» в сумме 866,47 тыс. руб. в соответствии с решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2018 года № А53-1235/18.

В обоснование расходов по данной статье Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России были направлены копии счетов-фактур, копии договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, копии актов об оказании услуг по передаче электрической энергии и прочие документы согласно приложенной к заявлению описи.

Расчет корректировки в соответствие с формулой 3 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (также далее – Методические указания № 98-э):

Показатель

Ед. измерения

Расчет

РСТ Ростовской области

АО «ШЗГ»

-

корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов

тыс. руб.

- 247,03

117,32

-

корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра

тыс. руб.

40,09

118,80

Поi - корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию

тыс. руб.

107,57

208,397

Сумма рассчитанных корректировок

тыс. руб.

-99,37

444,518

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, рассчитывается в соответствии с формулой 5 п. 11 Методических указаний № 98-э:

Показатель

АО «ШЗГ»

РСТ Ростовской области

ФАС России

Величина подконтрольных расходов установленных на 2016 год, тыс. руб.

5041,44

5041,44

5041,44

Индекс эффективности подконтрольных расходов

1

1

1

Фактический индекс потребительских цен в 2017 году

4

3,7

3,7

Коэффициент эластичности

0,75

0,75

0,75

Индекс изменения количества активов

0,344661927

0,256

0,34

Фактическое количество условных единиц в 2016 году

364,27

364,43

364,43

Фактическое количество условных единиц в 2017 году

489,82

489,82

489,82

Величина подконтрольных расходов установленных на 2017 год, тыс. руб.

6416,43

6416,43

6416,43

Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов

117,321

-247,03

94,87028

Органом регулирования величина корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов рассчитана неверно в связи с использованием формулы расчета индекса изменения количества активов не соответствующей формуле 6 п. 11 Методических указаний № 98-э.

Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра рассчитывается в соответствии с формулой 7 п. 11 Методических указаний № 98-э:

Показатель

АО «ШЗГ»

РСТ Ростовской области

ФАС России

величина фактических неподконтрольных расходов в 2017 году

6 800,61

6 721,90

6 800,61

величина плановых неподконтрольных расходов на 2017 год

6 681,81

6 681,81

6 681,81

корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра

118,80

40,09

118,80

В соответствии с представленной выпиской из акта плановой проверки АО «ШГЗ» за 2017 год величина неподконтрольных расходов определена РСТ Ростовской области в сумме 6 800,61 тыс. руб., что совпадает с отчетной величиной Заявителя. При этом Органом регулирования в пояснениях указано, что различие в величинах неподконтрольных расходов в экспертном заключении и акте проверки обусловлено исключением двойного снятия расходов.

Таким образом, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования отразить в экспертном заключении на 2019 год анализ фактических неподконтрольных расходов за 2017 год при расчете корректировки неподконтрольных расходов.

Корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию определяется в соответствии с формулой 8 п. 11 Методических указаний № 98-э:

Показатель

АО «ШЗГ»

РСТ Ростовской области

ФАС России

, фактический объем отпуска электрической энергии в сеть в 2017 году

 

68 618,56

68 618,555

-

 

плановый объем отпуска электрической энергии в сеть в 2017 году

75 283,30

67 985,429

-

фактическая цена покупки потерь электрической энергии в 2017 году

2,82277

2,48125

-

Цпi-2 прогнозная цена покупки потерь электрической энергии на 2017 год

2,4124

2,41263

-

 

уровень технологического расхода (потерь) электрической энергии

0,01725

0,01725

0,01725

ПОi - корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию

208,40

107,57

-

ФАС России отмечает, что в нарушение требований Основ ценообразования № 1178 Органом регулирования и Заявителем некорректно определен плановый и фактический отпуск в сеть электрической энергии, который включает не только отпуск электроэнергии в сеть для потребителей, а также на собственное потребление.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.

Органом регулирования плановая величина отпуска электроэнергии в сеть без учета отпуска в собственную сеть АО «ШЗГ» не отражена в экспертном заключении на 2017 год, фактическая величина – в экспертном заключении на 2019 год. Заявителем не представлены документы, подтверждающие данные величины отпуска электрической энергии и (или) позволяющие их рассчитать.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение РСТ Ростовской области на 2017 год не содержит расчет и величину плановой цены покупки потерь электрической энергии, учтенной при определении расходов на оплату потерь электроэнергии на 2017 год.

Фактическую цену покупки потерь электрической энергии за 2017 год Органу регулирования необходимо рассчитывать на основании представленных регулируемой организацией счет-фактур за 2017 год с учетом объемов потерь электрической энергии, учтенных в Сводном прогнозном балансе электрической энергии (мощности) ФАС России на 2017 год, а также с учетом исключения фактических объемов потерь, возникших в электросетевом оборудовании, участвующем в процессе передачи электрической энергии для собственного потребления.

Расходы, связанные с необходимостью оплаты электрической энергии для целей компенсации небалансовых потерь ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» в сумме 866,47 тыс. руб., включают в себя величину фактической задолженности АО «ШЗГ» на оплату небалансовых потерь в соответствии с п. 190 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в сумме 701,74 тыс. руб., пени в сумме 144,80 тыс. руб., госпошлина в сумме 19,93 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что учет затрат на оплату небалансовых потерь не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что Основами ценообразования № 1178, Методическими указаниями № 98-э не предусмотрено включение расходов на оплату штрафов, пени, неустоек в состав НВВ регулируемой организации.

Кроме того, Экспертное заключение органа регулирования на 2019 год не содержит расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э с отражением анализа фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам) в нарушение положений Методических указаний № 98-э, а также пункта 23 Правил регулирования № 1178.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету в необходимой валовой выручке на 2019 год по подстатье «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов» подлежат 341,90 тыс. руб. (94,87-(-247,03)).

Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении на 2019 год анализ фактических неподконтрольных расходов за 2017 год при расчете корректировки неподконтрольных расходов, расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э с отражением анализа фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), а также расчет корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию исходя из величины фактической цены покупки потерь электрической энергии в сетях за 2017 год, рассчитанной на основании объемов потерь электрической энергии, учтенных в Сводном прогнозном балансе электрической энергии (мощности) ФАС России на 2017 год, а также с учетом утвержденного уровня потерь электрической энергии и исключения объемов потерь, возникающих при передаче электрической энергии для собственного потребления АО «ШЗГ».

2.2. Подстатья разногласий «Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования».

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме (-584,74) тыс. руб.

Заявитель считает экономически обоснованной величину расходов по данной статье 0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 584,74 тыс. руб.

Сумма в размере 584,74 тыс. руб., исключенная из НВВ АО «ШЗГ» на 2019 год, состоит из суммы корректировок НВВ по итогам деятельности АО «ШЗГ» за 2017 год в размере (-99,37) тыс. руб. в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э и величины неиспользованных средств в размере (-485,41) тыс. руб. в соответствии с результатами проведенной плановой проверки Органа регулирования.

ФАС России проанализировала представленную выписку из акта проверки Органа регулирования и отмечает, что Органом регулирования в ходе проверки выявлен избыток средств в 2017 году в сумме 782,34 тыс. руб., а также недополученный доход в размере 296,93 тыс. руб. По итогам проверки неиспользованные средства в сумме 485,41 тыс. руб. (с учетом коэффициента на сторону – 0,8296) подлежат исключению из НВВ Заявителя.

Таким образом, сумма (-485,41) тыс. руб. исключена правомерно в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178, при этом в нарушение
п. 23 Правил регулирования № 1178 Органом регулирования не отражен расчет и анализ данной суммы в экспертном заключении.

Сумма (-99,37) тыс. руб. рассмотрена ФАС России в пункте 2.1 настоящего решения.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье разногласий «Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Органу регулирования необходимо отразить расчет и анализ исключенной величины (-485,41) тыс. руб. в экспертном заключении на 2019 год в соответствии с п. 23 Правил регулирования № 1178.

3. Статья разногласий «Амортизация».

АО «ШЗГ» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по статье затрат «Амортизация» в размере 3 439,90 тыс. руб.

Органом регулирования в необходимой валовой выручке на 2019 год данные расходы учтены в размере 0 тыс. руб.

Разногласия по данной статье составляют 3 439,90 тыс. руб.

Согласно отзыву Органа регулирования в 2011 году электросетевой комплекс АО «ШЗГ» имел 100 % износ и в этом же году АО «ШЗГ» была проведена переоценка имущества. В связи с отсутствием утвержденной для АО «ШЗГ» на 2015-2019 гг. инвестиционной программы расходы на амортизацию на 2019 год исключены Органом регулирования из НВВ Заявителя в полном объеме.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес Органа регулирования были направлены копии амортизационных ведомостей по регулируемому виду деятельности за 2017-2019 гг., копии инвентарных карточек учета объектов основных средств и т.д.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в нарушение действующего законодательства, Органом регулирования в отсутствие утверждённой для АО «ШЗГ» на 2015-2019 гг. инвестиционной программы расходы по статье затрат «Амортизация» были включены в состав НВВ Заявителя на 2015-2018 гг. (на 2015 г. – 3 454,04 тыс. руб., на 2016 г. – 3 469,38 тыс. руб., на 2017 г. – 3 573,82 тыс. руб., на 2018 г. – 3 176,7 тыс. руб.).

В этой связи, по статье «Амортизация» за 2015-2018 гг. исключению подлежат средства в размере 13 673,94 тыс. руб. из НВВ Заявителя.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье разногласий «Амортизация» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Арендная плата».

Организация заявляет требование о признании в НВВ на 2019 год экономически обоснованными затрат по статье разногласий «Арендная плата» в размере 935,99 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 669,54 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 266,45 тыс. руб.

Согласно пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 "О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основами ценообразования № 1178.

При этом пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

АО «ШЗГ» заявляет требование о дополнительном учете затрат по следующим договорам аренды:

- договор субаренды, заключенный с ООО «Регион-161» № 209-06-12/178 от 08.04.2017;

- договор аренды, заключенный с ООО «Фаворит» № 09/18Ф от 16.04.2018.

Заявленная АО «ШЗГ» сумма к учету в НВВ на 2019 год по договору с ООО «Регион-161» составляет 72,00 тыс. руб., заявленная сумма по договору с ООО «Фаворит» - 120,00 тыс. руб., с учетом коэффициента «на сторону» (0,8309) заявленная к учету сумма по данным договорам составила 935,99 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что согласно п. 5.1 договора субаренды от 08.04.2017 № 209-06-12/178 настоящий договор вступает в силу с момента подписания (08.04.2017) акта приема-передачи помещения и действует по 28.02.2018. 28 февраля 2018 года сторонами: ООО «Регион-161» (Арендатор) и АО «ШЗГ» (Субарендатор) было подписано соглашение о расторжении договора субаренды нежилого помещения от 08.04.2017 № 209-06-12/178.

Пунктом 4.1 договора аренды, заключенным с ООО «Фаворит» № 09/18Ф от 16.04.2018 определен срок действия договора – с 01.05.2018 по 31.03.2019.

Дополнительно ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не были направлены документы, подтверждающие начисление амортизации, а также уплату других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, собственником арендуемого имущества в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает требование Заявителя по статье затрат «Арендная плата» экономически необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Шахтинский завод Гидропривод» и Региональной службой по тарифам Ростовской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункты 27, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «Шахтинский завод Гидропривод», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Региональной службой по тарифам Ростовской области (рег. от 07.02.2019 № 21231/19).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке 2019 года расходы по статье расходов «Результаты деятельности регулируемой организации за 2017 год» подстатья «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов» в размере 94,87 тыс. руб., дополнительному учету подлежат средства в размере 341,90 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики произвести анализ и расчет расходов (показателей) и отразить в Экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, указав на основании каких документов и материалов принималось решение, по следующим статьям:

- «Расходы на покупную электроэнергию в целях компенсации нормативных потерь» в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 и на основании настоящего решения;

- «Результаты деятельности регулируемой организации за 2017 год» (в
т. ч. анализ фактических неподконтрольных расходов за 2017 год при расчете корректировки неподконтрольных расходов, расчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э с отражением анализа фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2017 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), расчет корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, расчет и анализ избытка средств, полученного в предыдущем периоде регулирования) в соответствии с настоящим решением.

5. Исключить неправомерно учтенные расходы по статье «Амортизация основных средств» в общей сумме 13 673,94 тыс. руб. за 2015-2018 годы.

6. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2019 пересмотреть цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для АО «ШЗГ» на 2019 год на основании пунктов 3, 4 и 5 настоящего решения.

Расходы, указанные в пункте 5 настоящего решения, исключить при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для АО «ШЗГ» в течение не более чем 5 лет.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ШЗГ» на 2019 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для АО «ШЗГ» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать АО «ШЗГ» в удовлетворении остальной части требований.

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265
Ростовское УФАС России
ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172
АО "Шахтинский завод Гидропривод"
ИНН 6155010796, ОГРН 1026102769417