Предписание №СП/47774/20 Предписание по рез-м проверки РЭК Липецкой области в отношен... от 5 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, Акт проверки ФАС России от 02.12.2019 № 176), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый город»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 На основании приказа ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19 «О проведении плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области» проведена плановая выездная проверка Управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, орган регулирования) в отношении установленных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый город».

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

На конкурсный отбор по зоне деятельности регионального оператора территории Грязинская Липецкой области (Грязинский район, Добринский район, Усманский район) подана заявка от ООО «Чистый город». Заявка признана конкурсной комиссией соответствующей требованиям, и ООО «Чистый город» присвоен статус регионального оператора (соглашение подписано 30 апреля 2018).

По результатам конкурсных процедур на территории зоны Грязинская Липецкой области статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «Чистый город» (протокол от 19.04.2018 № 3).

30 апреля 2018 года между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и ООО «Чистый город» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории зоны Грязинская Липецкой области, статус регионального оператора присвоен с 30 апреля 2018 года на срок 10 лет.

Предельный тариф на единую услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый город» на территории   Липецкой области на 2019 год утвержден постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 19.12.2018 № 54/8 и составляет по зоне деятельности регионального оператора на 2019 год 424,91 руб./м3 (без учета НДС), 509,89 руб./м3 (с учетом НДС).

Расчет предельного тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществлен с учетом сведений территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными  отходами, утвержденной приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 28.02.2018 № 01-03/52.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) установлена Управлением для ООО «Чистый город» на 2019 год в размере 278 347,49 тыс. руб.

ФАС России проанализированы представленные органом регулирования материалы тарифного дела, экспертное заключение Управления по расчету предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Липецкой области на 2019 год для ООО «Чистый город» (далее – экспертное заключение на 2019 год), и в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

Расходы на транспортирование ТКО

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора на 2019 год расходы по данной статье в сумме 222 372,0 тыс. руб.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует, в том числе, экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В соответствии с пунктом 18 Правил № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Регулируемая организация по Грязинскому и Добринскому району транспортирование ТКО осуществляет самостоятельно.

Транспортные расходы рассчитаны исходя из плановой стоимости 1 машино/часа и количества машино/часов. Расчет затрат складывается из расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, амортизации мусоровозов, ГСМ, ремонта и технического обслуживания транспортных средств, транспортного налога, страхования (ОСАГО), цеховых расходов, общеэксплуатационных расходов.

В части расходов на амортизацию ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования в нарушение пункта 18 Правил № 484 не содержит анализ учтенных амортизационных отчислений, в том числе с учетом первоначальной стоимости мусоровозов МК3-4704-02 на базе шасси КАМАЗ и КО-427-01 на базе шасси КАМАЗ и максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Относительно расходов на оплату труда ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования учтенная заработная плата не отражена, в том числе не отражен анализ средней начисленной заработной платы на предмет непревышения опубликованных на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области данных по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате по виду экономической деятельности.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования.

 

Расходы на заключение и обслуживание договоров

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора на 2019 год расходы по данной статье в сумме 21 426,59 тыс. руб.

В приложении 8 к экспертному заключению органа регулирования представлена калькуляция учтенных затрат.

Состав учтенных расходов: затраты на абонентскую плату, на повременную оплату телефонных соединений, на сеть Интернет, на приобретение основных средств, на приобретение серверов, сетевых хранилищ и сетевого оборудования, на техническое обслуживание и регламентно-профилактических работ вычислительной техники, затраты на сотовую связь, на приобретение расходных материалов, на оплату почтовой связи, на оплату вневедомственной охраны, затраты на приобретение программ и лицензий доступа, затраты на подключение и сопровождение программного обеспечения, оплата консультационных услуг внештатных сотрудников, Консультант+, затраты на оплату типографских работ и услуг, включая приобретение периодических печатных изданий, спецлитературы, а также на объявления и распространение информации, затраты по агентскому договору с ООО «Водоканал» по Грязинскому району, транспортные услуги, коммунальные услуги, расходы на обучение персонала, арендная плата, текущий ремонт, затраты на приобретение мебели, на приобретение канцелярских принадлежностей, оплата труда цехового персонала с отчислениями.

В части расходов по агентскому договору ФАС России отмечает следующее.

Органом регулирования учтены расходы в сумме 1 510,0 тыс. руб. по агентскому договору от 10.09.2018 № 10/09-1 с ООО «Водоканал».

Оказываемые ООО «Водоканал» услуги по договору:

  • начисление гражданам платежей;

  • доставка платежных документов потребителям;

  • размещение в платежном документе информации о начисленных услугах;

  • учет поступивших платежей по каждому лицевому счету;

  • заключение договоров на обращение с ТКО;

  • претензионно-исковая работа с потребителями.

Сумма платежей по договору в месяц составляет 121 088 руб. с НДС, 102 616,95 руб. без НДС.

Управлением определены расходы следующим образом: 121 088*12*1,04=1 510,08 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 орган регулирования при определении расчетных значений в качестве источника цен использует, в том числе, цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Указанный договор заключен в отсутствие конкурсных процедур на основании закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), что свидетельствует о невозможности применения подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 и отнесения сведений, содержащихся в договоре, к экономически обоснованным.

Вместе с тем органом регулирования были проанализированы цены на аналогичные услуги, предлагаемые ООО «Городское ремонтно-строительное управление по обслуживанию жилфонда», ООО «Грязинское управление МКД», по результатам анализа которых выявлено, что предлагаемая ООО «Водоканал» сумма является минимальной (1 453 056 руб. с НДС на 2019 год).

Учитывая, что ООО «Чистый город» находится на общей системе налогообложения, а также недопустимость индексации суммы, прямо обозначенной в действующем договоре на оказание услуги на расчетный период, исключению из состава НВВ организации подлежат расходы в сумме 279,4 тыс. руб.

Вместе с тем органом регулирования не проведен анализ на предмет целесообразности передачи данных функций ООО «Водоканал», отсутствует обоснование невозможности исполнения указанных функций собственными силами регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы в сумме 1 231,4 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования.

 

Налог на прибыль

Управлением учтен в составе НВВ регионального оператора на 2019 год по данной статье налог на прибыль в сумме 3 047,48 тыс. руб.

В качестве базы расчета налога на прибыль органом регулирования принята расчетная предпринимательская прибыль.

ФАС России отмечает, что компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении (корректировке) тарифов.

Таким образом, расходы в сумме 3 047,48 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ООО «Чистый город» нарушившим положения пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Чистый город» расходы в общей сумме 3 326,88 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

    • «Расходы на заключение и обслуживание договоров» в сумме 279,4 тыс. руб. на 2019 год;

    • «Налог на прибыль» в сумме 3 047,48 тыс. руб. на 2019 год.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в необходимую валовую выручку ООО «Чистый город», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Чистый город» по статьям затрат:

  • «Амортизация основных средств и расходы на оплату труда (в составе расходов на транспортирование ТКО)» на 2019 год;

  • «Расходы на заключение и обслуживание договоров» на 2019 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Чистый город» на 2019 год, а также размер расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с положениями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.

          4. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2020 принять и ввести в действие решение об установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ООО «Чистый город» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решения органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертного заключения по делу об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистый город», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Липецкое УФАС России
ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432
Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705