Предписание №СП/98001/22 Предписание в отношении Агентства по тарифам и ценам Арханге... от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 31.03.2021 № 277/21 (в ред. от 07.05.2021 № 446/21), Акт проверки ФАС России от 06.07.2021 № 68/201), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО «Оборонэнерго» на 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в отношении АО «Оборонэнерго» были установлены долгосрочные параметры регулирования, необходимая валовая выручка, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочные периоды регулирования 2015-2019 гг., 2020-2024 гг.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (также далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (также далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (также далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (также далее – Методические указания № 20-э/2) и Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 18.03.2015 № 421-э (также далее – Методические указания № 421-э).

Установленные Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее также – Орган регулирования, Агентство) базовый уровень подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» на 2015 год и 2020 год, необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» без учета оплаты потерь на 2015, 2019-2021 гг., примененный метод регулирования, реквизиты решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» приведены в таблице:

Показатели

Годы

2015

2019

2020

2021

НВВ (тыс. руб.)

347 391,7

440 110,1

449 523,4

537 434,4

Базовый уровень подконтрольных расходов
(тыс. руб.)

228 315,7

×

308 477,7

×

Метод установления тарифов

Долгосрочная индексация НВВ
(период 2015-2019 годы)

Долгосрочная индексация НВВ
(период 2020-2024 годы)

Реквизиты НПА

об установлении тарифов

Постановление
от 09.12.2014 № 65-э/1

Постановление
от 14.12.2018 № 75-э/2

Постановление
от 26.12.2019 № 87-э/1

Постановление
от 22.12.2020 № 71-э/1

Экспертное заключение
об установлении тарифов
(наличие, дата)

Акт о списании к уничтожению документов,
не подлежащих хранению
от 14.01.2020 № 27

от 14.12.2018

от 26.12.2019

от 22.12.2020

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по расчету корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «Оборонэнерго», на 2019 год (далее - Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение по расчету долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «Оборонэнерго», на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы (далее - Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по расчету корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «Оборонэнерго», на 2021 год (далее - Экспертное заключение на 2021 год), а также замечания Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по акту проверки от 06.07.2021 № 68/21 (исх. от 24.08.2021 № 313/2088, вх. от 25.08.2021 № 143119-М/21) (далее также – Возражения).

В соответствии с актом Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 14.01.2020 № 27 «О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению» документы по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО «Оборонэнерго», на 2012-2015 гг. уничтожены.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

  1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) – (далее также - ОПР) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных Основами ценообразования № 1178, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в пункте 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год

ФАС России отмечает, что вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования (далее - ДПР) и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

Пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.

В этой связи и с учетом того, что в соответствии с Экспертным заключением на 2020 год фактические экономически обоснованные размеры уровней подконтрольных расходов за 2017-2018 ниже чем плановые уровни подконтрольных расходов, установленные Органом регулирования на соответствующие периоды, в 2018 году на 12,2%, в 2017 – 14,2%, Органу регулирования надлежит провести анализ обоснованности операционных (подконтрольных) расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем ДПР в сравнении с плановыми расходами, утвержденными на соответствующие периоды, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

1.2. Подконтрольные расходы, определенные с помощью метода экономически обоснованных расходов (затрат)

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» (далее также – Общество, регулируемая организация), рассчитанный методом экономически обоснованных расходов, определен Агентством в размере 343 311,3 тыс. руб., в том числе по статьям расходов:

1.2.1. Работы и услуги производственного характера

Расходы на 2020 год по статье «Работы и услуги производственного характера» определены Органом регулирования в размере 8 161,26 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 8 161,26 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год согласно представленному Обществом многолетнему плану-графику технического освидетельствования, зданий и сооружений сетей филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» в период 2020-2024 гг. расходы на данный период составляют 3 275,71 тыс. руб. Органом регулирования учтены данные затраты в составе подконтрольных расходов с распределением на пять лет равными суммами: 3 275,71 тыс. руб./5 лет = 655,14 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год согласно представленным Обществом планам кадастровых работ на период 2020-2024 гг. расходы на Архангельскую область на данный период составляют 31 875,78 тыс. руб. Органом регулирования данные затраты учтены в составе подконтрольных расходов с распределением на пять лет равными суммами: 31 875,78 тыс. руб./5 лет = 6 375,16 тыс. руб.

Расчет плановых затрат по заправке картриджей на 2020 год представлен Органом регулирования в приложении № 4 к Экспертному заключению на 2020 год (199,7 тыс. руб.).

Расчет плановых затрат на перезарядку, техническое освидетельствование и ремонт огнетушителей на 2020 год представлен Органом регулирования в приложении № 5 к Экспертному заключению на 2020 год (134,5 тыс. руб.).

Расчет плановых затрат на проведение поверки лабораторных средств измерений и испытательных установок на 2020 год представлен Органом регулирования в приложении № 6 к Экспертному заключению на 2020 год (325,94 тыс. руб.).

Расчет плановых затрат на метрологическую поверку трансформаторов ток и трансформаторов напряжения на 2020-2024 гг. представлен Органом регулирования в приложении № 7 к Экспертному заключению на 2020 год (554,97 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат на период 2015-2019 гг. в значительной мере ниже плановых расходов, утвержденных Органом регулирования на 2020 год. Так, фактические расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» за 2015 год составили 1 765,91 тыс. руб., за 2016 год – 4 939,94 тыс. руб., за 2017 год – 1 852,66 тыс. руб., за 2018 год – 1 300,82 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с данными, отраженными в стандартах раскрытия информации филиала «Северный» АО «Оборонэнерго», а также информацией, представленной Органом регулирования, фактические расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» за 2020 год составили 2 200,27 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, исходя из фактических расходов за период 2015-2018 гг., с приведением данных расходов к уровню цен 2020 года с учетом ИПЦ, утвержденных Минэкономразвития России на 2016-2020 гг., расходы по данной статье затрат составят: 2015 год – 2 172,2 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2016-2019 гг., план. 2020 г.), 2016 год - 5673,5 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2017-2019 гг., план. 2020 г.), 2017 год – 2051,9 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2018-2019 гг., план. 2020 г.), 2018 год - 1402,8 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2019 г., план. 2020 г.). Общая сумма - 11 300,4 тыс. руб.

Общая сумма к исключению: 8 161,26 - 2 825,1(11 300,4/4) = 5336,16 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела обоснования увеличения плановых расходов над фактическими, расходы по статье затрат «Работы и услуги производственного характера» подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» 2020 года в размере 5 336,16 тыс. руб.

1.2.2. Затраты на оплату труда

Расходы на оплату труда АО «Оборонэнерго» приняты Агентством на 2020 год в размере 226 054,07 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 293 142,9 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год плановая численность работников на 2020 год определена на основании предложения Общества (282,95 чел.) с учетом непревышения нормативной потребности.

В части производственно-промышленного персонала среднемесячная тарифная ставка рабочего 1 разряда на 2020 год (9 308,74 тыс. руб.) определена Органом регулирования как аналогичный фактический экономически обоснованный показатель за 2018 год, увеличенный на индексы потребительских цен 2019/2018 и 2020/2019, а также приведенный по количеству условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства (20 606,71 У.Е. – в 2018 году, 19 931,29 У.Е. – в 2020 году).

Значения стимулирующих надбавок и выплат (в том числе по районному коэффициенту и северным надбавкам) по предложению Организации приняты в соответствии с их фактическими значениями за 2018 год.

В части непромышленного персонала среднемесячная оплата труда на 1 работника на 2020 год (97 147,43 тыс. руб.) принята Органом регулирования как аналогичный фактический экономически обоснованный показатель за 2018 год, увеличенный на индексы потребительских цен 2019/2018 и 2020/2019, а также приведенный по количеству условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства (20 606,71 У.Е. – в 2018 году, 19 931,29 – в 2020 году).

ФАС России отмечает, что индексация среднемесячной тарифной ставки производственно-промышленного, непромышленного персонала на процент изменения количества условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства не предусмотрена действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в соответствии с формами федерального статистического наблюдения П-4 «Сведения о численности и заработной плате» за январь-декабрь 2018 года, расчетом расходов на оплату труда филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» в соответствии с формой П1.16, отраженным в Экспертном заключении на 2020 год, фактическая численность персонала на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» за 2018 год определена Органом регулирования в размере 238 чел.

Таким образом, Органом регулирования при расчете расходов на оплату труда на 2020 год принята численность, отличная от фактической численности сотрудников Общества, что без представления обоснований является нарушением положений пункта 26 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования дополнительно была учтена численность ППП – 37,3 чел., НПП - 7,61 чел. Согласно форме 1.16 Приложения 1 Методических указаний №20-э/2, отраженной в Экспертном заключении на 2020 год, среднемесячная оплата труда на 1 работника составила: ППП – 59 972,11 руб., НПП – 97 147,43 руб.

ФАС России также отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат за 2017 год составляют 167 000,3 тыс. руб., за 2018 год – 182 314,6 тыс. руб. Количество У.Е. обслуживаемого электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго» за 2017 год составляет 18 802,57 У.Е., за 2018 год – 20 606,71 У.Е., на 2019 год – 20 573,98 тыс. руб., на 2020 год – 19 931,29 У.Е.

Таким образом, Управлением в отсутствие достаточного экономического обоснования были дополнительно включены расходы в размере 35 715 тыс. руб. ((37,3 чел.*59 972,11 руб.*12 мес.) + (7,61 чел.*97 147,43 руб.*12 мес.).

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год среднемесячный тарифный коэффициент принят Органом регулирования в размере 2,74, при этом в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не отражен расчет среднемесячного тарифного коэффициента в соответствии с рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики.

Также ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, возражениях Органа регулирования отсутствует анализ изменения количества условных единиц на 2020 год (675,42 У.Е.) по сравнению с фактическими значениями 2018 года в части расчета численности, учтенной при определении расходов на оплату труда, а также анализ размера стимулирующих надбавок и выплат со ссылками на коллективный договор Организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом мотивировочной части настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что поскольку статья затрат «Страховые взносы от ФОТ» в составе неподконтрольных расходов 2020-2024 гг. является расчетной и учтена в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда на 2020 год АО «Оборонэнерго», соответственно, расходы по статье затрат «Страховые взносы от ФОТ» также подлежат дополнительному экономическую анализу.

1.2.3. Ремонт основных фондов.

Расходы на ремонт основных средств АО «Оборонэнерго» приняты Агентством на 2020 год в размере 55 199,4 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 55 199,4 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год Органом регулирования на основании имеющихся данных о составе и характеристиках электросетевого оборудования рассчитана нормативная потребность в проведении ремонтов на 2020 год. Расчет произведен на основании Нормативов расходов на проведение ремонтных работ в электрических сетях с напряжением 0,35-500 Кв. № СО 34.10.397-2005, разработанных ОАО «Инженерный центр ЕЭС».

Плановые затраты на проведение ремонтов на 2020 год по расчетам Органа регулирования составляют 96 276,86 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год согласно графику ремонтов на 2020-2024 гг., представленному АО «Оборонэнерго», расходы на ремонт объектов электросетевого хозяйства составляют 222 810 тыс. руб.

Таким образом, Органом регулирования расходы на ремонт электросетевого хозяйства на 2020 год учтены в размере 44 562 тыс. руб. (на уровне среднегодового значения по графику ремонтов на 2020-2024 гг.), а стоимость материалов на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства на основании представленного Обществом расчета в размере 8 633,7 тыс. руб.

Также Органом регулирования в составе данной статьи затрат были учтены расходы на ремонт автотранспорта и специальной техники на уровне расходов по заключенным Обществом договорам в размере 2 341,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что график ремонтов объектов электросетевого хозяйства филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» не содержит нормативов объема ремонтных работ, сроков и периодичности проведения ремонта.

ФАС России отмечает, что расходы на ремонт электросетевого хозяйства, а также стоимость материалов на техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства на 2020 год учтены Органом регулирования на основании расчетов, представленных Обществом, без проведения анализа мероприятий по капитальному, среднему и текущему ремонту, актов осмотра, дефектных ведомостей электросетевого оборудования, регламентных сроков и периодичности проведения ремонтов в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003).

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат на период 2015-2018 гг. в значительной мере ниже плановых расходов, утвержденных Органом регулирования на 2020 год. Так, фактические расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» за 2015 год составили 3 662,12 тыс. руб., за 2016 год – 8 500,56 тыс. руб., за 2017 год - 10 722 тыс. руб., за 2018 год – 5 497,2 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с данными, отраженными в стандартах раскрытия информации филиала «Северный» АО «Оборонэнерго», а также информацией, представленной Органом регулирования, фактические расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» за 2020 год составили 14 803,08 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, исходя из фактических расходов за период 2015-2018 гг., с приведением данных расходов к уровню цен 2020 года с учетом ИПЦ, утвержденных Минэкономразвития России на 2016-2020 гг., расходы по данной статье затрат составят: 2015 год – 4 504,5 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2016-2019 гг., план. 2020 г.), 2016 год - 9 762,9 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2017-2019 гг., план. 2020 г.), 2017 год - 11 874,9 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2018-2019 гг., план. 2020 г.), 2018 год - 5 928,2 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2019 г., план. 2020 г.). Общая сумма - 32 070,5 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма приведенных фактических расходов за 2015-2018 гг. по данной статье затрат составляет: 32 070,5/4= 8 017,62 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела достаточного экономического обоснования увеличения плановых расходов над фактическими, расходы по статье затрат «Ремонт основных фондов» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом мотивировочной части настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.2.4. Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги.

Расходы по статье затрат «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» приняты Агентством на 2020 год в размере 8 809,9 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 8 809,9 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы на юридические и информационные услуги на 2020 год приняты Органом регулирования на основании заключенных договоров и планируемых расходов АО «Оборонэнерго».

ФАС России отмечает, что в составе данной статьи затрат учтены расходы в размере 4 495,2 тыс. руб. в соответствии с договором от 10.05.2017 № 17-2017 (далее – договор № 17-2017), заключенным между АО «Оборонэнерго» и ООО «СИГМА». Общая цена договора составляет 189 661,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год, Возражениях органа регулирования отсутствуют расчеты и анализ сумм расходов по договору № 17-2017, относящихся к деятельности филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» в части передачи электрической энергии. В части других договоров данный анализ также не проведен.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат на период 2015-2019 гг. в значительной мере ниже плановых расходов, утвержденных Органом регулирования на 2020 год. Так, фактические расходы по статье затрат «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» за 2015 год составили 76,71 тыс. руб., за 2016 год – 937,69 тыс. руб., за 2017 год – 4,77 тыс. руб., за 2018 год – 4 754,75 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с данными, отраженными в стандартах раскрытия информации филиала «Северный» АО «Оборонэнерго», а также информацией, представленной Органом регулирования, фактические расходы по статье затрат «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» за 2020 год составили 4 125,53 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, исходя из фактических расходов за период 2015-2018 гг., с приведением данных расходов к уровню цен 2020 года с учетом ИПЦ, утвержденных Минэкономразвития России на 2016-2020 гг., расходы по данной статье затрат составят: 2015 год – 94,3 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2016-2019 гг., план. 2020 г.), 2016 год - 1 076,9 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2017-2019 гг., план. 2020 г.), 2017 год – 5,3 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2018-2019 гг., план. 2020 г.), 2018 год - 5 127,5 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2019 г., план. 2020 г.). Общая сумма - 6 304 тыс. руб.

Общая сумма к исключению: 8 809,9 - 1 576 (6 304/4) = 7 233,9 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела обоснования увеличения плановых расходов над фактическими, расходы по статье затрат «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» в размере 7 233,9 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» 2020 года, в остальной части подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.2.5. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

Расходы по статье затрат «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» приняты Агентством на 2020 год в размере 10 745,2 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 11 138,6 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год плановые расходы в части спецодежды, смывающих и обезвреживающих средств, специальной оценки условий труда приняты Органом регулирования согласно расчетам, представленным в приложениях № 13-15 к Экспертному заключению на 2020 год.

В части расходов на медицинские осмотры и предатестационную подготовку работников Органом регулирования приняты плановые расходы на уровне фактических экономически обоснованных расходов за 2018 год, увеличенных на ИПЦ 2019/2018 и 2020/2019).

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат на период 2015-2019 гг. в значительной мере ниже плановых расходов, утвержденных Органом регулирования на 2020 год. Так, фактические расходы по статье затрат «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» за 2015 год составили 2 352,25 тыс. руб., за 2016 год – 3 136,66 тыс. руб., за 2017 год – 3 184,43 тыс. руб., за 2018 год – 3 921,2 тыс. руб.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с данными, отраженными в стандартах раскрытия информации филиала «Северный» АО «Оборонэнерго», а также информацией, представленной Органом регулирования, фактические расходы по статье затрат «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» за 2020 год составили 4 882,24 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, исходя из фактических расходов за период 2015-2018 гг., с приведением данных расходов к уровню цен 2020 года с учетом ИПЦ, утвержденных Минэкономразвития России на 2016-2020 гг., расходы по данной статье затрат составят: 2015 год – 2 893,3 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2016-2019 гг., план. 2020 г.), 2016 год - 3 602,4 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2017-2019 гг., план. 2020 г.), 2017 год – 3 526,8 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2018-2019 гг., план. 2020 г.), 2018 год - 4 228,6 тыс. руб. (факт. ИПЦ 2019 г., план. 2020 г.). Общая сумма - 14 251,1 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма приведенных фактических расходов за 2015-2018 гг. по данной статье затрат составляет: 14 251,1/4= 3 562,85 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела достаточного экономического обоснования увеличения плановых расходов над фактическими, расходы по статье затрат «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом мотивировочной части настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.2.6. Расходы на содержание центрального аппарата управления обществом.

Расходы по статье затрат «Расходы на подготовку кадров» приняты Агентством на 2020 год в размере 16 486,7 тыс. руб. при заявленной регулируемой организацией величине 20 930,5 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год в составе заявления об установлении цен (тарифов) на 2020 год документы с целью экономического обоснования и какая-либо расшифровка соответствующих расходов Обществом не представлены.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования по данной статье учтены расходы в размере 16 486,7 тыс. руб. на уровне фактических расходов за 2018 год, увеличенном на индексы потребительских цен 2019/2018 и 2020/2019.

ФАС России отмечает, в Экспертном заключении на 2020 год, материалах тарифного дела отсутствует сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и сотрудниками аппарата управления АО «Оборонэнерго», документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и регулируемой организации в целом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание АУП), документальное обоснование по распределению расходов по аппарату управления между филиалами АО «Оборонэнерго».

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Неподконтрольные расходы на 2019-2021 годы

2.1. Оплата налогов

Расходы по данной статье приняты Органом регулирования на 2019 год в сумме размере 111 763,3 тыс. руб. при заявке организации 116 380,89 тыс. руб., на 2020 год - 84 287,5 тыс. руб. при заявке организации в размере 117 160,6 тыс. руб., на 2021 год – 117 101,9 тыс. руб. при заявке организации 127 423,1 тыс. руб.

В составе расходов на оплату налогов АО «Оборонэнерго» 2019-2021 гг. Агентством учтены расходы на страховые взносы от фонда оплаты труда, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, госпошлина, водный налог, транспортный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Экспертным заключениям на 2019-2021 гг. расходы на страховые взносы от фонда оплаты труда определены Органом регулирования на основании фактических процентов отчислений за 2017-2019 гг.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2019-2021 гг. расходы по статьям затрат «Налог на имущество», «Налог на землю», «Транспортный налог», «Прочие налоги и сборы», «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» определены Органом регулирования на основании расчетов, представленных Организацией.

Экспертные заключения на 2019-2021 гг., представленные Органом регулирования Возражения содержат общее описание проанализированных материалов и документов, без отражения необходимого анализа и расчетов.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо отразить анализ документов Общества, представленных Обществом в обоснование заявленных расходов, а также представить расчет принятых величин расходов по следующим статьям затрат: «Страховые взносы от фонда оплаты труда», «Налог на имущество», «Налог на землю», «Транспортный налог», «Прочие налоги и сборы», «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

На основании вышеизложенного, Агентству необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных Обществом, по статье затрат «Оплата налогов» с целью обоснования принятых величин расходов на 2019-2021 гг. в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

2.1.1. Налог на прибыль на 2019-2021 гг.

Расходы по данной статье приняты Органом регулирования на 2019 год в сумме размере 51 506,6 тыс. руб. при заявке организации 51 506,6 тыс. руб., на 2020 год – 21 045,9 тыс. руб. при заявке организации в размере 21 045,9 тыс. руб., на 2021 год – 45 317,5 тыс. руб. при заявке организации 45 317,5 тыс. руб.

Согласно Экспертным заключениям на 2019-2021 гг. расходы по налогу на прибыль определены Органом регулирования как фактические значения за 2017-2019 гг. по данным раздельного учета Организации.

Согласно Возражениям Органа регулирования расходы по налогу на прибыль на 2019-2021 гг. определены по данным бухгалтерского учета за 2017-2019 гг., а также данным раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности «Оказание услуг по передаче электрической энергии» и «Оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям» (как сумма по двум видам деятельности), представленным в материалах тарифного дела.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 утвержден порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по доходам и расходам, в том числе по основным показателям отчета о прибылях и убытках.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

В соответствии с Показателями раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1.3) (далее — Показатели раздельного учета), величина налога на прибыль Общества по виду деятельности «Передача по распределительным сетям»: за 2017 год составляет (-42 738) тыс. руб., за 2018 год – (-21 046) тыс. руб., за 2019 год – (-15 605 тыс. руб.), по виду деятельности «Технологическое присоединение»: за 2017 год составляет (-8 769) тыс. руб., за 2018 год – 0 тыс. руб., за 2019 год – (-29 713) тыс. руб.

Вместе с тем, согласно Показателям раздельного учета величина прибыли до налогообложения по филиалу «Северный» АО «Оборонэнерго» по виду деятельности «Передача по распределительным сетям»: за 2017 год составляет (-50 431) тыс. руб., за 2018 год – (-18 160) тыс. руб., за 2019 год – (- 97 761) тыс. руб., по виду деятельности «Технологическое присоединение»: за 2017 год составляет 662 тыс. руб., за 2018 год – 11 105 тыс. руб., за 2019 год – 2 415 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при сформированной отрицательной величине прибыли до налогообложения по факту соответствующего истекшего периода (по видам деятельности «Передача электрической энергии» и «Технологическое присоединение»), в НВВ регулируемых организаций на плановый период величина налога на прибыль должна учитываться в нулевом размере.

В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Таким образом, налоговая база филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» для расчета налога на прибыль за 2017-2019 гг. на территории Архангельской области по виду деятельности «передача электрической энергии» равна нулю, соответственно, налог на прибыль также равен нулю.

Также ФАС России отмечает, что в части деятельности по технологическому присоединению филиала «Северный» АО «Оборонэнерго» Органом регулирования учтены расходы по налогу на прибыль на 2019 год в размере 8 769 тыс. руб., на 2021 год - 29 713 тыс. руб., при этом величина прибыли до налогообложения согласно Показателям раздельного учета в части деятельности по технологическому присоединению составила за 2017 год - 662 тыс. руб., за 2019 год – 2 415 тыс. руб., таким образом, налог на прибыль в части деятельности по технологическому присоединению подлежит дополнительному экономическому анализу.

Таким образом, Агентством при определении плановой величины налога на прибыль на 2019-2021 годы допущено нарушение положений пункта 20 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Налог на прибыль» в части, учтенной на деятельность по передаче электрической энергии филиала «Северный» АО «Оборонэнерго», на 2019 год в размере 42 738 тыс. руб., на 2020 год - 21 045,9 тыс. руб., на 2021 год - 15 605 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Организации (с учетом проведенных корректировок необходимой валовой выручки на 2021-2023 гг. в части данных расходов), в остальной части расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Кроме того, ФАС России отмечает, что при расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений необходимо также руководствоваться величинами, отраженными в форме 1.3.

3. Корректировки НВВ

ФАС России отмечает, что на 2019, 2020 и 2021 годы в отношении Общества установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методические указания № 98-э.

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год Агентством произведены следующие корректировки:

3.1. Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2017 год (+ 20 050,7 тыс. руб.);

3.2. Корректировка НВВ с учетом достигнутого уровня надежности и качества в 2017 году (+ 5 220 тыс. руб.);

3.3. Корректировка с учетом изменения полезного отпуска цен на электрическую энергию за 2017 год (- 4 838,2 тыс. руб.);

3.4. Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2017 год (+ 11 720,1 тыс. руб.);

3.5. Корректировка по исполнению инвестиционной программы на 2019 за 2017 год (- 41 380,4 тыс. руб.);

3.6. Корректировка по недополученному доходу/полученному избытку средств в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 (- 24 084,2 тыс. руб.).

Общая сумма корректировки на 2019 год составила (-33 312,1 тыс. руб.).

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Агентством произведены следующие корректировки:

3.7. Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2018 год (- 7 457,8 тыс. руб.);

3.8. Корректировка НВВ с учетом достигнутого уровня надежности и качества в 2018 году (+ 5 220 тыс. руб.);

3.9. Корректировка с учетом изменения полезного отпуска цен на электрическую энергию за 2018 год (- 2 796,2 тыс. руб.);

3.10. Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов за 2018 год (- 290,6 тыс. руб.);

3.11. Корректировка по исполнению инвестиционной программы на 2020 за 2018 год (- 29 857,7 тыс. руб.);

3.12. Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2018 год (- 1 997,2 тыс. руб.).

Общая сумма корректировки на 2020 год составила (-37 149,5 тыс. руб.).

Согласно Экспертному заключению на 2021 год Агентством произведены следующие корректировки:

3.13. Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра за 2019 год (+ 10 485,1 тыс. руб.);

3.14. Корректировка НВВ с учетом достигнутого уровня надежности и качества в 2019 году (+ 5 721,4 тыс. руб.);

3.15. Корректировка с учетом изменения полезного отпуска цен на электрическую энергию за 2017 год (- 408,1 тыс. руб.);

3.16. Корректировка подконтрольных расходов за 2019 год (- 3 816,4 тыс. руб.);

3.17. Корректировка по исполнению инвестиционной программы на 2021 за 2019 год (- 5 313,6 тыс. руб.);

3.18. Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год (- 22 268,4 тыс. руб.);

3.19. Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (+ 804,2 тыс. руб.).

Общая сумма корректировки на 2020 год составила (-14 795,8 тыс. руб.).

В акте проверки ФАС России 06.07.2021 № 68/21 отмечено, что Агентством в Экспертных заключениях на 2017-2019 гг. не отражены расчеты корректировок в соответствии с установленным порядком в соответствии с формулами Методических указаний № 98-э, промежуточные расчеты, а также анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей), отсутствует информация, на основании каких данных определен фактический ИПЦ, не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

В направленных Возражениях Органом регулирования также не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей), не представлен расчет произведенных корректировок. Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

ФАС России отмечает, что фактические экономически обоснованные значения по статьям «Оплата налогов», «Страховые взносы от ФОТ» необходимо определять в соответствии с позицией ФАС России, отраженной в настоящем предписании.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений на 2019, 2020, 2021 годы с учетом вышеуказанных позиций ФАС России, в остальной части расходы, учтенные при проведении корректировок НВВ АО «Оборонэнерго» на 2019, 2020, 2021 годы, подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим положения пунктов 5, 20, 26, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на 2019-2021 гг.

2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» 2020 года расходы в размере 12 570,06 тыс. руб. (без учета применения метода сравнения аналогов) по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера» в размере 5 336,16 тыс. руб.;

- «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» в размере 7 233,9 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2019-2021 гг. в размере 79 388,9 тыс. руб. (с учетом проведенных корректировок необходимой валовой выручки на 2021-2023 гг. в части данных расходов).

3. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

3.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Оборонэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета(неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго», по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Затраты на оплату труда» на 2020 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2020 год;

- «Расходы на юридические, информационные и консультационные услуги» на 2020 год;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» на 2020 год;

- «Расходы на содержание центрального аппарата управления обществом» на 2020 год;

- «Оплата налогов» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2021 гг.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Оборонэнерго» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2019-2024 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э и настоящим предписанием.

5. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пунктов 2, 4 настоящего предписания не позднее 20.11.2022 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2022-2025 гг. и пересмотреть (установить) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на территории Архангельской области на 2022-2023 гг., обеспечив введение в действие с 01.12.2022 в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на территории Архангельской области на 2024-2025 гг. в соответствии с действующим законодательством.

6. Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пунктов 3, 4 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2022-2025 гг. и не позднее 01.03.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на территории Архангельской области на 2022-2023 гг., а также установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на территории Архангельской области на 2024-2025 гг. в соответствии с действующим законодательством.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780