Предписание №СП/118569/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаро... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2021 № 890/21, Акт проверки ФАС России от 25.10.2021 № 106/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении АО «Дальневосточная генерирующая компания» на 2019-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию для АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее также - АО «ДГК», Организация, регулируемая организация) на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. установлены следующими постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее также – Комитет, Орган регулирования):

на 2019 год:

- постановлением Комитета от 14.12.2018 № 38/1 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей АО «ДГК» (филиал «Хабаровская теплосетевая компания»), тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую потребителям АО «ДГК» (филиал «Хабаровская теплосетевая компания»), и тарифы на тепловую энергию (мощность) производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более АО «ДГК» (филиал «Хабаровская генерация») на 2019-2023 гг., а также долгосрочные параметры регулирования;

- постановлением Комитета от 20.05.2020 № 11/1 внесены изменения в постановление от 14.12.2018 № 38/1 во исполнение решения Хабаровского краевого суда от 28.08.2019 по делу № 3а-125/2019 и апелляционного определения Верховного суда Российской Федерации от 30.01.2020 по делу № 58-АПА19-40;

- постановлением Комитета от 12.12.2018 № 37/1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «ДГК» (филиал «Хабаровская теплосетевая компания») теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2019-2023 годы.

на 2020 год:

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 № 42/6, которым внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 14.12.2018 № 38/1;

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 № 42/7, которым внесены изменения в постановление Комитета от 12.12.2018 № 37/1.

на 2021 год:

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 № 41/2, которым внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1;

- постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 № 41/3, которым внесены изменения в постановление Комитета от 12.12.2018 № 37/1.

Необходимая валовая выручка для АО «ДГК» на услуги по производству, передаче и сбыту тепловой энергии утверждена органом регулирования в следующих размерах (с учетом исполнения решений суда и перекрестного субсидирования):

- на 2019 год – 12 358 611,01 тыс. руб.;

- на 2020 год – 12 744 589,3 тыс. руб.;

- на 2021 год – 12 910 223,31 тыс. руб.

В рамках проведения плановой выездной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на основании приказа ФАС России от 27.08.2021 № 890/21 «О проведении плановой выездной документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края» ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел об установлении тарифов на тепловую энергию для АО «ДГК» на 2019-2021 годы по перечисленным выше постановлениям, а также Экспертные заключения Органа регулирования на 2019-2021 годы, возражения Органа регулирования на Акт проверки ФАС России от 25.10.2021 № 106/21 (исх. от 14.04.2022 № 2-1-12-1477; вх. от 14.04.2022 № 69986-ЭП/22) (далее – Возражения), и по результатам установлено следующее.

1. Требования к экспертным заключениям

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Таким образом, Органу регулирования при определении расходов, включаемых в НВВ регулируемой организации, необходимо руководствоваться вышеуказанным положениями Правил регулирования № 1075.

2. Операционные расходы на 2019 год

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Операционные расходы в i-м году рассчитываются в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются в том числе результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

2019 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования (2019-2023 гг.). Для проверки обоснованности величины и состава операционных расходов, учтенных органом регулирования на 2019 год, ФАС России проанализированы экспертное заключение органа регулирования по материалам, представленным АО «ДГК» для определения величины НВВ и уровня тарифов на тепловую энергию на 2019 - 2023 годы, и дополнительное экспертное заключение с изменениями во исполнение решения Хабаровского краевого суда от 28.08.2019 по делу № 3а-125/2019 (далее – Решение) и апелляционного определения Верховного суда Российской Федерации от 30.01.2020 по делу № 58-АПА19-40 (далее – Определение).

АО «ДГК» было предложено принять операционные расходы на 2019 год в размере 4 432 643,8 тыс. руб.

Органом регулирования базовый уровень операционных расходов на 2019 год был определен в размере 2 874 513,85 тыс. руб.

В соответствии с Решением и Определением Комитетом были пересмотрены на 2019-2023 гг. затраты по статьям «Фонд оплаты труда», «Отчисления на социальные нужды» и «Проценты по договорам займа и кредитным договорам».

Согласно дополнительному экспертному заключению Комитета базовый уровень операционных расходов для АО «ДГК» определен с учетом решений суда в экономически обоснованном размере 3 267 242,84 тыс. руб., в том числе:

- по станциям комбинированной выработки – 2 029 838,01 тыс. руб.;

- по котельным – 270 051,44 тыс. руб.;

- по передаче – 905 256,88 тыс. руб.;

- по сбыту – 62 096,51 тыс. руб.

При этом в целях соблюдения предельных уровней тарифов по станциям комбинированной выработки, установленных приказом ФАС России на 2019 год, базовый уровень операционных расходов по станциям комбинированной выработки учтен только в размере 1 802 530,89 тыс. руб., отклонение в размере 227 307,13 тыс. руб. учтено по статье «Корректировка НВВ».

Таким образом, базовый уровень операционных расходов для АО «ДГК» принят на 2019 год органом регулирования в сумме 3 039 935,72 тыс. руб.

2.1. Статья затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов»

Расходы на приобретение сырья и материалов учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 127 972,11 тыс. руб. (в т. ч. для филиала «Хабаровская генерация» - 78 269,11 тыс. руб., для филиала «ХТСК» - 49 283,45 тыс. руб.) (с учетом расходов на пар).

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 год были предложены в размере 143 360,0 тыс. руб., (в т. ч. для филиала «Хабаровская генерация» - 93 657,0 тыс. руб., для филиала «ХТСК» - 49 703,0 тыс. руб.).

Фактические расходы по данной статье за 2017 год составили 120 387,5 тыс. руб.

Утверждено Органом регулирования на 2017 год – 111 476,85 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Данная статья включает расходы на материалы на эксплуатацию, ГСМ, канцтовары, спецодежду.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год при определении расходов по данной статье затрат Органом регулирования учтены отчетные данные общества за 2017 год, заключенные договоры с организациями поставщиками («Генерация» т. 6.1-6.3; «ХТСК» т.7.1-7.3), конкурсные протоколы по выбору организаций поставщиков), ИЦП, определенные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год:

- производство нефтепродуктов – 101,9%;

- промышленность – 104,3%;

- производство текстильных изделий, производство одежды – 104,2%.

Органом регулирования не представлены обоснования по применению индексов роста цен промышленной продукции в разрезе расходов по данной статье затрат.

Применение данных индексов ко всем подстатьям затрат статьи расходов «Расходы на приобретение сырья и материалов» является необоснованным, поскольку это недостоверно описывает изменение прогнозных цен на 2019 год.

Таким образом, в случае отсутствия обоснования, Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо применять актуальный на момент установления тарифа индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации.

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализа представленных регулируемой организацией документов и материалов, а также пояснений относительно отклонений от заявленных организацией расходов по данной статье затрат.

Кроме того, анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в разрезе котельных, видов деятельности Органом регулирования проведен не был.

Возражения Органа регулирования также не содержат вышеуказанного анализа.

Таким образом, определение расходов по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» на вышеуказанном уровне не имеет достаточного обоснования, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ и отразить его в Экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.2. Статья затрат «Расходы на ремонт основных средств»

Расходы на ремонт основных средств учтены органом регулирования на 2019 год в размере 681 004,93 тыс. руб. (в т.ч. для филиала «Хабаровская генерация» - 516 954,1 тыс. руб., для филиала «ХТСК» - 164 050,83 тыс. руб.) (с учетом расходов на пар).

Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 год были предложены в размере 1 339 573,0 тыс. руб., (в т.ч. для филиала «Хабаровская генерация» - 1 064 909,0 тыс. руб., для филиала «ХТСК» - 274 664,0 тыс. руб.).

Фактические расходы по данной статье за 2017 год составили 506 068,0 тыс. руб. Утверждено на 2017 год – 721 785,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются в том числе результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражены причины увеличения плановых расходов по данной статье затрат на 2019 год на 34,5 % по отношению к фактическим расходам 2017 года.

В Возражениях Органа регулирования данная информация также не представлена.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год данная статья включает расходы на материалы на ремонт хоз. способом, запасные части на ремонт, услуги подрядчиков по обслуживанию и ремонту оборудования.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В Акте проверки Инспекция ФАС России отметила, что Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализа необходимости проведения ремонтных работ, а также стоимости запланированных мероприятий.

В Возражениях Органом регулирования отражен анализ необходимости проведения ремонтных работ в разрезе мероприятий по котельным.

ФАС России отмечает, что анализ стоимости запланированных мероприятий в разрезе котельных в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не отражен.

Кроме того, анализ плановых и фактических расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях отражен не был.

Орган регулирования в Экспертном заключении отмечает, что на протяжении ряда лет регулируемая организация не в полном объеме осваивает запланированные финансовые средства на данные цели. Так, в 2017 году освоение составило 70,1% от плана. На 2019 год АО «ДГК» предлагает учесть затраты на ремонт в 1,8 раз выше по отношению к 2018 году.

Также согласно Экспертному заключению на 2021 год фактические расходы по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» за 2019 год составили 568 592,65 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат учтены в размере 681 004,93 тыс. руб. исходя из отчетных данных предыдущих лет, низких предельных уровней, определенных ФАС России по станциям комбинированной выработки на 2019 год.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год фактические расходы по данной статье за 2017 год составили 506 068,0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования, для 2019 года последним отчетным периодом регулирования является 2017 год с учётом индексов потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Минэкономразвития Российской Федерации, на 2018 и 2019 гг. в размере 1,027 и 1,046.

506 068,0 тыс. руб. * 1,027 * 1,046 = 543 639,5 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению базового уровня операционных расходов 2019 года в размере 137 365,43 тыс. руб., в остальной части расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.3. Статья затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»

Согласно Экспертному заключению расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, учтены органом регулирования на 2019 год в размере 163 870,65 тыс. руб. (с учетом расходов на пар). Регулируемой организацией указанные расходы на 2019 год были предложены в размере 172 797,0 тыс. руб.

Фактические расходы по данной статье за 2017 год составили 145 253,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются в том числе результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведен ия контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Органом регулирования в Экспертном заключении на 2019 год не отражены причины увеличения плановых расходов по данной статье затрат на 2019 год на 13 % по отношению к фактическим расходам 2017 года.

В Возражениях Органа регулирования данная информация также не представлена.

В состав статьи затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» включены следующие подстатьи:

2.3.1. Услуги транспорта

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 29 581,65 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров на услуги по обеспечению Организации автомобильным транспортом и специальной техникой.

Так, в материалах тарифного дела представлены договоры, заключенные Организацией с АО «АТПЛуТЭК» (по состоянию на 20.04.2022 АО «Сервисная компания РУСГИДРО») на оказание транспортных услуг по филиалу «ХТСК», филиалу «Хабаровская генерация» за 2017-2018 гг.

В обоснование фактических расходов по данной статье затрат Организацией представлены таблицы с перечнем платежных поручений по данным расходам.

ФАС России отмечает, что информация, подтверждающая заключение указанных договоров в результате проведения торгов в материалах тарифного дела отсутствует.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Услуги транспорта».

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что в составе данной статьи затрат учтены расходы на услуги железнодорожного транспорта. Вместе с тем, в составе статьи затрат «Топливо» Органом регулирования учтены расходы на доставку топлива железнодорожным транспортом.

Учитывая, что анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2019 год отсутствует, ФАС России не представляется возможным исключить двойной учет данных расходов в составе НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Услуги транспорта», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.3.2. Услуги по повышению надежности оборудования

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 17 847,18 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров на услуги по выполнению работ по технической поддержке автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии для нужд Организации, а также других работ по обслуживанию приборов учета тепловой энергии, воды, газа, КИП и т.д.

Так, в материалах тарифного дела представлены договоры, заключенные Организацией с АО «Хабаровская энерготехнологическая компания» (дочернее общество ПАО «ДЭК») на оказание услуг по проведению испытаний производственного оборудования, пересмотру нормативно-технической документации и производственному мониторингу.

В обоснование фактических расходов по данной статье затрат Организацией представлены таблицы с перечнем платежных поручений по данным расходам.

Информация, подтверждающая заключение указанных договоров в результате проведения торгов в материалах тарифного дела отсутствует.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Услуги по повышению надежности оборудования».

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Услуги по повышению надежности оборудования», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.3.3. Услуги по техобслуживанию

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 39 386,08 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров на услуги по техническому обслуживанию оборудования ТЭЦ и котельных, топливораздаточных колонок и прочего имущества необходимого для осуществления производственных процессов.

Так, в материалах тарифного дела Организацией по данной статье затрат представлены договоры с ООО ТК «Телесвязь», ООО «РСДУ телемеханики», ООО «ЭМА», ООО «Ореол», ООО «Дейтон», ООО «Пневмомаш» и др.

В обоснование фактических расходов по данной статье затрат Организацией представлены таблицы с перечнем платежных поручений по данным договорам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение указанных договоров в результате проведения торгов в полном объеме.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Услуги по техобслуживанию».

Необходимо отметить, что в составе договоров, учтенных Органом регулирования при определении расходов по данной статье затрат на 2019 год, имеются услуги, учет расходов на которые не предусмотрен законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения:

- мойка, химчистка, полировка автомобилей Toyota, KIA (договор № 223/85-17 от 23.03.2017, № 229/хг-17 от 27.03.2017, договор № 417/хг-17 от 01.06.2017 и др.);

- обслуживание холодильных установок в целях хозяйственного пользования (договоры № 258/хг-17 от 04.04.2017, № 420/хг-17 от 01.06.2017);

- техническое обслуживание счетчиков, входящих в систему АИИС КУЭ (договор № 243/хг-19 от 09.04.2018).

Также в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях отсутствует анализ экономической обоснованности и необходимости привлечения регулируемой организацией сторонних организаций для осуществления услуг по техобслуживанию.

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности плановых и фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Услуги по техобслуживанию», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.3.4. Услуги промбезопасности

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 20 143,97 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров на услуги по комплексному обследованию зданий, технического освидетельствованию оборудования, экспертизу промышленной безопасности и другие работы.

Так, в материалах тарифного дела Организацией по данной статье затрат представлены договоры с ООО «Востоктеплозащита», ООО «НТС», ООО «Эффективность», ООО «ТехСтандарт», ООО «Межрегиональная техническая компания «Стандарт»» и др.

В обоснование фактических расходов по данной статье затрат Организацией представлены таблицы с перечнем платежных поручений по данным договорам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение указанных договоров в результате проведения торгов в полном объеме.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Услуги промбезопасности».

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Также в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях отсутствует перечень объектов, в отношении которых необходимо проведение экспертизы промышленной безопасности, сроки, а также необходимость её проведения в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Услуги промбезопасности», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.3.5. Сопровождение систем автоматизации и контроля

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования на заключенных договоров на услуги по выполнению работ по техническому обслуживанию автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ) в размере 2 190,01 тыс. руб. (с учетом расходов на пар).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует.

ФАС России также отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение договоров на услуги по выполнению работ по техническому обслуживанию автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ)в результате проведения торгов.

В связи с вышеизложенным Органу регулирования необходимо учитывать расходы по данной статье затрат на основании экономически обоснованных расходов по договорам, заключенным в результате проведения торгов.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.3.5. Прочие затраты

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в размере 30 408,66 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров на услуги по оценке химических анализов воды станций и котельных и прочие виды услуг, связанные с производственными процессами.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2019 год, Возражения не содержат постатейную расшифровку принятых затрат (в том числе с разбивкой по видам деятельности, филиалам и источникам) с указанием представленных подтверждающих документов, на основании которых принималось решение об учете данных расходов в тарифах.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение указанных договоров в результате проведения торгов в полном объеме.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования должен руководствоваться ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Прочие затраты».

ФАС России также отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Прочие затраты», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.4. Статья затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями»

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 180 746 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) (заявлено регулируемой организацией – 417 124 тыс. руб.).

Фактические расходы за 2017 год составили 302 897 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год по данной стать учтены следующие расходы: расходы на оплату связи; расходы на оплату пожарной, ведомственной и вневедомственной охраны; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг; IT-услуги; регистрация прав собственности; оформление актов землепользования; услуги свалки; здравоохранение; клининговые услуги; типографические расходы; сводки погоды; комиссионные сборы.

В состав статьи затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями» включены следующие подстатьи:

2.4.1. Расходы на оплату связи

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по данной статье затрат были приняты в размере 6 879,96 тыс. руб. (с учетом расходов на пар):

- по станциям комбинированной выработки 4005,26 тыс. руб. (факт – 3 312 тыс. руб.);

- по котельным 475,92 тыс. руб. (факт - 443 тыс. руб.);

- по передаче 1935,78 тыс. руб. (факт – 1802 тыс. руб.);

- по сбыту – 463 тыс. руб. (факт – 431 тыс. руб.).

Орган регулирования в Экспертном заключении на 2019 год отмечает, что данные расходы приняты на основании отчетных данных 2017 года и индексов потребительских цен, с учетом непревышения над заявленными Организацией расходами.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат составили 3 312 тыс. руб. (в части станций комбинированной выработки).

Таким образом, с учетом индексов потребительских цен на 2018 и 2019 гг. (1,027;1,046) расходы по данной статье затрат (в части станций комбинированной выработки) должны составить: 3 312*1,027*1,046 = 3 557,9 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2019 года в размере 447,36 тыс. руб.

2.4.2. Услуги вневедомственной, ведомственной, пожарной, сторожевой охраны

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по данной статье затрат были приняты в размере 98 661,83 тыс. руб. (с учетом расходов на пар):

- по станциям комбинированной выработки 63 236,83 тыс. руб. (факт – 54 775 тыс. руб.);

- по котельным 19 476 тыс. руб. (факт – 18 552 тыс. руб.);

- по передаче 15 228 тыс. руб. (факт – 14 476 тыс. руб.);

- по сбыту – 721 тыс. руб. (факт – 888 тыс. руб.).

Орган регулирования в Экспертном заключении на 2019 год отмечает, что данные расходы приняты на основании отчетных данных 2017 года и индексов потребительских цен, с учетом непревышения над заявленными Организацией расходами.

ФАС России отмечает, что фактические расходы по данной статье затрат составили 54 775 тыс. руб. (в части станций комбинированной выработки).

Таким образом, с учетом индексов потребительских цен на 2018 и 2019 гг. (1,027;1,046) расходы по данной статье затрат (в части станций комбинированной выработки) должны составить: 54 775*1,027*1,046 = 58 841,6 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2019 года в размере 4 395,23 тыс. руб.

2.4.3. Клининговые услуги

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по данной статье затрат были приняты в размере 30 457,77 тыс. руб. (с учетом расходов на пар).

В соответствии с Экспертным заключение на 2019 год данные расходы приняты с учетом договора с ООО «Клинком» на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений.

ФАС России отмечает, что согласно договорам № 14/ХГ-18, № 171/121-18 ООО «Клинком» обязуется осуществлять комплексную уборку также производственных помещений Организации.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год не отражен анализ экономической обоснованности и необходимости привлечения регулируемой организацией сторонних организаций для осуществления услуг по комплексной уборке служебных и производственных помещений.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования руководствуется ценами, установленными в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях также отсутствует.

ФАС России также отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение договора № 14/ХГ-18 в результате проведения торгов.

В связи с вышеизложенным Органу регулирования необходимо учитывать расходы по данной статье затрат на основании экономически обоснованных расходов по договорам, заключенным в результате проведения торгов.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.4.4. Сводка погоды

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по данной статье затрат были приняты в размере 1 922,54 тыс. руб. (с учетом расходов на пар).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на гидро-метеообслуживание с учетом ожидаемых затрат 2018 года и ИПЦ 2019 года в размере 104,6%.

ФАС России отмечает, что затраты на гидро-метеообслуживание не являются обязательными для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения. Учет данных затрат не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2019 года в размере 1 922,54 тыс. руб.

2.4.5. Услуги свалки

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по данной статье затрат были приняты в размере 1 689,53 тыс. руб. (с учетом расходов на пар).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на услуги по приему твердых коммунальных отходов, захоронению и санитарной очистке согласно договорам, заключенным со сторонними организациями.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствует информация, подтверждающая заключение договоров по приему твердых коммунальных отходов, захоронению и санитарной очистке в результате проведения торгов.

ФАС России отмечает, что учет затрат на услуги свалки не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2019 года в размере 1 689,53 тыс. руб.

2.5. Статья затрат «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции»

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы по статье «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции» заявлены регулируемой организацией в размере 199 426 тыс. руб. Фактические расходы за 2017 год составили 233 119 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 143 168 тыс. руб. (с учетом расходов на пар)

В Акте проверки № 106/21 Инспекция ФАС России отметила, что что Экспертное заключение на 2019 год не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075, также отсутствует перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по данной статье затрат.

ФАС России отмечает, что в Возражениях Орган регулирования в части дополнительного обоснования по статье затрат «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции» представил информацию по статье затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями».

Согласно Экспертному заключению на 2019 год по данной статье учтены следующие расходы: почтово-телеграфные расходы, объявления в СМИ производственного назначения, подписка периодических изданий, спецпитание, пожарная безопасность, дератизация, демеркуризация, содержание автотранспорта, затраты на охрану труда, расходы на содержание Управляющей компании.

2.5.1. Содержание автотранспорта

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты в размере 1 476,06 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании заключенных договоров Организации на оказание услуг по проверке технического состояния транспортных средств, перевозку грузов, мойку автомобилей и прочие виды работ.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075, также отсутствует перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по данной статье затрат.

Учитывая отсутствие вышеуказанного анализа в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях ФАС России не представляется возможным исключить двойной учет расходов, принятых по статьям затрат «Содержание автотранспорта» и «Услуги по техобслуживанию».

Также ФАС России отмечает, что согласно Экспертному заключению на 2019 год в составе данной статьи затрат включены расходы на мойку автомобилей, учет данных расходов не предусмотрен законодательством в области государственного регулирования тарифов.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Содержание автотранспорта», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

2.5.2. Оплата 3-х дней временной нетрудоспособности

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты в размере 315,83 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) на основании отчетных данных Организации и ИПЦ 2018-2019 гг.

Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием производится в соответствии с нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

На основании статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Исходя из судебной практики, расходы регулируемой организации на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не являются экономически обоснованными, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета фонда социального страхования, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности.

Таким образом, учет расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя за первые 3 дня не является экономически обоснованным, поскольку в состав необходимой валовой выручки включены расходы на оплату труда исходя из фонда оплаты труда в целом на год, а в случае временной нетрудоспособности работника работодатель экономит фонд оплаты труда за счет средств бюджета фонда социального страхования, из которого застрахованное лицо получает оплату, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из необходимой валовой выручки 2019 года в размере 315,83 тыс. руб.

2.5.3 Расходы на содержание управляющей компании

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы по данной статье затрат приняты в размере 126 341,86 тыс. руб. (с учетом расходов на пар)

Расчет расходов на содержание административно-управленческого персонала АО «ДГК» произведен Органом регулирования исходя из затрат базового периода и прогнозных ИПЦ на 2019 год.

Общие административные расходы по системе по расчетам Органа регулирования составили 735 914,86 тыс. руб. Доля административных расходов Хабаровского края по филиалу «Хабаровская генерация» учтена Органом регулирования в размере 0,11149, по котельным – 0,01796, по передаче – 0,03735, по сбыту – 0,00488, доли определены Органом регулирования по факту сложившейся себестоимости за 2017 год по каждому виду деятельности.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год наибольший удельный вес в общехозяйственных расходах занимает статья затрат «Фонд оплаты труда» с начислениями 79,8%. Среднемесячная заработная плата на человека по расчетам Органа регулирования составила 108 089,12 руб.

ФОТ принят Органом регулирования с учетом ИПЦ 104,6% к плановым затратам 2018 года.

Оставшиеся статьи, вошедшие в состав затрат представительства, Органом регулирования учтены с учетом отчетных данных за 2017 год с применением ИПЦ.

ФАС России отмечает, что при расчете расходов на оплату труда Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 в соответствии с которым при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении органа регулирования на 2019 год анализ экономической обоснованности учтенных расходов со ссылками на обосновывающие документы полностью отсутствует в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

В Возражениях Органа регулирования информация о проведении вышеуказанного анализа также не представлена.

ФАС России отмечает, что осуществление управления филиалом со стороны головной организации само по себе не свидетельствует об экономической обоснованности заявляемых затрат в отсутствие подтверждения такой экономической обоснованности, их целесообразности и эффективности.

В обоснование расходов по данной статье затрат Организацией представлены смета расходов за 2017 год и расчет на 2018-2019 гг., расчеты в формате шаблона, а также оборотные ведомости по счету 26 БУ по исполнительному аппарату.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счете отражают административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендную плату за помещение общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Порядок распределения общехозяйственных расходов должен определяться учетной политикой организации.

В соответствии с учетной политикой АО «ДГК» затраты исполнительного аппарата распределяются по основным видам деятельности пропорционально фактически сложившейся себестоимости в филиалах по основным видам деятельности за предшествующий месяц, за исключением вида деятельности «Вода в закрытых системах теплоснабжения (для нужд ГВС)».

Кроме того, ФАС России отмечает, что расходы по каждой группе затрат должны рассчитываться органом регулирования в соответствии с принципами, закрепленными Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на содержание управляющей компании», учтенные Комитетом в составе базового уровня операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

3. Неподконтрольные расходы

3.1. Статья затрат «Расходы на страхование»

Расходы по статье «Расходы на страхование» включают в себя:

- страхование имущества;

- ОСАГО;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОСОПО) и приняты органом регулирования в следующих размерах:

2019 год (с учетом расходов на пар)

- страхование имущества:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 12 560,54 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 9 982 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 904 тыс. руб., по передаче – 9 077 тыс. руб., по сбыту – 1 тыс. руб.).

- ОСАГО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 91 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 1 357 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 23 тыс. руб., по передаче – 1 334 тыс. руб.).

- ОСОПО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 1 051,6 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 213 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 156 тыс. руб., по передаче – 57 тыс. руб.).

2020 год

- страхование имущества:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 12 560,54 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 10 459 тыс. руб.

- ОСАГО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 467 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 1 538 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 23 тыс. руб., по передаче – 1 515 тыс. руб.).

- ОСОПО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 1 022 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 224 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 171 тыс. руб., по передаче – 53 тыс. руб.).

2021 год

- страхование имущества:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 5 483,72 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 11 257,61 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 1 021 тыс. руб., по передаче – 9 438 тыс. руб.).

- ОСАГО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 88,16 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 1 538 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 9,18 тыс. руб., по передаче – 866,56 тыс. руб.).

- ОСОПО:

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 465,77 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 385,11 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 342,13 тыс. руб., по передаче – 42,98 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075, также отсутствует перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по данной статье затрат.

Согласно Возражениям Органа регулирования расходы на страхование имущества по филиалам «Хабаровская генерация», «ХТСК» на 2019 год в размере 22 542,54 тыс. руб. были учтены исходя из страховой премии по договору от 17.01.2018 № 18РТК0002 с АО «СОГАЗ» с учетом индекса-дефлятора на 2019 год в размере 104%.

Согласно Возражениям Органа регулирования расходы на страхование имущества по филиалам «Хабаровская генерация», «ХТСК» на 2020 год в размере 23 019,54 тыс. руб. были учтены исходя из страховой премии по договору от 27.12.2018 № 19РТК0017 с АО «СОГАЗ» с учетом индекса-дефлятора на 2020 год в размере 103,4%.

Согласно Возражением Органа регулирования расходы на страхование имущества по филиалу «ХТСК» (котельные) на 2021 год в размере 1 307,54 тыс. руб. были учтены исходя из страховой премии по договору от 25.12.2019 № 20РТК0099 с АО «СОГАЗ» с учетом индекса-дефлятора на 2021 год в размере 103,6%.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат как способ определения экономически обоснованных расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год фактические расходы на страхование имущества по филиалам «Хабаровская генерация», «ХТСК» за 2017 год составили 18 828,21 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год фактические расходы на страхование имущества по филиалам «Хабаровская генерация», «ХТСК» за 2018 год составили 19 224 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2021 год фактические расходы на страхование имущества по филиалу «ХТСК» (котельные) за 2019 год составили 1 021,53 тыс. руб.

Таким образом, Органу регулирования при расчете расходов на страхование имущества по филиалам «Хабаровская генерация», «ХТСК» на 2019-2020 гг., по филиалу «ХТСК» (котельные) на 2021 год необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования, для 2019 года последним отчетным периодом регулирования является 2017 год, для 2020 года – 2018 год, для 2021 года – 2019 год, с учётом индексов роста потребительских цен на 2018-2021 гг.:

18 828,21 тыс. руб. * 1,027 * 1,046 = 20 226,05 тыс. руб.

19 224 тыс. руб. * 1,047 * 1,03 = 20 731,35 тыс. руб.

1 021,53 тыс. руб. * 1,034 * 1,036 = 1 094,2 тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на страхование», утвержденные органом регулирования на 2019-2021 гг., подлежат исключению из НВВ Организации на 2019 год в размере 2 316,49 тыс. руб., на 2020 год - 2 288,19 тыс. руб., на 2021 год - 213,34 тыс. руб.

3.2. Статья затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов»

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности вышеприведенных норм Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

ФАС России отмечает, что экономически обоснованный размер амортизации определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, срок его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место), об индивидуальных особенностях объекта.

Органом регулирования расходы на амортизацию при установлении тарифов на тепловую энергию приняты в следующих размерах:

2019 год (с учетом расходов на пар)

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 416 116,67 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 631 170 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 40 906 тыс. руб., по передаче – 590 254 тыс. руб., по сбыту – 10 тыс. руб.).

2020 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» – 445 786,28 тыс. руб.;

- по филиалу «ХТСК» - 605 599 тыс. руб. (в т. ч.: по котельным – 45 193 тыс. руб., по передаче – 560 285 тыс. руб., по сбыту – 121 тыс. руб.).

2021 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» 197 655,09 тыс. руб.;

- по котельным – 69 955,44 тыс. руб.;

- по передаче – 549 684,36 тыс. руб.;

- по сбыту – 121,02 тыс. руб.

Орган регулирования в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. отмечает, что в соответствии с пунктом 5.4.18. учетной политики Организации срок полезного использования объектов основных средств устанавливается пунктом 20 ПБУ 6/01 при принятии объекта к бухгалтерскому учету (в том числе по приобретенным объектам, ранее бывшим в эксплуатации, по объектам, полученным в качестве вклада в уставный капитал или в порядке правопреемства при реорганизации, по амортизируемым неотделимым улучшениям в арендованное имущество) комиссией, назначенной приказом Генерального директора Общества (Директором филиала), в состав которой входят работники соответствующих технических служб.

Определение срока полезного использования объектов в Организации производится с учетом:

- технических условий или рекомендаций организаций-изготовителей;

- ожидаемого срока использования объекта основных средств в Обществе в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- профессионального суждения технических специалистов, входящих в состав комиссии, и с учетом опыта использования аналогичных активов Обществом;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

ФАС России отмечает, что расчет амортизационных отчислений на 2019-2021 гг. в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. не отражен, анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. отсутствует в полном объеме.

В Возражениях Орган регулирования отражает расчет амортизационных отчислений согласно предложению Общества исходя из первоначальной стоимости основных средств с учетом ввода и вывода по форме согласно приложению № 4.10. Методических указаний № 760-э от 13.06.2013.

При этом собственный расчет Органа регулирования, а также анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Возражениях также отсутствует в полном объеме.

Таким образом, из представленных Экспертных заключений на 2019-2021 гг. неясно на основании каких материалов Органом регулирования принимались к учету расходы по данной статье затрат, амортизация какого имущества включена в данную статью затрат, каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какова первоначальная стоимость учитываемых объектов.

ФАС России также отмечает, что учет планируемых к вводу объектов при расчете расходов на амортизацию не предусмотрен действующим законодательством.

Также из представленных Органом регулирования Экспертных заключений на 2019-2021 гг. и расчетов к ним не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В обосновывающих документах отсутствуют акты ввода-вывода основных средств.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2019-2021 гг. подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

3.3. Статья затрат «Налог на прибыль»

Налог на прибыль рассчитан органом регулирования исходя из налогооблагаемой базы и ставки налога на прибыль 20% и принят в следующих размерах:

2019 год (с учетом расходов на пар)

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 8 003,25 тыс. руб.

- по котельным – 1 267,79 тыс. руб.;

- по передаче – 5 037,2 тыс. руб.;

- по сбыту – 644,46 тыс. руб.

2020 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 9 148,11 тыс. руб.;

- по котельным – 1 424,65 тыс. руб.;

- по передаче – 5 287,26 тыс. руб.;

- по сбыту – 674,76 тыс. руб.

2021 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 3 946,55 тыс. руб.;

- по котельным – 1 828,72 тыс. руб.;

- по передаче – 5 317,19 тыс. руб.;

- по сбыту – 441,53 тыс. руб.

Согласно Экспертным заключениям на 2019-2021 гг. расходы по налогу на прибыль учтены Органом регулирования исходя из налогооблагаемой базы по каждой станции и ставки налога на прибыль 20%.

При этом согласно Экспертным заключениям на 2019-2021 гг. фактически за 2017-2019 гг. в связи с финансовыми результатами (за 2017-2019 гг. Организацией получен убыток), Организация не производит оплату налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 23 Методических указания № 760-э планируемая на i-й расчетный период регулирования величина налога на прибыль определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. не отражена информация о способе определения налогооблагаемой базы, принятой при расчете расходов по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

4. Расчетная предпринимательская прибыль

Согласно пунктам 71, 74 (1) Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя предпринимательскую прибыль регулируемой организации, которая определяется в размере 5 процентов от текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль принята органом регулирования в следующих размерах:

2019 год (с учетом расходов на пар)

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 140 413,35 тыс. руб.;

- по котельным – 24 679,57 тыс. руб.;

- по передаче – 90 625,88 тыс. руб.;

- по сбыту – 3 210,46 тыс. руб.

2020 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 143 890,6 тыс. руб.;

- по котельным – 24 647,88 тыс. руб.;

- по передаче – 91 735,25 тыс. руб.;

- по сбыту – 3 278,11 тыс. руб.

2021 год

- по филиалу «Хабаровская генерация» - 72 265,66 тыс. руб.;

- по котельным – 35 188,46 тыс. руб.;

- по передаче – 102 261,33 тыс. руб.;

- по сбыту – 3 959,23 тыс. руб.

Учитывая необходимость пересмотра части статей, включаемых в необходимую валовую выручку 2019-2021 гг., вышеизложенные факты, а также необходимость пересмотра части статей затрат, Органу регулирования необходимо дополнительно проанализировать данную статью затрат, представив экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим положения пунктов 5(1), 5(2), 13, 28, 29, 40, 41, 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов АО «ДГК» на 2019 год расходы в общей сумме 146 135,92 тыс. руб. (с учетом расходов на пар) по статьям затрат:

- «Расходы на ремонт основных средств» в размере 137 365,43 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату связи» в размере 447,36 тыс. руб.;

- «Услуги вневедомственной, ведомственной, пожарной, сторожевой охраны» в размере 4 395,23 тыс. руб.;

- «Сводка погоды» в размере 1 922,54 тыс. руб.;

- «Услуги свалки» в размере 1 689,53 тыс. руб.;

- «Оплата 3-х дней временной нетрудоспособности» в размере 315,83 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки АО «ДГК» на 2019-2021 гг. расходы по статье затрат «Расходы на страхование» на 2019-2021 гг. в размере 4 818,02 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «ДГК» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2019 год;

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 год;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год;

- «Услуги транспорта» на 2019 год;

- «Услуги по повышению надежности оборудования» на 2019 год;

- «Услуги по техобслуживанию» на 2019 год;

- «Услуги промбезопасности» на 2019 год;

- «Прочие затраты» на 2019 год;

- «Сопровождение систем автоматизации и контроля» на 2019 год;

- «Клининговые услуги» на 2019 год;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год;

- «Расходы на оплату связи» на 2019 год;

- «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции» на 2019 год;

- «Содержание автотранспорта» на 2019 год;

- «Расходы на содержание управляющей компании» на 2019 год;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2019-2021 гг.;

- «Налог на прибыль» на 2019-2021 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «ДГК» 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки АО «ДГК» на 2019-2023 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «ДГК» на 2023 года и не позднее 01.04.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «ДГК», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022