Решения по тарифам №СП/50123/19 без аннотации от 14 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее —Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев разногласия по заявлению МУП города Абакана «Водоканал» (далее — Заявитель, регулируемая организация, МУП г. Абакана «Водоканал») (исх. от 04.03.2019 № 861, вх. от 05.03.2019 № 36800/19) возникшие с Министерством экономического развития Республики Хакасия (далее — Орган регулирования, Министерство, справочно в настоящее время правопреемник — Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия) по вопросу установления тарифов на водоотведение на 2019 - 2023 годы, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России представителей МУП «Водоканал» <...>, <...>, посредством видео-конференц-связи <...> Департамента тарифного регулирования Министерства экономического развития Республики Хакасия <...>, Даблешевич Л. В.,


 

УСТАНОВИЛА:

Заявление МУП города Абакана «Водоканал» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении регулируемая организация указывает, на то что органом регулирования на 2019 год тариф на водоотведение установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и  Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасии от 17.12.2018 № 90-к установлены льготные тарифы для населения, являющегося потребителями услуг в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения оказываемых МУП «Водоканал» в муниципальном образовании г. Абакан на 2019 год. Тариф на водоотведение установлен в размере: на 1 полугодие – 26,03 руб./куб. м. с НДС, на 2 полугодие – 10,51 руб./куб. м. с НДС.

Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасии от 19.12.2018 № 98-в для МУП «Водоканал» установлены тарифы методом индексации на 2019 - 2023 гг.. на водоотведение в следующих размерах: 1 полугодие – 26,41 руб./куб. м. без НДС, 2 полугодие – 26,73 руб./куб. м. без НДС.

По мнению регулируемой организации, экономически обоснованный среднегодовой тариф в части оказываемых услуг водоотведения должен составлять 33,56 руб./куб. м. без НДС.

Разногласия между Заявителем и Министерством экономического развития Республики Хакасия возникли в части установленных органом регулирования операционных расходов на 2019 - 2023 гг.: «Общехозяйственные расходы в части капитального ремонта» – 167,30 тыс. руб.,  «Общехозяйственные расходы (в части текущего ремонта зданий, сооружений и оборудования)» – 403,8 тыс. руб., «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (отдел реализации и учёта)» – 2 600,7 тыс. руб., «Программное обслуживание» – 1 331,80 тыс. руб., «Услуги банка» - 681,80 тыс. руб. В общей сумме разногласия по операционным расходам на 2019 - 2023 гг.. составили – 5 185,40 тыс. рублей.

Также между Заявителем и Органом регулирования возникли разногласия в части расходов на компенсацию экономически обоснованных и фактически понесенных, но ранее не учтенных органом регулирования расходов в НВВ МУП «Водоканал» 2017 года, а именно по операционным расходам в сумме 3 471,3 тыс. руб., и по неподконтрольным расходам (сбытовым расходам) гарантирующей организации — 2 700,3 тыс. руб.

      1. Общехозяйственные расходы (в части капитального ремонта автотранспорта и текущего ремонта зданий, сооружений и оборудования).

        1. В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

          Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются: а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; б) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду; в) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; д) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль; е) расходы на общехозяйственные расходы; ж) прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

1.1. Капитальный ремонт автотранспорта.

В заявлении о разногласиях в сфере водоотведения МУП г. Абакан «Водоканал» оспаривает неучтенные органом регулирования на 2019-2023 гг. расходы на капитальный ремонт автотранспорта общехозяйственного назначения (А/М УАЗ-31514 У802ХХ - 38,43 тыс.руб., А/М ГАЗ-3307 O776ХХ груз-фургон (цвет синий) - 43,84 тыс.руб., А/М ГАЗ-3309 КО-503В-2 М840КА машина вакуумная - 80,95 тыс.руб., А/М КамАЗ-53215 КО-507А Х793ЕС илососная - 112,86 тыс.руб.) в сумме 319,92 тыс. руб. в том числе по водоотведению - 167,3 тыс. руб.

Фактически понесенные МУП г. Абакан «Водоканал» расходы по капитальному ремонту общехозяйственного назначения за 2016 год составили 95,41 тыс. руб., за 2017 год — 340,5 тыс. рублей.

МУП «Водоканал» в ФАС России с целью обоснования планируемых ремонтных работ на 2019 год были представлены график ТО и Р легковых автомобилей на 2019 год, ведомость выявленных дефектов автотранспорта, счета на оплату, ремонтная программа объектов общехозяйственного назначения на 2019-2023 гг., утверждённая <...>.

Для проведения капитального ремонта автотранспорта на предприятии предусмотрена система планово - предупредительного ремонта (далее - ППР), при которой соответственно ежегодно разрабатывается годовой график ППР. В графиках ППР указаны сроки проведения капитального ремонта (далее - КР) исходя из нормативного пробега, который должен быть пройден транспортным средством в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, согласованным с Министерством автомобильной промышленности СССР 23.07.1984. Перечень запасных частей, подлежащих замене при проведении капитального ремонта отражен в ведомостях выявленных дефектов автотранспорта. Планируемые расходы на 2019-2023 гг. сформированы МУП «Водоканал» на основании технического осмотра автотранспорта и по результатам актов, в которых отмечены обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ. На основании данных выявленных дефектов автотранспорта регулируемой организацией составлены годовые планы ремонтов, утвержденные руководителем предприятия.

Закупочные процедуры на 2019 год МУП «Водоканал» не проводились, стоимость на приобретение запасных частей и их составляющих при планировании ремонтных работ принимались на период 1 квартала 2018 года по расценкам поставщиков ООО «ГАЗавторемонт» г. Красноярск и ИП Болта Е.Н. Регулируемой организацией плановые расходы по данной статье на 2019 год были увеличены на индекс в размере 104,0 %.

При этом, в представленном отзыве органа регулирования на заявление о разногласиях (исх. от 26.03.2019 № 050-050/1142, от 29.02.2019 № 050-050/1175) отсутствуют основания и пояснения, по которым величина расходов по капитальному ремонту автотранспорта не учтена в составе НВВ. В экспертном заключении Органа регулирования от 03.09.2018 года по делу от 07.05.2018 № В0 – 64/19, и в протоколе заседания Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19.12.2018 № 103 также отсутствуют пояснения отказа в учете МУП «Водоканал» планируемых предприятием расходов по данной статье.

В обосновывающих материалах, заявленных на разногласия в ФАС России, МУП «Водоканал» представлен расчет финансовой потребности, необходимой для реализации мероприятий капитального ремонта автомобилей общехозяйственного назначения в период с 2019 по 2023 гг.., а именно на 2019 год - 319,92 тыс., на 2020 год - 85,61 тыс. руб., на 2021 год - 163,69 тыс. руб., на 2022 год - 71,77 тыс. руб., на 2023 год - 141,32 тыс. руб. Таким образом сумма расходов на пять лет запланирована МУП «Водоканал» в размере 782,31 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Исходя из вышеуказанных норм Основ ценообразования № 406 следует, что сумма, заявленная МУП «Водоканал» в первый год долгосрочного периода, в размере 319,92 тыс. руб. будет индексироваться на протяжении всего долгосрочного периода 2019-2023 годов. Также ФАС России отмечает, что планируя проведение капитального ремонта автотранспорта, МУП «Водоканал» учитывают в 2019 году (в первом году долгосрочного периода регулирования) расходы в 2 — 4,5 раза выше последующих годов регулирования (2020 - 2023 гг.). ФАС России отмечает, что поскольку указанные затраты входят в состав долгосрочного периода регулирования, распределение расходов по данной статье на протяжении 2019 - 2023 гг. целесообразно производить равными долями.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 406 если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.

Согласно пункту 14 учетной политики МУП «Водоканал», утвержденной приказом от 29.12.2007 № 411-П (с учетом актуальных изменений) (далее - Учетная политика), расходы по 23 счету «Вспомогательное производство», расходы отражаемые на 25 счете «Общепроизводственные расходы» и учитываемые расходы на счете 26 «Общехозяйственные (административные) расходы», ежемесячно включаются в состав фактической производственной себестоимости и ежемесячно списываются на счете 20 «Основное производство» (водоснабжение и водоотведение) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, за исключением счета 20 «Расходы по СМР (строительно-монтажных работ) на сторону».

Согласно данным из ЕГРЮЛ регулируемая организация является многоотраслевым предприятием, которое наряду с основным видом деятельности (распределение воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.2)) осуществляет забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.1), сбор и обработку сточных вод (37.00), строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (42.21), производство земляных работ (43.12.3) и более 19 иных видов деятельности.

Так как объекты, отраженные на 25 счете «Общепроизводственные расходы», задействованы на всех видах деятельности по аналогии с расходами на 26 счете, следовательно, и расходы по капитальному ремонту автотранспорта необходимо распределять пропорционально оказываемым видам деятельности.

В материалах тарифной заявки МУП «Водоканал» 2019 года, на основании которых органом регулирования принималось решение об установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг., расходы по счету 26 «Общехозяйственные (административные) расходы» распределены пропорционально заработной плате основных производственных рабочих в отношении питьевого водоснабжения – 44,7 %, водоотведения – 48,9 % и прочего вида деятельности – 6,4 %.

Также при анализе представленных МУП «Водоканал» обосновывающих документов общая сумма расходов, планируемая предприятием на 5 лет в размере 782,31 тыс. руб., снижена ФАС России на 84,652 тыс. руб. в связи с тем, что ФАС России выявлен учет МУП «Водоканал» расходов с НДС-18%.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных МУП «Водоканал» по проведению капитального ремонта по общехозяйственным объектам на разногласия в ФАС России, и отсутствия в экспертом заключении доводов по не учёту органом регулирования указанных расходов, ФАС России считает экономически обоснованным частично удовлетворить требования МУП «Водоканал» исходя из распределения указанных расходов равными долями на протяжении всего долгосрочного периода 2019-2023 гг., а также с учетом распределения (по аналогии с административными расходами) по оказываемым видам деятельности согласно учетной политике МУП «Водоканал», в том числе с учетом исключения необоснованных затрат в части НДС. Таким образом, органу регулирования необходимо учесть в составе НВВ МУП «Водоканал» по водоотведению сумму средств на капитальный ремонт автотранспорта в размере 68,23 тыс. руб.

1.2 Текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

В заявлении о разногласиях в сфере водоотведения МУП г. Абакан «Водоканал» оспаривает неучтенные органом регулирования на 2019-2023 гг. расходы по текущему ремонту вспомогательного (цехового) производства, в составе общехозяйственных расходах.

По данной статье регулируемой организацией заявлены затраты на ремонт производственных зданий, который представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания в целом, так и его отдельных конструкций в размере 403,8 тыс. руб.

МУП «Водоканал» на рассмотрение разногласий представлены фактические понесенные, но неучтенные органом регулирования общехозяйственные расходы по текущему ремонту за 2016 год — 486,1 тыс. руб., за 2017 год — 357,0 тыс. рублей.

Планируемые расходы на 2019-2023 гг. сформированы МУП «Водоканал» на основании технических осмотров и по результатам актов, в которых отмечены обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ. На основании данных технических осмотров зданий отдельных конструкций и видов инженерного оборудования составлены годовые планы ремонтов, утвержденные руководителем предприятия. К текущему ремонту зданий отнесены работы по систематическому и своевременному предохранению частей здания, сооружения и инженерных систем от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

При этом, ФАС России отмечает, что в представленном отзыве органа регулирования на заявление о разногласиях (исх. от 26.03.2019 № 050-050/1142, от 29.02.2019 № 050-050/1175) отсутствуют основания и пояснения, по которым величина расходов по текущему ремонту зданий и сооружений не учтена в составе НВВ МУП «Водоканал». В экспертном заключении Органа регулирования от 03.09.2018 года по делу от от 07.05.2018 № В0 – 64/19 и протоколе заседания Правления Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19.12.2018 № 103 также отсутствуют пояснения отказа в учете органом регулирования планируемых расходов по данной статье.

С целью аргументации экономической обоснованности предложенной МУП «Водоканал» величины расходов по данной статье, Заявителем представлены в ФАС России расчеты, локально сметная документация и дефектные ведомости по планируемым объектам, технические паспорта зданий, ремонтная программа объектов общехозяйственного назначения на 2019 - 2023 гг.., утверждённая <...>.

Планируемая статья расходов включает в себя расходы на ремонт гаража в сумме - 285,99 тыс. руб., здание конторы - 476,17 тыс. руб., пункта приема пищи со складом - 2,85 тыс. руб., убежище ГО - 1,30 тыс. руб., склад центральный со встроено приставными помещениями (помещение Н3) - 2,80 тыс. руб., ремонтный цех - 2,88 тыс. руб.

В обосновывающих материалах, заявленных на разногласия МУП «Водоканал», представлен расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий ремонтной программы объектов общехозяйственного назначения на 2019 год - 771,99 тыс. руб., на 2020 год - 295,03 тыс. руб., на 2021 год 235,29 тыс. руб., 2022 год - 171,05 тыс. руб., 2023 год - 183,86 тыс. руб. Всего сумма расходов на  пять лет запланирована МУП «Водоканал» в размере 1 657,22 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21-23, 39-42, 48-52 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Исходя, из вышеуказанных норм следует, что сумма, заявленная МУП «Водоканал» в первый год в размере 771,99 тыс. руб., будет учитываться впоследствии и индексироваться на протяжении всего долгосрочного периода 2019-2023 годов. Также ФАС России отмечает, что планируя проведение текущего ремонта МУП «Водоканал» учитывает в 2019 году расходы в 2 - 2,5 раза выше последующих годов долгосрочного периода регулирования (2019-2023 гг.). В этой связи, по мнению Комиссии, распределение расходов по данной статье с учетом планируемых ремонтных работ на протяжении 2019 - 2023 гг. необходимо осуществлять равными долями.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 406 если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, то расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.

Согласно пункту 14 учетной политики МУП «Водоканал», утвержденной приказом от 29.12.2007 № 411-П (с учетом актуальных изменений), расходы по 23 счету «Вспомогательное производство», расходы отражаемые на 25 счете «Общепроизводственные расходы» и учитываемые расходы на счете 26 «Общехозяйственные (административные) расходы», ежемесячно включаются в состав фактической производственной себестоимости и ежемесячно списываются на счете 20 «Основное производство» (водоснабжение и водоотведение) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, за исключением счета 20 «Расходы по строительно-монтажные работы на сторону».

Согласно данным из ЕГРЮЛ регулируемая организация является многоотраслевым предприятием, которое наряду с основным видом деятельности (распределением воды для питьевых и промышленных нужд) (36.00.2) осуществляет забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд (36.00.1), сбор и обработку сточных вод (37.00), строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (42.21), производство земляных работ (43.12.3) и более 19 иных видов деятельности.

Так как объекты, отраженные на 25 счете «Общепроизводственные расходы», задействованы на всех видах деятельности по аналогии с расходами, отраженными на 26 счете, следовательно, и расходы по содержанию (текущему ремонту) объектов необходимо распределять пропорционально оказываемым видам деятельности.

В материалах тарифной заявки МУП «Водоканал», на основании которых органом регулирования принималось решение об установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг., расходы по счету 26 «Общехозяйственные (административные), расходы» распределены пропорционально заработной плате основных производственных рабочих в отношении питьевого водоснабжения – 44,7 %, водоотведения – 48,9 % и прочего вида деятельности – 6,4 %.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных МУП «Водоканал» по проведению текущего ремонта по общехозяйственным объектам на разногласия в ФАС России, и отсутствие в экспертном заключении доводов по не учету органом регулирования указанных расходов, требования МУП «Водоканал» частично подлежат удовлетворению в связи с чем, дополнительно учету подлежат расходы на ремонт зданий, сооружений, оборудования в сумме 162,07 тыс. рублей. (расчёт произведён исходя из распределения равными долями по годам на протяжении всего долгосрочного периода 2019 - 2023 гг., а также с учетом распределения (по аналогии с административными расходами) по оказываемым видам деятельности согласно учетной политике МУП «Водоканал»).

2. Административные расходы

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

2.1 Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды отдела реализации и сбыта.

Разногласия по данной статье возникли в связи с исключением органом регулирования дополнительно заявленной МУП «Водоканал» численности персонала отдела реализации и учета (заместителя начальника отдела, инженера, кассира).

Нормативная численность специалистов по организации и учету водопотребления и водоотведения по абонентам рассчитана МУП «Водоканал» согласно приказу Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 и составила 35,1 единиц. На основании нормативов численности работников организаций коммунального комплекса, занятых водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, разработанных ЗАО «Центр муниципальной экономики и права в размере 23,01 единиц.

Плановая численность специалистов отдела реализации и учета установлена органом регулирования в размере 10 человек (по факту 2017 года), что подтверждается прилагаемыми табелями учета рабочего времени. В штатном расписании аппарата управления и цехового персонала, утвержденном руководителем МУП «Водоканал» и согласованным начальником Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана, на 2019 год (далее – Штатное расписание АУП), численность работников отдела реализации и учета составила 19,5 человек. Таким образом, численность, заявленная МУП «Водоканал» на разногласия по водоснабжению и водоотведению, составила 9,5 человек.

Расчет заработной платы заместителя начальника отдела, инженеров, кассиров выполнен МУП «Водоканал» на основании Штатного расписания АУП в соответствии с Коллективным договором, заключенным между работодателем и работниками МУП «Водоканал» на 2017-2019 годы, с учетом соглашения о внесении дополнений в коллективный договор от 29.12.2018.

Таким образом, сумма затрат по данной статье составила по водоотведению 14 298,3 тыс. руб., разница составила 1 995,90 тыс. руб.

В рамках рассмотрения заявлений МУП «Водоканал» представлены возражения к отзыву Министерства экономического развития Республики Хакасия на заявления о разногласиях МУП «Водоканал» (исх. от 24.05.2019 № 1872), в котором указаны пояснения в части необходимости дополнительного учета средств оплаты труда административно-управленческого персонала. Размер средней заработной платы не является предметом рассматриваемых разногласий, разногласия возникли в связи с исключением органом регулирования дополнительной численности работников отдела реализации и учета (заместителя начальника отдела, инженера, кассира).

Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды административно-управленческого персонала (далее - АУП) приняты Органом регулирования в размере 32 781,36 тыс. руб. в целом по предприятию исходя из фактической численности в размере 45,80 штатных единиц и средней заработной платы - 45 775,78 руб./мес. с применением тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Отраслевому тарифному соглашению в размере 10 303 руб./мес., среднего тарифного коэффициента, сложившегося по факту 2017 года, в размере 2,72, а также фактически сложившихся доплат за 2017 год в размере 2,09 %, (ФОТ АУП – 25 158,37 тыс. руб.; отчисления – 7 622,99 тыс. руб., (30,3 % от ФОТ).

При определении расходов на оплату труда АУП, учтенных в составе НВВ МУП «Водоканал» на 2019 год, органом регулирования принята численность административно - управленческого персонала согласно фактической численности производственных рабочих МУП «Водоканал» за 2017 год, что подтверждено отчетностью предприятия, в том числе штатным расписанием. На момент установления тарифов заявленные расходы МУП «Водоканал» не были подтверждены документально. Подтверждение фактически понесенных МУП «Водоканал» затрат за 2017 год по заявленной численности не было предоставлено. На момент тарифной кампании 2019 года регулируемой организацией представлено новое штатное расписание на 2019 год, в связи с чем оценить реальный объем затрат для включения в состав операционных расходов Органом регулирования не представлялось возможным.

В соответствии с пунктом 25 Методических указаний № 1746-э к административным расходам относятся: расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда; арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; прочие расходы.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Приказа № 66 в перечень выполняемых работ отдела (абонентского) по организации реализации и учета водопотребления и водоотведения по абонентам входит: заключение договоров с абонентами; производство расчетов с абонентами за отпуск воды и прием сточных вод на основе действующих правил, договоров и установленных графиков; контроль правильности снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод).

Расчет численности персонала МУП «Водоканал» проведен в соответствии с параметрами, указанными в пункте 2.1.3 6 Приказа № 66.

Исходя из вышеуказанных данных, подтверждающих увеличение нагрузки на персонал, ввиду заключенных регулируемой организацией прямых договоров в 2018 - 2019 году у МУП «Водоканал» автоматически возникает прямая необходимость в привлечении в штат дополнительных единиц персонала по абонентскому отделу.

ФАС России обращает внимание на то, что заключение прямых договоров является прямой обязанностью регулируемой организации в соответствии с положениями Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». ФАС России проведен расчет численности абонентского отдела в соответствии пунктом 2.2.4 Приказа № 66 и с пунктом 83 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В соответствии с произведенным ФАС России расчетом численность персонала МУП «Водоканал» по абонентскому отделу с учетом коэффициента невыходов в размере 1,18 составила 35,3 единицы, что выше заявленной МУП «Водоканал» на 2019 год. Справочно в Орган регулирования было заявлено 44 592 количество планируемых абонентов на 2019 год, согласно актуализированным данным по состоянию на 28.05.2019 число абонентов составило 44 069.

При этом ФАС России отмечает, что распределение экономически обоснованных расходов в части ФОТ и отчислений от заработной платы отдела реализации необходимо осуществлять исходя из распределения, закрепленного в Учетной политике МУП «Водоканал» по 26 счету «Административные расходы».

Одновременно ФАС России отмечает, что при анализе разрядов персонала отдела реализации и учета, отраженных в штатном расписании аппарата управления и цехового персонала, выявлено завышение разряда должности кассира. В соответствии с пунктом 2.2.3 приказа Госстроя РФ от 31.03.99 № 81 «Об утверждении методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» разряд кассира с учетом старшего кассира учитывается от 3 до 4, при этом МУП «Водоканал» применяется 5 разряд.

В этой связи ФАС России при расчете фонда оплаты труда абонентского отдела расчет заработной платы кассира произведен с учетом 4 разряда.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо учесть численность отдела реализации и учета (заместителя начальника отдела, инженеров, кассиров) МУП «Водоканал» по виду деятельности водоотведение на уровне 4,65 единицы. В результате чего расходы по статье «Расходы на оплату труда и отчисления от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (отдел реализации и учета)» в составе административных расходов в размере – 1 967,70 тыс. руб. подлежат дополнительному учету в составе НВВ МУП «Водоканал» 2019 года.

Вследствие того, что расходы на отчисления на социальные нужды взаимозависимы от фонда оплаты труда АУП, органу регулирования также необходимо пересчитать и дополнительно учесть расходы на социальные нужды от фонда оплаты труда АУП в размере 596,2 тыс. рублей.

2.2 Статья «Программное обслуживание»

На разногласия МУП «Водоканал» заявлена сумма по водоотведению в размере 1 701,40 тыс. рублей. К затратам по данной статье отнесено программное обслуживание, осуществляемое ООО «Хакасский муниципальный банк» по обработке коммунальных платежей и приему платежей населения города с использованием системы «ИПС Абакан». Стоимость обслуживания одного лицевого счета в соответствии с заключенным договором составляет 5 руб. (без НДС). В связи со вступлением в силу Закона № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» 3 апреля 2018 года, жители многоквартирных домов (далее - МКД) вправе заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией, помимо указанного МУП «Водоканал» вправе расторгнуть договоры с жилищными организациями в случае наличия у них задолженности перед предприятием более 2-х месяцев, и заключить «прямые» договоры с собственниками жилых помещений в МКД. Переход на «прямые» договоры с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах влечет увеличение количества лицевых счетов, обслуживаемых ООО «Хакасский муниципальный банк», и тем самым увеличение расходов на программное обслуживание.

Планируемое МУП «Водоканал» на 2019 год количество обслуживаемых «прямые» договоров по МКД (количество лицевых счетов по МКД), представленных в орган регулирования в тарифном деле составило 39 996 шт. Расчет расходов по программному обслуживанию осуществлен МУП «Водоканал» исходя из 39 996 лицевых счетов по МКД и фактических расходов 2017 и 2018 года.

В связи с увеличением количества управляющих компаний, обратившихся в МУП «Водоканал» с инициативой о переводе лицевых счетов для расчетов по «прямым» договорам, регулируемой организацией в сентябре 2018 года в орган регулирования были представлены дополнительные расчеты затрат по программному обслуживанию и документы, подтверждающие количество обслуживаемых лицевых счетов.

Прогнозируемое количество обслуживаемых лицевых счетов по всем организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, по итогам 2019 года составило 62 602 лицевых счетов.

В соответствии с информацией, представленной Управлением коммунального хозяйства и транспорта города Абакана, по состоянию на 01.01.2019 в городе Абакане - 72 853 квартиры (данная информация на момент тарифной кампании у органа регулирования отсутствовала).

Органом регулирования затраты по данной статье признаны экономически обоснованными в размере – 337,86 тыс. руб., на уровне плановых показателей 2018 года, с применением индекса потребительских цен в размере 104,6 %, а также с учетом фактического расходования средств по данной статье в 2017 году. В обоснование МУП «Водоканал» представлены документы, подтверждающие фактическое расходование данных средств в соответствии с договором от 14.09.209 № 09/22А, заключенным с ООО «Хакасский муниципальный банк» (дополнительное соглашение от 01.07.2016 б/н к договору от 14.09.209 № 09/22А).

В соответствии с пунктом 64 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Пунктом 65 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотреноесли иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

МУП «Водоканал» предоставлены в ФАС России пояснения относительно того, что расходы по приему платежей граждан за питьевое водоснабжение и водоотведение в составе платы содержания и ремонта жилого помещения организаций, осуществляющих управление МКД, не учитываются, что подтверждается письмами управляющих компаний.

В орган регулирования МУП «Водоканал» представлена динамика увеличения заключенных договоров с жителями МКД (по состоянию на сентябрь 2018 года число договоров с собственниками МКД уже составляло 15 460). Фактические расходы по данной статье, представленные в ФАС России в ходе рассмотрения спора, за 2018 год составили 616,1 тыс. руб., за 2017 год — 365,5 тыс. руб., за 2016 год — 327,29 тыс. руб. При анализе заявленных расходов ФАС России также руководствовалось судебной практикой (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.11.2010 дело № А74-3265/2010).

Учитывая вышеизложенное, а также проанализировав представленные МУП «Водоканал» письмом исх. от 24.05.2019 № 1876 данные, подтверждающие увеличение заключенных «прямых» договоров с потребителями (по состоянию на 24.05.2019 число прямых договоров, заключенных со всеми собственниками – 42 193 лицевых счетов, в том числе 39 792 лицевых счета по МКД; на июнь - 44 069 лицевых счетов, в том числе по МКД — 41 668 лицевых счетов), требования МУП «Водоканал» признаны обоснованными ФАС России, в связи с чем дополнительному учету в составе НВВ МУП «Водоканал» 2019 года по водоотведению подлежит сумма в размере 1 331,80 тыс. руб. (При анализе заявленных МУП «Водоканал» расходов ФАС России также руководствовалось судебной практикой (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.11.2010 дело № А74-3265/2010).

2.3 «Услуги банка»

Расходы на услуги банка заявлены МУП «Водоканал» на 2019 год в размере 1 001,20 тыс. руб., органом регулирования учтены на уровне 319,4 тыс. руб., в этой связи сумма разногласий составила 681,80 тыс. руб. Данная статья затрат включает вознаграждение банку за прием платежей по прямым договорам с собственниками помещений МКД в количестве 39 996. При переходе на систему взаиморасчетов по «прямым» договорам с собственниками расходы по расчету МУП «Водоканал» заявлены в орган регулирования расходы с учетом комиссии банка в размере 1,0 % от начислений за коммунальные услуги.

Расчет указанных затрат включает в себя услуги банка, оказываемые ООО «Хакасский муниципальный банк» по договорам на расчетно-кассовое обслуживание от 31.05.2000 № 504/1, а так же комиссии за прием платежей от 14.09.2009 № 09/22А, от 01.07.2009 б/н. Документы, подтверждающие, по мнению Заявителя, обоснованность понесенных расходов (выписки из главной книги, копии договоров банковских счетов, карточка счета 91.2 за 2017 год), представлены как в орган регулирования, так и в ФАС России на разногласия. Также данная статья затрат включает ежемесячную абонентскую плату за ведение счета; выдачу справок о наличии счета, остатка по счету; абонентскую плата за пользование системой «Банк - Клиент»; безналичные перечисления средств со счета; оформление (замена) карточки с образцами подписей и оттиска печати; предоставление заверенной копии карточки с образцами подписей; комиссию за зачисление заработной платы на карт-счета работников в ООО «ХМБ». В соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией заключение договора в письменной форме не требуется. Информация о переходе жильцов на обслуживание от управляющих компаний к МУП «Водоканал» отражена в протоколах собрания собственников жилых помещений.

Согласно информации, отраженной в протоколах собрания собственников жилых помещений, направленных в адрес МУП «Водоканал», ежемесячно объем обслуживания возрастает. После вступления в силу Закона № 59-ФЗ, объем реализации услуг водоснабжения по прямым договорам к сентябрю 2018 составил 15 460 лицевых счетов. В этой связи пропорционально также увеличился объем начислений и платежей в банк.

Органом регулирования затраты на «Услуги банка» признаны экономически обоснованными в размере 319,4 тыс. руб. на уровне плана 2018 года с применением индекса потребительских цен на 2019 год в размере 104,6 %, но не учтены фактические данные по «прямым» договорам, которые были заключены МУП «Водоканал» на момент установления тарифов.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В соответствии с пунктом 65 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

ФАС России отмечает, что учет расходов по получению вознаграждения за прием платежей отдельных хозяйствующих субъектов в составе тарифов приводит к тому, что потребители, оплачивающие коммунальные услуги в банках, не заключивших договоры по приему платежей с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг), уплачивают «двойную» комиссию за прием данных платежей: первый раз - в тарифной составляющей, второй – при оплате услуг в выбранном банке, с которым не заключен договор по приему платежей.

В этой связи, требования по учету расходов, связанных с оплатой банку вознаграждения в размере 1,0 % от суммы принятых платежей в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.2 договора от 28.05.2004 с ООО «Хакасский муниципальный банк» за прием и перевод платежей потребителей услуг, не подлежат удовлетворению.

3. «Расходы на компенсацию экономически обоснованных и фактически понесенных, но ранее не учтенных Органом регулирования в НВВ МУП города Абакана «Водоканал» 2017 года».

МУП города Абакана «Водоканал» на разногласия в ФАС России заявлены фактически понесенные, но неучтенные расходы 2017 года. Сумма заявленных расходов составила – 3 471,3 тыс. руб., в том числе: «Расходы на уплату процентов по займам кредитам» - 1 764,4 тыс. руб.; «Общехозяйственные расходы» - 1 706,9 тыс. руб. в части капитального ремонта — 340,5 тыс. руб., текущего ремонта — 357,0 тыс. руб., запчасти — 548,1 тыс. руб., топливо ГСМ — 284,3 тыс. руб., услуги автотранспорта и механизмов — 11,70 тыс. руб., тех. осмотр автомобилей и спец. техники — 14,8 тыс. руб., подготовка кадров — 24,3 тыс. руб., поверка и ремонт средств измерения — 19,8 тыс. руб., анализ воздуха — 14,9 тыс. руб., проект нормативов образования отходов — 59,8 тыс. руб., поверка и испытание электроизмерительного комплекса — 31,7 тыс. руб.

В представленном на разногласия в ФАС России отзыве Министерства экономического развития Республики Хакассии (исх. от 26.03.2019 № 050-050/1142 вх. от 08.04.2019 № 59254/19) Орган регулирования отмечает, что расходы по статье «Компенсация экономически обоснованных расходов фактически понесенных, но ранее не учтенных Органом регулирования в составе НВВ МУП «Водоканал» по водоотведению 2017 года органом регулирования учтена по данной статье сумма в размере 3 196,6 тыс. руб.

Согласно положениям, закреплённым в Основах ценообразования № 406, операционные расходы ежегодно в рамках долгосрочного периода регулирования рассчитываются исходя из базового уровня операционных расходов, являющегося долгосрочным параметром регулирования, который в течение долгосрочного периода не подлежит изменению.

Базовый уровень операционных расходов (далее – ОР) утвержден в качестве долгосрочного параметра регулирования приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.06.2016 № 27-в «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.11.2015 № 150-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы».

При установлении базового уровня ОР для МУП «Водоканал» на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов орган регулирования указывает на то, что Министерством приняты все экономически обоснованные расходы по статьям в соответствии с представленными предприятием документами в составе тарифной заявки МУП «Водоканал» 2019 года. При установлении долгосрочных параметров регулирования и формировании НВВ МУП «Водоканал» в рамках долгосрочного периода 2016 - 2018 годов согласно Основам ценообразования № 406 органом регулирования проведен анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущих периодах регулирования, по итогам которого учтены результаты деятельности предприятия за предыдущий период регулирования, а именно за 2014 – 2015 гг.

Также, органом регулирования произведена корректировка НВВ МУП «Водоканал» 2016 года в соответствии с приказом ФАС от 27.05.2016 № 675/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП г. Абакан «Водоканал» и Государственным комитетам по тарифам и энергетике Республики Хакасия», в связи с чем, по мнению органа регулирования, на первый год долгосрочного периода регулирования для МУП «Водоканал» необходимая валовая выручка, в том числе и базовый уровень операционных расходов, установлены в экономически обоснованном размере.

Кроме того Министерство отмечает, что МУП «Водоканал» ежегодно превышает учтенные органом регулирования расходы по статьям затрат, как правило – ФОТ, отчисления на социальные нужды, расходы из прибыли, сбытовые расходы, привлекая на вышеуказанные цели заемные средства, впоследствии предлагая включить фактические расходы в последующие периоды регулирования, не предоставляя документального подтверждения в обоснованности понесенных затрат.

МУП «Водоканал» в письме от 24.05.2019 № 1872 представлены возражения к отзыву Министерства экономического развития Республики Хакасия от 26.03.2019 № 050-050/1142, где указывается на то, что данные расходы были заявлены в орган регулирования и частично подлежали удовлетворению в части расходов по статьям «Электроэнергия», «Неподконтрольные расходы (налоги)». По возмещению фактически понесенных, но не ученных в части операционных расходов 2017 года МУП «Водоканал» было отказано.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно подпункту (а) пункта 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится базовый уровень операционных расходов.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 и с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, учитывая, что производственные расходы (расходы на осуществление производственного контроля качества воды (химический анализ воды), расходы по разработке проектов), общехозяйственные расходы (в том числе расходы по капитальному ремонту, текущему ремонту, расходы на приобретение запчастей, топливо и ГСМ, услуги автотранспорта и механизмов, технический осмотр автомобилей и спец. техники, подготовка кадров, поверка и ремонт средств измерения, анализ воздуха, проект нормативов образования отходов, аккредитация лаборатории, поверка и испытание электроизмерительного комплекса), ремонтные расходы являются составляющими операционных расходов, фактическая потребность по которым анализируется органом регулирования исключительно после завершения полного долгосрочного периода регулирования, в условиях того, что экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, могут подлежать к учету только в случае, если указанные затраты не учитывались в составе долгосрочного периода регулирования, при этом являлись обязательными к выплатам согласно требованиям законодательства Российской Федерации, Заявителю отказано в удовлетворении требований по вышеуказанным статьям затрат.

Одновременно в части расходов на ремонт, фактически понесённых МУП «Водоканал», но не учтённых органом регулирования в 2017 году ввиду проведения внеплановых ремонтных работ ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются: а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 и пункту 24 Методических указаний №1746-э при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Затраты по ремонту основных фондов являются расходами по созданию амортизируемого имущества, которые не учитываются в целях налогообложения при формировании прибыли, а снижая налогооблагаемую базу принимаются к вычету посредством амортизационных отчислений после принятия к учету основного средства. Начисляемые в соответствии с правилами бухгалтерского и налогового учета амортизационные отчисления накапливаются в целях компенсации износа основных фондов, для воспроизводства и восстановления основных фондов (возмещения выбывших основных фондов).

Согласно пунктам 3.8 и 3.16 Положения о проведении планового – предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства», утвержденного протоколом № 13-8 Госстроя РСФСР от 1 июня 1989 года и управлением жилищно-гражданского строительства Госстроя УССР от 21 сентября 1989 года № 2/329 (далее – Положение о ремонтах), ремонтные работы по текущему ремонту, производимые в процессе капитального ремонта, осуществляются за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт и осуществляются за счет амортизационных отчислений, предназначенных на указанные цели.

Согласно пункту 4.1 Положение о ремонтах обязательно для применения предприятиями ВКХ.

Таким образом, ФАС России отмечает, что амортизационные отчисления могут направляться МУП «Водоканал» на реализацию мероприятий по проведению аварийно-восстановительных, текущих и капитальных работ, что, в свою очередь, не нарушает положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э, Налогового кодекса и бухгалтерского учета.

6. «Неподконтрольные расходы в части сбытовых расходов гарантирующей организации 2017 года ».

МУП г. Абакана «Водоканал» на разногласия в ФАС России заявлены сбытовые расходы гарантирующей организации в размере — 2 700,30 тыс. руб. Данные расходы возникли по причине списания дебиторской задолженности, признанной безнадежной в 2017 году. МУП г. Абакана «Водоканал» считает, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 № 34Н, на основании результатов инвентаризации обязательств, проведенной согласно приказу МУП «Водоканал», от 17.03.2017 № 89-П «О списании сумм задолженностей по обязательствам и о создании резерва по сомнительным долгам» заявленные средства по сбытовым расходам подлежат к учету в обязательном порядке.

В отношении должников, суммы задолженностей которых были признаны безнадежными и списанными, МУП «Водоканал» регулярно обращалось с исковыми требованиями в Арбитражный суд Республики Хакасия, исполнительные листы направлялись либо в службу судебных приставов, либо в банки для принудительного взыскания, в результате чего большая доля задолженности была погашена. Помимо этого, МУП «Водоканал» регулярно направлялись запросы о ходе исполнительного производства, подавались жалобы в вышестоящий орган службы судебных приставов. МУП «Водоканал» неоднократно обращалось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями о признании должника банкротом. В результате указанных обращений организации погашали долги, и дело о признании банкротом прекращалось, но впоследствии задолженность вновь накапливалась и при банкротстве предприятий по окончанию конкурсного производства МУП «Водоканал» было вынуждено списывать задолженность (выписки из ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие данные факты, представлены в тарифном деле). При этом, законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позволяет ограничивать или приостанавливать предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных жилых домах, а также потребителям социально значимых категорий.

В этой связи понесенные, но не учтенные органом регулирования расходы по расчету МУП «Водоканал» в части безнадежной и нереальной ко взысканию дебиторской задолженности по водоотведению по итогам 2017 года составили 2 700,3 тыс. рублей.

Для подтверждения фактической списанной дебиторской задолженности в разрезе наименования должника, реквизитов заключенного договора, сумм и оснований для списания долга, регулируемой организацией представлен реестр безнадежной и нереальной для взыскания дебиторской задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, списанной в 2017 году, с приложением бухгалтерской справки по списанным безнадежным долгам, копии приказа о списании сумм задолженности по обязательствам и о создании резерва по сомнительным долгам, копий судебных приказов, копии оборотно-сальдовых ведомостей по счету 62.1 и 91.2, реестр задолженности по населению с истекшим сроком исковой давности, подтверждающий списание в 2017 году.

Согласно представленным материалам и расчетам Министерства экономического развития Республики Хакасия на заявление МУП г. Абакана «Водоканал» о разногласиях в области государственного регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по приказу от 19.12.2018   № 98-В в части оспариваемых расходов, относящихся к неподконтрольным расходам, по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» в составе НВВ МУП «Водоканал» на 2017 год органом регулирования учтена по водоотведению сумма средств в размере 2 745,41 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 и пункту 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с Законом Республики Хакасия от 17.12.2014 № 117-ЗРХ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.11.2014 № 76-ПП «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2015 год», на основании Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 (с последующими изменениями), и приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 19.01.2015 № 2-к тарифы для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2015 год утверждены льготные тарифы для населения (то есть ниже экономически обоснованных тарифов).

Согласно представленным в рабочем порядке пояснениям от 24.05.2019 года, субсидии, перечисляемые Минфином Республики Хакасия по выпадающим доходам, возникшим в результате разницы между экономически обоснованным тарифом и установленным льготным тарифом для населения признаются доходами по факту получения и отражаются на счете 91.1. «Прочие доходы», в выручке от основного вида деятельности не учитываются.

При анализе материалов тарифного дела ФАС России было установлено, что при расчете расходов по статье «Сбытовые расходы гарантирующей организации» на 2017 год сумма расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ МУП «Водоканал», должна была составить по двум регулируемым видам деятельности 3 684,04 тыс. рублей. Расчет расходов по данной статье необходимо производить в соответствии с объемами услуг, реализованными населению, и утвержденными тарифами на питьевое водоснабжение и водоотведение для населения в 2015 году. Так как разница между экономически обоснованными тарифами для МУП г. Абакана «Водоканал» и тарифом для населения финансируется из бюджета Республики Хакасия, следовательно, частичное возмещение сбытовых расходов будет учитываться в финансируемых (датируемых) средствах.

Для расчета расходов по сомнительным долгам необходимо принимать тарифы, утверждённые для населения, иной способ расчета приведет к частичному задвоению учета затрат.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Вышеуказанный расчет не подтверждает заявленные на разногласия в ФАС России требования МУП «Водоканал», более того свидетельствует о необходимости исключения из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации по водоотведению суммы средств с размере 38,508 тыс. руб.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между МУП города Абакана «Водоканал» и Министерство экономического развития Республики Хакасия (исх. от 04.03.2019 № 861, вх. от 05.03.2019 № 36800/19),

 

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство экономического развития Республики Хакасия нарушившим при установлении тарифов на водоотведение МУП «Водоканал» на 2019 год пункты 16, 24, 22, 39, 41, 42, 52 Основ ценообразования № 406.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о рассмотрении разногласий между МУП «Водоканал» и Министерством экономического развития Республики Хакасия (исх. от 04.03.2019 № 861, вх. от 05.03.2019 № 36800/19).

3. Предписать органу исполнительной власти Республики Хакасии в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.07.2019 (включительно):

- дополнительно учесть в составе НВВ по водоотведению в части общехозяйственных расходов затраты по подстатье «Капитальный ремонт объектов общехозяйственного назначения» в размере 68,23 тыс. руб., а также по подстатье «Текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования» в размере 162,07 тыс. руб.;

- дополнительно учесть в составе административно-управленческого персонала по водоотведению 4,65 ед.;

- дополнительно учесть в составе НВВ по водоотведению расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в размере 1 967,7 тыс. руб. и отчисления на социальные нужды в размере 596,2 тыс. рублей в связи с увеличением численности административно-управленческого персонала по абонентскому отделу;

- дополнительно учесть в составе НВВ по водоотведению в части административных расходов затраты по подстатье «Программное обеспечение» в размере 1 331,8 тыс. руб.;

- исключить из состава НВВ по водоотведению экономически необоснованные расходы, учтенные органом регулирования в 2017 году в части сбытовых расходов гарантирующей организации в сумме 38,508 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Республики Хакасии в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.07.2019 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоотведение в том числе долгосрочных параметров регулирования (базовый уровень операционных расходов), установленных для МУП «Водоканал» на 2019 - 2023 гг. на основании требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Хакасии в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере водоотведения для МУП «Водоканал» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Хакасии в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для МУП «Водоканал» цен (тарифов) в сфере водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МУП «Водоканал».

Связанные организации

МУП г. Абакана «Водоканал»
ИНН 1901037777, ОГРН 1021900519255
Департамент тарифного регулирования Министерства экономического развития Республики Хакасия
ИНН 1901090185, ОГРН 1091901001939