Решение №СП/50171/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению ... от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Каширский РО» (далее — Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 17.02.2023 № 565, вх. от 17.02.2023 рег. № 25103/23), возникший с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее — орган регулирования, Комитет) по вопросу установленного тарифа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, представителей ООО «Каширский РО» управляющей организации ООО «Управляющая компания «Региональный оператор» в лице <...>, <...>, <...>, <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 17.02.2023 № 565, вх. от 17.02.2023 рег. № 25103/23) о разногласиях между ООО «Каширский РО» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, орган регулирования) по распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023-2028 годы» от 20 ноября 2022 года № 205-Р.

ООО «Каширский РО» в адрес ФАС России направлено (исх. от 19.06.2023 № 2351/1, вх. от 20.06.2023 № 93190-ЭП/23) ходатайство об отзыве статей затрат «Фактические расходы на транспортирование за 2021 г.», «Экономически необоснованные доходы/расходы» и «Корректировка необходимой валовой выручки, учтенная в тарифных решениях по годам в предыдущие периоды» при рассмотрении досудебного спора.

Тариф для ООО «Каширский РО» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден в размере с 01.12.2022 по 31.12.2023 – 879,39 руб./куб.м. (без учета НДС) и 1 055,27 руб./куб.м. (с учетом НДС).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 884,60 руб./куб. м. (без учета НДС) и 1 061,53 (с учетом НДС).

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для ООО «Каширский РО» на 2023 год в части оказываемых региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 3 722 937,24 тыс. руб.

Заявленная ООО «Каширский РО» на досудебный спор НВВ на 2023 год в части оказываемых региональным оператором услуг по обращению с ТКО составляет 3 745 024,87 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 22 087,63 тыс. руб.

Величина объема (массы) твердых коммунальных отходов, принятая органом регулирования на 2023 год, составляет 4 233,56 тыс. куб. м. / 579,94 тыс. тонн.

В поданном заявлении ООО «Каширский РО» указывает на то, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении для регионального оператора тарифа по обращению с твердых коммунальных отходов на 2023 год, в связи с чем просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на обращение с ТКО на 2023 год следующие статьи затрат:

 

№ п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий)

Величина спора /разногласий по статье

утвержденная Комитетом на расчетный период

заявленная в Комитет на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А)

1

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала за 2021 год, в том числе:

119 538,33

140 024,39

140 024,39

20 486,06

1.1

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

97 149,13

113 798,21

113 798,21

16 649,08

1.2

Отчисления, тыс. руб.

22 389,20

26 226,18

26 226,18

3 836,98

2

Расчетная предпринимательская прибыль на 2023 год, тыс. руб.

9 039,09

39 327,47

10 640,67

1 601,58

 

Итого, тыс. руб.

128 577,42

179 351,86

150 665,06

22 087,64

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 484 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом № 89-ФЗ, Правилами регулирования тарифов № 484 и иными нормативными правовыми актами в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

  1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала по факту 2021 года

Между ООО «Каширский РО» и органом регулирования возникли разногласия в части учета органом регулирования размера фактически сложившихся расходов по фонду оплаты труда и отчислениям на социальные нужды за 2021 год, который не учтены органом регулирования при корректировке фактической НВВ 2021 года.

ООО «Каширский РО» заявляет расходы по статье «Оплата труда и отчисления на социальные нужды персонала» по итогам 2021 года в размере 140 024,39 тыс. руб., в том числе: расходы на оплату труда – 113 798,21 тыс. руб.; расходы на отчисления на социальные нужды – 26 226,18 тыс. руб.

Комитетом по ценам и тарифам Московской области при корректировке фактической НВВ 2021 года расходы по статье «Оплата труда и отчислений на социальные нужды персонала» учтены в размере 119 538,33 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда – 97 149,13 тыс. руб.; расходы на отчисления на социальные нужды – 22 389,20 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составила 20 486,06 тыс. руб., в том числе по расходам на оплату труда – 16 649,08 тыс. руб., по отчислениям на социальные нужды – 3 836,98 тыс. руб.

Объем и сумма разногласий, заявленные ООО «Каширский РО» в орган регулирования и ФАС России, представлена в таблице ниже.

№ п/п

Наименование статьи

Комитет по ценам и тарифам

ООО «Каширский РО»

Объем разногласий

заявленная в Комитет

заявленная в ФАС

1

Фактические расходы на заклю-чение и обслуживание договоров в части расходов на оплату труда и отчислений на соц. нужды персонала за 2021 год (тыс. руб.)

119 538,33

140 024,39

140 024,39

20 486,06

1.1

ФОТ (тыс. руб.)

97 149,13

113 798,21

113 798,21

16 649,08

 

Численность (ед.)

130,30

130,30

130,30

00,00

 

среднемесячная оплата труда (руб. в мес.)

62 131,70

72 723,81

72 723,81

10 592,11

1.2

Отчисления (тыс. руб.)

22 389,20

26 226,18

26 226,18

3 836,98

Отмечаем, что спор по учету органом регулирования фактической численности персонала отсутствует.

По мнению регулируемой организации, отклонение по средней заработной плате связано с применением Комитетом за 2021 год средней заработной платы работников в размере 62 131,70 руб./мес. согласно официальной статистической информации, размещенной на официальном сайте государственной статистики ЕМИСС.

Регулируемая организация указывает на то, что согласно экспертному заключению № 14 об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора ООО «Каширский РО» (год регулирования (заявки) — 2022) органом регулирования при оценке фактической заработной платы за 2020 год ООО «Каширский РО» была применена среднемесячная заработная плата за период январь-декабрь 2020 г. в размере 64 331,3 руб./мес. с учетом официальной статистической информации, размещенной на официальном сайте государственной статистики ЕМИСС (раздел 6.2.). Таким образом, применяемая Комитетом среднемесячная заработная плата при расчете фактических расходов на оплату труда составила: на 2020 год - 64 331,3 руб./мес.; на 2021 год - 62 131,70 руб./мес. (снижение на 2 199,6 руб./мес. на 1 сотрудника или 3,4%).

Исходя из вышеизложенного, регулируемая организация считает, что Комитетом существенно ухудшены учитываемые в 2021 год условия оплаты труда по отношению к аналогичному показателю предыдущего фактического периода за 2020 год, в то время как согласно пункту 3.2. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения от 08.12.2016 (в редакции от 05.12.2022) (далее — ОТС), размеры, порядок и условия компенсаций не могут быть ухудшены или снижены по сравнению с порядком, условиями и размером фактически реализуемых в отношении данных работников мер по состоянию на день внесения изменений по результатам СОУТ (ст. 15 - ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По данным ООО «Каширский РО» фактическая среднемесячная заработная плата на 1 работника за 2021 год составила 72 723,81 руб./мес., что, по мнению регулируемой организации, не превышает среднемесячную заработную плату административного персонала в размере 85 053,0 руб./мес., согласно информации Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области (далее - Мосстат) (письмо от 01.08.2022 № ОС-57-21/2032-ДР) о средней заработной плате категорий персонала «Руководители» и «Специалисты». Данная информация представлена ООО «Каширский РО» в качестве аргументации ввиду того, что фактический штат численности регионального оператора осуществляет услуги по организации сбора ТКО и заключению договоров с потребителями, операторами, данный персонал не относится к категории «Рабочие». Предлагаемые Обществом показатели фактического фонда оплаты труда за 2021 год не превышают фактических показателей средней заработной платы работников организаций Мособласти (без субъектов малого предпринимательства) по данным Мосстат.

В составе обосновывающих материалов и тарифного предложения Заявителем представлен «Расчет расходов на оплату труда ООО «Каширский РО», проведенный в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 по форме, утвержденной Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/16, расчет тарифного коэффициента и ступени оплаты труда в 2021 году по окладам должностей; расчет численности персонала по приказам Минстроя России от 23.03.2020 № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства» и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.01.2021 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда». Также регулируемой организацией представлена статистическая Форма № МП (микро) от 02.02.2022 с информацией о среднесписочной численности за 2021 год в количестве 130,3 ед.; приказ ООО «Каширский РО» от 01.09.2021 № 0109/21-03/ОД «Об утверждении Методики премирования по результатам деятельности работников коммерции»; приказ ООО «Каширский РО» от 01.09.2021 № 0109/21-04/00 «Об утверждении Методики премирования по результатам деятельности работников сервиса»; приказ ООО «Каширский РО» от 11.01.2021 № 1101/21-01/ОД «Об утверждении Правил установления должностных окладов и введении их в действие» (с учетом изм. от 01.03.2021 №0103/21-01/ОД); Оборотно-сальдовая ведомость по счетам 20 и 26 за 2021 год.

В отзыве, направленном органом регулирования в адрес ФАС России исх. от 22.03.2023 № 32 Исх-724/15, вх. от 22.03.2023 № 42745-М/23 (далее - отзыв) указано, что представленные ООО «Каширский РО» оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20.01, 26, 69, 70 отражают лишь общие суммы расходов на оплату труда без каких-либо расшифровок и пояснений. Содержащиеся в них сведения не позволяют установить заработные платы сотрудников, наличие или отсутствие сотрудников, работающих по совместительству, пропорциональность распределения заработных плат.

Комитет указывает на то, что при установлении тарифов на 2022 год орган регулирования руководствовался данными, отраженными в письме Управления Федеральной службы государственной статистике по г. Москве и Московской области (Мосстат) от 03.08.2021 № АК-52-21/431-ИС, в котором сообщается о среднемесячной начисленной заработной плате по видам экономической деятельности, относящихся к сфере обращения с отходами за 2020 год. В связи с тем, что регулируемые организации региона не относятся к субъектам малого предпринимательства, при определении фактических расходов по оплате труда органом регулирования были применены статистические данные Мосстат по показателю Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с 2017 г. по ОКВЭД2 (Сбор отходов) за 2020 год в размере 64 331,30 руб.

При определении фактических расходов на оплату труда регулируемой организации за 2021 год Комитетом применен аналогичный подход, согласно которому размер заработной платы на одного работника по ОКВЭД2 (Сбор отходов) составил 62 131,70 руб. в месяц.

Таким образом, расходы по данной статье Комитетом приняты в размере 97 149,13 тыс. руб. исходя из среднесписочной численности в размере 130,3 ед., проверенной сервисом «Прозрачный бизнес» на сайте www.pb.nalog.ru, и средним размером заработной платы в размере 62 131,70 руб./чел. в месяц, что ниже заявленной организацией на 14,56 %. Комитетом заработная плата принята с учётом непревышения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Московской области по виду деятельности «Сбор отходов» за период январь - декабрь 2021 г по данным ЕМИСС. Кроме того, орган регулирования отмечает, что организация в рамках тарифной кампании представила аналогичное письмо от Мосстат от 01.08.2022 № ОС-52-21/2034ДР, где указана та же заработная плата, но дополненная информацией о средней зарплате руководителей, специалистов и других служащих, рабочих.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Регулируемая организация при обосновании заявленных требований в части фонда оплаты труда ссылается на письмо ФАС России от 26.11.2018 № ВК/96368/19 в котором указанно, что размер фонда оплаты труда персонала, подлежащего включению в состав НВВ регулируемой организации, следует учитывать исходя из результатов анализа совокупности различных сведений, в том числе: размера фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденными данными годовой бухгалтерской отчётности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размеров фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогические регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; уровня средней заработной платы в регионе по соответствующему виду экономической деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики.

При этом необходимо отметить, что пунктом 42 Основ ценообразования № 484 не определен приоритетный порядок сведений, которыми необходимо руководствоваться при определении расходов на оплату труда.

В составе материалов тарифной кампании, а также представленных в адрес ФАС России на досудебное рассмотрение спора и разногласий материалах имеется утвержденная тарифная сетка оплаты труда работников общества, приказ о внесении в Правила установления должностных окладов от 11.01.2021 № 1101/21-01/ОД (с измен.) в котором отражены ступени и уровень оплаты труда руководителей и специалистов (АУП и ПП). Так согласно расчёту регулируемой организации у специалиста по охране труда и пожарной безопасности присвоена наименьшая 4 ступень оплаты труда, в соответствии с утвержденной тарифной сеткой оплаты труда тарифный коэффициент определен в диапазоне от 2,8 до 4,6, при этом документов, на основании которых рассчитан и подтверждён тарифный коэффициент в расчёте регулируемой организации не представлено.

Также ООО «Каширский РО» представлено шесть штатных расписаний, утвержденные вышеуказанными приказами организации от 2021 года (далее – штатные расписания). В штатных расписаниях указаны графы, содержащие информацию о тарифной ставке (оклад) и пр., графы о наличии предусмотренных надбавок регулируемой организацией не заполнены. В соответствии с имеющимся штатным расписанием предусмотрен численность от 165 до 176,15 штатных единиц, средняя тарифная ставка (оклад) (исходя из имеющихся штатных расписаний) составила 66 952,21 руб. в мес. (II том).

При расчете расходов на оплату труда ООО «Каширский РО» на 2021 год провел расчет ФОТ в соответствии с приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/16 указана минимальная тарифная ставка первого разряда в размере 11 410 руб., средний тарифный коэффициент у производственного персонала составляет 5,41 у административно-управленческого персонала (далее - АУП) 8,73 размер текущего премирования у производственного персонала 4,96 %, у АУП 0,13%; выплаты связанные с режимом работы варьирует от 0,13 % до 4,96 %. Таким образом, по мнению ООО «Каширский РО» средняя заработная плата по предприятию с учетом всех компенсационных выплат должна составить – 113 819,67 руб. в мес.

Также ООО «Каширский РО» представлена сводная таблица начислений заработной платы работникам за весь период 2021 года по счету 20 и 26 (II том), по итогам которой размер средней заработной платы составляет 72 3081 руб. в мес. При этом необходимо отметить, что при расчете средней заработной платы регулируемой организацией учитываются доплата и оплата за работу в праздничные и выходные дни, оплата сверхурочных часов, дополнительный учебный отпуск (оплачиваемый), командировочные, больничные за счет работодателя, компенсации при увольнении (выходное пособие), дополнительный отпуск за ненормируемый день и основной отпуск, квартальная премия и премия по методике (процентом), а также иные выплаты.

Необходимо отметить, что в представленных в адрес ФАС России материалах отсутствуют сведения об утвержденной ставке первого разряда в размере 11 410 руб., приказы о необходимости выхода специалистов в праздничные и выходные дни, приказы о квартальном премировании АУП и ПП по 2021 году и премировании в соответствии с Методикой премирования по результатам деятельности (КПЭ). Также отсутствуют сведения о размерах (проценте) выплачиваемых квартальных премий и премий в соответствии с исполнением плановых показателей КПЭ работникам службы сервиса и коммерции.

Кроме того необходимо отметить, что в соответствии с Положением об оплате труда и премировании, утвержденным приказом от 02.11.2020 № 0211/20-01/ОД (далее - Положение), предусмотрен порядок, сроки выплаты заработной платы, премии, а также индексации заработной платы и премии.

Согласно пункту 4.2 Положения основанием для начисления заработной платы является штатное расписание, трудовой договор, табель учтенного времени и приказы руководителя общества.

Необходимо отметить, что порядок выплаты премии предусмотрен пунктом 3.6.6 Положения, в соответствии с которым инициатор премирования оформляет служебную записку на имя генерального директора с указанием оснований премирования, с описанием результатов достижения целей по указанному основанию премирования, а также с указанием размера премии.

Согласно пункту 3.6.7 Положения порядок премиальных выплат за результаты деятельности устанавливается Методиками расчета премиальных выплат за результаты деятельности, утвержденными приказом генерального директора, с учетом особенности выполняемых работниками трудовых функций.

В соответствии с пунктом 4.3 Положения выплата премии производится не позднее 30 календарных дней с момента последнего дня периода, или факта установления события, за которое выплачивается премия.

В связи с тем, что в составе представленных в адрес ФАС России материалов отсутствуют документы, подтверждающие наличие и размер выплачиваемых премий, а также поощрительных выплат (в том числе оплата сверхурочных часов, доплата и оплата за работу в праздничные и выходные дни) персоналу в 2021 году, предусмотренные вышеуказанным Положением, ФАС России не представляется возможным оценить данные параметры на предмет экономической обоснованности в рамках заявленного на разногласия размера фонда оплаты труда.

Одновременно Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что применяемый Комитетом подход по учету среднемесячной заработной платы при расчете фактических расходов на оплату труда на 2021 год в размере 62 131,70 руб./мес. ухудшает учитываемые в 2021 году условия оплаты труда по отношению к аналогичному показателю предыдущего фактического периода за 2020 год, поскольку при оценке Комитетом фактических параметров в 2020 году средняя заработная плата была учтена на уровне 64 331,3 руб./мес., что на 2 199,6 руб./мес. выше значения 2021 года или на 3,4 %.

При этом необходимо отметить, что согласно сведениям, указанным в штатных расписаниях 2021 года, средняя тарифная ставка (оклад) составляет 66 952,21 руб., что выше средней заработной платы, учтенной органом регулирования на 2021 год.

Исходя из вышеизложенного Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать Комитету провести дополнительный анализ расходов по статье «Оплата труда и отчисления на социальные нужды персонала» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, по итогам которого учесть указанные расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «Каширский РО» на экономически обоснованном уровне, отразив соответствующие расчёты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

Спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствует, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды персонала напрямую связано с предлагаемым ООО «Каширский РО» увеличением расходов на оплату труда. В этой связи органу регулирования необходимо пересчитать и учесть данные расходы от обоснованного уровня затрат на фонд оплаты труда, рассчитанных по итогам проведенного анализа согласно мотивировочной части настоящего пункта, исходя из фактически сложившейся в 2021 году ставки отчислений на социальные нужды в размере 23,05%.

2. Расчетная предпринимательская прибыль на 2023 год.

Между ООО «Каширский РО» и органом регулирования возникли разногласия в части примененного органом регулирования подхода по формированию расчетной предпринимательской прибыли (далее - РПП) в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО на 2023 год, который не соответствует, по мнению Заявителя, положениям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

ООО «Каширский РО» заявлены данные расходы в адрес ФАС в размере 10 640,67 тыс. руб. Органом регулирования учтены в размере 9 039,09 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий составила 1 601,58 тыс. руб.

По мнению Заявителя, расходы, связанные с банковской гарантией, расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров являются частью расходов на заключение и обслуживание договоров, и, следовательно, должны включаться в базу для расчета предпринимательской прибыли в размере 5 % от указанных расходов в совокупности.

Согласно позиции органа регулирования, изложенной в отзыве, направленном в адрес ФАС России, расчет формирования РПП произведен, по мнению Комитета, в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, а также с подходами ФАС России, изложенными в предписаниях от 09.07.2020 № СП/58042/20 и от 30.06.2020 № СП/54998/20.

В отношении определения необходимой валовой выручки и единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО пунктом 16 Правил регулирования № 484, главой XI Основ ценообразования № 484 и главой VI Методических указаний № 1638/16 установлены особенности.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 и пункту 85 Методических указаний № 1638/16 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 с учетом расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

Собственные расходы регионального оператора определяются в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 и включают в себя: расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов; сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний; расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 90(1) Методических указаний № 1638/16 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 % от расходов на транспортирование ТКО, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

На основании изложенного, ввиду наличия особенностей формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных главой VI Методических указаний № 1638/16, расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 процентов от собственных расходов регионального оператора, за исключением: расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключкенными региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов; расходов на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения; сбытовых расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16; расходов связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии.

В состав расходов регионального оператора на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО включаются экономически обоснованные расходы, необходимые для выполнения функций, выполняемых региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и соглашения по организации деятельности в сфере обращения с ТКО, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и не поименованные отдельно в пунктах 90 Основ ценообразования № 484 и пунктах 85, 87 Методических указаний № 1638/16 (в том числе расходы по агентским договорам на ведение биллинговой базы и расчетно-сервисного обслуживания).

Таким образом, следует отметить, что размер РПП для ООО «Каширский РО» на 2023 год, принят органом регулирования с учетом положений законодательства Российской Федерации исходя из начисления 5% от собственных расходов регионального оператора, не включая в расчет статьи, не предусмотренные Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями №1638/16.

Учитывая вышеизложенное Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Каширский РО» требований в указанной части.

3. Транспортные расходы на 2023 год

При формировании НВВ ООО «Каширский РО» на 2023 год органом регулирования учтены транспортные расходы в размере 2 047 214,28 тыс. руб. Данные расходы рассчитаны исходя из плановых расходов 2022 года и индекса ИПЦ в размере 106,0.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16 индексация собственных расходов регионального оператора производится в том числе по формуле (49) Методических указаний № 1638/16:

где: , - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.

ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1)

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1).

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16

где: - корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

При этом необходимо отметить, что Комитетом в плановом режиме рассчитаны и учтены в составе необходимой валовой выручки на 2022 год расходы на транспортирование ТКО исходя из произведения стоимости (1 тонны) транспортирования ТКО на 2021 год, увеличенной на индекс потребительских цен на 2022 год в размере 1,043, и массы твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с Территориальной схемой по обращению с ТКО.

Региональный оператор

Транспортные расходы

Индексация на 2023 год

Отклонение (ст. 5 - ст.6)

В составе НВВ 2022 г.

Исключены Комитетом из состава НВВ 2023 г

по 2022 г.

Обоснованные расходы исходя из расчета Комитета

От корректного расчета 2022 г. (ст.4*ИПЦ 106,0 и )

Учтены в составе НВВ 2023 г. (согласно ЭЗ)

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Каширский РО»

2 931 334,23

-28 552,4

1 902 781,84

2 016 948,75

2 047 214,28

-30 265,53

Необходимо обратить внимание на то, что по итогам результатов анализа контрольных мероприятий, проведенных прокуратурой Московской области, органом регулирования при установлении предельных единых тарифов для региональных операторов на 2023 год исключена сумма экономически необоснованных средств из состава НВВ 2023 года ввиду некорректного расчета транспортных расходов в 2022 году в размере 200 106,55 тыс. руб.

При этом при формировании НВВ регионального оператора на 2023 год Комитетом не скорректирована базовая величина транспортных расходов 2022 года, которая впоследствии увеличена на индекс потребительских цен на 2023 год в размере 1,06, следовательно, расчет транспортных расходов на 2023 год произведен от завышенных некорректных сумм 2022 года (без учета корректировки).

Согласно пункту 16 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий № 533 в случае если в ходе рассмотрения спора федеральным антимонопольным органом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (в том числе не связанные с требованиями заявителя), федеральный антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо исключить из необходимой валовой выручки регулируемой организации экономически необоснованные расходы по статье «Транспортные расходы на 2023 год» в размере 30 265,53 тыс. руб., отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, органу регулирования необходимо пересчитать взаимозависимые статьи затрат, учитывая выводы, отраженные в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, результаты отразить в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между «Каширский РО» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (07.02.2023 № 565, вх. от 17.02.2023 рег. № 25103/23), Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункты 12, 16 и 42 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность на территории Московской области, на 2023 - 2028 годы» от 20 ноября 2022 года № 205-Р.

2. Частично удовлетворить требования «Каширский РО», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Комитетом по ценам и тарифам Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (исх. от 17.02.2023 № 565, вх. от 17.02.2023 рег. № 25103/23).

3. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2023 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для «Каширский РО» на 2023 год, а именно:

- провести дополнительный анализ фактических расходов по статье «Оплата труда и отчисления на социальные нужды персонала», по результатам которого учесть данные расходы в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего решения на 2023-2024 гг., отразив результаты расчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;

- провести дополнительный анализ расходов по статье затрат «Транспортные расходы на 2023 год», а также взаимозависимых расходов в составе НВВ 2023 года, по итогам которого определить величину экономически необоснованных средств в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего решения, отразив в экспертном заключении величину экономически необоснованных расходов в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего решения и пунктом 18 Правил регулирования тарифов, распределив экономически необоснованные средства на 2023 — 2024 гг.

4. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов на 2023 год в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения и мотивировочной части настоящего решения, распределив результаты в соотношении 4/16 от общей полученной по итогам расчета суммы средств в 2023 году.

5. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации сроками принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов на 2024 год во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения и мотивировочной части настоящего решения, распределив результаты в соотношении 12/16 от общей полученной по итогам расчета суммы средств в 2023 году.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии Правилами регулирования тарифов № 484.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований «Каширский РО», указанных в заявлении (исх. от 17.02.2023 № 565, вх. от 17.02.2023 рег. № 25103/23).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны