Предписание №СП/80398/23 Предписание ГУ КЧР в отношении филиала ПАО "Россети" - "Кара... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

29 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 13.03.2023 № 118/23, Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 17/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам при установлении тарифов на передачу электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2023 год (и на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 118/23 проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год (первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования).

В рамках исполнения своих полномочий Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее – Управление, орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Карачаево-Черкесскэнерго» (далее – филиал, регулируемая организация) на 2023 год.

Постановлением Управления от 28.11.2022 № 132 (в редакции постановления Управления от 19.12.2022 № 135) в отношении филиала на 2023-2027 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ) установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевых организаций Карачаево-Черкесской Республики.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная Управлением на 2023 год, составляет 2 038 602,21 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение рабочей группы Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам по материалам, представленным для определения экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки на передачу электрической энергии и мощности по сетям филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения органа регулирования на Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 17/23, направленные письмом от 05.05.2023 № 563 (рег. от 10.05.2023 № 70152-ЭП/23) (далее — Возражения на Акт проверки).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При принятии фактических экономически обоснованных значений расходов Органу регулирования необходимо также учитывать величины ранее принятых и фактических расходов. Анализ величины фактических расходов необходимо производить в разрезе расходов по договорам с учетом сроков их действия и периодичности несения расходов. Цены, принимаемые органом регулирования в договорах должны соответствовать положениям п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178. Фактические суммы расходов должны быть подтверждены первичными документами и бухгалтерской отчетностью Общества. При установлении тарифов из НВВ Общества исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленных в результате проведения экономического анализа в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Правил № 1178.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год органом регулирования установлен в размере 924 530 тыс. руб.

Согласно письму ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22 при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования при определении базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, в том числе по статьям затрат, указанный анализ не проведен.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Исходя из Экспертного заключения следует, что величина базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год принята регулирующим органом с ростом 25% по отношению к плановой величине подконтрольных расходов, принятых при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год (без учета расходов обеспечения коммерческого учета электрической энергии).

Экспертное заключение не содержит анализа относительно роста подконтрольных расходов на 2023 год.

При этом необходимо отметить, что рост плановых условных единиц регулируемой организации на 2023 год по отношению к 2022 году составил лишь 0,3%.

В соответствии с Экспертным заключением органа регулирования на 2023 год в состав базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год включены следующие статьи затрат в следующих размерах:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено Управлением

1.

Материальные затраты

225 242,63

136 864,23

1.1.

Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

143 303,1

92 069,02

1.2.

Работы и услуги производственного характера

81 939,5

44 795,2

2.

Расходы на оплату труда

765 571,95

663 913,61

3.

Прочие расходы

361 889,6

101 794,3

3.1.

Ремонт основных фондов

0

0

3.2.

Оплата работ и услуг сторонних организаций

81 395,7

39 473,87

3.3.

Расходы на командировки и представительские

4 813,38

1 982,95

3.4.

Расходы на подготовку кадров

8 858,9

5 600,39

3.5.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

92 185,04

20 251,22

3.6.

Расходы на страхование

6 416,58

562,72

3.7.

Другие прочие расходы

168 219,96

33 923,17

4.

Электроэнергия на хозяйственные нужды

40 210,02

21 957,83

ФАС России отмечает, что исходя из Экспертного заключения органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить, на основании каких обосновывающих материалов, положений нормативных правовых актов были определены статьи затрат, учитываемые в составе базового уровня операционных (подконтрольных расходов), ввиду отсутствия в полном объеме анализа, предусмотренного пунктом 23 Правил регулирования № 1178 в разрезе статей затрат.

В Экспертном заключении Органа регулирования не представлены расчеты по статьям затрат, ссылки на обосновывающие материалы, ссылки на первичную и бухгалтерскую документацию, учитываемые Управлением при расчете расходов по статьям затрат. Указаны исключительно размеры расходов, учитываемые по той или иной статье затрат в сравнении с заявленными расходами.

Также исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить, расходы на какое оборудование, материалы, услуги учтены органом регулирования в необходимой валовой выручке регулируемой организации на 2023 год. Также не представлен анализ на предмет обязательности несения расходов для осуществления регулируемого вида деятельности (в том числе по прочим расходам).

Кроме того, ФАС России отмечает, что по всем подстатьям не представлен анализ фактических затрат в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 и пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В Возражениях на Акт проверки органом регулирования указано, что базовый уровень подконтрольных расходов был определен как среднеарифметическая величина фактических расходов филиала за истекший период 2018-2021 гг. с учетом фактических индексов потребительских цен (далее — ИПЦ) за 2019-2021 гг. и плановых ИПЦ на 2022-2023 гг. (кроме статьи «Расходы на оплату труда»).

При этом отсутствует обоснование применения данного подхода к определению базового уровня подконтрольных расходов. Органом регулирования не исследовались материалы и расчеты, представленные регулируемой организацией в составе тарифной заявки.

Органом регулирования не выполняются требования пункта 11 Методических указаний № 98-э. Сделать вывод о том, что заявленные филиалом расходы после проведения анализа на предмет их экономической обоснованности будут выше, чем учтено органом регулирования, не представляется возможным (отсутствует подтверждение использования данного подхода в целях соблюдения принципа баланса интересов потребителей и регулируемой организации).

Таким образом, расходы, учитываемые органом регулирования в составе базового уровня подконтрольных расходов регулируемой организации на 2023 год, подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.1. Расходы на оплату труда

Органом регулирования учтены расходы на оплату труда в размере 663 913,61 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 959 человек и среднемесячной заработной платы в размере 57 669,94 руб./чел./мес. (заявка филиала — 765 610,39 тыс. руб. (974 человека с заработной платой 65 483,8 руб./чел./мес.)).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

1.1.1. Текущее премирование

Органом регулирования применяется процент текущего премирования в размере 75 % как минимальное значение в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 гг.

При этом, как следует из заявки филиала (том 4, стр. 351), фактический процент премирования в 2021 году составлял 63 %.

На 2018 год органом регулирования был учтен процент текущего премирования в размере 75 %, при этом фактический процент премирования составил: за 2018 год — 74,7%, за 2019 год — 74,8 %, за 2020 год — 59,3 %, за 2021 год — 63,1 %, за 2022 год — 78,9 %. Итого средний фактический процент премирования составляет 70,16 %.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ фактических расходов на текущее премирование и учесть его результаты при определении расходов на оплату труда на 2023 год. Отчисления на социальные нужды также подлежат дополнительному анализу как зависимая статья затрат.

2. Неподконтрольные расходы

Неподконтрольные расходы определены органом регулирования на 2023 год в размере 556 728,9 тыс. руб., заявлено регулируемой организацией – 757 057,5 тыс. руб.

2.1. Аренда

По данной статье органом регулирования учтены расходы в общей сумме 26 679,9 тыс. руб. (заявлено — 53 218,3 тыс. руб.), в том числе:

- аренда зданий и сооружений — 847,2 тыс. руб.;

- аренда земли — 1 919,5 тыс. руб.;

- аренда электросетевого имущества — 23 912,2 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

2.1.1. Аренда зданий и сооружений

Как следует из Экспертного заключения на 2023 год, в данной подстатье затрат учтены расходы по договору от 18.11.2017 № 126 с Коркмазовой Н.М.

При этом в Экспертном заключении и Возражениях на Акт проверки отсутствуют ссылки на проведение конкурсных процедур при заключении указанного договора в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил регулирования № 1178. В материалах тарифного дела документы, подтверждающие проведение конкурсных процедур, также отсутствуют.

2.1.2. Аренда электросетевого имущества

В Экспертном заключении на 2023 год отражено, что расходы по данной статье принимаются на основе представленных договоров аренды электросетевого хозяйства:

- договор аренды электросетевого комплекса с АО «Ставропольэлектросеть» от 01.08.2008 № 299. Арендная плата составляет 22 849,1 тыс. руб. в год на основании представленного организацией расчета, учитывающего амортизацию и другие обязательные платежи. Указано, что расчет проверен на арифметическую правильность;

- договор аренды электросетевого имущества с ООО «СЭЛКО» от 01.05.2014 № 46. Арендная плата составляет 1 064,1 тыс. руб. в год на основании предоставленного организацией ведомости амортизации.

В части арендной платы по договору с ООО «СЭЛКО» от 01.05.2014 № 46 ФАС России отмечает следующее:

- объектом аренды выступает передвижная железнодорожная подстанция, предоставляемая в целях осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям;

- цена по договору определена в размере 1 320 тыс. руб. в год и складывается из амортизации в размере 1 276,96 тыс. руб. (21 643 389*5,9%) и прибыли в сумме 43,04 тыс. руб. Цена в сумме 1 320 тыс. руб. включает в себя НДС.

Органом регулирования расчет на сумму 1 064,1 тыс. руб. не представлен. Отсутствует обоснование распределения арендной платы по указанному договору на передачу электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178.

В части договора с АО «Ставропольэлектросеть» от 01.08.2008 № 299 ФАС России отмечает, что по договору в аренду передаются в том числе административное здание, гараж, а также офисное оборудование. Затраты на аренду зданий должны учитываться в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178. Анализ не представлен. В части электросетевого имущества в договоре расчет исходя из амортизации, налогов и иных обязательных платежей отсутствует.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях на Акт проверки не представлен пообъектный расчет расходов на аренду в соответствии с положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1178, в том числе расчет налогов на имущество и других обязательных платежей, подтвержденных первичными бухгалтерскими документами арендодателей. Также отсутствует расчет амортизационных отчислений в составе арендной платы, произведенный по максимальным срокам полезного использования имущества в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России обращает внимание, что со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, и т.д.

Таким образом, расходы по статье «Аренда» подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.2. Амортизация основных средств

Расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования на 2023 год в размере 132 158,7 тыс. руб. (заявка филиала — 187 340,0 тыс. руб.).

В соответствии с приказом Минэнерго России от 25.11.2022 № 33@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 – 2027 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Россети Северный Кавказ», утвержденную приказом Минэнерго России от 27.12.2021 № 34@» амортизационные отчисления, являющиеся источником финансирования инвестиционной программы, составляют 70 200,0 тыс. руб. (с НДС), 58 500,0 тыс. руб. (без НДС).

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация № 1).

ФАС установлено, что в соответствии с направленным расчетом амортизации основных средств не по всем основным средствам срок полезного использования определен исходя из максимальных сроков полезного использования согласно Классификации № 1.

Так, например, по административным зданиям, относящимся к 9-й амортизационной группе (максимальный срок полезного использования равен 360 мес.), в расчете использованы:

- административное здание Зеленчухских — 159 мес.;

- административное здание Урупский РЭС — 249 мес.;

- здание проходной — 248 мес.

Таким образом, амортизационные отчисления подлежат пересчету с учетом максимальных сроков полезного использования объектов. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка

На 2023 год органом регулирования определены расходы по данной статье затрат в размере (-) 178 541,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Таким образом, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам нарушившим положения пунктов 26, 27, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 год»;

- «Расходы на оплату труда» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2023 год;

- «Аренда» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств» на 2023 год;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов, а также величину необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» при регулировании тарифов на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442
Карачаево-Черкесское УФАС России
ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830