Предписание №СП/15700/24 Предписание РЭК Кемеровской области, ТКО , тариф 2023 года, ... от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 08.12.2023 № 31-32804-С/23 (далее – Отчет), а также возражения Региональной энергетической комиссии Кузбасса в отношении Отчета (письмо исх. от 20.12.2023 № М-10-57/4274-01; рег. от 25.12.2023 № 206046-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - орган регулирования, РЭК) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регионального оператора ООО «Чистый город Кемерово» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.08.2017 № 412, от 23.01.2018 № 21, постановлений Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 10.12.2019 № 713, от 19.10.2022 № 696), комплексной региональной программой, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 № 419 «Об утверждении комплексной региональной программы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области» на 2017-2026 годы» (в редакции постановления Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 28.09.2020 № 598) (далее - Территориальная схема).

Плотность ТКО определена согласно значениям нормативов накопления для каждой конкретной категории объектов, указанных в разделе 1 настоящей территориальной схемы. Средняя расчетная плотность указанная в Территориальной схемы составляет 106,91 кг на куб. метр.

В зону «СЕВЕР» Кемеровской области входят: Анжеро-Судженский городской округ, Беловский городской округ, Березовский городской округ, Кемеровский городской округ, Ленинск-Кузнецкий городской округ, Полысаевский городской округ, Тайгинский городской округ, Юргинский городской округ, Беловский муниципальный округ, Гурьевский муниципальный округ, Ижморский муниципальный округ, Кемеровский муниципальный округ, Крапивинский муниципальный округ, Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ, Мариинский муниципальный округ, Промышленновский муниципальный округ, Тисульский муниципальный округ, Топкинский муниципальный округ, Тяжинский муниципальный округ, Чебулинский муниципальный округ, Юргинский муниципальный округ, Яйский муниципальный округ, Яшкинский муниципальный округ.

Для каждого муниципального образования определены оптимальные направления транспортирования отходов исходя из минимальных расходов на их транспортирование. При построении схемы потоков твердых коммунальных отходов решалась задача оптимизации расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов. Для каждого муниципального образования были составлены маршруты движения до объектов по обращению с отходами по дорогам общего пользования. В случае если в качестве таких объектов рассматривались сортировки, были составлены маршруты движения отходов на полигоны (с учетом снижения расходов на транспортирование отходов после их сортировки).

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 16.12.2021 № 747, от 28.11.2022 № 772 утверждены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город Кемерово» на 2022, 2023 гг.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Чистый город Кемерово» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования по материалам, представленным ООО «Чистый Город Кемерово», для утверждения предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности СЕВЕР, на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

ФАС России проведен анализ материалов  тарифного дела на предмет экономической обоснованности прочих собственных расходов (в т.ч. на заключение и обслуживание договоров) и иных взаимозависимых статей затрат по 2023 года.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Учтенная органом регулирования НВВ при утверждении предельного тарифа для ООО «Чистый город Кемерово» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, составила 1 760 356,66 тыс. руб. с повышением относительно 2022 года 1 630 585,70 тыс. руб. на 107,95 % (129 770,96 млн. руб.), тариф составил 437,00 руб./куб.м с ростом относительно 2022 года (400,92 руб./куб.м.) на 109 %.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора определяется следующим образом:

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

 

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1).

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 настоящих Методических указаний определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

 

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Необходимо также отметить, что органом регулирования, при формировании НВВ регионального оператора на 2023 года учтены собственные расходычасти прочих расходов, в том числе на заключение и обслуживание договоров, за исключением транспортных расходов и сбытовых расходов) в размере 248 076,72 тыс. руб., рост данных расходов на 2023 год составил 108,10 % (248 076,72 тыс. руб./ 229 485,71 тыс. руб.). Расчет указанных расходов на 2023 год РЭК осуществляется исходя из анализа фактически сложившихся расходов 2021 года (подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью) с учетом ИПЦ 2022 года в размере 113,9 % и ИПЦ 2023 года - 106,0 %.

Согласно возражениям органа регулирования на отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований, направленным в адрес ФАС России от 20.12.2023 № М-10-57/4274-01, вх. от 25.12.2023 № 206046-ЭП/23, расчет НВВ произведен, по мнению РЭК, в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.

Впервые для регионального оператора ООО «Чистый город Кемерово» тариф на услугу регионального оператора установлен на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в соответствии с заявлением организации, далее тариф установлен на период регулирования 2020-2022 гг.

Ввиду наличия особенностей формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных главой VI Методических указаний № 1638/16, учет собственных расходов регионального оператора на 2023 год необходимо осуществлять в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, исходя из увеличения расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ регионального оператора 2022 года, на ИПЦ 2023 года в размере 1,06.

В этой связи органу регулирования необходимо рассчитать и учесть собственные расходычасти прочих расходов, в том числе на заключение и обслуживание договоров, за исключением транспортных расходов и сбытовых расходов) регионального оператора на 2023 год в соответствии с методологией, закрепленной Методическими указаниями № 1638/16, сложившуюся разницу экономически необоснованных средств необходимо исключить из состава НВВ регионального оператора ООО «Чистый город Кемерово», отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что органу регулирования необходимо пересчитать взаимозависимые статьи затрат, учитывая выводы, отраженные в мотивировочной части настоящего предписания, результаты отразить в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пункта 16 Основ ценообразования № 484 и пункта 91 Методических указаний 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Чистый город Кемерово» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

провести дополнительный анализ, пересчитав расходы регионального оператора ООО «Чистый город Кемерово» по статье собственные расходы (в части прочих расходов, в том числе на заключение и обслуживание договоров) 2023 года в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств, учтенных в 2023 году, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО не позднее 01.06.2024 исключить экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО «Чистый город Кемерово», установленной на 2024 год, и в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере обращения с ТКО для ООО «Чистый город Кемерово» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Чистый город Кемерово».

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799