Предписание №СП/105266/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам рассмотрения коллективного обраще... от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифа на водоотведение для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2020 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в ФАС России поступило обращение потребителей услуг Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» (исх. от 14.02.2020 № 293-8/12, вх. от 14.02.2020 рег. № 27593-ЭП/20) по вопросу экономической обоснованности тарифа на оказываемые услуги водоотведения, утвержденного Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее – орган регулирования) для Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» (далее – регулируемая организация). Постановлением от 19.12.2018 № 194 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2019 - 2023 годы» на 2020 год установлены тарифы на оказываемые услуги в сфере водоотведения с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 14,27 руб./куб. м., с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 14,53 руб./куб. м.

В соответствии с постановлением Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 06.12.2019 № 94 «О внесении изменений в постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 19 декабря 2018 г. № 194 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2019 - 2023 годы» тарифы на оказываемые услуги водоотведения на 2020 год были скорректированы и установлены органом регулирования с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 14,53 руб./куб. м., с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 15,11 руб./куб. м.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам проведенного анализа материалов тарифного дела Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» 2020 года на услуги водоотведения ФАС России выявлено следующее.

Тарифы на водоотведение утверждены органом регулирования для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. методом индексации.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 установлено, что величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406, при этом согласно пункту 58 Основ ценообразования № 406 текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

 

1. Корректировка операционных расходов на 2020 год.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

В свою очередь, подпунктами «а» и «б» пункта 79 Основ ценообразования № 406 установлено, что к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся, в том числе: базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 60 Основ ценообразования № 406 установлено, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Базовый уровень операционных расходов утвержден органом регулирования для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) в размере 1 401, 09 тыс. руб.

При этом, при утверждении органом регулирования тарифа на водоотведение для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2019 год органом регулирования были определены плановые значения операционных расходов на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования (2020-2023 гг.).

Так, плановый размер операционных расходов на 2020 год на момент принятия органом регулирования тарифного решения на первый год долгосрочного периода регулирования (2019 год) составил 1 413, 42 тыс. руб.

Вместе с тем, при утверждении (корректировке) тарифа на водоотведение для Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» на 2020 год операционные расходы на 2020 год были приняты (скорректированы) органом регулирования, в результате чего увеличены и составили 1 410, 70 тыс. руб., исходя из применения индекса потребительских цен, определенного в размере 103,8 %.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2019 года, индекс потребительских цен на 2020 год установлен в размере 103, 0%. Исходя из вышеизложенного при корректировке операционных расходов в составе тарифа на водоотведение на 2020 год органом регулирования был применен некорректный индекс потребительских цен, что является нарушением требований законодательства в области государственного регулировании цен (тарифов).

ФАС России обращает внимание на то, что пунктом 45 Методических указаний № 1746-э (в ред. от 29.08.2018) установлено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле (8).

Таким образом, применять механизм формулы (8) Методических указаний № 1746-э при определении операционных расходов на очередной период регулирования корректно в плановом режиме (при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования и планировании тарифов на последующие годы), при этом при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования недопустимо, так как данный механизм не учитывает актуальные индексы потребительских цен, определенные в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной корректируемый год, что противоречит пунктам 60, 80 Основ ценообразования № 406.

Кроме того, приказом ФАС России от 29.10.2019 № 1438/19 были внесены изменения в редакцию Методических указаний № 1746-э от 29.08.2018, согласно которым в пункте 90 Методических указаний № 1746-э (ред. от 29.10.2019) установлено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32), согласно которой скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяется исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 Методических указаний № 1746-э) в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э.

Таким образом, органом регулирования допущено нарушение требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) при проведении корректировки тарифа на водоотведение на 2020 год, выраженное в некорректном применении индекса потребительских цен при формировании операционных расходов в размере 103,8 % вместо 103,0 %.

В этой связи ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования пересчитать операционные расходы Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» 2020 года с учетом корректного индекса потребительских цен на 2020 год в размере 103,0 %, исключив экономически необоснованные расходы 2020 года из состава необходимой валовой выручки Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» при установлении (корректировке) тарифа на водоотведение на 2021 год, подробно отразив анализ (расчеты) в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

 

2. Расходы на арендную плату.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Расходы на арендную плату учтены органом регулирования на 2020 год для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» в части водоотведения в размере 1 012, 20 тыс. руб.

В обоснование учтенных расходов на арендную плату в составе необходимой валовой выручки Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2020 год органом регулирования были направлены в адрес ФАС России копии договоров аренды с приложением расчетов арендной платы по каждому договору.

Иных документов, подтверждающих экономическую обоснованность учтенных органом регулирования расходов на арендную плату на 2020 год в части оказываемых услуг водоотведения, которыми руководствовался орган регулирования при принятии тарифного решения на 2020 год, в том числе собственный расчет арендной платы, выполненный в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406, органом регулирования представлено не было.

Вместе с тем, согласно представленным расчетам регулируемой организацией расходы на арендную плату были учтены на основании договоров аренды, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Учет расходов, не относящихся к амортизации, налогам и иным обязательным платежам, не допустим в составе арендной платы в соответствии с положениями пункта 44 Основ ценообразования № 406.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Таким образом, в отсутствие предоставленных со стороны органа регулирования расчетов по статье «Расходы на арендную плату» ФАС России не представляется возможным установить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования сумм на арендную плату по водоотведению в размере 1 012, 20 тыс. руб. на соответствие требованиям пункта 44 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В этой связи, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ учтенных расходов по статье «Расходы на арендную плату» на 2020 год, запросив при необходимости дополнительные сведения у Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе», исключив в случае выявления по вышеуказанным доводам экономически необоснованные расходы, учтенные на арендную плату в 2020 году, из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации 2021 года. Подробные расчеты и анализ необходимо отразить в экспертных заключениях в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам нарушившим пункты 60, 80 Основ ценообразования № 406, пункт 26, 30 Правил регулирования тарифов № 406, а также пункт 90 Методических указаний № 1746-э.

2. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения при установлении (корректировке) тарифа на водоотведение на 2021 год для Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» устранить нарушения, допущенные Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам при корректировке тарифа на водоотведение (поверхностные сточные воды) для МУП «Водоканал» на 2020 год, а именно:

провести и отразить надлежащим образом в экспертных заключениях дополнительный анализ расходов по статье «Расходы на арендную плату», по итогам которого в случае выявления экономически необоснованных расходов Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе», учтенных органом регулирования при установлении тарифов на 2019-2020 гг., исключить с учетом положений Основ ценообразования № 406 и мотивировочной части настоящего предписания;

пересчитать операционные расходы 2020 года с учетом корректного индекса потребительских цен на 2020 год в размере 103,0 %, исключив экономически необоснованные расходы 2020 года из состава необходимой валовой выручки Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» при установлении (корректировке) тарифа на водоотведение на 2021 год, пересмотрев долгосрочные параметры регулирования тарифа на водоотведение для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» за 2020 год, подробно отразив анализ в экспертном заключении.

3. Органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения при установлении (корректировке) тарифа на водоотведение для Усть-Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе» на 2021 год, учесть требования, предусмотренные пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2-3 настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (корректировке) тарифов на оказываемые услуги водоотведения для Усть - Джегутинского МУП «Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть - Джегутинском муниципальном районе» с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручке с указанием всех статей затрат, входящих в состав необходимой валовой выручку и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам
ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442
Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830