Предписание №СП/88365/21 Предписание Комитету государственного регулирования тарифов ... от 19 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.06.2020 № 583/20, Акт проверки ФАС России от 04.09.2020 № 71/20), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Облкоммунэнерго» на 2018-2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 26.06.2020 № 583/20 проверка проводилась в отношении установленных тарифов, в том числе, в сфере электроэнергетики на 2018-2020 годы и первого (базового) года долгосрочного периода регулирования регулируемой организации.

В рамках исполнения своих полномочий Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (также далее – Комитет, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Облкоммунэнерго» (также далее — АО «Облкоммунэнерго», Общество) на 2018, 2019 и 2020 годы.

Постановлением Комитета от 28.12.2016 № 78/1 определены долгосрочные параметры регулирования АО «Облкоммунэнерго», в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год в сумме 628,630 млн. руб.

Тарифы в отношении АО «Облкоммунэнерго» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (также далее - НВВ) на долгосрочный период регулирования 2017-2021 гг.

НВВ установленная на 2017 год составляет 996 194,8 тыс. руб., на 2018 год – 1 012 659,17 тыс. руб., на 2019 год – 1 042 495,88 тыс. руб., на 2020 год – 1 071 531,04 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2018, 2019, 2020 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, экспертное заключение по определению необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго», принимаемой к расчету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годов, на базовый период регулирования 2017 год (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго», принимаемой к расчету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы, на очередной период регулирования 2018 год (далее – Экспертное заключение на 2018 год), экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго», принимаемой к расчету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы, на очередной период регулирования 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго», принимаемой к расчету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2017-2021 годы, на очередной период регулирования 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год).

- пояснения Комитета по акту проверки ФАС России, направленные письмом от 25.11.2020 № 01-11-1403/кгрт (рег. от 02.12.2020 № 206061/20) с учетом дополнений, а также пояснений, направленных письмом от 04.10.2021 № 01-11-1327/кгрт (рег. от 04.10.2021 № 165620-ЭП/21) (далее — Пояснения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э, при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо, в том числе, обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в п. 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с представленными материалами, Комитетом был произведен расчет величины отклонения фактических расходов за 2014 и 2015 годы от плановых, определенных на 2014 и 2015 годы в соответствии с требованиями п. 13 Методических указаний № 421-э.

ФАС России отмечает, что Комитетом при проверке соотношения в соответствии с п. 13 Методических указаний № 421-э допущены арифметические ошибки, корректная величина отклонения в соответствии с определенным Комитетом индексом эффективности подконтрольных расходов (1 %) составляет 25,714 % ((-0,3/0,07) * 1 % + 0,3 * 100 %), в то же время Комитетом определено данное отклонение в размере 29,957 %.

В соответствии с положениями стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия) территориальная сетевая организация раскрывает, в том числе, предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на расчетный период регулирования (https://www.oao-oke.ru/raskrytie-informatsii/?ELEMENT_ID=340).

В соответствии с основными показателями деятельности организаций, относящихся к субъектам естественных монополий, а также коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии (мощности) величина фактических подконтрольных расходов Общества за 2014 год составляет 582 947,40 тыс. руб., за 2015 год - 639 640,24 тыс. руб.

Плановые величины НВВ на содержание электрических сетей на 2014 и 2015 годы определены Комитетом в размере 503 556,320 тыс. руб. и 533 148,780 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, превышение фактических расходов над плановыми за 2014 год составляет 15,766 % (((582 947,40-503 556,320)/503 556,320) * 100 %), за 2015 год данный показатель составляет 19,974 % (((639 640,24-533 148,780)/ 533 148,780) * 100 %).

Таким образом, за 2014 и 2015 год разность фактических подконтрольных и плановых расходов в относительном выражении не превышает величину, определенную в соответствии с п. 13 Методических указаний № 421-э.

Комитетом вследствие применения некорректных значений фактических подконтрольных расходов за 2014 и 2015 годы, фактическое отклонение подконтрольных расходов превысило величину, определяемую в п. 13 Методических указаний № 421-э. Как следствие, Органом регулирования не был применен метод сравнения аналогов в нарушение положений п. 38 Основ ценообразования № 1178.

В части применения Метода сравнения аналогов Комитетом представлены Пояснения с приложением расчетов, однако, данные расчеты не опровергают вышеизложенных выводов ФАС России, в том числе о некорректной, по мнению Комитета, величине фактических подконтрольных расходов Общества за 2015 год, принятой ФАС России для расчета проверки соотношения согласно п. 13 Методических указаний № 421-э.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо произвести расчет эффективного уровня подконтрольных расходов Общества на 2017 год с учетом устранения вышеуказанных замечаний ФАС России. При этом, необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 Методических указаний № 421-э период сбора данных для определения базового уровня ОПР и индекса эффективности ОПР должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования ТСО, в случае, если ТСО функционирует менее 3-х лет.

Также ФАС России отмечает, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов на очередной долгосрочный период регулирования Комитету необходимо проводить анализ величины фактических подконтрольных расходов за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования и, в случае выявления превышения фактической величины подконтрольных расходов над плановой (определенной Комитетом) на соответствующий год.

В соответствии с положениями приказов ФСТ России от 02.03.2011 № 56-э и от 24.10.2014 № 1831-э АО «Облкоммунэнерго» раскрывает информацию о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии.

ФАС России установлено, что ежегодно в течение предыдущего и текущего долгосрочных периодов регулирования Обществом допускается превышение подконтрольных расходов, над установленными Комитетом на соответствующий год.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования отразить анализ экономической обоснованности превышения фактических подконтрольных расходов за 2015-2020 годы.

С учетом непроизведенных Органом регулирования корректировок по доходам от осуществления регулируемой деятельности, данная величина может быть исключена из НВВ АО «Облкоммунэнерго» по результатам контроля исполнения настоящего предписания ФАС России.

При этом в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17 отмечается, что законодательством, действующим в области ценообразования, регламентированы действия органов регулирования, направленные на сохранение экономии подконтрольных расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организаций, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов.

1.1. Материальные затраты.

По статье «Материальные затраты» на 2017 год Органом регулирования определены затраты в сумме 66 528,3  тыс. руб.,  в том числе, по подстатьям расходов «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо (без учета ремонта)» в сумме 58 875,2 тыс. руб. и «Работы и услуги производственного характера (без учета ремонта)» в сумме 7 374,1 тыс. руб.

Затраты по данной статье определены Органом регулирования на уровне заявки АО «Облкоммунэнерго».

1.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо (без учета ремонта).

По данной подстатье затрат Органом регулирования учтены следующие расходы:

- «Канцелярские товары»;

- «Мебель, материальные ценности до 40 тыс. руб.»;

- «Моющие средства, хозяйственный инвентарь»;

- «Строительные материалы для отделочных работ»;

- «Материалы для АСКУЭ»;

- «Материалы для тек. ремонта средств измерений, приобретения приборов»;

- «Горюче-смазочные материалы»;

- «Материалы и запчасти для тек. ремонта автотранспорта»;

- «Инструмент, запасные части»;

- «Материалы для ремонта и обслуживания подъемных сооружений».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2017 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Представленные Органом регулирования Пояснения содержат общее описание подходов по принятым фактическим и плановым расходам Общества без отражения необходимого анализа.

Расходы по данной статье определены Органом регулирования как произведение фактических затрат Общества за 2015 год и индексов потребительских цен.

На основании вышеизложенного, принятые затраты по подстатье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо (без учета ремонта)» подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Комитету необходимо отразить анализ экономической обоснованности фактических затрат АО «Облкоммунэнерго», а именно:

- оценить необходимость учета расходов на определенные виды материалов (товаров, мебели, инвентаря, запасных частей, ГСМ) для оказания услуг по передаче электрической энергии;

- произвести анализ цен на соответствующие материалы в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178;

- исключить выявленные экономически необоснованные затраты по результатам произведенного анализа.

1.1.2. Работы и услуги производственного характера (без учета ремонта).

По данной подстатье затрат Органом регулирования учтены следующие расходы:

- «Метрологические услуги»;

- «Техническое освидетельствование»;

- «Экспертиза промышленной безопасности»;

- «Энергоаудит».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2017 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Представленные Органом регулирования Пояснения содержат общее описание подходов по принятым фактическим и плановым расходам Общества без отражения необходимого анализа.

На основании вышеизложенного, принятые затраты по подстатье «Работы и услуги производственного характера (без учета ремонта)» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

1.2. Расходы на оплату труда.

По статье «Расходы на оплату труда» на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 433 006,4 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 479 569,8  тыс. руб.

Сумма расходов на оплату труда 433 006,4 тыс. руб. определена Органом регулирования исходя из следующих показателей:

1 576 чел. -  фактическая численность работников Общества;

22 895,85 руб. – принятая величина заработной платы.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит расчет принятых расходов на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2.                                 

Представленные Пояснения Комитета содержат необходимый расчет расходов на оплату труда.

Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении расчет принятых расходов на оплату труда на 2017 год в в соответствии с таблицей № П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

1.3. Прочие расходы.

По статье «Прочие расходы» на 2017 год, Органом регулирования определены затраты в размере 129 095,4 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 156 275,1 тыс. руб.

России отмечает, что в Экспертном заключении на 2017 год не представлена расшифровка принятых расходов по статье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Представленные Пояснения Комитета содержат общее описание примененных подходов по подстатьям затрат «Ремонт основных фондов», «Оплата работ и услуг сторонних организаций», «Расходы на командировки и представительские», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер безопасности», «Расходы на страхование» без отражения необходимого анализа.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности принятых расходов по статье «Прочие расходы» с расшифровкой по подстатьям расходов.

2. Неподконтрольные расходы.

2.1. Плата за аренду имущества и лизинг.

По статье «Плата за аренду имущества и лизинг» Органом регулирования определены затраты в суммах 18 030,00 тыс. руб., 23 843,20 тыс. руб., 25 574,1 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

Затраты по данной статье определены Органом регулирования как сумма затрат на аренду электросетевого хозяйства, офисов и нежилых помещений, земельных участков и затрат на лизинговые платежи.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

2.1.1. Аренда электросетевого комплекса, офисов и нежилых помещений.

По подстатье «Аренда электросетевого комплекса, офисов и нежилых помещений» Органом регулирования определены затраты в суммах 2 329,01 тыс. руб., 2 308,03 тыс. руб., 2 354,47 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в составе Экспертных заключений на 2018-2020 годы представлена разбивка по величинам амортизации и налога на имущества. Вместе с тем, Комитетом не представлен анализ принимаемых сумм по амортизации и налогам в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

2.1.2. Лизинг.

По подстатье «Лизинг» Органом регулирования определены затраты в суммах 14 948,03 тыс. руб., 20 781,93 тыс. руб., 22 427,43 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

ФАС России отмечает, что согласно п. 28 Основ ценообразования № 1178 лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

В направленных Пояснениях Орган регулирования отмечает, что ограниченный объем инвестиционной программы не позволяет в полной мере производить обновление транспортного парка и вынуждает использовать механизм финансовой аренды – лизинга.

Таким образом, Комитетом допущено нарушение п. 28 Основ ценообразования № 1178, а именно лизинговые платежи учтены не в качестве источника финансирования инвестиционной программы Общества.

На основании вышеизложенного, исключению из НВВ
АО «Облкоммунэнерго» подлежат учтенные Комитетом лизинговые платежи на 2018-2020 годы, в общей сумме 58 157,39 тыс. руб.

2.2. Прочие неподконтрольные расходы.

Затраты по данной статье учтены Комитетом в сумме 48 521,1 тыс. руб., 31 854,1 тыс. руб., 29 800,4 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

В составе расходов по данной статье Органом регулирования учтены затраты на оплату процентов по заемным средствам на 2018 год в сумме 45 359,09 тыс. руб., на 2019 год - 26 370,35 тыс. руб., на 2020 - 23 061,00 тыс. руб. в соответствии с заключенными договорами на открытие кредитных линий и анализа бухгалтерской отчетности Общества.

Согласно представленным Обществом пояснительным запискам в составе обосновывающих тарифных материалов, заемные средства привлекаются для покрытия кассовых разрывов по текущим расходам, возникающих вследствие неравномерности поступления денежных средств.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2018-2020 годы не представлен анализ кассовых разрывов Общества на 2018-2020 годы, не обоснована потребность в привлечении заемных средств для финансирования текущих расходов.

В направленных пояснениях Органом регулирования представлен расчет кассовых разрывов Общества, при этом, не представлено информации на основании каких бухгалтерских документов произведен данный расчет.

Также ФАС России отмечает, что Обществом в рамках соответствующих тарифных кампаний на 2018-2020 годы не представлено отчетных данных в соответствии с положениями о раздельном учете доходов и расходов по видам деятельности в соответствии с п. 5, 6 Основ ценообразования № 1178 и положениями приказа Минэнерго Россиии от 13.12.2011 № 585.

С учетом систематического превышения фактических подконтрольных расходов над плановыми за предыдущий и текущий долгосрочные периоды регулирования, то есть неэффективного ведения хозяйственной деятельности АО «Облкоммунэнерго» в части оказания услуг по передаче электрической энергии, а также наличия чистой прибыли за 2016 год в целом по предприятию — 33 473 тыс. руб., за 2017 год — 36 788 тыс. руб., за 2018 год — 38 668 тыс. руб. ФАС России считает учтенные Органом регулирования расходы на обслуживание заемных средств экономически необоснованными.

Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов на обслуживание заемных средств на 2018-2020 годы в соответствии с п. 23 Правил № 1178 с учетом вышеуказанной позиции ФАС России.

3. Корректировки НВВ.

России отмечает, что на 2018, 2019 и 2020 годы в отношении Общества установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методические указания № 98-э.

Органом регулирования не произведены и не отражены расчеты корректировок, предусмотренные Методическими указаниями № 98-э на 2018, 2019 годы.

На 2019 год Комитетом учтена корректировка НВВ в соответствии с приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1254 в сумме (-12 950,53) тыс. руб. без отражения обоснования в Экспертном заключении.

На 2020 год Органом регулирования представлен расчет корректировок подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, неподконтрольных расходов исходя из фактических значений, корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.

ФАС России отмечает, что закрытый перечень корректировок определен положениями Методических указаний № 98-э.

Комитетом не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей). Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

Представленные Комитетом Пояснения не содержат необходимого анализа и расчетов.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо произвести и отразить расчет корректировок НВВ на 2018-2020 годы в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э с отражением анализа исходных данных.

4. Расходы на оплату потерь электрической энергии.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования.

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Экспертные заключения на 2018-2020 годы не содержат расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с п. 81 Основ ценообразования № 1178.

При этом, представленные Комитетом Пояснения содержат расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразовании № 1178.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении расчет стоимости потерь электрической энергии на 2018-2020 годы, в том числе с отражением расчета принятых средневзвешенных цен покупки электрической энергии с оптового рынка.

Также ФАС России считает необходимым отметить, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на последующие периоды регулирования Комитету необходимо руководствоваться в том числе позициями, отраженными в настоящем предписании, с учетом устранения выявленных нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области нарушившим положения пунктов 5, 6, 28, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго» расходы по статье затрат «Лизинг» на 2018-2020 годы в размере 58 157,39 тыс. руб.

2.2Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Облкоммунэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат:

- «Превышение фактических подконтрольных расходов над плановыми» за 2015-2020 годы;

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2017 год;

- «Материальные затраты» на 2017 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2017 год;

- «Прочие расходы» на 2017 год;

- «Аренда электросетевого комплекса, офисов и нежилых помещений» на 2018-2020 годы;

- «Проценты по кредитам» на 2018-2020 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2018-2020 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2018-2020 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть до 01.12.2021 базовый уровень подконтрольных расходов АО «Облкоммунэнерго» на 2017 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также до 01.01.2022 величину необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго» на 2017-2021 гг.  в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Облкоммунэнерго», установленной на 2022-2024 годы.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Облкоммунэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910