Предписание №СП/43034/23 Предписание в адрес Комитета по тарифной политике Новгородск... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«30» мая 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета по тарифной политике Новгородской области (далее — Комитет, орган регулирования), в том числе акт проверки ФАС России от 30.03.2022 № 32/22 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письма от 22.04.2022 № КЦ-591-И; рег. от 25.04.2023 № 77365/22; от 13.01.2023 № КЦ-63/1-И; рег. от 17.01.2023 № 5758-ЭП/23), проведенной ФАС России на основании приказа от 25.01.2022 № 47/22, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Тепловая Компания Новгородская» (далее – ООО «ТК Новгородская») на 2019-2022 гг. (постановления Комитета от 17.12.2019 № 81/4, от 20.12.2020 № 78, от 16.12.2021 № 94/8),

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «ТК Новгородская» является единой теплоснабжающей организацией для обеспечения теплоснабжения жилой части Великого Новгорода, а также Новгородской области.

Тарифы на тепловую энергию для ООО «ТК Новгородская» (для Новгородской области) установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

Долгосрочные параметры регулирования утверждены постановлением Комитета от 18.12.2018 № 65/12.

Среднегодовая необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию для Новгородской области на 2020 год составляет 3 432 195,55 тыс. руб., на 2021 год – 3 474 438,02 тыс. руб., на 2022 год – 3 477 979,80 тыс. руб.

В ходе плановой выездной проверки Комитета были проанализированы материалы об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «ТК Новгородская» потребителям г. Великий Новгород и Новгородской области, на 2019-2022 годы. Рассмотрев в отношении Новгородской области Заключение по формированию тарифов на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» на 2019-2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Заключение по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская», ранее установленных на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Заключение по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская», ранее установленных на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Заключение по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская», ранее установленных на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также материалы тарифных дел, в том числе на электронном носителе, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

  1. Статья «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметра расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов».

Пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пункту 12 Методических указаний № 760-э, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определенные в соответствии с пунктом 172 Методических указаний № 760-э, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта.

  1. Подстатья «Арендная плата в отношении производственных объектов, лизинговые платежи» за 2018, 2019, 2020 гг.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

ФАС России отмечает, что для подтверждения экономически обоснованного уровня арендной платы в материалах тарифного дела должны быть представлены регулируемой организации бухгалтерские документы и налоговые декларации арендодателя, подтверждающие начисления амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей.

В Экспертных заключениях на 2020, 2021, 2022 гг. не отражен анализ по данной подстатье затрат с учетом требований пункта 45 Основ ценообразования № 1075 в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Таким образом, фактические расходы на арендную плату и лизинг основных средств за 2018-2020 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом мотивировочной части настоящего предписания. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ ООО «ТК Новгородская».

  1. Подстатья «Расходы на выплаты процентов» за 2019 г.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что материалы тарифного дела, а также Экспертное заключение на 2021 год не содержат обоснование привлечения заемных средств в размере 2 152,05 тыс. руб. в 2019 году, в том числе отсутствует помесячный расчет кассовых разрывов на основании экономически обоснованных расходов со ссылками на обосновывающие документы.

Таким образом, фактические расходы на выплаты по договорам займа за 2019 год в размере 2 152,05 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ ООО «ТК Новгородская».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной

антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004

№ 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Комитет по тарифной политике Новгородской области нарушившим пункты 45, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «ТК Новгородская» расходы по подстатье «Расходы на выплаты процентов» за 2019 год статьи «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметра расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 2 152,05 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ТК Новгородская»при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по подстатье затрат «Арендная плата в отношении производственных объектов, лизинговые платежи» за 2018, 2019, 2020 гг. статьи «Корректировка НВВ, осуществляемая с целью учета отклонения фактических значений параметра расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «ТК Новгородская» на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО «ТК Новгородская», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Новгородское УФАС России
ИНН 5321047553, ОГРН 1025300795552
Комитет по тарифной политике Новгородской области
ИНН 5321101666, ОГРН 1055300905406