Предписание №СП/36224/20 Предписание по результатам рассмотрения обращения депутата Г... от 28 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) рассмотрено обращение депутата Государственной Думы <...> о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Теплосбыт» потребителям муниципального образования город Славгород Алтайского края на 2019 год, и установлено следующее.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 706-э (далее - Методические указания № 706-э).

Тарифы на тепловую энергию в отношении МУП «Теплосбыт» утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее — Управление, орган регулирования) от 4 декабря 2018 года № 368 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Теплосбыт» потребителям муниципального образования город Славгород Алтайского края, на 2019-2021 годы».

Необходимая валовая выручка (далее — НВВ) МУП «Теплосбыт» (далее — регулируемая организация) на 2019 год составляла 255 231,86 тыс. руб.

Регулируемая организация с предложением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год не обращалась.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 1075 в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами № 1075, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В связи с этим Управлением было открыто дело об установлении тарифов для МУП «Теплосбыт» по собственной инициативе. В связи с отсутствием предложения по установлению тарифов на 2019 год Управлением приняты во внимание данные экспертизы предложения МУП «Теплосбыт», представленного на 2018 год.

ФАС России по результатам анализа экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, а также представленных расчетов и обосновывающих материалов в разрезе отдельных статей затрат установлено следующее.

 

Расходы на топливо

Управлением учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в сумме 125 381,18 тыс. руб. исходя из объема топлива 45,4066 тыс. тонн и цены в размере 2 761,3 руб./тонну (без учета НДС).

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Вид используемого топлива — каменный уголь марки Д.

Согласно схеме теплоснабжения городского округа Славгород Алтайского края, утвержденной постановлением администрации города Славгород Алтайского края от 14.03.2016 № 398, в котельных МУП «Теплосбыт» установлены котлы следующих марок: НР-18, КПр-0,5КВ, КВр-1-1,16к, КВр-1,1к, ДКВР-6,5-13, КВТС-20, ДКВР-10/13, КВр-0,93К, КВр-0,23КБ, Братск 2М, КВЗ 1,1, КЕ 4/140, Квр-1,86КБ.

Объем топлива рассчитан Управлением исходя из отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии в размере 146,510 тыс. Гкал, удельного расхода условного топлива 225,80 кг у.т./Гкал, утвержденного приказом Минстроя Алтайского края от 20.09.2018 № 663 «Об утверждении нормативов удельных расходов топлива при производстве тепловой энергии, источниками тепловой энергии МУП «Теплосбыт», калорийного эквивалента 0,729.

Нормативы удельного расхода топлива подразумевают установление данных объема потребления топлива определенного вида и марки для определенных марок котлов.

В обоснование цены на топливо органом регулирования учитывались материалы, представленные МУП «Теплосбыт» на 2018 год:

- договор от 19.06.2018 № 79, заключенный с ЗАО «Славгородский Гортопсбыт» и счета-фактуры, согласно которым организация приобретает уголь по цене 2650 руб./тонну (НДС не облагается);

- муниципальный контракт на поставку товаров № Ф.2018.390213, заключенный МУП «Теплосбыт» с АО «Алтайская топливная компания». Цена по договору составила 3165 руб. с учетом НДС (2682,20 руб. без учета НДС).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В связи с этим Управлением при расчёте тарифов на тепловую энергию на 2019 год цена угля была принята на основании договора от 19.06.2018 № 79 (с дополнительными соглашениями), заключенного с ЗАО «Славгородский Гортопсбыт», в размере 2 761,3 руб./тонну (2 650 руб./тонну с применением индекса инфляции 104,2 %).

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно имеющимся материалам, а также информации органа регулирования договор от 19.06.2018 № 79 с ЗАО «Славгородский Гортопсбыт» на поставку угля заключен без проведения конкурсных процедур.

ФАС России отмечает, что использование данного договора в качестве источника информации о ценах противоречит подпункту «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и не может учитываться при формировании экономически обоснованных расходов на топливо.

Вместе с тем муниципальный контракт на поставку товаров с АО «Алтайская топливная компания» был заключен на основании протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона от 06.08.2018 (договор 1 ноября 2018 года был расторгнут).

В связи с тем, что на участие в аукционе была подана одна заявка, аукцион признан несостоявшимся, что также свидетельствует об отсутствии оснований у органа регулирования относить сведения, содержащиеся в указанном в договоре, к экономически обоснованным.

Кроме этого, регулируемой организацией были заключены договоры на поставку угля на 2019 год, которые органом регулирования не анализировались:

1) ООО «ГРАНИТ»

а) С данным поставщиком МУП «Теплосбыт» 30.08.2018 был заключен контракт на поставку угля (извещение осуществления закупки от 30.07.2018 № 0817200000318007737). Цена контракта составила 168 300 000,00 руб. (с НДС), объем — 60 000 тонн, цена за тонну угля — 2 805 рублей с НДС (2 377,1 рублей без НДС).

Данный контракт 14 ноября 2018 года был расторгнут (соглашение о расторжении муниципального контракта на поставку товаров № Ф.2018.411887 от 30.08.2018 от 14.11.2018).

2) ООО «МТК»

Между данным поставщиком и МУП «Теплосбыт» 17.12.2018 был заключен договор на поставку угля марки ДР (извещение осуществления закупки от 15.11.2018 № 31807150703, протокол рассмотрения заявок от 03.12.2018 № 31807150703-01). Цена контракта составила 102 300 000 руб. (с НДС), объем — 30 000 тонн, цена за тонну угля — 3 410 рублей с НДС (2 889,9 рублей без НДС).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, органом регулирования не проведен.

Таким образом, Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов необходимо провести анализ рыночных цен на поставку угля в Алтайском крае, приняв цену за единицу топлива на экономически обоснованном уровне.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нарушившим положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП «Теплосбыт».

2. Органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.06.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов по статье затрат «Топливо» и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Теплосбыт» на 2020 год.

         3. Органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.06.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию в отношении МУП «Теплосбыт» с учетом исполнения пункта 2 настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для МУП «Теплосбыт», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923
УФАС по Алтайскому краю
ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547