Предписание №СП/56630/23 Предписание в отношении Департамента государственного регули... от 17 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

«13» июля 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 07.04.2023 № 31-9156-С/23, а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 14.04.2023 № 57.05-10-1794/23; рег. от 17.04.2023 № 57117-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении сбытовых надбавок для ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год,

УСТАНОВИЛ:

 

ПАО «ТНС энерго Кубань» (далее - Организация, регулируемая организация) осуществляет деятельность гарантирующего поставщика на территории Краснодарского края.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ), установленная Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – Орган регулирования, Департамент) в отношении регулируемой организации на 2023 год, составляет 2 226 818,084 тыс. руб.

Государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (также далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Правила № 1178), а также приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее – Методические указания № 1554/17).

Сбытовые надбавки ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год установлены приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.11.2022 № 33/2022-э «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии» (далее – приказ от 18.11.2022 № 33/2022-э).

Рассмотрев Экспертное заключение Департамента по определению необходимой валовой выручки и величины сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань» с использованием метода сравнения аналогов на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифной заявки, а также возражения Департамента в отношении Отчета от 14.04.2023 № 57.05-10-1794/23 (далее – Возражения), установлено следующее.

 

1. Порядок определения сбытовых надбавок ГП

Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков определяются в соответствии с пунктами 65 — 65(3) Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не могут превышать сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 10 МВт, более чем в 3 раза.

Приказом от 18.11.2022 № 33/2022-э сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Кубань» для подгруппы потребителей «Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств менее 670 кВт» утверждены в размере 0,65295 руб./кВт*ч, для подгруппы потребителей «Прочие потребители с величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 10 МВт» утверждены в размере 0,20499 руб./кВт*ч, что превышает ограничение, предусмотренное пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 (0,65295 / 0,20499= 3,19).

Учитывая вышеизложенное, сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Кубань», учтенные Департаментом на 2023 год, подлежат пересмотру в соответствии с требованиями положений Основ ценообразования № 1178.

 

2. Объемы потребления электрической энергии

В соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования № 1178 эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе исходя из прогноза объемов потребления электрической энергии (мощности) по группам (подгруппам) потребителей и прогноза объемов потерь сетевых организаций, сформированных на основании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ФАС России как федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, на 2023 год для ПАО «ТНС энерго Кубань» утверждены следующие показатели:

Покупка электроэнергии на 2023 год – 15 560,84 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 6 675,0 млн. кВтч (890 МВт), в т.ч. с календарной разбивкой:

1-е полугодие 2023 года – 7 678,46 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 3 310,77 млн. кВтч (882,87 МВт).

2-е полугодие 2023 года – 7 882,38 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 3 364,23 млн. кВтч (897,13 МВт).

В соответствии с приказом от 18.11.2022 № 33/2022-э Департаментом при определении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год приняты следующие показатели:

Покупка электроэнергии на 2023 год – 15 557,77 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 6 675,0 млн. кВтч (890 МВт), в т.ч. с календарной разбивкой:

1-е полугодие 2023 года – 7 676,90 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 3 310,77 млн. кВтч (882,87 МВт).

2-е полугодие 2023 года – 7 880,87 млн. кВтч, в т.ч. в целях реализации населению – 3 364,23 млн. кВтч (897,13 МВт).

Согласно объяснениям Департамента разница принятых показателей от балансовых составила 3,07 млн. кВтч в годовом выражении (1,56 млн. кВтч в первом полугодии и 1,51 млн. кВтч соответственно во втором). Данная разница составляет величину собственного потребления на хозяйственные нужды гарантирующего поставщика ПАО «ТНС энерго Кубань».

Вместе с тем согласно пункту 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный (в данном случае на 2023 год) объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Иного подхода на расчетный период пунктами 65(2) и 14 Основ ценообразования № 1178 не предусмотрено.

Также ФАС России отмечает, что корректировка исходя из фактических показателей осуществляется за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2) с учетом формул, предусмотренных пунктами 28, 46, 55 Методических указаний № 1554/17.

Учитывая вышеизложенное, объемы потребления электрической энергии (мощности), принятые Департаментом при расчете эталонной выручки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год, подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178.

 

3. Точки поставки

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 при расчете сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2023 год количество точек поставки определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

В соответствии с пунктом 13 Методических указаний № 1554/17 при определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным гарантирующего поставщика с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций), учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных гарантирующего поставщика с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных гарантирующего поставщика собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

В представленных Департаментом расчетах (модель на 2023 год) количество точек поставки является дробным числом, что не предусмотрено Методическими указаниями № 1554/17 и может являться причиной завышения эталонной выручки в части, определяемой с применением постоянных компонентов эталонов затрат.

Кроме того, «точка поставки на розничном рынке» - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

ФАС России отмечает, что Департаментом в Экспертном заключении на 2023 год, Возражениях не отражен анализ точек поставки ни для одной из категорий потребителей.

На основании вышеизложенного, Департаменту надлежит провести подробный анализ количества точек поставки, учтённых при расчетах постоянных компонентов эталонной выручки ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год, с отражением указанного анализа в экспертном заключении.

 

4. Амортизация

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы по данной статье затрат приняты Департаментом в размере 56 798, 91 тыс. руб., предложение ПАО «ТНС энерго Кубань» составило 74 162,1 тыс. руб. (19.10.2022 предложение скорректировано по результатам согласительных процедур до размера 56 798,91 тыс. руб.).

В соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Таким образом, учет амортизации осуществляется в том числе в соответствии нормами Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 № АПЛ21-326.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Также согласно пункту 4 Методических указаний № 1554/17 ГП ведут раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике ГП. Кроме, того согласно пунктам 27, 45, 53 Методических указаний № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП, относимые на каждую из категорий потребителей, учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с данными раздельного учета расходов.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы на амортизацию учтены Органом регулирования исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, а также планируемого ввода и выбытия основных средств и нематериальных активов в соответствии с параметрами инвестиционной программы ПАО «ТНС энерго Кубань».

Вместе с тем ФАС России отмечает, что согласно представленному в рамках Возражений расчету амортизации на 2023 год максимальный срок полезного использования учтен не по всем объектам:

- инв. № ЕЙ13417 «Сооружение: водоответвление и благоустройство пандуса для маломобильных групп потребителей (ст. Кущевская, пер. Куцева, д. 101)» (в соответствии с классификатором десятая группа (свыше 30 лет)) учтенный срок – 20 лет;

- инв. № 14677 «Сооружение: Канализационная насосная станция (п. Энем, ул. Октябрьская, д. 8) (в соответствии с классификатором девятая группа (свыше 25 лет до 30 лет включительно)) учтенный срок – 20 лет;

- инв. № 13414 «СКС (структурированная кабельная сеть) ул. Гимназическая, 55/1, подвал и 1,7-10 этажи» (в соответствии с классификатором восьмая группа (свыше 20 лет до 25 лет включительно)) учтенный срок – 20 лет;

- инв. № АД11386 «Корпоративная система передачи данных (КСПД) Адыгейский филиал», инв. № ЛА12334 «Корпоративная система передачи данных (КСПД) Лабинский ПУ» (в соответствии с классификатором восьмая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно)) учтенный срок – 5 лет;

- и другие.

Кроме того, по объектам основных средств под инв. №№ ЕЙ09009, ТХ04523, ТМ11376 и др. Департаментом учитывается первоначальная стоимость ОС отличная от предложения регулируемой организации.

Также ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела ПАО «ТНС энерго Кубань» отсутствуют первичные документы бухгалтерского учета по объектам амортизируемого имущества, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность первоначальной стоимости имущества, принятой Департаментом при расчете расходов по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

5. Расходы, связанные с обеспечением защиты потребителей электрической энергии и работников от новой коронавирусной инфекции COVID-19

Согласно Экспертному заключению на 2023 год фактические расходы по данной статье затрат за 2020 год, подлежащие включению в НВВ ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178, составляют 4 253,96 тыс. руб.

Так, согласно Экспертному заключению на 2022 год в целях снижения тарифной нагрузки на конечных потребителей региона в 2022 году Департаментом принято решение провести дополнительный анализ понесенных расходов по данной статье затрат и отразить результаты анализа в составе НВВ в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, согласно Экспертному заключению на 2023 год Органом регулирования в НВВ ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год учитываются фактические расходы по данной статье затрат за 2021 год в размере 1 265,94 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

ФАС России отмечает, что анализ фактических расходов по данной статье затрат за 2020-2021 гг. в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178 в Экспертных заключениях на 2022, 2023 гг. не отражен.

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

6. Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям

Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, а также последующую их эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 6.3. статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), использование которых предполагается осуществлять для коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, в случаях, не указанных в пункте 5 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона, не учитываются при государственном регулировании тарифов. Финансирование таких расходов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также иных не запрещенных законом источников, в том числе средств, полученных в результате экономии операционных расходов, достигнутой гарантирующим поставщиком при осуществлении регулируемых видов деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 256 и пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к основным средствам (амортизируемому имуществу) относится имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, приборы коммерческого учета электрической энергии первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб., отнесенные к основным средствам и амортизируемые, финансируются за счет капитальных вложений в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

При определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, включающие амортизацию основных средств, налоги, капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой гарантирующего поставщика, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе на инвестиции, включая не учтенные в инвестиционной программе, и расходы, не относящиеся к капитальным вложениям, включая расходы на обслуживание привлекаемых на такие цели заемных средств в размере, не превышающем величину, рассчитанную исходя из установленной Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки, увеличенной на 4 процентных пункта, которые в части мероприятий по организации коммерческого учета не должны превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей и правилами заполнения форм раскрытия информации.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по данной статье учены в полном объеме 39 321,54 тыс. руб. за 2021 год и 55 363,06 тыс. руб. на 2023 год.

Согласно заявке ПАО «ТНС энерго Кубань» в указанные суммы входят расходы на вводные коммутационные аппараты, аренду мест под шкафы УСПД (договор аренды не предоставлен), услуги передвижной связи, трансформаторы тока, подлежащие установке (замене) и монтаж измерительных цепей, а также поверка приборов учета.

В отсутствие расшифровки принятых расходов по данной статье затрат, в том числе с отражением первоначальной стоимости приборов коммерческого учета электрической энергии, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность их учета по статье затрат «Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям», и отсутствие повторного учета данных расходов.

На основании вышеизложенного, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

7. Резерв по сомнительным долгам

Согласно пунктам 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17 величина расходов на формирования резерва по сомнительным долгам рассчитываются как минимальная величина из величины расходов на формирования резерва по сомнительным долгам, предложенной ГП, и расходов, рассчитанных в размере полутора процентов от валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии (мощности) соответствующей группе потребителей.

Категории потребителей

Учтено органом регулирования в соответствии с экспертным заключением на 2023 год

Заявлено ПАО «ТНС энерго Кубань» (заявка от 29.04.2022), руб.

Заявлено ПАО «ТНС энерго Кубань» (уточненная заявка от 14.11.2022), руб.

Население

458 692 132

437 913 682

 

458 692 132

Прочие потребители

менее 670 кВт

520 681 986

478 431 446

517 512 319

Прочие потребители

от 670 кВт до 10 МВт

199 400 215

178 771 956

198 196 517

Прочие потребители

от 10 МВт

37 964 459

32 277 401

37 728 963

Сетевые организации

219 453 901

187 519 736

 

222 313 228

Таким образом, расходы на формирования резерва по сомнительным долгам, учтенные Органом регулирования, больше расходов, предложенных гарантирующим поставщиком, что противоречит Методическим указаниям № 1554/17.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат исключению из НВВ регулируемой организации в размере 4 608,8 тыс. руб., в остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

8. Расчетная предпринимательская прибыль

Согласно пунктам 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17 величина расчетной предпринимательской прибыли рассчитываются как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной ГП, и расчётной величины в размере в размере полутора процентов от валовой выручки гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Категории потребителей

Учтено органом регулирования в соответствии с экспертным заключением на 2023 год

Заявлено ПАО «ТНС энерго Кубань» (заявка от 29.04.2022), руб.

Заявлено ПАО «ТНС энерго Кубань» (уточненная заявка от 14.11.2022), руб.

Население

165 926 680

137 428 940

 

165 982 969

Прочие потребители

менее 670 кВт

206 619 516

180 735 924

205 503 753

Прочие потребители

от 670 кВт до 10 МВт

113 581 382

98 570 664

112 911 961

Прочие потребители

от 10 МВт

23 470 182

21 968 455

23 331 358

Сетевые организации

170 457 378

158 836 456

 

173 277 659

Таким образом, расчетная предпринимательская прибыль, учтенная Органом регулирования, больше расчетной предпринимательской прибыли, предложенной гарантирующим поставщиком, что противоречит Методическим указаниям № 1554/17.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат исключению из НВВ регулируемой организации в размере 1 924 тыс. руб., в остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении сбытовых надбавок в отношении ПАО «ТНС энерго Кубань» нарушившим пункты 14, 27, 29, 65, 65(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год расходы в общей сумме 6 532,8 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Резерв по сомнительным долгам» в размере 4 608,8 тыс. руб.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 1 924 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2023 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Порядок определения сбытовых надбавок ГП»;

- «Объемы потребления электрической энергии»;

- «Точки поставки»;

- «Расходы, связанные с обеспечением защиты потребителей электрической энергии и работников от новой коронавирусной инфекции COVID-19»;

- «Амортизация»;

- «Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям»;

- «Резерв по сомнительным долгам»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2023 год ПАО «ТНС энерго Кубань» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.10.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Кубань», установленной на 2023 год, а также установить (пересмотреть) сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии в соответствии с положениями действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ПАО «ТНС энерго Кубань» при пересмотре тарифов в сфере электроэнергетики на 2023 год, исключить при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Кубань» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ПАО «ТНС энерго Кубань», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии
ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399