Решение №31/33342/24 Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС ... от 18 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - Заместителя председателя Комиссии:

<...>

Членов Комиссии:

<...> <...><...><...>

рассмотрев материалы, направленные Департаментом тарифного регулирования Томской области (далее — Департамент, орган регулирования) письмом от 01.12.2023 № 53-08-1157 (рег. от 05.12.2023 № 192244/23) и письмом от 19.01.2024 № 53-08-0085 (рег. от 29.01.2024 № 13185/24) об исполнении Решения Комиссии ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23, Комиссия ФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам рассмотрения досудебного спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, проведенного Комиссией ФАС России в отношении установленного Департаментом тарифного регулирования Томской области тарифа на услугу водоснабжения ООО «ВКХ» (далее — регулируемая организация) на 2023 год, Комиссией ФАС России было выдано решение от 23.10.2023 № СП/87272/23 (далее — Решение Комиссии ФАС России) о частичном удовлетворении заявленных ООО «ВКХ» требований, согласно которому органу исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в срок до 01.12.2023 было предписано провести дополнительный анализ, по итогам которого пересмотреть расходы по статье: «Расходы на оплату труда производственного и административного персонала» в части численности в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части Решения Комиссии ФАС России; «Ремонтные расходы (текущий и капитальный)» в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части Решения Комиссии ФАС России, провести перерасчет предпринимательской прибыли на основании пункта 3 мотивировочной части Решения Комиссии ФАС России, по итогам которого необходимо принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения для ООО «ВКХ» на 2023 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, на основании пунктов 2 и 3 резолютивной части Решения Комиссии ФАС России, а также с учетом соблюдения требований, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, Решением Комиссии ФАС России было предписано, что в случае необходимости, средства, неучтенные в составе НВВ ООО «ВКХ» на 2023 год, ввиду ограничений, установленных статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо учесть при установлении тарифа на 2024 год.

Согласно пункту 25 Правил рассмотрения споров и разногласий № 533 Федеральный антимонопольный орган контролирует исполнение решения, и в случае невыполнения указанного решения в установленный срок привлекает виновных лиц к административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил рассмотрения споров и разногласий № 533 указано, что решение подлежит исполнению без изменения других (не указанных в решении) показателей, использованных указанным органом при установлении цен (тарифов). По результатам анализа представленных Департаментом материалов выявлено, что органом регулирования Решение Комиссии ФАС России в срок до 01.12.2023 (а также на 2024 год) не исполнено.

По статье «Расходы на оплату труда производственного и административного персонала» органом регулирования проведен анализ расходов на оплату труда в отношении численности персонала. Согласно расчету нормативной численности основного производственного персонала (далее - ОПП) и административного персонала (далее — АУП) в соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 23.03.2020 № 154/пр (далее – Приказ 154/пр), Департаментом учтена численность ОПП в размере 11,84 ед., численность АУП определена Департаментом исходя из общей численности ОПП по регулируемым видам деятельности в размере 6,67 ед. В экспертном заключении Департамент отмечает, что расходы на оплату труда АУП распределены между регулируемыми видами деятельности исходя из распределения, которое применялось при установлении тарифов для предшествующей организации ООО «ВКХ Лоскутово», так, численность АУП учтена Департаментом в размере 0,42 ед. по виду деятельности — водоснабжение.

Таким образом, органом регулирования по статье «расходы на оплату труда» учтена дополнительная численность АУП в размере 0,06 ед., численность ОПП в размере 0,91 ед.

Комиссия ФАС России отмечает, что в экспертном заключении Департамента в расчете по определению численности ОПП при определении интервала по нормативу Департаментом применяется разный диапазон значений. Так, в расчете органа регулирования по ряду оборудования задействована минимальная граница в диапазоне величин, не учитывая при этом максимальное/пороговое значение в интервале, что не соответствует положениям Приказа № 154/пр.

Расчет численности АУП произведен органом регулирования в соответствии с пунктом 14 таблицы 1 Приказа № 154/пр. При этом, ООО «ВКХ» заявлена численность АУП и представлен расчет по пунктам 15-24 (таблицы 2-11), пункту 26 (таблица 13), пунктам 29-32, пунктам 34-38 Приказа № 154/пр. В свою очередь, органом регулирования не представлены пояснения и обоснования по неучету указанной численности АУП.

Также необходимо отметить, что распределение Департаментом численности АУП для ООО «ВКХ» по регулируемым видам деятельности на основании распределения для предшествующей организации ООО «ВКХ Лоскутово» является необоснованным. Исходя из расчетов Департамента следует, что численность АУП определена на сферу водоснабжение в размере 0,42 ед., что составляет долю в размере 6,3 % от общей численности АУП (на сферу водоотведение определена численность АУП в размере 6,25 ед., что составляет 93,7 %).

Однако, при определении численности ОПП органом регулирования определена численность в сфере водоснабжения в размере 11,84 ед., что составляет долю в размере 53,24 % от общей численности ОПП (на сферу водоотведения определена численность ОПП в размере 10,4 ед., что составляет долю в размере 46,7 % от общей численности ОПП в размере 22,24 ед.).

Комиссия ФАС России отмечает, что подход Департамента по распределению численности АУП на основании данных для предшествующей организации, а также несоответствие распределения численности АУП с численностью ОПП не может быть признано экономически обоснованным. Также необходимо отметить, что согласно представленным ООО «ВКХ» данным о численности по штатному расписанию следует, что распределение численности АУП производится в соответствии с учетной политикой регулируемой организации и распределяется по фактической НВВ. В этой связи, определенная ООО «ВКХ» доля соотношения численности ОПП и АУП в сфере водоотведения превышает над долей численности, приходящейся на сферу водоснабжения.

На основании вышеизложенного органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату труда производственного и административного персонала, корректно рассчитав численность ОПП и численность АУП, определив корректную долю распределения численности между регулируемыми видами деятельности.

По статье расходов «Ремонтные расходы (текущий и капитальный)» при установлении тарифа на 2023 год органом регулирования не учтены расходы на ремонт в полном объеме. При этом, в Решении Комиссии ФАС России указано, что в соответствии с положением подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ на ООО «ВКХ» возложена обязанность по бесперебойному обеспечению абонентов качественной питьевой водой, при этом соответствие качества питьевой воды установленным требованиям обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем. В этой связи реализация указанных требований законодательства Российской Федерации регулируемой организацией не представляется возможным при учете расходов по данной статье на уровне 0,00 руб.

Во исполнение Решения ФАС России Департаментом проведен анализ, согласно которому органом регулирования учтены расходы в размере 320 113,70 руб., определенные с учетом индекса потребительских цен на 2020-2023 годы. При этом, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в расчетах органа регулирования допущена техническая ошибка. Так, корректный расчет Комиссии ФАС России по расходам на ремонт составил: 243 304,88*103,4*106,7*113,9*106 = 324 089,8 руб., в связи с указанным Департаменту необходимо доучесть расходы, в размере 3 976,1 руб.

На основании вышеизложенного органу регулирования необходимо произвести корректный перерасчет расходов на ремонт и учесть неучтенные расходы в составе НВВ ООО «ВКХ».

В отношении расчетной предпринимательской прибыли Департаментом определена величина расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 % от НВВ ООО «ВКХ», однако, учитывая вышеизложенные доводы, Департаменту необходимо пересчитать и учесть расчетную предпринимательскую прибыль при формировании НВВ ООО «ВКХ» во исполнение Решения Комиссии ФАС России на экономически обоснованном уровне. Согласно экспертному заключению Департамента во исполнение Решения Комиссии ФАС России неучтенные средства в составе НВВ ООО «ВКХ» на 2023 год подлежат учету при установлении тарифов для ООО «ВКХ» на 2024 год. При этом, согласно экспертному заключению Департамента об установлении тарифов на 2024 год величина расходов подлежит к учету в состав НВВ при установлении тарифов на 2024-2026 годы, что не соответствует Решению Комиссии ФАС России.

Резюмируя вышеизложенное Комиссия ФАС России отмечает, что подход, проведенный анализ и расчеты органа регулирования не предусмотрены Решением ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23. На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент тарифного регулирования Томской области не исполнившим требования Решения Комиссии ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения Решения ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23 до 01.07.2024 года, осуществив пересмотр расходов по статье «Расходы на оплату труда производственного и административного персонала», «Ремонтные расходы (текущий и капитальный)», «Расчетная предпринимательская прибыль» и учет неучтенных расходов в составе НВВ ООО «ВКХ» на 2024 год исходя из доводов, отраженных в мотивировочной части настоящего решения.

3. Об исполнении Решения ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23 с учетом настоящего решения органу исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которого предписано Решением ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23, а также настоящего решения;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Томской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принималось решение во исполнение Решения ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23, а также настоящего решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услуги водоснабжения, в котором подробно отражены результаты исполнения Решения ФАС России от 23.10.2023 № СП/87272/23, а также настоящего решения.

 

 

Председательствующий - Заместитель _________________/ <...> председателя Комиссии ФАС России

(подпись)

 

 

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/<...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

 

Связанные организации

ООО "ВКХ"
ИНН 7000001617, ОГРН 1227000009114
Департамент тарифного регулирования Томской области
ИНН 7017321862, ОГРН 1137017000570