Решение №СП/47621/23 Решение о частичном удовлетворении заявленных требований о д... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ФКП «Армавирская биологическая фабрика» (далее — Заявитель, регулируемая организация, предприятие, ФКП «Армавирская биофабрика») (исх. от 15.02.2023 № 121, вх. от 16.02.2023 № 24316-ЭП/23), возникший с Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее — орган регулирования, Департамент) по вопросу установленного тарифа в сфере водоотведения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, представителя ФКП «Армавирская биологическая фабрика» в лице <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533 (далее - Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий № 533), в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление о досудебном споре (разногласиях) между Федеральным казенным предприятием «Армавирская биологическая фабрика» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоотведения на 2023 год.

Разногласия между ФКП «Армавирская биологическая фабрика» и органом регулирования возникли по приказу Департамента от 16.11.2022 № 278/2022-вк «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от № 217/2018-вк «Об установлении тарифов на водоотведение».

Тариф на оказываемые услуги водоотведения для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2019-2023 гг. установлен приказом Департамента от 14.12.2018 № 217/2018-вк «Об установлении тарифов на водоотведение» с применением метода индексации. На 2023 год тариф установлен в размере 20,23 руб./куб. м. (без учета НДС) и 24,28 руб./куб. м. (с учетом НДС), при этом величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2023 год для ФКП «Армавирская биологическая фабрика», в части оказываемых услуг водоотведения составляет 1 122, 85 тыс. руб., (из расчета Департамента в пересчете на объем принятых сточных вод от потребителей учтены в размере 55,51 тыс. куб. м.).

В направленном в ФАС России заявлении ФКП «Армавирская биологическая фабрика» указывает на необходимость пересмотра учтенной органом регулирования величины расходов по следующим статьям затрат: «Операционные расходы (в том числе: заработная плата основного персонала, ремонтного персонала, административного персонала; расходы связанные с приобретением сырья и материалов; ремонтные расходы сторонних организаций; расходы на охрану труда)» в размере 9 000,90 тыс. руб., «Расходы на электрическую энергию» - 1 027,53 тыс. руб., «Неподконтрольные расходы» - 269,12 тыс. руб., «Амортизационные отчисления» - 136,99 тыс. руб., «Иные экономически обоснованные расходы на социальные нужды согласно с пункту 86 Методических указаний» - 86,20 тыс. руб., «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» - 694,54 тыс. руб. Заявитель просит ФАС России обязать Департамент учесть вышеуказанные расходы на заявленном уровне, скорректировать и установить для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» экономически обоснованный тариф на водоотведение на 2023 год в размере 43,83 руб. за куб. м. Необходимо отметить, что ФКП «Армавирская биологическая фабрика» заявляет расходы на досудебное рассмотрение спора и разногласий исходя из общего объема принятых сточных вод на очистные сооружения в размере 140,05 тыс. куб. м.(в том числе от потребителей в размере 55,51 тыс. куб. м. и от собственного производства 84,54 тыс. куб. м.).

Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при формировании НВВ по водоотведению на 2023 год оспариваемые статьи приняты в следующих размерах: «Операционные расходы» - 610,69 тыс. руб., «Расходы на электрическую энергию» - 545,70 тыс. руб., «Неподконтрольные расходы» - 229,46 тыс. руб., «Амортизационные отчисления» - 45,52 тыс. руб., «Иные экономически обоснованные расходы на социальные нужд, согласно пункту 86 Методических указаний» - 85,00 тыс. руб., «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» - 71,57 тыс. руб. Данные расходы учтены органом регулирования в составе НВВ по водоотведению исходя из объема принятых сточных вод от прочих потребителей в размере 55,51 тыс. куб. м.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Следует отметить, что ФКП «Армавирская биофабрика» осуществляет очистку сточных вод, полученных от собственного производства и принятых объемов от прочих потребителей Ковалевского сельского поселения Новокубанского района. Согласно экспертному заключению органа регулирования планируемый общий объем сточных вод, принятых на очистные сооружения ФКП «Армавирская биофабрика» на 2023 год, составит 140,05 тыс. куб. м, в том числе: объем собственных производственных стоков - 84,54 тыс. куб. м (60,4 %), от прочих потребителей - 55,51 тыс. куб. м, что составляет 39,6 % от общего объема сточных вод.

На основании пункта 75 Основ ценообразования № 406 тарифы на водоотведение для регулируемой организации утверждены РЭК - Департаментом (в редакции изменений, внесенных Департаментом) с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных на 5 лет на период с 2019 по 2023 гг., сроком действия до 31.12.2023 года (включительно). Согласно доводам органа регулирования, изложенным в экспертном заключении от 10.11.2022 № 1-278/2022-вк, по результатам проверки экономического обоснования тарифов на водоотведение для ФКП «Армавирская биофабрика» для оказания услуг водоотведения на территории Ковалевского сельского поселения Новокубанского района регулируемой организацией в целях определения тарифа на водоотведение на 2023 год в представленном в орган регулирования расчете тарифа учитывался объем отведенных сточных вод в целом с учетом внутрихозяйственного оборота, а не только объема реализации абонентам, как это предусмотрено положениями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района от 24.12.2021 № 247 ФКП «Армавирская биологическая фабрика», осуществляющая водоотведение на территории Ковалевского сельского поселения Новокубанского района, наделена статусом гарантирующей организации.

По результатам проведенного анализа представленных материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия ФАС Россия отмечает следующее.

1. Операционные расходы (в том числе: заработная плата основного персонала, ремонтного персонала, административного персонала; расходы, связанные с приобретением сырья и материалов; ремонтные расходы сторонних организаций; расходы на охрану труда).

По предложению организации сумма затрат по статье «Операционные расходы» на 2023 год заявлена в размере 9 000,90 тыс. руб. исходя из общего объема планируемых принятых сточных вод на очистные сооружения на 2023 год в размере 122,60 тыс. куб. м, органом регулирования расходы по данной статье в составе НВВ по водоотведению рассчитаны и учтены в сумме 610,69 тыс. руб. (исходя из удельного расчета объема принятых сточных вод от прочих потребителей 23,88 % (составляющих 55,10 тыс. куб. м) при установлении долгосрочного периода регулирования в 2018 году на 2019 – 2023 гг. с учетом утвержденного индекса потребительских цен на 2023 год).

Согласно доводам ФКП «Армавирская биофабрика» органом регулирования не в полном объеме учтены расходы по статьям фонд оплаты труда основного персонала, ремонтного персонала, административного персонала; расходы, связанные с приобретением сырья и материалов; ремонтные расходы сторонних организаций; расходы на охрану труда, которые учитываются в составе операционных расходов. В соответствии с доводами регулируемой организации, изложенными в заявлении, заработная плата труда экономически обоснована согласно трудового законодательства Российской Федерации и подтверждена балансовыми показателями предприятия на счетах 70, 69, 73 бухгалтерского учета. Подтверждение расходов, связанных с приобретением сырья и материалов, а также затрат на охрану труда, отражаются на счете 10 и 10.9 бухгалтерского учета соответственно.

В качестве обоснования расходов по данной статье затрат регулируемой организацией в адрес ФАС России представлены следующие материалы: плановый расчет фонда оплаты труда на 2023 год с указанием фактической численности персонала, тарифного коэффициента и месячной тарифной ставки; расшифровка затрат на ремонт и обслуживание оборудования с указанием даты и номера заключенных договоров; договор от 06.05.2021 № 511-ЕП на выполнение работ по ремонту электродвигателя ; расчет расходов на охрану труда основного производственного персонала (приобретение спецодежды).

В отзыве, направленном органом регулирования в адрес ФАС России исх. от 09.03.2023 № 57.07-05-1117/23, вх. от 10.03.2023 № 34876-ЭП/23 (далее - отзыв) указано, что тарифы на водоотведение установлены Департаментом в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных на 5 лет на период 2019 - 2023 гг. (со сроком действия до 31.12.2023 года (включительно). Орган регулирования сообщает, что операционные расходы на 2023 год учтены в размере 610,99 тыс. руб. исходя из базового уровня операционных расходов, утвержденных органом регулирования на 2019 - 2023 гг. в размере 477,27 тыс. руб. с учетом положений пункта 45 Методических указаний № 1746-э, в том числе индекса потребительских цен и индекса эффективности операционных расходов.

Департамент отмечает, что в составе операционных расходов на 2019 год регулируемой организацией заявлены операционные расходы в размере 725,55 тыс. руб. (исходя из доли объема принятых сточных вод от прочих потребителей в 2019 году), в том числе на оплату труда производственного персонала - 551,40 тыс. руб., отчисления на социальные нужды - 165,41 тыс. руб., ремонтные расходы - 8,74 тыс. руб.

Орган регулирования указывает на то, что операционные расходы на 2019 год утверждены в размере 477,27 тыс. руб., с учетом распределения объема реализации услуг (принятых сточных вод от прочих потребителей), запланированного на 2019 год на уровне 23,88 % от общего объема принятых сточных вод на очистные сооружения. Справочно Комиссия ФАС России отмечает, что плановый общий объем сточных вод по 2019 г. составлял 230,7 тыс. куб. м, в том числе объем собственных производственных стоков - 175,6 тыс. куб. м (76,12 % от общего объема сточных вод), объем реализации услуг - 55,10 тыс. куб. м, что составляет 23,88 % от общего объема сточных вод.

Индекс эффективности операционных расходов для данного предприятия определен в размере 1 процента уровня операционных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования.

Индекс изменения количества активов принят равным нулю, поскольку предприятием не была представлена инвестиционная программа, в соответствии с которой подлежат планированию мероприятия по изменению количества условных метров сети, эксплуатируемой данным предприятием, а также информация о расходах, связанных с вводом в эксплуатацию новых объектов.

ФАС России отмечает, что исходя из представленных пояснений органа регулирования операционные расходы на последующие годы долгосрочного периода регулирования (2019 - 2023 гг.) учтены в составе НВВ с учетом корректировки индекса потребительских цен на основании уточненного Прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды регулирования (приняты Департаментом в следующих размерах: на 2020 год - 486,68 тыс. руб., на 2021 год - 500,12 тыс. руб., на 2022 год - 529,40 тыс. руб., на 2023 год - 610,69, тыс. руб.).

При установлении тарифа на водоотведение на 2023 год, (последний год долгосрочного периода регулирования 2019 - 2023 гг.), Департаментом в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э проиндексирован базовый уровень операционных расходов 2019 года с учетом индекса потребительских цен и индекса эффективности операционных расходов. Необходимо отметить, что размер операционных расходов, учтенных органом регулирования на 2023 год с учетом доли в размере 23,88 % объема планируемых принятых сточных вод, принятых на очистные сооружения от прочих потребителей по 2019 году, составил 2 557,33 тыс. руб. (610,69 тыс. руб.*100%/23,88%). Таким образом отклонение заявленной суммы операционных расходов регулируемой организацией и принятой Департаментом на 2023 год в соотношении объемов принятых сточных от прочих потребителей составило 1 538,72 тыс. руб. (9 000,90 тыс. руб. * 23,88 % - 610,69 тыс. руб.).

Необходимо отметить, что ФКП «Армавирская биологическая фабрика» при установлении НВВ на 2019 год не был оспорен в ФАС России, а также в судебном порядке размер операционных расходов, установленный органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2019 – 2023 гг.  

В соответствии с пунктом 84 Методических указаний № 1746-э к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение с использованием метода индексации, относятся: 1) базовый уровень операционных расходов; 2) индекс эффективности операционных расходов; 3) нормативный уровень прибыли; 4) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Согласно требованиям пункта 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, подлежат ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.

Пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования тарифов по заявлению регулируемой организации при наличии любого из следующих оснований:

вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов;

решение или предписание федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, в том числе в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 406 формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения) ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга, концессионного соглашения), создания основных средств более чем на 30 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств указанной организации, и (или) в установленном порядке изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера;

решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость;

изменение компонента на холодную воду и (или) компонента на тепловую энергию в составе двухкомпонентного тарифа на горячую воду или изменение тарифа на холодную воду и (или) тарифа на тепловую энергию в составе однокомпонентного тарифа на горячую воду в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных абзацами третьим - шестым настоящего пункта.

Необходимо отметить, что долгосрочные параметры регулирования, утвержденные органом регулирования, не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования. Таким образом, исключение/ включение расходов из состава/в состав операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования не предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации. Данная позиция подтверждена арбитражным судом Московского округа от 14.05.2019 по делу № А40-135885/18, а также Верховным судом Российской Федерации от 05.08.2019 № 305-ЭС19-12053.

Таким образом следует отметить, что размер расходов по статье «Операционные расходы» для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2023 год», приняты органом регулирования с учетом положений законодательства Российской Федерации исходя из применения к базовому уровню операционных расходов 2019 года соответствующих индексов согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406.

Резюмируя вышеизложенные доводы о необходимости дополнительного учета расходов по статье «Операционные расходы» не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФКП «Армавирская биологическая фабрика» требований.

2. Расходы на электрическую энергию.

По предложению регулируемой организации сумма затрат по статье «Расходы на электрическую энергию» в составе НВВ на 2023 год по водоотведению составила 1 027,53 тыс. руб. (на общий объем сточных вод с учетом объемов собственного производства планируемых на 2023 г. в размере 122,6 тыс. куб.). Департаментом расходы по данной статье учтены в размере 1 376,78 тыс. руб. исходя из общего объема (с учетом объемов собственного производства) принятых сточных вод на очистные сооружения в размере 140,05 тыс. куб. В составе НВВ услуги по водоотведению, оказываемой ФКП «Армавирская биологическая фабрика» для потребителей Ковалевского сельского поселения Новокубанского района, сумма расходов по статье «Расходы на электрическую энергию» на 2023 год составила 545,70 тыс. руб. (из расчета Департамента в пересчете на объем принятых сточных вод от прочих потребителей в размере 55,51 тыс. куб. м.).

Согласно доводам ФКП «Армавирская биофабрика» Департаментом не в полном объеме учтены расходы по статье «Расходы на электрическую энергию». В качестве обоснования расходов по данной статье регулируемой организацией в адрес ФАС России представлены следующие материалы: выгрузка данных по счету 23 бухгалтерского учета; договор с поставщиками на поставку электрической энергии; товарные накладные об оплате за поставку электроэнергии; приложение № 2 к договору энергоснабжения (перечень точки поставки, объектов, приборов учета, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию).

Расчет плановых объёмов электропотребления объектами водоотведения производился Департаментом с применением расчётной удельной нормы расхода электрической энергии на 1 м³ транспортируемых и очищаемых стоков.

Величина удельной нормы расхода энергоресурсов на 1 м³ стоков утверждена органом регулирования на долгосрочный период 2019-2023 гг. в размере 1,1672 кВт*ч/м³.

Плановая величина электропотребления на регулируемый период рассчитана органом регулирования исходя из объемов электропотребления в размере 163,47 тыс. кВт*ч (1,1672 кВт*ч/куб. м * 140,05 тыс. куб.) в размере 1 376,78 тыс. руб. и учтена в составе НВВ по водоотведению исходя из удельного объема сточных вод принятых от прочих потребителей в сумме 545,7 тыс. руб. Согласно доводам, изложенным органом регулирования в отзыве, снижение плановой величины объёма электропотребления и, соответственно, затрат на покупку электроэнергии на регулируемый период обусловлено снижением объёма производственных стоков предприятия.

Структура электропотребления по объектам водоотведения определена на основании фактических данных из счетов-фактур об объемах потребления электрической энергии за базовый период 2021 год.

Затраты на электрическую энергию планировались с учетом уточненного прогноза Департамента по уровням напряжения питания и с учетом уточненного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Пунктами 48 Основ ценообразования № 406 и 20 Методических указаний № 1746-э определено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду. Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 84 Методических указаний № 1746-э к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение с использованием метода индексации, относятся: 1) базовый уровень операционных расходов; 2) индекс эффективности операционных расходов; 3) нормативный уровень прибыли; 4) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Согласно требованиям пункта 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, подлежат ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра в соответствии с настоящим документом.

Необходимо отметить, что регулируемая организация с заявлением о пересмотре долгосрочного параметра удельного расхода электрической энергии, утвержденного органом регулирования на 2019 – 2023 год, в адрес ФАС России, а также в суд не обращалась.  Также следует отметить, что из указанных в заявлении требований, направленных в адрес ФАС России, отсутствуют разъяснения и обоснования оспариваемых показателей стоимости и удельного расхода электрической энергии на 2023 год. В направленном в ФАС России заявлении ФКП «Армавирская биологическая фабрика» указана только сумма расходов по статье электрическая энергия в размере 1 027,53 тыс. руб.

Резюмируя вышеизложенные доводы о необходимости учета расходов по статье «Расходы на электрическую энергию, заявленных ФКП «Армавирская биологическая фабрика», Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по данной статье затрат.

3. Неподконтрольные расходы (налоговые платежи и расходы, связанные с транспортировкой сточных вод МУП «Стимул»).

Между Заявителем и органом регулирования возникли разногласия по статье «Неподконтрольные расходы», а именно в части расходов по налоговым платежам (налога на имущество, плата за негативное воздействие на окружающею среду и земельного налога) и платы за транспортирование сточных вод МУП «Стимул». Оспариваемая сумма расходов по данной статье, указанная в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов), составила 269,12 тыс. руб. При этом необходимо отметить, что при анализе представленных обосновывающих материалов заявленная сумма складывается выше указанной в заявлении (сумма по налоговым платежам составила - 123,75 тыс. руб. и по оплате объемов транспортирование сточных вод МУП «Стимул» - 55,51 тыс. куб. м исходя из утвержденного тарифа на 2023 год в размере 10,17 руб.). Необходимо отметить, что данная статья расходов не заявлялась регулируемой организацией в тарифной заявке. Департаментом учтена сумма расходов на транспортирование сточных вод МУП «Стимул» в размере 558,43 тыс. руб. (55,51 тыс. куб. м * 10,06 руб. куб.м) и учтена в составе НВВ исходя из распределения на общий объем сточных вод (140,05 тыс. куб. м).

В составе НВВ услуги по водоотведению, оказываемой ФКП «Армавирская биологическая фабрика» для потребителей Ковалевского сельского поселения Новокубанского района, сумма расходов по статье «Неподконтрольные расходы» на 2023 год составила 578,48 тыс. руб. на общий объем сточных вод, направленных на очистные сооружения, в том числе налоговые платежи составили 20,48 тыс. руб., расходы по оплате за транспортирование сточных вод МУП «Стимул» - 558,43 тыс. руб.

В соответствии с Основами ценообразования № 406 «неподконтрольные расходы» - расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 и 49 Методических указаний № 1746-э неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;

в) расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа;

г) расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего документа;

д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

е) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией;

ж) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

з) расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу);

и) расходы на концессионную плату;

к) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий;

л) расходы на химические реагенты.

3.1 Налоговые платежи (налог на имущество, плата за негативное воздействие на окружающую среду, земельный налог).

При анализе представленных обосновывающих материалов регулируемой организации заявленная сумма по налоговым платежам складывается выше указанной в заявлении и составила 123,75 тыс. руб. (налог на имущество – 37,91 тыс. руб., плата за негативное воздействие на окружающую среду – 79,67 тыс. руб., земельный налог – 6,17 тыс. руб.). Ппри этом в заявлении указана заявленная сумма разногласий по налоговым платежам в размере 39,66 тыс. руб., но, вместе с тем, не указаны суммы с постатейной разбивкой направления данных средств. Данные расходы заявлены регулируемой организацией исходя из учета в составе НВВ на общий объем сточных вод.

В качестве обосновывающих документов ФКП «Армавирская биологическая фабрика» представлен счет к оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Органом регулирования при установлении НВВ по водоотведению ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2023 год расходы по налогу на имущество учтены в размере 16,77 тыс. руб., плата за негативное воздействие - 3,71 тыс. руб.

Необходимо отметить, что Департаментом сумма расходов на уплату налога на имущество при расчете тарифа на 2023 год принята в соответствии с положениями, закрепленными в Главе 30 Налогового Кодекса Российской Федерации, в размере 16,77 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основами ценообразования № 406 при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.

Согласно доводам, указанным органом регулирования в отзыве на заявление, Департаментом представлены разъяснения по подходу при учете и расчете платы за негативное загрязнение окружающей среды на 2023 год. Орган регулирования обращает внимание на то, что в состав необходимой валовой выручки включена сумма по оплате расходов, связанных с платой за негативное воздействие на окружающую среду исходя из фактических расходов 2021 года в пределах установленных нормативов и лимитов в размере 3,71 тыс. руб.

В отзыве орган регулирования указывает на то, что при расчете тарифа на 2023 год, из состава необходимой валовой выручки органом регулирования исключены расходы на уплату земельного налога в размере 6,17 тыс. руб. в связи с их экономической необоснованностью. Департамент отмечает, что сумма расходов на оплату земельного налога в размере 6,17 тыс. руб. была заявлена ФКП «Армавирская биологическая фабрика» в уточнённом расчете тарифов на водоотведение на 2023 год, представленном письмом от 05.10.2023 года № 778 (вх. от 06.10.2022 № 57-7144/22). При этом регулируемой организацией к заявленным расходам по земельному налогу на сумму 6,17 тыс. руб. не были представлены обосновывающие документы (свидетельство о праве собственности на земельный участок, договоры с администрацией муниципального образования о закреплении земельного участка, налоговые декларации по земельному налогу за 2021 год, расчет по земельному налогу).

ФАС России отмечает, что в составе заявления и материалов, направленных ФКП «Армавирская биологическая фабрика» в адрес ФАС России, отсутствуют сведения и обосновывающие документы, подтверждающие факт уплаты земельного налога и налога на имущество. С целью обоснования расходов по оплате расходов за негативное воздействие на окружающую среду регулируемой организацией представлены платежные поручения по 2021 году на общую сумму 59,671 тыс. руб.

ФАС России проанализирована декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, представленная органом регулирования в адрес ФАС России в рабочем порядке. Согласно сведениям, указанным в декларации о плате за негативное воздействие, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах НДВ (нормативов допустимых выбросов), ТН (технологических нормативов) по строке 041 составил 3 713,46 руб.

Резюмируя вышеизложенные доводы о необходимости дополнительного учета расходов по налоговым платежам в составе НВВ на 2023 год по водоотведению, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по данной статье затрат.

    1. Расходы на транспортирование сточных вод МУП «Стимул».

В составе НВВ услуги по водоотведению, оказываемой ФКП «Армавирская биологическая фабрика» для потребителей Ковалевского сельского поселения Новокубанского района, сумма расходов по статье «Расходы на транспортирование сточных вод МУП «Стимул» на 2023 год учтена в размере 221,34 тыс. руб. При этом необходимо отметить, что расчет расходов по данной статье затрат произведен органом регулирования исходя распределения общей суммы расходов 558,43 тыс. руб. (произведения объема принятых сточных вод от МУП «Стимул» и соответствующего установленного тарифа для МУП «Стимул» 10,06 руб. куб. м * 55,51 тыс. куб. м) в доле от принятых сточных вод от потребителей – 55,51 куб. м на общий объем принятых сточных вод на очистные сооружения 140,05 куб. м. (558,43 тыс. руб.* (55,51 куб. м/140,05 куб. м)).

Регулируемой организацией к заявлению о досудебном споре (разногласиях) представлены пояснения, в которых указанно, что утверждённый тариф на транспортирование сточных вод для МУП «Стимул» на 2023 год установили в размере 10,06 руб. за куб. м, тариф на водоотведение для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» - 20,23 руб. за куб.м. В составе тарифа гарантирующей организации ФКП «Армавирская биологическая фабрика» учитывается тариф (расходы) МУП «Стимул» (транзитная организация) расходы которого составляют 50% от тарифа на водоотведение. По мнению регулируемой организации, принятая сумма расходов в размере 221,34 тыс. руб. в составе НВВ недостаточна. При таком подходе органа регулирования по расчету НВВ и тарифа на водоотведение приводит к снижению собственных расходов регулируемой организации, в том числе и по отношению к прошлому 2022 году, когда тариф для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» был утвержден в размере 18,73 руб. за куб. м (без учета составляющих расходов по транспортировке сточных вод, осуществляющих МУП «Стимул»).

В отзыве, направленном органом регулирования в адрес ФАС России представлены разъяснения по подходу при учете расходов по транспортированию сточных вод. Между ФКП «Армавирская биологическая фабрика» и МУП «Стимул» заключен договор по транспортировке сточных вод от 05.03.2022 № 22 на соответствующий период.

При расчете тарифа на 2023 год расходы на транспортировку сточных вод Департаментом включены в состав необходимой валовой выручки в размере 558,43 тыс. руб. на основании договора по транспортировке сточных вод, заключенного между ФКП «Армавирская биофабрика» и МУП «Стимул».

При этом, Департаментом сумма расходов определена с учетом тарифа на транспортировку сточных вод, установленного на 2023 год для МУП «Стимул» согласно приказу Департамента от 16.11.2022 № 268/2022-вк «Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод» в размере 10,06 руб./куб.м. (НДС не предусмотрен), и объема транспортировки сточных вод, запланированного Департаментом в соответствии с производственной программой в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) для МУП «Стимул» на 2023 год, в размере 55,51 тыс. куб. м.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы водоотведения, договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанным договором услуги по транспортировке сточных вод по установленным тарифам.

В соответствии с пунктом 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2013 № 644, заключение организацией водопроводно- канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно, договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на водоснабжение и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) под абонентами понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

В случае приема сточных вод от собственного производства, такая организация не будет являться абонентом в понимании Федерального закона № 416 – ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний 1746 - э необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.

Резюмируя вышеизложенные доводы, при учете расходов транзитной организации, осуществляющей транспортировку стоков до коллекторов ФКП «Армавирская биологическая фабрика», необходимо затраты распределять на объем сточных вод, принятых от прочих потребителей, при этом подход органа регулирования к распределению данных расходов на общий объем сточных вод (в том числе от собственного производства) является не правомерным, поскольку регулируемая организация не несет данных расходов в рамках собственного потребления.

В этой связи Департаменту необходимо провести дополнительный анализ расходов по статье «Транспортирование сточных вод», по результатам которого осуществить корректный расчет расходов по данной статье исходя из распределения их на объем принятых сточных вод от МУП «Стимул». Указанные затраты учесть в составе необходимой валовой выручки.

4. Амортизационные отчисления.

По предложению регулируемой организации сумма затрат по статье «Амортизационные отчисления» на 2023 год заявлена в размере 136,39 тыс. руб., органом регулирования расходы по данной статье в составе НВВ по водоотведению рассчитаны и учтены в сумме 45,52 тыс. руб.

По мнению регулируемой организации, заявленная сумма амортизационных отчислений на 2023 год в размере 136,39 тыс. руб. является обоснованной, поскольку данная величина расходов на амортизацию основных средств подтверждена в бухгалтерском учете ФКП «Армавирская биологическая фабрика» (отражена на 02 счете). В качестве обосновывающих документов ФКП «Армавирская биологическая фабрика» представлен 02 счет и свидетельства на объекты.

В отзыве, направленном Департаментом в адрес ФАС России, представлены разъяснения по подходу при учете расходов по статье «Амортизационные отчисления». Величина расходов по данной статье при расчёте тарифа на 2023 год принята органом регулирования в размере 114,84 тыс. руб. на общий объем сточных вод и 45,52 тыс. руб. на объем по прочим абонентам сумма амортизационных отчислений составила 45,52 тыс. руб. (114,84 тыс. руб.*39,64%).

Также орган регулирования отмечает, что в адрес Департамента регулируемой организацией письмом от 05.10.2023 года № 778 (вх. от 06.10.2022 № 57-7144/22) также была заявлена на 2023 год уточненная сумма расходов на амортизацию в размере 425,55 тыс. руб.

При этом ФКП «Армавирская биологическая фабрика» к заявленным расходам на амортизацию, не были представлены обосновывающие документы, подтверждающие увеличение амортизационных отчислений, планируемых на 2023 год.

При установлении тарифов с применением метода индексации в соответствии с положениями, закрепленными в пункте 77 Основ ценообразования № 406, величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что для подтверждения амортизационных отчислений регулируемая организация, в период тарифной компании должна предоставить в адрес органа регулирования ведомости амортизации основных средств по водоотведению за отчетный и текущий период, инвентарные карточки учета объектов основных средств (форма № ОС-6), сведения о первоначальной стоимости объектов, дате ввода в эксплуатацию, остаточной стоимости, сроке полезного использования.

В свою очередь регулируемой организацией в адрес ФАС России вышеуказанные материалы также не представлены.

ФАС России обращает внимание на то, что в составе обосновывающих материалов, направленных регулируемой организацией в адрес ФАС России, приложена выгрузка из бухгалтерской программы по обороту счета 23 за 2021 год, по данным которой сумма амортизационных отчислений, отраженных на счете 02, составила 181,761 тыс. руб., что не является достаточным и необходимым подтверждением заявленных расходов.

Таким образом, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФКП «Армавирская биологическая фабрика» требований по статье «Амортизационные отчисления».

5. Нормативная прибыль. Величина нормативной прибыли.

По предложению регулируемой организации сумма затрат по статье «Нормативная прибыль» в составе НВВ на 2023 год по водоотведению заявлена в размере 86,20 тыс. руб. Департаментом расходы по данной статье учтены в размере 85,00 тыс. руб. исходя из объема реализации 55,51 тыс.куб. Отклонение по заявленной статье «Нормативная прибыль» составило 1,20 тыс. руб.

В качестве обоснования заявленных требований регулируемая организация ссылается на положения коллективного договора, который отсутствует в представленных обосновывающих материалах (документах) ФКП «Армавирская биологическая фабрика» в адрес ФАС России.

Согласно доводам Департамента, отраженным в отзыве на заявление ФКП «Армавирская биологическая фабрика», величина нормативной прибыли включена в состав необходимой валовой выручки в соответствии с мероприятиями, предусмотренными коллективным договором.

Согласно части 8.1.14 коллективного договора от 03.06.2020 № 19, представленного предприятием, в адрес органа регулирования экономически обоснованные расходы на социальные нужды Департаментом определены в размере 85,0 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения). При установлении тарифов с применением метода индексации нормативная прибыль подлежит включению в состав необходимой валовой выручки в соответствии с положениями, закрепленными в пункте 78 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:

а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа;

в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В заявлении о рассмотрении спора (разногласий) ФКП «Армавирская биологическая фабрика» указывает на то, что фактическая нормативная прибыль по 2022 году сложилась в размере 74,38 тыс. руб., по 2021 году нормативная прибыль отсутствует. При формировании тарифа на водоотведение на 2021 и 2022 годы органом регулирования в составе НВВ нормативная прибыль не учитывалась.

Регулируемой организацией в адрес ФАС России не представлены обосновывающие и подтверждающие документы о наличии социальных выплат, отсутствует коллективный договор и локально нормативные акты, которыми предусмотрены социальные гарантии и компенсации, также отсутствует расшифровка и состав фактических социальных выплат по факту 2022 года.

Таким образом, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФКП «Армавирская биологическая фабрика» требований по статье «Амортизационные отчисления».

6. Расчетная предпринимательская прибыль.

ФКП «Армавирская биологическая фабрика» заявляет об учете в составе НВВ расчетной предпринимательской прибыли на 2023 год в размере 694,54 тыс. руб. на общий объем сточных вод, направленных на очистные сооружения (140,05 тыс. куб. м). Необходимо отметить, что данные расходы учтены Департаментом в составе НВВ водоотведения в размере 71,27 тыс. руб. в пересчете на объем принятых сточных вод от прочих потребителей 55,51 тыс. куб. м.

Согласно позиции Департамента, орган регулирования руководствовался положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э при расчете расчетной предпринимательской прибыли.

При установлении тарифов с применением метода индексации в соответствии с пунктом 78 (1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Департамент указывает на то, что расчетная предпринимательская прибыль рассчитана на уровне 5 % в размере 71,57 тыс. руб. от суммы текущих расходов и амортизационных отчислений (1 385,85 тыс. руб. + 45,52 тыс. руб. * 5%). Также Департамент отмечает, что причиной снижения величины расчетной предпринимательской прибыли, запланированной предприятием, является произведенная Департаментом корректировка планируемых регулируемой организацией расходов на 2023 год.

Орган регулирования обращает внимание, что величина расчетной предпринимательской прибыли, заявленная ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2023 год в размере 694,54 тыс. руб., превышает предусмотренные 5 % от базы определения данной величины и составляет 6,81 % (694,54 тыс. руб./10 204,47 тыс. руб.) исходя расходов, рассчитанных на общий объем 140,05 тыс. куб. м сточных вод, поступивших на очистные сооружения.

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

В соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406.

Согласно положениям пункта 47(2) Основ ценообразования № 406 при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, некоммерческой организацией; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В соответствии с частью 2 указанной статьи в Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие) и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие).

Следовательно, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемых организаций, являющихся казенными предприятиями.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает целесообразным отказать ФКП «Армавирская биологическая фабрика» в удовлетворении заявленных требований по статье «Расчетная предпринимательская прибыль».

Согласно пункту 16 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий № 533 в случае если в ходе рассмотрения спора федеральным антимонопольным органом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (в том числе не связанные с требованиями заявителя), федеральный антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо исключить из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации экономически необоснованные расходы в части расчетной предпринимательской прибыли, учтенной в размере 71,57 тыс. руб. на 2023 год, отразив результаты в экспертном заключении.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим пункты 22, 24, 78(1) Основ ценообразования № 406, пункты 49, 86(1), 90 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифа на услуги водоотведения для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2023 год.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между ФКП «Армавирская биологическая фабрика» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (исх. от 15.02.2023 № 121, вх. от 16.02.2023 № 24316-ЭП/23, от 22.02.2023 № 28031-ЭП/23).

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в срок до 01.10.2023 устранить нарушения, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении тарифа на оказываемые услуги водоотведения ФКП «Армавирская биологическая фабрика» 2023 года, а именно провести дополнительный анализ расходов по статье «Расходы на транспортирование сточных вод МУП «Стимул», по результатам которого дополнительно учесть расходы по данной статье с учетом положений Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и пункта 3.2 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Краснодарского края устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, а именно, исключить из необходимой валовой выручки ФКП «Армавирская биологическая фабрика» экономически необоснованные расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 71,57 тыс. руб.

5. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения принять и ввести в действие в срок с 01.10.2023 (включительно) решение об установлении (пересмотре) тарифа на услугу водоотведения для ФКП «Армавирская биологическая фабрика», во исполнение пунктов 3 - 4 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2023 год, ввиду ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении тарифа для ФКП «Армавирская биологическая фабрика» на 2024 год.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 4 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписано настоящим решением;

протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение, во исполнение настоящего решения;

экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на услуги водоотведения для ФКП «Армавирская биологическая фабрика», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований ФКП «Армавирская биологическая фабрика», указанных в заявлении (исх. от 15.02.2023 № 121, вх. от 16.02.2023 рег. № 24316-ЭП/23).

 

Связанные организации

ФГУП "Армавирская биологическая фабрика", Краснодарский край
ИНН 2343003392, ОГРН 1022304361540
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399