Предписание №сп/71612/19 ПРЕДПИСАНИЕ от 19 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная служба по тарифам

Кировской области

ул. Дерендяева, д. 23,г. Киров, 610020

info@rstkirov.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А.Пузыревский,рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Кировской области (приказ ФАС России от 30.01.2019 No 95/19), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики,допущенные Региональной службой по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области, орган регулирования) при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) на 2017, 2018, 2019 гг., УСТАНОВИЛ:

Кировский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» осуществляет деятельность гарантирующего поставщика

электрической энергии на территории Кировской области.

Необходимая валовая выручка, установленная РСТ Кировской области для целей расчета сбытовых надбавок,

составила: на 2017 год – 770

162,8 тыс. руб., на

2018 год – 841

113,103

тыс. руб., на 2019 год – 931

953,0 тыс. руб.

Сбытовые надбавки устанавливаются для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании Федерального закона от 26.03.2003 No 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской

Федерации от 29.12.2011 No 1178(далее – Основы ценообразования No 1178),приказа ФСТ России от 30.10.2012 No 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера  доходности продаж гарантирующих поставщиков» (сбытовые надбавки на 2017 год),приказа ФАС России от 21.11.2017 No 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (сбытовые надбавки на 2018, 2019 гг.).

Рассмотрев экспертные заключения РСТ Кировской области об обоснованности сбытовых надбавок ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на 2017, 2018, 2019 гг., а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок, ФАС России выявила следующее.

Анализ по статьям затрат, включенных в необходимую валовую выручку ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» при установлении сбытовых надбавок на 2017 год Расходы на ремонт основных средств, 2017 (8

378,0 тыс. руб.) Расходы по данной статье учтены РСТ Кировской области на 2017 год в размере 8 378,0 тыс. руб. на уровне, установленном на 2016 год с учетом индекса цен производителей 105,8 %.

Исходя из Экспертного заключения на 2017 год, данные затраты включают в себя расходы на ремонты залов обслуживания клиентов, ремонт кровли зданий, в том числе замена дверей, прочие ремонты.

Согласно подпункту 5 пункта 18 Основ ценообразования No 1178 расходы,связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают затраты на ремонт основных средств. В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования No 1178 при определении затрат на ремонт основных средств учитываются нормативы расходов (с учетом их индексации) на

ремонт основных средств, утверждаемые Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», и цены,указанные в пункте 29 Основ ценообразования No 1178.

Пункт 25 Основ ценообразования No 1178 не применялся РСТ Кировской области в связи с тем, что для заявленных видов ремонтных работ нормативы расходов не утверждены.Согласно пункту 31

Основ ценообразования No 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых

организацией, которая осуществляет регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что использование органом регулирования прогнозных данных о расходах за

предыдущие периоды не является обоснованным, поскольку необходимые ремонтные работы носят разовый характер, при этом отсутствует обоснование потребности в ремонте в будущем периоде регулирования.

Ввиду того, что в представленном Экспертном заключении на 2017 год не указан перечень планируемых на 2017 г. работ по ремонту основных фондов с обоснованием необходимости выполнения ремонтов, ссылки на обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ в заявленном размере документы, отсутствует перечень договоров, на основании которых принималось решение, их анализ и информация о проведении конкурсов по выбору подрядчиков для выполнения ремонтных работ в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», РСТ Кировской области необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов на ремонт с учетом положений

пункта 31 Основ ценообразования No 1178,Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ и отразить проведенный анализ в Экспертном заключении (наличие обосновывающих ремонтные работы в 2017 год у документов), в случае неподтверждения такого обоснования –исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Оплата услуг сторонних организаций Услуги связи, 2017 (10379,2 тыс. руб.) В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования No 1178 расходы,связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, прочие расходы. В силу подпункта 2 пункта 28 Основ ценообразования No 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки,включаются, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг,юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования No 1178.ФАС России установлено, что затраты ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на услуги связи (стационарная, сотовая связь, интернет) определены РСТ Кировской области в размере 10379,2 тыс. руб. исходя из величины, установленной на 2016 год с учетом индекса цен производителей 105,8 %.

ФАС России отмечает, что расходы регулируемой организации на услуги связи являются обязательными, в связи с чем подлежат включению в необходимую валовую выручку при установлении тарифов в экономически обоснованном размере,определенном органом регулирования на основании пунктов 29, 31 Основ ценообразования No 1178.

При этом, в Экспертном заключении на 2017 год отсутствует переченьзаключенных на 2017 год договоров на услуги связи, заключенных по результатам проведения торгов (пункт 29 Основ ценообразования No 1178)и анализ их соответствия конкурентным процедурам в соответствии с положениями

Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем, в силу пункта 31 Основ ценообразования No 1178 при использовани и экспертных оценок, основанных на отчетных данных,органу регулирования надлежало принять  данные затраты организации исходя из фактически понесенных расходов организации (на 2017 год – исходя из факта 2015

года) с учетом индексов потребительских цен.

Также ФАС России отмечает, что органом регулирования в нарушение пункта 38 Основ ценообразования No 1178 по данной статье затрат расходы утверждались с учетом индекса цен производителей (ИЦП) 105,8% , при этом для определения данных расходов предусмотрено применение только индекса потребительских цен (ИПЦ).

Учитывая вышеизложенное,утвержденные расходы по данной статье затрат подлежат пересмотру в соответствии с положениями пунктов 29, 31, 38 Основ ценообразования No 1178, а в случае неподтверждения такого обоснования –исключению из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации.

ФАС России также установлено, что затраты по статьям «услуги связи»,«услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства», «юридические и информационные услуги», «аудиторские и консультационные услуги», «прочие работы и услуги производственного характера», «расходы на командировки и

представительские расходы, включая оформление виз и уплату сборов», «расходы на подготовку кадров», «расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей)», «расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации» утверждены РСТ Кировской области с учетом индекса цен производителей (ИЦП) 105,8%.

Отмечаем, что ИЦП является ценовым индексом на продукцию,произведенную на внутреннем рынке, предназначенным для индексации используемых (покупных) материальных ресурсов. Также, в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования No 1075, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), в том числе прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году).

Таким образом, для определения расходов на оплату иных работ и услуг,выполняемых по договорам с организациями, расходы на подготовку кадров, расходы на командировки и т.д. предусмотрено применение только индекса потребительских цен (ИПЦ).

Учитывая изложенное, органу регулирования надлежит произвести перерасчет по вышеуказанным статьям затрат,утвержденным в составе необходимой валовой выручки на 2017 год, с учетом применения индекса потребительских цен.

По результатам пересмотра исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал). Юридические и информационные услуги, 2017 (2331,83 тыс. руб.)

В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования No 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с

организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны,коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.

РСТ Кировской области в Экспертном заключении отражено, что расходы на юридические и информационные услуги на 2017 год определены в размере 2 331,83 тыс. руб. исходя из фактических расходов за 9 месяцев 2016 года с учетом индекса цен производителей 105,8 % (нотариальные услуги в размере 189,03 тыс. руб., на информационные услуги в размере 2 142,80 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 No 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» подлежащая раскрытию информация размещается субъектами рынков электрической энергии в электронных средствах массовой информации и (или) в официальном печатном издании ежегодно.

При этом, исходя из пояснений РСТ Кировской области, расходы регулируемой организации информационные услуги включают в себя, в том числе,расходы на организацию PR-мероприятий и размещение информации в СМИ,направленной на повышение платежной дисциплины, в целях информирования неопределенного круга лиц о регулярно меняющемся законодательстве, о последствиях за неплатежи.

В качестве экономического обоснования расходов органом регулирования представлен перечень заключенных договоров, в том числе:

- договор на размещение рекламно-информационных материалов на ИП «Свойкировской РФ» от 09.08.2016 (городской портал);

- договор на изготовление аудиоролика от 22.01.2015;

- договор на изготовление и размещение информации в эфире «ТНТ» и/или «ТВ 43 регион» от 01.01.2016;

- договор на изготовление рекламного ролика от 29.09.2016;

- договор на печать листовок от 29.01.2016 и др.

Таким образом, материалы, свидетельствующие об отнесении затрат в размере 2 142,80 тыс. руб. на размещение подлежащей обязательному раскрытию информации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 No 24, не представлены. ФАС России также отмечает, что в соответствии с Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от  15.03.2018 No 75-АПГ17-12 специфика деятельности гарантирующего поставщика не предполагает использование рекламы как основного инструмента в продвижении оказываемых услуг на рынке, поэтому подобные расходы не являются обязательными при осуществлении сбытовой деятельности. Таким образом, утвержденные РСТ Кировской области расходы в размере 2 142,80 тыс. руб.являются экономически необоснованными и подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки.

Расходы на аутсорсинговые услуги, 2017 В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования No 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны,коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования No 1178).

ФАС России установлено, что РСТ Кировской области учтены затраты в размере 19 445,3 тыс. руб. на основании договора возмездного оказания услуг No б/н  от 14.08.2015 по ведению бухгалтерского, налогового учета, формированию отчетности и первичных учетных документов с ПАО «Т Плюс» (Исполнитель) и договору от 14.06.2015 на информационно-техническое обслуживание с ОАО «Волжская ТГК».

Основной предмет договора с ПАО «Т Плюс»-организация и ведение бухгалтерского, налогового учета ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»;формирование и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и др.

Также, организационно-функциональная структура Исполнительного аппарата ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» свидетельствует о том, что в структуре организации есть Управление финансов и Департамент экономики, выполняющий функции по формированию бухгалтерской и налоговой отчетности, формированию финансового результата.

Расходы на исполнительный аппарат ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» включены РСТ Кировской области в состав необходимой валовой выручки.

Таким образом, аутсорсинговые услуги по договору возмездного оказания услуг ст ПАО «Т Плюс» No б/н от 14.08.2015 дублируют обязанности специалистов Исполнительного аппарата сбытовой организации, что приводит к двойной оплате потребителями финансовых потребностей организации.

Учитывая вышеизложенное, РСТ Кировской области надлежит провестидополнительный анализ целесообразности включения затрат на аутсорсинговые услуги ПАО «Т Плюс» по ведению бухгалтерского, налогового учета в состав необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»,на предмет возможного дублирования функций штатного персонала Исполнительного аппарата и услуг,предоставляемых по договоруот 14.06.2015 ПАО «Т Плюс», и анализ стоимости подобных услуг в субъекте РФ.

Арендная плата, 2017 (10 896,0 тыс. руб.) В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования No 1178, а также мотивировочной частью решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013 No ВАС-6446/13 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются плата за владение и (или) пользование имуществом, при этом расходы на аренду имущества следует определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.

Затраты по данной статье учтены органом регулирования в размере 10 896,0 тыс. руб. исходя их факта 9 месяцев 2016 года с учетом индекса цен производителей.

Согласно пояснениям РСТ Кировской области, в обоснование расходов по статье «арендная плата» Кировским филиалом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» представлен перечень договоров аренды имущества, заключенных по результатам закупочных процедур. Ставки арендной платы (тыс. руб. за кв.м), указанные в договорах аренды, заключенных ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», приведены РСТ Кировской области к годовому значению исходя из факта 9 месяцев 2016 года с учетом индекса цен производителей.

В составе обосновывающих документов ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не указано обоснование величин амортизации, налогов на имущество, землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей,возмещаемых арендодателю. Организацией не представлен расчет в обоснование расходов на арендную плату, а также расчет налога на имущество и налоговые декларации по уплате налога на имущество арендодателем.

Таким образом, расходы по статье «арендная плата» на 2017г. в размере 10896,0 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Расходы из прибыли, 2017 (9 517,00 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования No 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога наприбыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования No 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) другие расходы из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Как установлено ФАС России, на 2017 год РСТ Кировской области признаны экономически обоснованными следующие расходы из прибыли в размере 9 51 7,00 тыс. руб.:

- прибыль на поощрения 699,00 тыс. руб.;

- дивиденды по акциям 493,00 тыс. руб.;

- расходы на проведение собрания акционеров 325,00 тыс. руб.;

- госпошлина (в связи с взысканием задолженности за электрическую энергию) 5 625,00 тыс. руб.;

- затраты на обслуживание ценных бумаг 764,00 тыс. руб.;

- пени, штрафы, неустойки 383,00 тыс. руб.;

- другие расходы 1 228,00 тыс. руб.

Дивиденды по акциям (493,00 тыс. руб.)

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 26.12.1995 No 208-ФЗ «Об акционерных обществах» выплата дивидендов осуществляется при наличии чистой прибыли предприятия и является правом, а не обязанностью. Дивиденды выплачиваются по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и не могут закладываться в плановом режиме в необходимую валовую выручку регулируемой организации.

Данные выводы ФАС России подкреплены Решением Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2018 по делу No 3А-101/2018 (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.01.2019 No 75- АПГ18-11 подтвердило, что затраты на дивиденды не связаны непосредственно с регулируемой деятельностью гарантирующего поставщика электрической энергии).

Таким образом, расходы из прибыли на выплату дивидендов по акциям в размере 493,00 тыс. руб. подлежат исключению в полном объеме из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Расходы на проведение собрания акционеров (325,00 тыс. руб.)

В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от12.04.2018 No 21-АПГ18-1 расходы на проведение собраний акционеров являются экономически необоснованными, так как эти расходы обусловлены организационно-правовой формой организации и непосредственно на регулируемую деятельность не влияют.

Таким образом, расходы из прибыли на проведение собрания акционеров в размере 325,00 тыс. руб. подлежат исключению в полном объеме из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Госпошлина (в связи с взысканием задолженности за электрическую энергию) 5 625,00 тыс. руб. ФАС России отмечает, что компенсация за счет тарифных источников судебных издержек регулируемой организации является экономически необоснованной, поскольку суммы государственных пошлин и иные судебные издержки подлежат взысканию с ответчиков в рамках судебных споров в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы из прибыли на оплату госпошлины в размере  5 625,00 тыс. руб. подлежат исключению в полном объеме из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Затраты на обслуживание ценных бумаг (764,00 тыс. руб.) Включение данных затрат в части расходов на ведение и хранение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг ФАС России полагает экономически необоснованным, поскольку пунктами 2, 16 Основ ценообразования No 1178 предусмотрено, что необходимая валовая выручка - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение периода регулирования.

Расходы на ведение и хранение ценных бумаг связаны не с регулируемой деятельности организации, а с ее организационно-правовой формой.

Учитывая изложенное, расходы из прибыли на ведение и хранение реестра ценных бумаг подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Пени, штрафы, неустойки (383,00 тыс. руб.) Касаемо расходов на оплату штрафов, пеней, неустоек, ФАС России установлено следующее.

Указанные расходы относятся к рискам ведения хозяйственной деятельности организации и не относятся к экономически обоснованным расходам, определяемым для целей расчета необходимой валовой выручки. Суммы штрафов, пеней, неустоек подлежат взысканию с ответчиков в рамках судебных споров в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Оплата потребителями данных затрат организации экономически необоснованна.

Таким образом, расходы из прибыли на оплату штрафов, пеней, неустоек в размере 383,00 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал).

Другие расходы (1 228,00 тыс. руб.)

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2017 год, а также представленных РСТ Кировской области возражениях на Акт проверки ФАС России не отражена расшифровка «других» расходов из прибыли, анализ их экономической обоснованности, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации за 2015 год, не указаны документы, обосновывающие затраты в указанном размере.

Учитывая вышеизложенное, «другие расходы» ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» из прибыли, учтенные органом регулирования на 2017 год в размере 1 228,00 тыс. руб. требуют дополнительного экономического обоснования и отражения проведенного анализа в Экспертном заключении. В случае неподтверждения такого обоснования – данные расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика.

Сбытовые надбавки и формирование необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» на 2018, 2019 гг.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования No 1178, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 No 1554/17 (далее – Методические указания No 1554/17).

В соответствии с требованиями пункта 8 Методических указаний No 1554/17, необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика определяется путем поэтапного доведения необходимой валовой выручки до эталонной выручки гарантирующего поставщика согласно Графику поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков.

График поэтапного доведения необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» утвержден Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2017 No 87 «Об утверждении графика поэтапного доведения валовой выручки гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности) до эталонной выручки».

Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика на 2018 год, определенная РСТ Кировской области в соответствии с положениями Методических указаний No 1554/17, составила 841 113,103 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка для целей расчета сбытовой надбавки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», определенная РСТ Кировской области на 2019 год, составила 931 953,0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 No 1016 «О частичном изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков для всех категорий потребителей на период с 1 января 2018 по 30 июня 2018 устанавливаются на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 31 декабря 2017 для соответствующих потребителей.

С учетом того, что необходимая валовая выручка на 2017 год, установленная РСТ Кировской области для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», подлежит дополнительному экономическому обоснованию и корректировке по вышеуказанным статьям затрат, то изменению подлежат рассчитанные с учётном данных показателей необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для каждой категории потребителей, определяемая на 2018 год методом экономически обоснованных затрат.

Расчет необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки на 2018 год В соответствии с пунктами 22 (формула (4)), 39 (формула (59)), 50 (формула (71)) в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8

Методических указаний No 1554/17, необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки на расчетный период регулирования (i) (НВВ i) определяется по формуле:НВВ i= ЭОЗ i*diмэоз+ ЭВi*diэв+ НРi+ Резi-2где:ЭОЗi- необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки на расчетный период регулирования (i), определенная методом экономически обоснованных затрат в соответствии с главой VI Методических указаний No 1554/17;diмэоз- доля расходов ГП, определяемых методом экономически обоснованных затрат, учитываемая при определении необходимой валовой выручки ГП, на расчетный период регулирования (i), устанавливаемая в соответствии с пунктами 7 или 8Методических указаний No 1554/17;diэв- доля расходов ГП, определяемых методом сравнения аналогов,учитываемая при определении необходимой валовой выручки ГП, на расчетный период регулирования (i), определяемая по формуле (5); ЭВi- эталонная выручка гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки на расчетный период регулирования (i), руб.; НРi - неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, определяемые в соответствии с подпунктом «в» пункта 11 Методических указаний No 1554/17 руб.;Резi-2- недополученные («+») или излишне полученные («-») доходы от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i - 2), рассчитываемые в соответствии с пунктами 28, 46, 55 (для соответствующей категории потребителей)Методических указаний No 1554/17.

А также с учетом Вып i- выпадающих доходов гарантирующего поставщика,связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию,учитываемых при установлении сбытовых надбавок для сетевых организаций в расчетном периоде регулирования (i) и определяемых в соответствии с пунктом 56 Методических указаний No 1554/17. В соответствии с представленным Экспертным заключением на 2018 год,необходимая валовая выручка ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» для целей расчета сбытовой надбавки для групп потребителей составляет:

Между тем, используя формулы, предусмотренные в Методических указаниях 1554/17, а также значения, составляющие необходимую валовую выручку, в том числе: эталонную валовую выручку, НВВ, определяемую методом экономически обоснованных затрат, неподконтрольные, недополученные (излишне полученные) расходы (доходы), выпадающие доходы, величина необходимой валовой выручки для целей расчета сбытовой надбавки на 2018 год по расчету ФАС России составляет 840 150,8 тыс. руб. и является отличной от указанной в Экспертном заключении на 2018 год органа регулирования (ниже на 962,303 тыс. руб.).

Согласно позиции РСТ Кировской области, различие конечных величин необходимой валовой выручки, полученных по расчету ФАС России и органа регулирования, обусловлено округлением расчетной доли эталонной выручки ГП в совокупной величине НВВ на 2018 год (по расчету РСТ Кировской области - 17,13%;значение доли в соответствии с Графиком поэтапного доведения необходимой  валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика, принятое по расчету ФАС России – 17 %). По информации органа регулирования, при подготовке проекта Графика доведения необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков до эталонной знаки после запятой были удалены.

«Население и приравненные категории»

Прочие потребители

Сетевые

организации

до 670 кВт

от 670 кВт до 10

МВт

от 10 МВт

Расчет

РСТ

Расчет

ФАС

России

Расчет

РСТ

Расчет

ФАС

России

Расчет

РСТ

Расчет

ФАС

России

Расчет

РСТ

Расчет

ФАС

России

Расчет

РСТ

Расчет

ФАС

России

тыс. руб.

274 578

274 081

340 257

339 786

65 967

65 952

23 837

23 815

136

474

136 517

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования No 1178 эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из эталонов затрат гарантирующего поставщика, установленных в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний No 1554/17 График поэтапного доведения необходимой валовой выручки ГП до эталонной выручки ГП утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по форме в соответствии с приложением No 1 к Методическим указаниям No 1554/17. Иные требования к содержанию и оформлению Графика в Методических указаниях No 1554/17 отсутствуют.

Таким образом, органом регулирования нарушены условия расчета,предусмотренные положениями Методических указаний No 1554/17, в том числе нарушен порядок расчета необходимой валовой выручки, поскольку необходимая валовая выручка по каждой группе потребителей, указанная в Экспертном заключении на 2018 год, не соответствует расчету, проведенному ФАС России в соответствии с формулами Методических указаний No 1554/17.

В этой связи,органу регулирования необходимо провести соответствующие расчеты в соответствии с положениями Методических указаний No 1554/17,выявленные излишне включенные в состав необходимой валовой выручки средства исключить.

Таким образом, ФАС России установлено, что Региональной службой по тарифам Кировской области

при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) на 2017, 2018 гг. нарушены пункты 2, 19, 28, 29, 31, 38, 65(2)

Основценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 No 1178; пункты 22, 39, 50

Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 No 1554/17.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной  антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 No 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Региональную службу по тарифам Кировской области при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) на 2017, 2018 нарушившей пункты 2, 19, 28, 29, 31, 38, 65(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 No 1178; пункты 22, 39, 50 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 No 1554/17.

2. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести перерасчет по статьям : «услуги связи», «услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства», «юридические и информационные услуги», «аудиторские и консультационные услуги», «прочие работы и услуги производственного характера», «расходы на командировки и представительские расходы, включая оформление виз и уплату сборов», «расходы на подготовку кадров», «расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей)», «расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации»,утвержденным в составе необходимой валовой выручки на 2017 год с учетом индекса цен производителей , с учетом применения индекса потребительских цен.

3. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.09.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, исключив из необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) на 2019 год выявленные экономически необоснованные затраты по статьям:

- «юридические и информационные услуги», 2017 г. (2 142,80 тыс. руб.);

- «арендная плата», 2017 г. (10 896,0 тыс. руб.);

- «расходы из прибыли», 2017 г.:

•«дивиденды по акциям» (493,00 тыс. руб.);

•«расходы на проведение собрания акционеров» (325,00 тыс. руб.);

•«госпошлина» (5 625,00 тыс. руб.);

•«затраты на обслуживание ценных бумаг» (764,00 тыс. руб.) (в части расходов на ведение и хранение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг);

•«пени, штрафы, неустойки» (383,00 тыс. руб.).

4.Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.09.2019 провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»(Кировский филиал) расходов и отразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра,применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 No 1178, (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы,принятые в расчет конечных сумм),по статьям затрат:

-«расходы на ремонт основных средств», 2017 г.;

- «оплата услуг сторонних организаций» (в части «услуг связи»), 2017 г.;

- «расходы на аутсорсинговые услуги» за 2017 год (в части договора возмездного оказания услуг по ведению бухгалтерского, налогового учета с ПАО «ТПлюс»);

-«расходы из прибыли» (в части «другие расходы»), 2017 г.

5. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.09.2019 провести перерасчет необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) на 2018 год в соответствии с положениями Методических указаний No 1554/17 (пунктами 22 (формула (4)), 39 (формула (59)),50 (формула (71)),

Указом Губернатора Кировской области от 29.12.2017 No 87 «Об утверждении графика поэтапного доведения валовой выручки гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности) до эталонной выручки» и мотивировочной частью настоящего предписания.

6. По результатам исполнения пунктов 2, 3, 4, 5 настоящего предписания органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на 2019 годс 01.09.2019.

7.Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не позднее 01.09.2019 принять и ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал) с учетом пунктов 2, 3, 4, 5, 6 настоящегопредписания.

8.Об исполнении настоящего предписания о ргану исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики,принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

–экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (Кировский филиал), в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

С.А. Пузыревский

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны