Решение №СП/78021/23 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 26 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения
предписания ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22

 

Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) по результатам рассмотрения представленного письмом от 06.04.2023 № И-15-01-02/0649 (рег. от 07.04.2023 № 52011-ЭП/23) отчета Комитета по тарифам Республики Алтай (далее — Комитет, Орган регулирования) об исполнении предписания ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22 (далее — Отчет об исполнении) об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее — АО «ГА ЖКХ», Регулируемая организация) на 2018 год, а также при корректировке установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг., а также заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) между АО «ГА ЖКХ» и Комитетом (исх. от 02.06.2023 № 565, рег. от 02.06.2023 № 83633-ЭП/23) и письменное мнение Комитета по доводам, изложенным в указанном заявлении (исх. от 28.06.2023 № И-15-01-02/1272, рег. от 30.06.2023 № 99191-ЭП/23), установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22 (далее — Предписание ФАС России) Комитету было предписано устранить нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

«2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «ГА ЖКХ» расходы по следующим статьям затрат:

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» в размере 102 524,43 тыс. руб.;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» в размере 23 094,487 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «ГА ЖКХ» при установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в Экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат (показателям):

- «Расходы на сырье и материалы» на 2018 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2018 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2018-2021 гг.;

- «Амортизационные отчисления» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы по сомнительным долгам» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на топливо на технологические цели» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2019-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «ГА ЖКХ» на 2018 год, а также величину необходимой валовой выручки АО «ГА ЖКХ» на 2019-2021 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 предписания, органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.04.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки 2023-2025 гг. АО «ГА ЖКХ» и пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2023 год, установив с 01.04.2023 в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.».

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Расходы на оплату труда на 2018 год.

Согласно мотивировочной части Предписания ФАС России, Комитету было предписано произвести дополнительный анализ и расчет расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Правила № 1075), в том числе расчет нормативной численности, ступени оплаты труда, тарифного коэффициента.

По результатом анализа Отчета об исполнении ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не приведен расчет указанных показателей.

Таким образом, Предписание ФАС России по данной статье затрат Комитетом не исполнено.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести дополнительный экономический анализ учтенных расходов по статье «Расходы на оплату труда на 2018 год» и отразить его в экспертном заключении. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ АО «ГА ЖКХ».

В связи с тем, что статья «Отчисления на социальные нужды» является производной статьей от статьи «Расходы на оплату труда», расходы по данной статье, учтенные на 2018-2022 гг., также требуют пересмотра.

2. Амортизационные отчисления на 2019-2021 гг.

Согласно мотивировочной части Предписания ФАС России, Органу регулирования было предписано проанализировать расходы по данной статье, представив необходимое экономическое обоснование с отражением анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075 в экспертных заключениях, в том числе расчета амортизационных отчислений с указанием первоначальной стоимости, амортизационной группы и максимальных сроков полезного использования.

По результатом анализа Отчета об исполнении ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не приведен предписанный пообъектный расчет амортизационных отчислений.

Таким образом, Предписание ФАС России по данной статье затрат Комитетом не исполнено.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести дополнительный экономический анализ учтенных расходов по статье «Амортизационные отчисления на 2019-2021 гг.» и отразить его в экспертном заключении. Экономически необоснованные расходы подлежат исключению из НВВ АО «ГА ЖКХ».

3. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, за 2015-2019 гг.

В мотивировочной части предписании ФАС России указано, что в экспертных заключениях Комитета не отражен расчет корректировок в соответствии с формулами Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э), а также не проанализированы фактические данные за последний отчетный период регулирования, на основании которых произведены расчеты корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, в том числе за 2015-2019 годы.

Кроме того, Комитету было предписано доисключить из необходимой валовой выручки расходы по данной статье затрат в сумме 102 524,43 тыс. руб., в том числе:

За 2018 год — 51 231,86 тыс. руб.;

За 2019 год — 31 064,64 тыс. руб.;

За 2015 год — 32,57 тыс. руб.;

За 2016 год — 20 191,34 тыс. руб.

По результатам анализа Отчета об исполнении ФАС России установлено, что:

a) Исключение за 2019 год в сумме 31 064,64 тыс. руб.:

Согласно Экспертному заключению экономически необоснованные расходы по итогам 2019 года в сумме 27 962,62 тыс. руб. уже были исключены органом регулирования при установлении тарифов на 2022 год.

Таким образом, исключению за 2019 год на 2023 год подлежат 3 102,02 тыс. руб. Данная величина не учитывает индекс потребительских цен на 2020 и 2021 гг. - 103,2 % и 103,6 % в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России на 2021 год. Исключение составит 3 316,53 тыс. руб.

Органом регулирования исключено 3 780,52 тыс. руб. в нарушение положений Методических указаний № 760-э и Основ ценообразования № 1075, в том числе пункта 51 Методических указаний № 760-э. Кроме того, Органом регулирования применены индексы из разных прогнозов (разных годов) Минэкономразвития России. Также на 2020 год применен не индекс потребительских цен, а показатели инфляции на товары.

Для результатов деятельности за 2019 год должен применяться прогноз Минэкономразвития на 2021 год, а именно индекс потребительских цен на 2020 и 2021 гг.

б) Исключение расходов за 2015, 2016, 2018 гг.:

В рамках исполнения Предписания ФАС России Органом регулирования исключены расходы по данной статье затрат в сумме:

за 2015 год — 32,57 тыс. руб. (исключено (-) 41,28 тыс. руб., применено 6 ИПЦ на 2018-2023 гг.);

за 2016 год — 20 191,34 тыс. руб. (исключено (-) 24 868,34 тыс. руб., применено 5 ИПЦ на 2019-2023 гг.);

за 2018 год — 51 231,86 тыс. руб. (исключено (-) 58 714,35 тыс. руб., применено 3 ИПЦ на 2021-2023 гг.).

Таким образом, Орган регулирования допустил нарушения, аналогичные при исключении расходов за 2019 год.

В связи с чем, Предписание ФАС России по данной статье затрат Комитетом не исполнено.

ФАС России также отмечает, что в соответствии с заявлением АО «ГА ЖКХ» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) между АО «ГА ЖКХ» и Комитетом (исх. от 02.06.2023 № 565, рег. от 02.06.2023 № 83633-ЭП/23) за весь период 2015-2023 гг. органом исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) исключена излишняя сумма корректировки НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

По результатам анализа материалов Отчета об исполнении не представляется возможным определить обоснованность формирования сумм корректировок необходимой валовой выручки АО «ГА ЖКХ» с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести дополнительный экономический анализ учтенных расходов по статье «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» за 2015-2019 гг. и отразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Расчеты должны быть произведены по всем формулам Методических указаний № 760-э с указанием документов и источников информации, на основании которых формировались принятые величины расходов.

4. Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, за 2015-2019 гг.

В мотивировочной части предписании ФАС России указано, что в экспертных заключениях Комитета не отражен расчет корректировок в соответствии с формулами Методических указаний № 760-э.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2019 год, по итогам анализа отчетов регулируемой организации за 2015-2016 гг. Органом регулирования был выявлен избыток средств в размере 23 094,487 тыс. руб., подлежащий исключению ввиду отмены инвестиционной программы регулируемой организации, действующей ранее.

Органу регулирования было предписано исключить из необходимой валовой выручки расходы в сумме 23 094,487 тыс. руб., а также произвести анализ расходов по данной статье затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Согласно Отчету об исполнении Органом регулирования было исключено 28 445,11 тыс. руб. (с учетом 5 ИПЦ).

ФАС России отмечает, что Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э не предусмотрено индексирование
показателя .

ФАС России также отмечает, что данная статья затрат оспаривается Регулируемой организацией в рамках досудебного спора.

Согласно доводам АО «ГА ЖКХ», сумма, предписанная к исключению в размере 23 094,487 тыс. руб., не является корректировкой необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. Данная сумма является результатом деятельности за 2015-2016 гг. в виде прибыли Регулируемой организации в размере 23 094,487 тыс. руб.

Кроме того, согласно Отчету об исполнении к экономически обоснованным расходам Органом регулирования отнесены затраты на покупку кабелей и материалов, а также услуги автокрана. При этом не возможно определить, были ли данные мероприятия предусмотрены утвержденной инвестиционной программой.

В отсутствие пояснений и расчетов со стороны Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности учтенных сумм по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести и отразить в экспертном заключении анализ расходов по статье «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» за 2015-2019 гг. в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, а также произвести расчеты по всем формулам Методических указаний № 760-э с указанием документов и источников информации, на основании которых формировались принятые величины расходов.

6. Пересмотр НВВ на 2019-2021 гг.

В соответствии с пунктом 3 резолютивной части Предписания ФАС России Органу регулирования было предписано пересмотреть величину необходимой валовой выручки филиала АО «ГА ЖКХ» на 2019-2021 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями № 760-э с учетом мотивировочной части предписания, отразив расчеты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Согласно Отчету об исполнении, НВВ на 2019-2021 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний
№ 760-э Комитетом не пересчитаны.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести и отразить расчет НВВ на 2019-2021 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, а также с учетом замечаний ФАС России.

7. Пересмотр НВВ и тарифов на тепловую энергию на 2023 год.

В соответствии с пунктом 4 резолютивной части Предписания ФАС России, по результатам исполнения пунктов 2, 3 Предписания ФАС России, Органу регулирования было предписано не позднее 01.04.2023 исключить экономически необоснованные расходы из НВВ АО «ГА ЖКХ» на 2023-2025 гг.

Итого по результатам исполнения пункта 2.1 резолютивной части Предписания ФАС России совокупно исключению из НВВ АО «ГА ЖКХ» подлежат средства в размере 115 849,6 тыс. руб., с учетом корректировок за 2020 год (+16 792 тыс. руб.) - в размере 99 056,98 тыс. руб., в том числе:

на 2023 год — 16 509,496 тыс. руб.;

на 2024 год — 41 273,74 тыс. руб.;

на 2025 год — 41 273,74 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении не отражена экономически обоснованная величина НВВ на 2023 год с учетом исполнения Предписания ФАС России.

Кроме того, Приказом Комитета от 31.03.2023 № 10/2 пересмотрены тарифы (в сторону уменьшения) с 01.12.2022, а не с 01.04.2023, что является нарушением пункта 37 Правил № 1075, в соответствии с которым решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо произвести дополнительный расчет НВВ АО «ГА ЖКХ» на 2023 год с учетом замечаний ФАС России, а также пересмотреть тарифы на тепловую энергию в соответствии с требованиями пункта 37 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай не исполнившим предписание ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22.

2. В соответствии с пунктом 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, установить новый срок исполнения предписания ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22, а именно исполнить предписание ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22 при установлении тарифов на тепловую энергию для АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство» на 2024 год.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано предписанием ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано предписанием ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные предписанием ФАС России от 20.12.2022 № СП/114527/22;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для АО «Горно-Алтайское жилищно-коммунальное хозяйство», в котором отражено исполнение предписания ФАС России от 20.12.2022
№ СП/114527/22.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925
Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890
АО "Горно-Алтайское ЖКХ"
ИНН 0411160924, ОГРН 1120411003668