Решение №СП/46986/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ЭнергоПаритет» (далее – Заявитель) и Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ООО «ЭнергоПаритет» <...>, представителя по доверенности ООО «ЭнергоПаритет» <...>, председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, начальника отдела информационной безопасности и цифровизации Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, начальника отдела ценообразования в электроэнергетике Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, начальника технического отдела Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, эксперта Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, эксперта Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 17.02.2023 № 25088-ИП/23) о споре (разногласиях) между ООО «ЭнергоПаритет» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Спор возник по постановлениям Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.11.2022 № 957 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», от 30.11.2022 № 958 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся
к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы», от 30.11.2022 № 960 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги
по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области Кузбасса на 2023 год», которыми в отношении Заявителя установлены необходимая валовая выручка (далее – НВВ)
на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы с разбивкой по годам, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области — Кузбасса на 2023 год.

Величина НВВ без учета оплаты потерь и услуг ТСО, установленная Органом регулирования, составляет 1 112 727,79 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 508 840,03 тыс. руб.

ООО «ЭнергоПаритет» заявляет требование об учете в составе НВВ
на 2023 год расходов по статье «Выпадающие доходы (экономия средств),
за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования» в сумме 433 090,78 тыс. руб.

Органом регулирования данные затраты учены в размере 36 978,27 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 396 112, 51 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы
по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- заявление ООО «ЭнергоПаритет» от 27.04.2022 № 01-09/651 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;

- письмо ООО «ЭнергоПаритет» от 28.09.2022 № 01-09/1492 в адрес Региональной энергетической комиссии Кузбасса о направлении дополнительных материалов к заявлению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год.

В соответствии с Экспертным заключением РЭК Кузбасса по материалам, представленным ООО «ЭнергоПаритет» (ИНН 4205262491) для определения величины необходимой валовой выручки уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год) определена экономически обоснованная сумма по статье «Выпадающие доходы (экономия средств), за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования» (Вi) за 2021 год
в размере 433 090,78 тыс. руб. (c учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.). Расчет представлен на стр. 187-194 Экспертного заключения на 2023 год.

При этом в состав НВВ ООО «ЭнергоПаритет» включена величина 36 978,27 тыс. руб., оставшаяся сумма в размере 396 112, 51 тыс. руб. будет учтена на последующие периоды регулирования (стр. 194 Экспертного заключения
на 2023 год).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных
при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования,
в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим
от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который
не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций
за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

По мнению Заявителя, учет органом регулирования показателей по статье «Выпадающие доходы (экономия средств), за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178» произведен с нарушением пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях указано, что тарифы установлены с учетом параметров, согласованных приказом ФАС России
от 25.11.2022 № 888/22 «О согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» (далее – приказ ФАС России № 888/22).

РЭК Кузбасса отмечено, что в случае учета суммы расходов, связанных
с компенсацией незапланированных расходов, выявленных по итогам последнего истекшего года (2021 год), и доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим
от организации причинам в полном объеме, единые (котловые) тарифы на услуги
по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса
на 2023 год превысят уровень, согласованный приказом ФАС России № 888/22.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год приведен расчет доли необходимой валовой выручки Заявителя в суммарной необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

На основании проведенного Органом регулирования анализа необходимая валовая выручка организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (стр. 186 Экспертного заключения на 2023 год):

Показатели

Ед. изм.

2020

2021

2022

Постановление РЭК от 31.12.2019 № 896

Постановление РЭК от 01.10.2021 № 371

Постановление РЭК от 30.12.2021 № 954

НВВ котловая

тыс. руб.

20 736 798,31

21 535 888,48

22 563 978,06

НВВ сетевой организации (с учетом потерь)

тыс. руб.

834 261,72

1 588 447,70

1 120 507,04

Доля

%

4,02

7,4

5,0

ФАС России отмечает, что данный анализ проведен РЭК Кузбасса
для определения возможности учета в НВВ регулируемой организации расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым критерием учета РПП, также как в пункте
7 Основ ценообразования № 1178, определено, что необходимая валовая выручка организации с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования должна превысить 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В результате проведенного анализа Органом регулирования не учтена расчетная предпринимательская прибыль в НВВ ООО «ЭнергоПаритет».

При этом РЭК Кузбасса было произведено распределение выявленного недостатка/избытка финансовых средств ООО «ЭнергоПаритет» на последующие периоды регулирования в целях сглаживания изменения тарифов в нарушение пункта 7 Основ ценообразования № 1178, действие которого в данном случае не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования
не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

При этом пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги
по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения
в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования № 1178 на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии
на территории Кемеровской области установлены на предельном максимальном уровне тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «ЭнергоПаритет» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса,
Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ЭнергоПаритет», указанные
в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики с Региональной энергетической комиссией Кузбасса (рег.
от 17.02.2023 № 25088-ИП/23).

3. Органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год для ООО «ЭнергоПаритет» учесть экономически обоснованные расходы за 2021 год по статье «Выпадающие доходы (экономия средств), за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования» в сумме 396 112,51 тыс. руб. с учетом актуального индекса потребительских цен на плановый 2024 год.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «ЭнергоПаритет».

5. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ЭнергоПаритет».

 

Связанные организации

ООО "ЭнергоПаритет"
ИНН 4205262491, ОГРН 1134205006320
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799