Письмо №СП/114433/22 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаро... от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




Комитет по ценам и тарифам

Правительства Хабаровского края

 

680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 70

 

value@adm.khv.ru

 

Для сведения:

 

Хабаровское УФАС России

 

680000, г. Хабаровск, ул. Запарина,

д. 67

 

to27@fas.gov.ru












ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2021
№ 890/21, Акт проверки ФАС России от 2510.2021 № 106/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Хабаровские электрические сети» на 2019-2021 годы,


УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 27.08.2021 № 890/21 установлено в том числе, что плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Орган регулирования) тарифов в электроэнергетике на 2019-2021 годы в отношении АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Хабаровские электрические сети» (далее – Регулируемая организация, ПАО «ДРСК» – «ХЭС»).

Постановлением Комитета от 27.12.2017 № 41/6 в отношении филиала
ПАО «ДРСК» – «ХЭС» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2018-2022 годы с применением метода доходности инвестированного капитала, в том числе базовый уровень операционных расходов в размере 1 547 167,82 тыс. руб.

В силу пункта 12 Основ ценообразования № 1178 в редакции, действующей на момент принятия постановления от 27.12.2017 № 41/6, в отношении территориальных сетевых организаций, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от
30.01.2019 № 64 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам регулирования цен (тарифов) на
электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически
изолированных территориальных электроэнергетических системах и на
территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными
электроэнергетическими системами, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 16.02.2019, в пункт 12 Основных положений были внесены изменения, согласно которым в отношении территориальных сетевых организаций, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, применение метода доходности инвестированного капитала не допускается.

Исходя из вышеуказанного, на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в отношении территориальных сетевых организаций до 01.01.2019 не применялись долгосрочные методы регулирования, а с 16.02.2019 не применяется метод доходности инвестированного капитала.

В этой связи при установлении тарифов на услуги по передаче
электрической энергии по электрическим сетям АО «ДРСК» на 2019 год
необходимо было применять различные методы регулирования (долгосрочное регулирование в части территории, присоединенной к Единой энергетической системе России, и метода экономически обоснованных затрат в части  территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой  России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами).

При этом с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 64 по решению регулирующего органа субъекта Российской Федерации, часть территории которого присоединена к Единой энергетической системе России, а другая часть включена в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и (или) относится к территориям, не связанным с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии могут устанавливаться отдельно по электроэнергетическим системам.

Приказом ФАС России от 10.07.2019 № 939/19 постановление Комитета от 27.12.2017 № 41/6 с 01.08.2019 отменено в связи с внесением изменений в Основы ценообразования № 1178, не допускающих применение метода доходности инвестированного капитала в отношении ТСО, функционирующих на технологически изолированных территориях.

Комитетом принят приказ от 26.07.2019 № 18/2 об установлении идентичных долгосрочных параметров регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала на 2018-2022 годы.

Приказом от 02.12.2019 № 1584/19 ФАС России отменен приказ Комитета от 26.07.2019 № 18/2, а также отказано в согласовании долгосрочных параметров регулирования для филиала АО «ДРСК» – «ХЭС».

Постановлением Комитета от 25.12.2019 № 45/62 в отношении филиала
ПАО «ДРСК» – «ХЭС» пересмотрены долгосрочные параметры регулирования на 2018-2022 годы с применением метода долгосрочной индексации НВВ; базовый уровень подконтрольных расходов установлен в размере 1 595 012,1 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) без учета оплаты потерь, установленная Комитетом на 2018 год, составляет 3 997 908,35 тыс. руб., на 2019 год – 4 025 878,71 тыс. руб., на 2020 год – 3 752 591,15 тыс. руб., на 2021 год – 3 704 752,46 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2018, 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение по рассмотрению документов по делу от 03.05.2017 № 14/ТЭК об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. на основе метода доходности инвестированного капитала (далее – Экспертное заключение на 2019 год), Экспертное заключение  по рассмотрению документов по делу от 27.04.2018
№ 22/ТЭК о корректировке (установлении) на 2019 год долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС», установленных на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. на основе метода доходности инвестированного капитала (дело от 03.05.2017
№ 14/ТЭК), Экспертное заключение об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС»  на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. во исполнение приказа
ФАС России от 02.12.2019 № 1584/19 (далее – Экспертное заключение во исполнение приказа ФАС России от 02.12.2019 № 1584/19), Экспертное заключение по рассмотрению документов по делу от 06.05.2019 № 33/ТЭК об установлении (корректировке) необходимой валовой выручки на 2020 год для филиала
ПАО «ДРСК» – «ХЭС», установленной на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., и об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС» на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг. (дело от 03.05.2017 № 14/ТЭК) (далее – Экспертное заключение на 2020 год), экспертное заключение по рассмотрению документов по делу от 06.05.2020
№ 38/ТЭК об установлении (корректировке) необходимой валовой выручки на 2021 год для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС», установленной на долгосрочный период регулирования 2018 - 2022 гг., и об установлении (корректировки) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год для филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС» на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, установленных на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг. (дело от 03.05.2017 № 14/ТЭК) (далее – Экспертное заключение на 2021 год), а также возражения (замечания) по положениям Акта проверки от 25.10.2021 № 106/21, направленные письмами от 21.02.2022 № 2-1-12-607 (рег. от 21.02.2022
№ 27739-ЭП/22) и от 14.04.2022 № 2-1-12-1477 (рег. от 14.04.2022 № 69986-ЭП/22) (далее – Возражения).

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год

 

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по всем статьям (подстатьям) затрат Комитетом не представлен анализ экономической обоснованности фактических и принятых расходов, первичной, бухгалтерской и иной представленной Обществом документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что примененные Органом регулирования индексы роста цен промышленной продукции определены в том числе для следующих отраслей: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений Российской Федерации в целом. Применение данных индексов ко всем подстатьям затрат статьи расходов «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера», «Оплата работ и услуг сторонних организаций» подлежит обоснованию.

 

1.1. Эффективный уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2018 год

 

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год установлен Органом регулирования в размере 1 595 012,1 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 1 598 579,53 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере
1 427 207,15 тыс. руб., исходя из следующих показателей:

- индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов – 2%;

- коэффициента изменения рейтинга эффективности – 0,013;

- фактических операционных, подконтрольных расходов за 2016 год – 1 372 040,2 тыс. руб.;

- индекса потребительских цен за 2017 год – 1,04;

- индекса потребительских цен на 2018 год – 1,04;

- индекса изменения количества активов на 2016 год – 0,0029;

- индекса изменения количества активов на 2017 год – 0,0325.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности фактических операционных, подконтрольных расходов за 2016 год. Кроме того, Комитетом применены некорректные индексы потребительских цен за 2017 год (104% против 103,7 (9)%) и на 2018 год (104% против 103,7%).

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо провести и отразить анализ экономической обоснованности фактических операционных, подконтрольных расходов за 2016 год, пересчитать эффективный уровень операционных, подконтрольных расходов, применив при этом корректные индексы потребительских цен, и пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

 

1.2. Расходы на оплату труда

 

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2018 год определены в размере 993 102,50 тыс. руб. при заявленной Регулируемой организацией величине 1 468 445,54 тыс. руб.

Расходы на оплату труда в размере 993 102,50 тыс. руб. определены Комитетом исходя из следующих показателей:

1 378,05 чел. – принятая численность персонала;

7 968,00 тыс. руб. – величина минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (далее – ММТС);

2,282 – принятый Комитетом средний тарифный коэффициент;

59 885,11 руб. – среднемесячная заработная плата 1 работника;

15,60 % – выплаты компенсационного и стимулирующего характера (на уровне факта 2016 год);

50,00 % – текущее премирование (на уровне факта 2016 год);

11,00 % – вознаграждение за выслугу лет (на уровне факта 2016 год);

1,00 % – выплаты по итогам года (на уровне факта 2016 год);

77,68 % – выплаты по районному коэффициенту и северные надбавки (на уровне плана 2011-2017 годов).

Также в составе расходов на оплату труда Органом регулирования учтены расходы на льготный проезд к месту отдыха в сумме 2 806,39 тыс. руб., рассчитанные исходя из плана на 2017 год.

Фактические расходы на оплату труда в 2016 году составили
904 967,28 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений (далее – ОТС), заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно представленным Регулируемой организацией Сведениям о численности, заработной плате и движении работников по форме № П-4 за 2016 год средняя численность работников Регулируемой организацией (деятельность по передаче электрической энергии) составила 1 331,33 чел.

Как указано в Экспертном заключении на 2018 год, расчетная численность работников по филиалу ПАО «ДРСК» – «ХЭС» на 2018 год определена Комитетом исходя из численности, учтенной в тарифах на 2017 год (1 306 ед.), и увеличения численности персонала согласно предложению организации (72 ед.).

ФАС России отмечает, что пункт 26 Основ ценообразования № 1178 не ограничивает возможность учета дополнительной численности персонала помимо фактической численности регулируемой организации, вместе с тем учет нормативной численности по всему объему оборудования является неправомерным. ФАС России считает допустимым учитывать нормативную численность работников на объем вновь вводимого электросетевого оборудования.

В Возражениях Комитетом представлен расчет среднего тарифного коэффициента, произведенный в соответствии со штатным расписанием Регулируемой организации и Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго» (далее – Рекомендации). При этом ФАС России выявлены несоответствия принятых Органом регулирования количества ступеней оплаты труда и тарифных коэффициентов по ступеням оплаты труда Приложению 1 Рекомендаций.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо произвести перерасчет среднего тарифного коэффициента Регулируемой организации.

В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, аналогичном установлению районного коэффициента.

В Хабаровском крае территории, относимые к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, утверждены постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029» (далее – Постановление).

Таким образом, районные коэффициенты и северные надбавки к заработной плате могли быть применены Органом регулирования к заработной плате работников, занятых на указанных в Постановлении территориях.

Комитетом в Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не представлены пояснения по вопросу применения выплат по районному коэффициенту и северных надбавок в размере 77,68 %, не представлена численность работников, в отношении которых они учтены, и соответствующий расчет расходов на оплату труда.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия обоснования Органу регулирования необходимо исключить из НВВ Регулируемой организации экономически необоснованные расходы по данной статье затрат.

 

1.3. Ремонт основных фондов

 

По статье «Ремонт основных фондов» на 2018 год Органом регулирования определены затраты в размере 254 814,25 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2018 год Комитетом расходы по данной статье затрат приняты на уровне учтенных на 2017 год, что более чем в три раза больше фактической величины расходов за 2016 год (83 458,11 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что подход к определению размера расходов на ремонт основных фондов на основании учтенных на предыдущий период регулирования не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э.

В Возражениях Комитет превышение учтенных на 2018 год расходов над фактически понесенными в 2016 году обосновано исключением из ремонтной программы ряда объектов электросетевого хозяйства в связи со сложным финансовым положением, в том числе наличием ежегодных выпадающих доходов, возникающих по причине отклонения объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, а также высоким уровнем износа электросетевого хозяйства, неукомплектованностью ремонтным персоналом и спецтехникой районных электрических сетей, существенным удорожанием стоимости материалов для выполнения работ хозяйственным способом.

При этом документы в обоснование отраженных в Возражениях доводов Органом регулирования не представлены.

ФАС России информирует, что выпадающие доходы, возникающие в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, ежегодно возмещаются Регулируемой организации в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э и не могут являться обоснованием существенного превышения учтенными на 2018 год расходами фактически понесенных в 2016 году. Удорожание стоимости материалов для выполнения работ компенсирует применение индекса потребительских цен при установлении регулируемых цен (тарифов) на очередной период регулирования.

Анализируя динамику фактических расходов на ремонт основных фондов, можно сделать вывод о дальнейшем неосвоении Регулируемой организацией денежных средств, учтенных в составе базового уровня подконтрольных расходов 2018 года.


тыс. руб.

 

2017

2018

2019

2020

2021

Учтенные расходы на ремонт основных фондов

266 814,25

254 814,25

253 957,6

241 250,30

248 763,66

Фактические расходы на ремонт основных фондов

115 821,3

131 064,7

133 234,2

200 090,2

259 116,3


Таким образом, расходы на ремонт основных фондов на 2018 год приняты Комитетом без достаточного экономического обоснования.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях Комитетом не проведен анализ ремонтной программы в части периодичности ремонтов, анализ фактического выполнения ремонтной программы за последний отчетный период регулирования, а также не представлено сравнение расходов на выполнение предусмотренных ремонтной программой мероприятий хозяйственным и подрядным способами.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2. Неподконтрольные расходы

 

2.1. Плата за аренду имущества и лизинг

 

Органом регулирования расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» определены в следующих размерах: 37 945,81 тыс. руб.,
31 228,84   тыс. руб., 119 200,40 тыс. руб. на 2019, 2020 и 2021 годы соответственно.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

После 30.12.2019 пункт 28 Основ ценообразования определяет, что расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Комитетом плата за аренду имущества в нарушение пунктов 27 и 28 Основ ценообразования № 1178 учтена частично по договорам, заключенным Регулируемой организацией.

В Возражениях Органом регулирования не проведен анализ того, что является предметом каждого договора аренды, не представлено деление принятых расходов по данной статье затрат на амортизационные отчисления и налог на имущество, не приведен расчет амортизационных отчислений в соответствии с максимальными сроками полезного использования активов и отнесением этих активов к соответствующей амортизационной группе.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2. Отчисления на социальные нужды

 

Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» Органом регулирования определяются как доля от принятых Комитетом расходов на оплату труда.

С учетом того, что расходы на оплату труда подлежат дополнительному экономическому анализу, расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

2.3. Прочие неподконтрольные расходы

 

Прочие неподконтрольные расходы определены Органом регулирования в следующих размерах: 236 886,50 тыс. руб., 125 371,22 тыс. руб. и 93 871,12 тыс. руб. (87 317,62 тыс. руб. – неценовая зона, 6 553,5 тыс. руб. – Николаевский район) на 2019, 2020 и 2021 годы соответственно.

В соответствии с расшифровкой, представленной Комитетом в Экспертных заключениях на 2019-2021 годы, по данной статье расходов в соответствии с представленными Регулируемой организацией договорами принимаются денежные средства для покрытия процентов по кредитам. 

Согласно пункту 7 Особенностей применения метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2019-2021 годы и Возражениях не отражен анализ фактических расходов на покрытие процентов по кредитам за 2017-2019 годы.

Таким образом, расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования в нарушение пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

В Возражениях Органом регулирования представлена динамика ссудной задолженности Регулируемой организации за 2014-2016 годы, анализ кредитных договоров со сроками возврата кредитов в 2017-2018 годах.

Комитетом потребность в привлечении заемных средств обоснована накопленным убытком за период 2007-2010 годов по основному виду деятельности, отсутствием в 2011-2012 годах доходов по объектам «последней мили» в связи с заключением ООО «Русэнергосбыт» прямого договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с ОАО «ФСК ЕЭС», просроченной дебиторской задолженностью со стороны гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК».

Также Орган регулирования отмечает, что заемные средства привлекались Регулируемой организацией в том числе для рефинансирования и замещения ранее заключенных кредитных договоров, а кассовые разрывы по технологическому присоединению и прочим нерегулируемым видам деятельности не возникали.

ФАС России отмечает, что у Регулируемой организации ежегодно за период 2011-2019 годов (за исключением 2017 года) складывалась чистая прибыль по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» согласно таблицам 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (далее – формы 1.3), опубликованным на официальном сайте http://drsk.ru/zatraty_kompanii.html. Из динамики ссудной задолженности филиала ПАО «ДРСК» – «ХЭС» за 2014-2016 годы, представленной в Возражениях, следует, что ее размеры из года в год практически не меняются. Таким образом, Регулируемой организацией не предпринимаются меры по возврату заемных средств: чистая прибыль не направляется филиалом ПАО «ДРСК» – «ХЭС» на погашение займов и кредитов.

Таким образом, доводы Комитета, изложенные в Возражениях, не могут служить обоснованием необходимости учета денежных средств для покрытия процентов по кредитам. Кроме того, в части займов и кредитов, возникших по причине возникновения просроченной дебиторской задолженности (в том числе со стороны гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК»), Регулируемой организацией должны предприниматься исчерпывающие меры для ее взыскания.

Вместе с тем в Экспертных заключениях на 2019-2021 годы и Возражениях не проведен анализ непревышения процентными ставками по кредитным договорам ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Таким образом, Комитетом расходы по данной статье затрат в размерах 236 886,50 тыс. руб., 125 371,22 тыс. руб. и 87 317,62 тыс. руб. на 2019, 2020 и 2021 годы соответственно (в общей сумме 449 575,34 тыс. руб.) приняты без достаточного экономического обоснования.

Комитету необходимо в экспертном заключении представить дополнительное экономическое обоснование расходов по данной статье затрат, отразив в том числе потребность в привлечении заемных средств на территории Хабаровского края. В случае отсутствия обоснования расходы подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

3. Корректировки НВВ

 

Порядок расчета тарифов на передачу электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

2019 год

Корректировки НВВ на 2019 год учтены Органом регулирования в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере (-12 615,3) тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере (-55 452,3) тыс. руб.;

- корректировка по исполнению инвестиционной программы в размере
(-27 073,08) тыс. руб.;

- корректировка доходности инвестированного капитала в размере
23 977,69 тыс. руб.;

- корректировка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в размере 71 763,97 тыс. руб.;

- корректировка на уровень надежности и качества услуг в размере
48 920,78 тыс. руб.;

- недополученная выручка за 2017 год в размере 26 247,74 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2019 год и Возражениях не отражен пообъектный анализ исполнения инвестиционной программы за 2017 год, анализ фактических и плановых показателей из отчета об ее исполнении.

ФАС России отмечает, что фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования.

В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего письма.

При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования.

При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.

Комитетом не произведен и не представлен расчет корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, указанная корректировка НВВ Регулируемой организации подлежит дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2020 год

Корректировки НВВ на 2020 год учтены Органом регулирования в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере 0,00 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере (-89 613,6) тыс. руб. (в том числе (-91 840,43) тыс. руб. в неценовой зоне оптового рынка, 2 226,83 тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- корректировка по исполнению инвестиционной программы в размере
(-156 228,91) тыс. руб.;

- недополученная выручка за 2017 год в размере 521 443,25 тыс. руб.;

- недополученная выручка за 2018 год в размере 453 736,47 тыс. руб. (в том числе 448 506,07 тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка, 5 230,40 тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере 46 088,43 тыс. руб.;

- корректировка на уровень надежности и качества услуг в размере
47 974,90 тыс. руб. (в том числе 45 661,42 тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка, 2 313,48 тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- избыток средств, полученный в 2018 году, в размере (-292 962,20) тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не отражен пообъектный анализ исполнения инвестиционной программы за 2018 год, в том числе анализ фактических и плановых показателей из отчета об исполнении предусмотренных ей мероприятий.

Учитывая вышеизложенное, указанные корректировки НВВ Регулируемой организации подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом замечаний ФАС России с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2021 год

Корректировки НВВ на 2021 год учтены Органом регулирования в следующих размерах:

- корректировка подконтрольных расходов в размере -10 888,46 тыс. руб. (в том числе (-1 476,78) тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка,
(-9 411,68) тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- корректировка неподконтрольных расходов в размере (-185 342,36) тыс. руб. (в том числе (-179 665,58) тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка,
(-5 676,78) тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- корректировка по исполнению инвестиционной программы в размере
(-173 345,60) тыс. руб. (в том числе (-172 884,40) тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка, (-461,00) тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- недополученная выручка за 2019 год в размере 602 746,27 тыс. руб. (в том числе 588 815,21 тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка, 13 931,06 тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере (-1 772,90) тыс. руб.;

- корректировка на уровень надежности и качества услуг в размере
48 310,54 тыс. руб. (в том числе 45 916,09 тыс. руб. – в неценовой зоне оптового рынка, 2 394,45 тыс. руб. – на территории Николаевского района);

- избыток средств, полученный в 2018 году, в размере (-292 962,20) тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2021 год и Возражениях не отражен пообъектный анализ исполнения инвестиционной программы за 2019 год, в том числе анализ фактических и плановых показателей из отчета об исполнении предусмотренных ей мероприятий.

При определении недополученной выручки за 2019 год Комитетом не отражен анализ исходных данных и не произведен расчет фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на 2019 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг, в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний
№ 98-э.

Учитывая вышеизложенное, указанные корректировки НВВ Регулируемой организации подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим положения пунктов 5, 26, 27, 28, 29, 39 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.04.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» – «Хабаровские электрические сети» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2018 год;

- «Эффективный уровень операционных (подконтрольных) расходов» на 2018 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2018 год;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2019-2021 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2021 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2019-2021 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» – «Хабаровские электрические сети» 2018 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, величину необходимой валовой выручки филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» – «Хабаровские электрические сети», а также установить (пересмотреть) единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» – «Хабаровские электрические сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.










С.А. Пузыревский




















Исп.Риттер А.С.

тел.8(499)755-23-23 вн.088-283


2022-164878


Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022