Решения по тарифам №СП/3978/20 Решение о частичном удовлетворении требований ООО "Верхнебал... от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» января 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Верхнебалкарская Малая ГЭС» (далее — Заявитель, ООО «Верхнебалкарская МГЭС») и Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (рег. № 177660/19 от 09.10.2019; далее — Министерство, Орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии исполняющего обязанности председателя Министерства <...>, <...> Министерства <...>, <...> ПАО «МРСК Северного Кавказа» <...>, <...> ПАО «МРСК Северного Кавказа» <...>, <...> ПАО «МРСК Северного Кавказа» <...>, <...> ПАО «МРСК Северного Кавказа» <...>, <...> ПАО «РусГидро» <...>, <...> ПАО «РусГидро» <...>, <...> АО «УК ГидроОГК» - «УК ГидроОГК-Юг» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 № 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в ФАС России обратилось с заявлением ООО «Верхнебалкарская МГЭС» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики.

Заявление ООО «Верхнебалкарская МГЭС» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Министерством по приказу от 12.09.2019 № 30 «Об установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго».

По результатам рассмотрения заявления ООО «Верхнебалкарская Малая ГЭС» (исх. от 09.10.2019 № б/н, рег. от 09.10.2019 № 177660/19), а также представленных Заявителем и Министерством обосновывающих материалов (письмо Органа регулирования от 01.11.2019 № 37-04-09-5002, рег. от 08.11.2019 № 197200/19), ФАС России установлено следующее.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания № 1135/17).

      1. В соответствии с заявлением ООО «Верхнебалкарская МГЭС» в нарушение пункта 87 Основ ценообразования № 1178, а также пункта 39 Методических указаний № 1134/17 Министерством не установлены стандартизированные тарифные ставки, что привело к принятию Органом регулирования необоснованного решения об установлении платы за технологическое присоединение МГЭС с существенным завышением стоимости мероприятий, подлежащих оплате Заявителем.

        Согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

        Пунктом 39 Методических указаний № 1135/17 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение для Заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям на уровне напряжения не ниже 35 кВ и максимальной мощности энергопринимающих устройств не менее 8 900 кВт, и объектов по производству электрической энергии, определяется регулирующим органом в соответствии с выданными техническими условиями по формуле (52) и устанавливается в тыс. рублей:

Птп = Р + Ри (тыс. руб.), (52)

где:

Р - стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний № 1135/17 (тыс. руб.) для Заявителей, присоединяющихся к электрическим сетям с соответствующей максимальной мощностью и уровнем напряжения, определяемая по стандартизированным тарифным ставкам, установленным на год, в котором устанавливается плата;

Ри - расходы на выполнение мероприятий «последней мили» (подпункт «б» пункта 16 Методических указаний № 1135/17) согласно выданным техническим условиям, определяемые по формуле платы и стандартизированным тарифным ставкам на год, в котором устанавливается плата, в порядке, предусмотренном пунктом 30 Методических указаний № 1135/17, за исключением случаев технологического присоединения объектов по производству электрической энергии к ЕНЭС.

В случае если стандартизированные тарифные ставки для определения расходов на выполнение отдельных мероприятий по строительству объектов «последней мили» не устанавливались на период, в котором устанавливается плата, стоимость строительства указанных объектов определяются сметой, выполненной с применением сметных нормативов.

В соответствии с приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2018 № 96 «Об установлении платы и утверждении стандартизированных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к распределительным сетям сетевых организаций на территории Кабардино-Балкарской Республики на 2019 год» стандартизированная тарифная ставка С1 на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний № 1135/17 (кроме подпункта «б») (руб. за одно присоединение), утверждена в размере 3 234,24 руб., в том числе подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ) С1.1 в размере 1 657,42 руб., проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий С1.2 в размере 1 576,82 руб.

    1. Согласно Экспертному заключению Министерства по делу об установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго» (далее — Экспертное заключение), а также приказа Министерства от 12.09.2019 № 30 расходы на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и расходы на поверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий утверждены в соответствии с приказом Министерства от 29.12.2018 № 96 в размере 1,657 тыс. руб. и 1,577 тыс. руб. соответственно.

      В связи с тем, что приказом Министерства от 29.12.2018 № 96 не утверждены ставки по мероприятиям «последней мили», предусмотренным техническими условиями от 23.01.2018 № 757р (к договору № 190/2018 от 11.04.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному между ПАО «МРСК Северного Кавказа» и ООО «Верхнебалкарская МГЭС»), плата за технологическое присоединение рассчитывалась Органом регулирования с учетом смет, представленных сетевой компанией, что соответствует пункту 39 Методических указаний № 1135/17.

      1. Согласно заявлению ООО «Верхнебалкарская МГЭС» ПАО «МРСК Северного Кавказа» и Министерство при расчете стоимости мероприятий по технологическому присоединению неправомерно использовали индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) на 2 квартал 2019 года в размере 7,32.

        В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2019 № 12661-ДВ/09 рекомендуемая величина прогнозного индекса изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2019 года для Кабардино-Балкарской Республики в части воздушной прокладки провода с алюминиевыми жилами составляет 4,54.

        Согласно Экспертному заключению Органом регулирования приняты основные объекты строительства — ВЛ 35 кВ, при этом индекс СМР неправомерно принят в размере 7,32, что соответствует строительству прочих объектов.

        Таким образом, Органу регулирования необходимо произвести расчет платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго» исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами.

      2. Согласно заявлению ООО «Верхнебалкарская МГЭС» объемы работ, подлежащие оплате Заявителем, необоснованно завышены, в том числе:

        3.1. В связи с совместной подвеской проводов ВЛ 10 кВ на вновь строящуюся ВЛ-35 кВ от ПС 110 кВ Кашхатау до КРУ Верхнебалкарской МГЭС на участках 4, 5, 6 и 7 опоры приняты с учетом нагрузки и от ВЛ-10 кВ, что увеличивает их массу. В связи с увеличением массы ВЛ применены фундаменты с креплением грунтовыми анкерами, которые без подвеса провода ВЛ-10 кВ, необходимость которого для технологического присоединения МГЭС отсутствует, должны быть меньшей длины для восприятия меньших нагрузок. Стоимость строительства участков совместного подвеса должна быть исключена из платы за технологическое присоединение, так как фактически на данных участках выполняется реконструкция существующей ВЛ-10 кВ с заменой опор для возможности совместного подвеса, что запрещено в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ и считается включением в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей.

        3.2. На участках подвеса ВЛ-35 кВ в проектной документации в томе «Технические решения» повсеместно применены опоры, используемые для строительства ЛЭП 110 кВ. Учитывая, что для целей обеспечения выдачи мощности осуществляется строительство ВЛ классом напряжения 35 кВ, установка опор в габаритах 110 кВ является необоснованным техническим решением, приводящим к увеличению платы за технологическое присоединение на 20-30%, так как на равнинной части имеется возможность применения железобетонных промежуточных опор.

        3.3. На участках совместного подвеса в проектной документации в томе «Конструктивные решения» приняты узкобазные решетчатые опоры классом напряжения 35 кВ, при этом отсутствует обоснование в неиспользовании многогранных опор, что могло бы оптимизировать стоимость платы за технологическое присоединение на 10-20%.

        3.4. В плату за технологическое присоединение необоснованно включены затраты на создание временных дорог и площадок, которые должны быть выполнены до строительства основных сооружений ВЛ-35 кВ. Поскольку к настоящему времени основные сооружения построены, а мероприятия по строительству временных дорог и площадок не выполнены, очевидно, что необходимость строительства указанных объектов и включения стоимости данных мероприятий в плату за технологическое присоединение отсутствует.

        3.5. В плату за технологическое присоединение необоснованно включены затраты по оборке склонов, которые фактически не выполнялись и исходя из сложившейся обстановки, очевидно, не будут выполнены.

        3.6. Количество вырубаемых деревьев не соответствует плановым объемам.

        3.7. Необходимость проведения археологических работ не подтверждена проектной документацией.

        ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

        Экспертное заключение Министерства в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не содержит обоснование учета расходов, в том числе указанных в пункте 3 мотивировочной части настоящего приказа, отсутствуют ссылки на нормативные документы и другие обосновывающие материалы, на основании которых принималось решение о необходимости учета указанных расходов.

        Таким образом, Органу регулирования необходимо в Экспертном заключении отразить экономический анализ и обоснование необходимости включения расходов, указанных в пункте 3 мотивировочной части настоящего приказа, исключив из размера платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго» экономически необоснованные расходы.

      3. Согласно заявлению ООО «Верхнебалскарская МГЭС» в состав платы за технологическое присоединение включены расходы, не имеющие отношения к технологическому присоединению МГЭС и не подлежащие оплате Заявителем. В нарушение пункта 87 Основ ценообразования № 1178 Министерством необоснованно, по мнению ООО «Верхнебалкарская МГЭС», включены следующие расходы:

        - содержание службы заказчика и строительный контроль;

        - кадастровые работы и авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

        - затраты по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы;

        - непредвиденные затраты в размере 3%.

        ФАС России отмечает, что расходы на содержание службы заказчика учитываются в плате за технологическое присоединение в соответствии с пунктом 7.1 Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 № 16 (далее — Положение № 16), которым предусмотрено, что аппарат заказчика-застройщика содержится за счет средств, предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, в том числе объектов, общих для группы предприятий, а на стадии проектирования - за счет централизованного фонда и резерва вышестоящих органов управления с последующим возмещением израсходованных за этот период средств.

        Согласно пункту 3.1.6. Положения № 16 заказчик-застройщик наряду с функциями, предусмотренными «Правилами о договорах подряда на капитальное строительство» и «Правилами финансирования и кредитования строительства», осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ, а также обеспечивает осуществление проектными организациями авторского надзора.

        Частью 6 ст. 52 и частями 1, 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что выполнение строительного контроля является обязательным.

        В связи с тем, что функции по строительному контролю выполняются службой заказчика, дополнительные расходы на строительный контроль являются экономически необоснованными и подлежат исключению из сводного сметного расчета строительства ВЛ-35 кВ при расчете платы за технологическое присоединение.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Данные работы необходимы для формирования и использования земельных участков, на которых осуществляется строительство.

Необходимость осуществления авторского надзора устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с градостроительным законодательством обязательное проведение авторского надзора предусмотрено только при строительстве, реконструкции, расширении, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, объектов культурного наследия, а также гидротехнических сооружений.

Согласно приложению 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты электросетевого хозяйства не относятся к опасным производственным объектам.

Таким образом, расходы на авторский надзор подлежат исключению из сводного сметного расчета строительства ВЛ-35 кВ при расчете платы за технологическое присоединение.

Также ФАС России отмечает, что расходы на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций не являются обязательными для осуществления технологического присоединения и подлежат исключению из размера платы за технологическое присоединение.

Экспертное заключение Министерства в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 не содержит обоснование необходимости учета затрат по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы, отсутствуют ссылками на нормативные документы и другие обосновывающие материалы, на основании которых принималось решение о необходимости учета указанных расходов.

Включение непредвиденных затрат в размере 3% не предусмотрено Основами ценообразования № 1178, Методическими указаниями № 1135/17, отсутствует экономическая обоснованность данных затрат, в связи с чем данные расходы подлежат исключению из сводного сметного расчета строительства ВЛ-35 кВ.

Таким образом, Органу регулирования необходимо в Экспертном заключении отразить экономический анализ и обоснование необходимости включения расходов по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы и исключить из размера платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго» экономически необоснованные расходы, в том числе расходы на строительный контроль, авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, непредвиденные затраты в размере 3%.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Верхнебалкарская МГЭС» и Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики нарушившим пункт 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 39 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, при установлении платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго».

      2. Частично удовлетворить требования ООО «Верхнебалкарская МГЭС», указанные в заявлении о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (рег. № 177660/19 от 09.10.2019).

      3. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 15.02.2020 пересмотреть плату за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго», установленную приказом от 12.09.2019 № 30, в соответствии с действующим законодательством и настоящим решением, в том числе:

    1. 3.1. произвести расчет платы за технологическое присоединение исходя из индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по воздушной прокладке провода с алюминиевыми жилами;

      3.2. отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экономический анализ и обоснование необходимости включения расходов, указанных в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения, а также расходов по устройству берегозащитных сооружений и селенаправляющей дамбы, исключив из размера платы за технологическое присоединение экономически необоснованные расходы;

      3.3. исключить из размера платы за технологическое присоединение экономически расходы на строительный контроль, авторский надзор, проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, непредвиденные затраты в размере 3%.

      1. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего решения, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

                 - решения о пересмотре платы за технологическое присоединение объекта по производству электрической энергии ООО «Верхнебалкарская МГЭС» с максимальной мощностью 10 МВт к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Каббалкэнерго», принятие которого предписывается пунктом 3 настоящего решения;

                 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение; 

- экспертного заключения по расчету платы за технологическое присоединение, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

      1. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Верхнебалкарская МГЭС».

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101
ООО "Верхнебалкарская МГЭС"
ИНН 0706004536, ОГРН 1090720000370
УФАС по Кабардино-Балкарской Республике
ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344