Предписание №СП/19519/22 ПРЕДПИСАНИЕ МУП «МТС» МГП (тарифы в сфере теплоснабжения, Ре... от 11 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 19.02.2021 № 134/21, Акт проверки ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия–Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для муниципального унитарного предприятия «Моздокские тепловые сети» Моздокского городского поселения на 2019-2021 годы,

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное унитарное предприятие «Моздокские тепловые сети» Моздокского городского поселения (далее – МУП «МТС» МГП, регулируемая организация) оказывает услугу теплоснабжения в городе Моздоке.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее – Правила № 1075), приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия – Алания (далее – Орган регулирования, РСТ РСО-Алания) для МУП «МТС» МГП были установлены необходимая валовая выручка на 2019-2020 гг., тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2019-2020 гг., тарифы на теплоноситель на 2019-2020 гг., долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на 2021-2023 гг., тарифы на тепловую энергию (мощность) на долгосрочный период регулирования 2021-2023 гг., тарифы на теплоноситель на долгосрочный период регулирования 2021-2023 гг.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) МУП «МТС» МГП на 2019-2021 гг. установлена Органом регулирования в следующем размере:

 

показатель

годы

2019

2020

2021

НВВ (тыс. руб.)

176 253,47

176 941,26

178 134,39

Базовый уровень операционных расходов (тыс. руб.)

 

 

68 176,48

Метод установления тарифов

Метод экономически обоснованных расходов (затрат)

Метод экономически обоснованных расходов (затрат)

Метод индексации

Решение об установлении тарифов

Постановление от 20.12.2018 № 39

Постановление от 30.12.2019 № 39

Постановление от 18.12.2020 № 38

 

ФАС России были проанализированы копии материалов тарифных дел за 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения РСТ РСО-Алания на 2019, 2020, 2021 годы, возражения Органа регулирования, изложенные в письме от 30.09.2021 № 1008 (вх. от 05.10.2021 № 166589-ЭП/21).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений Правил № 1075 и Регламента в Экспертных заключениях об установлении тарифов на 2019, 2020, 2021 годы не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

Статьей 7 Федерального закона № 190-ФЗ установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Пунктом 9 части 1 выше указанной статьи установлен обязательный принцип раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пунктам 11 и 12 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (далее – Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций), ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Из представленных Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Учетной политики МУП «МТС» МГП на 2020 г. не представляется возможным определить ведение регулируемой организацией раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности, а также по оказанию иных видов деятельности.

Вместе с тем, в материалах тарифных дел регулируемой организации отсутствует План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности на 2019 и 2021 гг., а, следовательно, не представляется возможным определить, каким образом регулируемой организацией распределяются доходы и расходы по регулируемым видам деятельности на счетах и субсчетах.

В материалах дела отсутствует Учетная политика МУП «МТС» МГП на 2019 и 2021 гг., в связи с чем не представляется возможным определить ведение регулируемой организацией раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

Также, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на 2019-2021 гг. не представляется возможным определить пропорциональное отнесение расходов по видам деятельности, поскольку по части статей затрат РСТ РСО-Алания указываются общие суммы, принимаемые в целом по МУП «МТС» МГП.

Таким образом, не представляется возможным определить экономическую обоснованность учитываемых Органом регулирования расходов.

 

2. Применение метода регулирования

Как следует из Экспертных заключений, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019, 2020 годы Органом регулирования применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1075 метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется:

а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);

б) в случае установления цен (тарифов) на регулируемый вид деятельности, в отношении которого ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

в) в случае отсутствия у регулируемой организации договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных с 1 января 2014 г., при условии, что оставшийся срок действия всех договоров аренды и иных договоров временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, составляет менее 3 лет;

г) в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях их реализации для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей или производства с использованием источника тепловой энергии мощностью менее 10 Гкал/ч и (или) осуществления поставки потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения или на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Таким образом, в случае отсутствия вышеуказанных оснований при расчете необходимой валовой выручки и установлении тарифов для регулируемой организации Органом регулирования не может быть применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В связи с этим применение Органом регулирования метода экономически обоснованных расходов (затрат) при установлении тарифов на тепловую энергию является нарушением пункта 17 Основ ценообразования № 1075.

 

3. Расходы на топливо

Органом регулирования учтены расходы на топливо на 2019 год в размере 68 371,21 тыс. руб., на 2020 год в размере 69 098,81 тыс. руб., на 2021 год в размере 70 529,37 тыс. руб.

Регулируемой организацией расходы на топливо (природный газ) заявлены на 2019 год в размере 80 808,68 тыс. руб., на 2020 год в размере 80 808,68 тыс. руб., на 2021 год в размере 89 393,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В качестве основного топлива организацией используется газ, информация об учете расходов на какое-либо резервное топливо отсутствует.

При определении цены на природный газ органом регулирования использованы параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по отношению к ценам, утвержденным ФАС России.

ФАС России отмечает, что из Экспертных заключений Органа регулирования на 2019-2021 гг. не представляется возможным определить порядок определения цены на газ.

Оптовые цены на газ, используемые в качестве предельных минимальных и максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждены приказами ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18, от 13.05.2019 № 583/19, от 10.07.2020 № 638/20 и от 02.06.2021 № 545/21 на соответствующие годы.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» утвержден приказом ФАС России от 01.11.2016 № 1528/16 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Владикавказ» на территории Республики Северная Осетия-Алания».

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» утверждены приказами ФСТ России от 11.12.2012 № 364-э/20 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Республики Северная Осетия-Алания, Республики Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республики» и ФАС России от 08.05.2019 № 564/19 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» на территории Республики Северная Осетия-Алания».

Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» установлена постановлениями РСТ Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2018 № 55, от 30.12.2019 № 37, от 29.12.2020 № 65 «Об установлении размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» на соответствующие годы.

ФАС России отмечает, что размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, утвержденный приказом ФАС России, является предельно максимальным.

В свою очередь, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.

В соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации оптовые цены на газ индексируются на 3 % ежегодно.

Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям также ограничивается уровнем оптовых цен на газ.

Вместе с тем, решения об уровне индексации тарифов принимаются с учетом необходимости обеспечения рентабельности и стимулирования экономически обоснованной газификации.

ФАС России отмечает, что на момент принятия органом регулирования тарифных решений на 2019-2021 годы ставки платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ) не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Пунктом 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ установлено, что оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):

а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами);

б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).

В отношении потребителей, не относящихся к вышеуказанным группам, при определении оптовой цены должны применяться цены, установленные иным приказом ФАС России.

Органом регулирования приняты следующие объемы газа:

2019 год – 11 724,00 тыс. куб. м.;

2020 год – 11 741,24 тыс. куб. м.;

2021 год – 11 752,01 тыс. куб. м.

Регулируемой организацией заявлены следующие объемы газа:

2019 год – 13 799,00 тыс. куб. м.;

2020 год – 13 897,00 тыс. куб. м.;

2021 год – 14 968,50 тыс. куб. м.

Норматив удельного расхода топлива утвержден Постановлением РСТ РСО-Алания от 28.11.2014 № 59 «Об утверждении нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных» для МУП «МТС» МГП в размере 166,6 кг у.т./Гкал.

В материалах дела отсутствуют копии договоров поставки газа, товарных накладных на отпуск газа, счетов-фактур и других обосновывающих документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

4. Базовый уровень операционных расходов на 2021 г.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2021 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В нарушение пункта 29 Правил № 1075 в Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности расходов по указанной статье затрат, отсутствует сравнительный анализ динамики расходов МУП «МТС» МГП по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Учитывая вышеизложенное, базовый уровень операционных расходов МУП «МТС» МГП на 2021 г. подлежит пересмотру.

 

5. Операционные расходы

Операционные расходы учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 69 724,92 тыс. руб., на 2020 год в размере 70 949,56 тыс. руб., на 2021 год в размере 68 176,48 тыс. руб.

Операционные расходы заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 79 536,97 тыс. руб., на 2020 год в размере 79 164,93 тыс. руб., на 2021 год в размере 75 899,40 тыс. руб.

 

5.1. Фонд оплаты труда

Расходы на оплату труда учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 66 104,45 тыс. руб., на 2020 год – 66 354,78 тыс. руб., на 2021 год – 63 480,41 тыс. руб.

Расходы на оплату труда заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 69 809,40 тыс. руб., на 2020 год в размере 69 089,30 тыс. руб., на 2021 год в размере 68 273,90 тыс. руб. исходя из фактической численности — 162, 161 и 162 человека соответственно за 2017, 2018 и 2019 гг. (нормативная численность — 177 человек на 2019, 2020 и 2021 гг.).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019-2021 гг. рассчитаны на основе фактических отчетных данных с учетом индексов-дефляторов.

Органом регулирования на 2019-2021 гг. не представлен расчет заработной платы в соответствии с положениями пункта 42 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, Органом регулирования в расходы на оплату труда на 2021 г. включены выплаты социального характера.

Положениями Основ ценообразования № 1075 не предусмотрен учет расходов на выплаты социального характера в составе фонда оплаты труда.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

5.2. Прочие расходы

Прочие расходы учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 2 953,92 тыс. руб., на 2020 год в размере 3 610,01 тыс. руб., на 2021 год в размере 3 684,69 тыс. руб.

Прочие расходы заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 7 149,12 тыс. руб., на 2020 год в размере 7 559,84 тыс. руб., на 2021 год в размере 5 116,31 тыс. руб.

 

5.2.1. Аудит

Расходы на аудит учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 70,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2021 год в размере 73,54 тыс. руб.

Расходы на аудит заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 70,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2021 год в размере 70,00 тыс. руб.

Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях.

К иным случаям отнесены в том числе государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

Орган регулирования в обоснование необходимости проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки приводит пункт 6.2 Устава муниципального унитарного предприятия «Моздокские тепловые сети» Моздокского городского поселения, утвержденного постановлением администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Республики Северная Осетия-Алания от 09.03.2016 г. № 453, в соответствии с которым бухгалтерская отчетность Предприятия в случаях, определенных Собственником имущества Предприятия, подлежит ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

При этом в материалах дела отсутствует документ, определяющий случаи, установленные Собственником имущества Предприятия, при наступлении которых бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

5.2.2. Профобслуживание газового оборудования

Расходы на профобслуживание газового оборудования учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 573,66 тыс. руб., на 2020 год в размере 545,58 тыс. руб., на 2021 год в размере 558,97 тыс. руб.

Расходы на профобслуживание газового оборудования заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 961,98 тыс. руб., на 2020 год в размере 999,90 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 199,30 тыс. руб.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

При определении расходов на профобслуживание газового оборудования Органу регулирования необходимо руководствоваться вышеуказанными пунктами Основ ценообразования № 1075.

В материалах дела отсутствуют копии планов-графиков технического обслуживания котельных, смет, договоров технического обслуживания газопроводов и газового оборудования, акты по выполнению технического обслуживания, счетов-фактур и других обосновывающих документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

5.2.3. Энергоаудит

Расходы на энергоаудит учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 245,12 тыс. руб., на 2020 год в размере 350,68 тыс. руб., на 2021 год в размере 209,38 тыс. руб.

Расходы на энергоаудит заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 649,30 тыс. руб., на 2021 год в размере 199,30 тыс. руб.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

При определении расходов на энергоаудит Органу регулирования необходимо руководствоваться вышеуказанными пунктами Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2021 гг. не представлена необходимость проведения энергетического обследования при оказании услуг по передаче тепловой энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

5.2.4. Обслуживание оргтехники

Расходы на обслуживание оргтехники учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 84,00 тыс. руб., на 2021 год в размере 290,32 тыс. руб.

Расходы на обслуживание оргтехники заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 0,00 тыс. руб., на 2021 год в размере 276,35 тыс. руб.

В составе расходов на обслуживание оргтехники на 2021 год Органом регулирования учтены расходы на чековую ленту и техническое обслуживание контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) на уровне фактических расходов, понесенных организацией в 2019 году.

В материалах дела представлено дополнительное соглашение к агентскому договору № 148 от 19.12.2017, пролонгирующее срок его действия на 2019 год, на оказание ООО «Центр оказания услуг» услуг по приему, обработке и перечислению денежных средств от плательщиков.

При этом в Экспертных заключениях на 2020-2021 гг. отсутствует обоснование необходимости использования регулируемой организацией ККТ.

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

6. Неподконтрольные расходы

Неподконтрольные расходы установлены Органом регулирования на 2019 год в размере 22 338,13 тыс. руб., на 2020 год в размере 21 535,80 тыс. руб., на 2021 год в размере 21 171,04 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 23 670,30 тыс. руб., на 2020 год в размере 24 451,62 тыс. руб., на 2021 год в размере 22 618,88 тыс. руб.

6.1. Амортизационные отчисления

Расходы на амортизацию учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 1 424,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 1 404,40 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 376,75 тыс. руб.

Расходы на амортизацию заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 1 424,00 тыс. руб., на 2020 год в размере 1 404,40 тыс. руб., на 2021 год в размере 1 376,70 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно подпункту «а» пункта 29 Правил № 1075 орган регулирования при утверждении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения обязан произвести анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат в соответствии с Основами ценообразования и отразить его в экспертном заключении.

Вместе с тем, в нарушение приведенных положений Экспертные заключения на 2019-2021 гг. не содержат анализа экономической обоснованности фактических и плановых расходов МУП «МТС» МГП по данной статье, в материалах тарифных дел отсутствуют пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 (далее – Классификация), также отсутствует информация о целевом и фактическом использовании амортизационных отчислений.

Из представленных Экспертных заключений на 2019-2021 гг. не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, расходы регулируемой организации по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу.

В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

6.2. Отчисления от расходов на оплату труда

Отчисления от расходов на оплату труда учтены Органом регулирования на 2019 год в размере 19 500,81 тыс. руб., на 2020 год в размере 19 753,82 тыс. руб., на 2021 год в размере 19 171,08 тыс. руб.

Отчисления от расходов на оплату труда заявлены регулируемой организацией на 2019 год в размере 21 082,50 тыс. руб., на 2020 год в размере 20 864,40 тыс. руб., на 2021 год в размере 20 325,14 тыс. руб.

Согласно статье 426 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

МУП «МТС» МГП отчисления от расходов на оплату труда определены на уровне 30,2 % от расходов на оплату труда. При этом в материалах дела отсутствует уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физического лица по форме, представленной в приложении 6 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2016 № 202н.

Учитывая, что данная статья является производной от расходов на оплату труда и что Органом регулирования не представлены обосновывающие документы, расходы по данной статье затрат также подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

7. Корректировка необходимой валовой выручки

Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат на 2021 год в размере -2 899,78 тыс. руб. РСТ РСО-Алания корректировка необходимой валовой выручки по итогам 2019-2020 гг. не проводилась.

Органом регулирования была произведена корректировка расходов регулируемой организации на приобретение природного газа с учетом отклонения фактических показателей от утвержденных показателей по выработке тепловой энергии, покупных объемов природного газа и цене приобретаемого газа.

При применении метода индексации на первый год долгосрочного периода регулирования не предусматривается проведение корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 1075 органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Учитывая вышеизложенное, РСТ РСО-Алания необходимо произвести корректировку необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной при установлении тарифов на 2019-2021 гг., в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия – Алания нарушившей пункты 9, 12, 17, 28, 29, 31, 37, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 23, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «МТС» МГП при установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Расходы на топливо» на 2019-2021 гг.;

- «Фонд оплаты труда» на 2019-2021 гг.;

- «Прочие расходы» на 2019-2021 гг.;

- «Аудит» на 2019-2021 гг.;

- «Профобслуживание газового оборудования» на 2019-2021 гг.;

- «Энергоаудит» на 2019-2021 гг.;

- «Обслуживание оргтехники» на 2020-2021 гг.;

- «Амортизационные отчисления» на 2019-2021 гг.;

- «Отчисления от расходов на оплату труда» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка необходимой валовой выручки» на 2019-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень операционных расходов на 2021 год, а также величину необходимой валовой на 2019-2021 гг., в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертных заключениях в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2022 год для МУП «МТС» МГП в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и мотивировочной частью настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении долгосрочных параметров регулирования, цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для МУП «МТС» МГП, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166
УФАС по Республике Северная Осетия-Алания
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148