Решение №СП/28317/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» марта 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ЭлектроСеть» (далее – Заявитель, Общество, Регулируемая организация) и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее также - Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности от ООО «ЭлектроСеть» <...>, руководителя Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, заместителя руководителя Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, начальника отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>, ведущего консультанта отдела цен и тарифов на электроэнергию Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ООО «ЭлектроСеть» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края.

Заявление ООО «ЭлектроСеть» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Департамента от 17.12.2021 № 38/2021-э в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Величина необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь), установленная Департаментом, составляет 12 841,47 тыс. руб.

Величина НВВ на содержание электрических сетей, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 31 411,27 тыс. руб.

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

 

п/п

Статьи затрат

Единицы измерения

Утверждено

Заявлено в ФАС России

Величина спора

1

Количество активов

у.е.

332,67

594,77

262,10

2

Затраты на оплату труда

тыс. руб.

2 794,58

6 969,36

4 174,78

3

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

849,55

2 118,69

1 269,14

4

Материалы по охране труда и ТБ

тыс. руб.

108,79

342,96

234,17

5

Приборы и инструменты, средства труда, хозяйственные принадлежности

тыс. руб.

14,55

50,80

36,25

6

Профилактическое испытание оборудования

тыс. руб.

342,15

6 427,17

6 085,02

7

Аренда объектов электросетевого комплекса

тыс. руб.

8 423,64

15 194,10

6 770,46

8

НВВ на покупку потерь электрической энергии

тыс. руб.

0,00

34 374,34

34 374,34

ИТОГО (без учета УЕ)

тыс. руб.

12 533,26

65 477,42

52 944,16

Общая сумма разногласий составила 52 944,16 тыс. руб.

На 2022 год в отношении ООО «ЭлектроСеть» тарифы на услуги по передаче электроэнергии установлены с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат). Ранее в отношении Заявителя тарифы на услуги по передаче электроэнергии не устанавливались.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

1. Статья разногласий «Количество активов».

Обоснованная величина количества условных единиц, по мнению Заявителя, составляет 594,77 у.е.

Департаментом количество условных единиц определено в размере 332,67 у.е.

Величина разногласий по данной статье составляет 262,10 у.е.

В обоснование заявленных расходов ООО «ЭлектроСеть» в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие материалы:

1. Таблица Р.2.1 «Объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор»;

2. Таблица Р.2.2 «Объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4-20 кВ в условных единицах»;

3. Акт об осуществлении технологического присоединения ООО «ЭлектроСеть» и ООО «Новоросметалл» № 2 от 09.03.2021;

4. Акт об осуществлении технологического присоединения ООО «ЭлектроСеть» и ООО «ЮгМеталлТрейд» № 3 от 09.03.2021;

5. Акт об осуществлении технологического присоединения ПАО «Россети» и ООО «ЭлектроСеть» (Золотой берег) № 14 от 03.03.2021;

6. Акт об осуществлении технологического присоединения ПАО «Россети Кубань» и ООО «ЭлектроСеть» ПС 110/35/6 кВ ООО «Новоросметалл» № 12 от 26.02.2021;

7. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-1 с актом приема-передачи;

8. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП с актами приема-передачи;

9. Дополнительное соглашение от 25.12.2020 № 1 к договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП;

10. Дополнительное соглашение от 02.04.2021 № 2 к договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП;

11. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС110 с актом приема-передачи;

12. Схема ПС 110/35/6 кВ ООО «Новоросметалл»;

13. Схема сети 10/0,4 кВ ООО «Золотой берег».

ООО «ЭлектроСеть» выражает несогласие в части расчета Департаментом количества условных единиц и заявляет требования об учете протяженности кабельных линий по следующим типам напряжения:

- для уровня напряжения СН2 – 20,48 км;

- для уровня напряжения НН – 20,37 км.

Заявитель отмечает, что расчет указанной протяженности произведен на основании договора аренды электросетевого имущества от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП, дополнительных соглашений № 1, 2 к данному договору, актов приема-передачи от 25.12.2020, акта технического присоединения от № 2 от 09.03.2021.

Департаментом длина кабельных линий уровня напряжения СН2 учтена в объеме 5,53 км на основании договора аренды электросетевого имущества от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП.

По протяженности кабельных линий уровня напряжения НН Департаментом принята протяженность в соответствии с дополнительным соглашением № 2 к договору аренды электросетевого имущества от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП, равная 10,19 км.

Проанализировав обосновывающие материалы, ФАС России приходит к выводу, что Регулируемой организацией расчет протяженности производился исходя из общей протяженности электрических цепей.

При этом, принимая во внимание Приложение 2 к Методическим указаниям № 20-э/2, согласно таблице № П2.1 которого учитывается объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах на 100 км трассы ЛЭП в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор, а также понятие кабельной линии, данное в пункте 2.3.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979, ФАС России отмечает, что длина каждого из кабелей, находящихся в составе кабельной линии, не может влиять на длину кабельной линии в целом.

Данная позиция подтверждена постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2017 г. по делу № А33-10798/2016.

Таким образом, кабели линий электропередач, пролегающие в рамках одной трассы, при расчете условных единиц раздельному учету не подлежат.

Кроме того, ФАС России отмечает, что заявленная ООО «ЭлектроСеть» протяженность кабельных линий 10 кВ по цепям в размере 20,48 км отличается от той, что представлена в договоре аренды электросетевого имущества от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП, а также дополнительных соглашениях № 1, 2 к нему (16,58 км).

В части формирования условных единиц ООО «ЭлектроСеть» также заявляет об учете 41 воздушного выключателя нагрузки (24 воздушных выключателя напряжением 6 кВ, 7 воздушных выключателей 10 кВ, 7 воздушных выключателей 35 кВ, 3 воздушных выключателя 110 кВ), в соответствии с договором аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС110, схемой ПС 110/35/6 кВ ООО «Новоросметалл», схемой сети 10/0,4 кВ ООО «Золотой берег», актом технологического присоединения № 2 от 09.03.2021.

Департамент отмечает, что заявленные количество и состав выключателей не соответствуют договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС110, поскольку в данном договоре указаны выключатели элегазовые «Модель EDF-SK». Кроме того, на схеме сети 10/0,4 кВ «Золотой берег» отражены выключатели нагрузки уровня напряжения СН2 в количестве 28 штук, что также не соотносится с количеством и типом выключателей, заявленными первоначально.

Органом регулирования при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии коммутационные аппараты были определены в соответствии с Методическими указаниями № 20-э/2, а также приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э «Об утверждении Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии» (далее – Методические указания № 2390-э), в соответствии с примечаниями к таблице 2 которых установлено, что трудозатраты по обслуживанию и ремонту элегазовых и вакуумных выключателей, используемых на объектах электроэнергетики, по количеству условных единиц приравниваются к масляным выключателям на соответствующем уровне напряжения.

Таким образом, Департаментом при расчете условных единиц учтено 7 элегазовых выключателей уровня напряжения СН1, 3 элегазовых выключателя уровня напряжения ВН, 28 выключателей нагрузки уровня напряжения СН2, что соответствует договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС110 и схемам сети 10/0,4 кВ «Золотой берег».

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Органа регулирования при расчете условных единиц относительно учитываемых коммутационных аппаратов.

К учету условных единиц ООО «ЭлектроСеть» на разногласия также заявлены 2 единицы дугогасящих реакторов в соответствии с представленными в адрес ФАС России договором аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС110, схемой ПС 110/35/6 кВ «Новоросметалл» и актом технологического присоединения № 2 от 09.03.2021.

При этом, согласно примечаниям к таблице 2.2 Приложения № 2 к Методическим указаниям № 2390-э, таблице 2.2 Приложения № 2 к Методическим указаниям № 20-э/2, условные единицы по подпунктам 2 - 9 учитывают трудозатраты по обслуживанию и ремонту оборудования, не включенного в номенклатуру условных единиц (трансформаторы напряжения, аккумуляторные батареи, сборные шины и т.д.), резервного оборудования. Условные единицы по пункту 2 «Силовые трансформаторы 1 – 20 кВ» определяются только для трансформаторов, используемых для собственных нужд подстанций 35 – 1150 кВ.

Таким образом, дугогасящие реакторы уже учтены в количестве условных единиц силовых трансформаторов по пункту 2 «Силовые трансформаторы 1- 20 кВ».

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Количество активов» экономически не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

2, 4, 5. Статьи разногласий «Затраты на оплату труда», «Материалы по охране труда и ТБ», «Приборы и инструменты, средства труда, хозяйственные принадлежности».

В соответствии с заявлением ООО «ЭлектроСеть» затраты по указанным статьям разногласий находятся в зависимости от количества условных единиц, учтенных Департаментом.

В связи с отказом в удовлетворении требований по статье «Количество активов», требования Заявителя по статьям «Затраты на оплату труда», «Материалы по охране труда и ТБ», «Приборы и инструменты, средства труда, хозяйственные принадлежности» удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины отчислений на социальные нужды в сумме 2 118,69 тыс. руб., исходя из заявленного размера фонда оплаты труда
6 969,36 тыс. руб. с учетом процента отчислений на страховые взносы социального характера в размере 30,6 %.

Расходы на отчисления на социальные нужды установлены Департаментом в сумме 849,55 тыс. руб., исходя из установленной величины фонда оплаты труда в размере 2 794,58 тыс. руб. с учетом процента отчислений на страховые взносы социального характера в размере 30,4 %.

Сумма разногласий составляет 1 269,14 тыс. руб.

ООО «ЭлектроСеть» не представлено расчета и обоснований для применения ставки отчислений на социальные нужды в размере 30,6 %.

Департаментом расчет произведен в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой применяются следующие тарифы страховых взносов:

- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Органом регулирования также принята к учету ставка 0,4 процента в соответствии с представленным Заявителем уведомлением о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний.

ФАС России не усматривает нарушений со стороны Департамента при расчете ставки отчислений на страховые взносы социального характера.

На основании вышеизложенного, а также в связи с отказом в удовлетворении требований по статье разногласий «Затраты на оплату труда», требования Заявителя по статье «Отчисления на социальные нужды» удовлетворению не подлежат.

6. Статья разногласий «Профилактическое испытание оборудования».

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в сумме
6 427,17 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье разногласий приняты расходы в размере 342,15 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 6 085,02 тыс. руб.

В обоснование заявленных расходов ООО «ЭлектроСеть» в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Локальный сметный расчет «Испытание и измерение электрооборудования»;

2. График испытаний электрооборудования ТП 110 кВ ООО «Новоросметалл» на 2022 год;

3. График испытаний электрооборудования ЭСПЧ ООО «Новоросметалл» на 2022 год;

4. График испытаний электрооборудования ТП «Золотой берег» на 2022 год;

5. Распоряжение от 11.01.2021 № 57 заместителя генерального директора ООО «Новоросметалл» по энергетическим вопросам «О надежной и безопасной эксплуатации электрооборудования»;

6. Распоряжение от 01.02.2021 № 1 первого заместителя генерального директора-главного инженера ООО «ЭлектроСеть» «О сроках и объемах испытаний электрооборудования»;

7. Договор от 12.10.2021 № МРЭСС/ЭТЛ/ЭЭ-01 с ООО «МРЭСС» на оказание услуг по испытаниям и измерениям электрооборудования;

8. Протокол SBR028-2110040037 «О рассмотрении заявок по процедуре SBR028-2110040037 на оказание услуг по испытаниям и измерениям электрооборудования заказчика»;

9. Протокол SBR028-2110040037-2 «Определение победителя по процедуре SBR028-2110040037 на оказание услуг по испытаниям и измерениям электрооборудования заказчика»;

10. Договор с ООО «ГосТендер» с актами выполненных работ на проведение торгов.

В соответствии с пп. 8 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе прочие расходы.

Пп. 1 п. 28 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Заявителем выполнен расчет затрат на проведение профилактических испытаний оборудования в соответствии с графиком испытаний электрооборудования на 2022 год, направленного в адрес Органа регулирования в составе материалов к тарифному делу письмом от 26.10.2021 № 15-26. К приложенному графику ООО «ЭлектроСеть» были представлены локальный сметный расчет, а также договор и протоколы, подтверждающие проведение торгов.

При этом, Департамент отмечает, что представленный Заявителем локальный сметный расчет «Испытание и измерение электрооборудования» содержит мероприятия по измерению и испытанию оборудования, которое не участвует в передаче электрической энергии, а именно: «измерение емкости сопротивления изоляции напряжения до 35 кВ однофазного» - 228 шт., «измерение емкости сопротивления изоляции мегомметром обмоток машин и аппаратов» - 51 измерение, «измерение напряжения прикосновения в сетях напряжением 380/220 В с глухозаземленной нейтралью» - 51 точка. Также, по мнению Органа регулирования, в представленном сметном расчете завышены объемы следующего испытываемого оборудования: «испытание обмоток трансформатора силового» - 32 испытания (при наличии 8 трансформаторов 10/0,4 кВ и 2 ТСН-6/0,4 кВ), «реактор сухой напряжением до 10 кВ» - 24 шт. (при наличии 2 шт.), «выключатель: автоматический с электромагнитным дутьем или вакуумный и элегазовый напряжением до 11 кВ» - 53 шт. (при отсутствии таковых) и т.д.

Вместе с тем, Департамент отмечает, что в представленном ООО «ЭлектроСеть» графике планово-предупредительного ремонта на 2021 год указано, что весь объем работ, в том числе испытания электрооборудования, выполнены в текущем периоде.

Таким образом, Департаментом были учтены затраты на профилактическое испытание следующего оборудования:

- трансформатор напряжения измерительный однофазный напряжением до 110 кВ (6 штук);

- трансформатор напряжения измерительный трехфазный напряжением до 35 кВ (3 штук);

- трансформатор напряжения измерительный трехфазный напряжением до 11 кВ (3 штук);

- трансформатор тока измерительный выносной напряжением до 35 кВ, с твердой изоляцией (9 штук);

- трансформатор тока измерительный выносной напряжением до 11 кВ, с твердой изоляцией (24 штук);

- трансформатор тока, встроенный во вводы выключателя, силового трансформатора (6 штук).

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей) определены нормы испытаний электрооборудования и аппаратов электроустановок, а также сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок.

ФАС России отмечает, что, согласно пункту 3.6.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте, при текущем ремонте и при межремонтных испытаниях и измерениях, т.е. при профилактических испытаниях, выполняемых для оценки состояния электрооборудования и не связанных с выводом электрооборудования в ремонт, определяет технический руководитель Потребителя на основе приложения 3 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей с учетом рекомендаций заводских инструкций, состояния электроустановок и местных условий.

Указанная для отдельных видов электрооборудования периодичность испытаний в разделах 1 – 28 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей является рекомендуемой и может быть изменена решением технического руководителя Потребителя.

Заявителем периодичность и объемы испытаний электрооборудования отображены в распоряжении № 1 от 01.02.2021 первого заместителя генерального директора-главного инженера ООО «ЭлектроСеть» «О сроках и объемах испытаний электрооборудования» в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». В данном распоряжении представлен ряд испытаний, периодичность проведения которых определена как раз в год и чаще.

Согласно представленному распоряжению, для содержания электрооборудования в исправном состоянии необходимо проведение испытаний следующих групп электрооборудования 1 раз в год:

- силовые трансформаторы (измерение сопротивления изоляции обмоток, измерение сопротивления обмоток постоянному току, испытание вводов, тепловизионный контроль и др.);

- конденсаторы (измерение сопротивления изоляции, измерение емкости отдельного элемента, тепловизионный контроль);

- силовые кабельные линии (измерение сопротивления изоляции, испытание повышенным выпрямленным напряжением и др.);

- контактные соединения сборных и соединительных шин, проводов и грозозащитных тросов (тепловизионный контроль);

- сборные и соединительные шины (проверка состояния вводов и проходных изоляторов, тепловизионный контроль);

- вводы и проходные изоляторы (измерение сопротивления изоляции, испытание повышенным напряжением промышленной частоты и др.);

- элегазовые выключатели (измерение сопротивления главной цепи; измерение сопротивления обмоток, контроль наличия утечек элегаза и др.);

- вакуумные выключатели (тепловизионный контроль);

- предохранители, предохранители-разъединители (тепловизионный контроль);

- разъединители, короткозамыкатели и отделители (проверка работы механической блокировки, тепловизионный контроль);

- вентильные разрядники и ограничители перенапряжений (измерение сопротивления разрядников и ограничителей перенапряжения, измерение сопротивлений изоляции изолирующих оснований разрядников с регистраторами срабатывания и др.);

- сухие реакторы (измерение сопротивления изоляции обмоток относительно болтов крепления);

- трансформаторы токазмерение сопротивления изоляции обмоток; испытания встроенных трансформаторов тока и др.);

- электромагнитные трансформаторы напряжениязмерение сопротивления изоляции обмоток; испытание трансформаторного масла и др.);

- комплектные распределительные устройства внутренней и наружной установки (измерение сопротивления изоляции обмоток; контроль сборных шин и др.);

- электродвигатели переменного тока (измерение сопротивления изоляции);

- заземляющие устройства (проверка соединений заземлителей с заземляемыми элементами, в том числе с естественными заземлителями и др.);

- электроустановки, аппараты, вторичные цепи, нормы испытаний которых не определены в разделах 1-17 и электропроводки напряжением до 1000 В (проверка устройств защитного отключения).

Таким образом, неучет Департаментом затрат на профилактические испытания оборудования, представленного ООО «ЭлектроСеть» в графике испытаний электрооборудования на 2022 год, является нарушением пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ представленных Заявителем материалов и при необходимости учесть расходы на профилактические испытания оборудования в составе НВВ на 2022 год. Соответствующий анализ с указанием причин учета/неучета расходов необходимо отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

7. Статья расходов «Аренда объектов электросетевого комплекса».

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в сумме 15 194,10 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий учтены в размере 8 423,64 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что представленный ООО «ЭлектроСеть» расчет затрат на аренду объектов электросетевого комплекса на 2022 год произведен на сумму, отличную от указанной в заявлении.

Сумма разногласий по данной статье расходов составляет 6 770,46 тыс. руб.

В обоснование требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-1 с актом приема-передачи;

2. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП с актами приема-передачи;

3. Дополнительное соглашение от 25.12.2020 № 1 к договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП;

4. Дополнительное соглашение от 02.04.2021 № 2 к договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП с актом приема-передачи;

5. Договор аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-НМ ПС 110 с актом приема-передачи;

6. Инвентарные карточки ОС-6;

7. Ведомости амортизации за 2020 год и 1-е полугодие 2021 г.;

8. Оборотно-сальдовые ведомости по сч. 01 и 02 за 2019 год и 1-е полугодие 2020 г.;

9. Расчет арендной платы на 2022 год.

Согласно пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178, в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства. Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

При этом, расходы на амортизационные отчисления определяются в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 определено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование об учете затрат по договорам аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС-1, № НМ-ЭС-НМ ПС 110, а также по № НМ-ЭС ЗБ ТП с дополнительными соглашениями от 25.12.2020 № 1 и от 02.04.2021 № 2 в соответствии с результатами переоценки основных средств, отраженными в отчете ООО «Агентство недвижимости» от 30.12.2016 № Н-16-81.

Орган регулирования отмечает, что заявляемое Регулируемой организацией к учету оборудование ООО «Новоросметалл» в период 2016-2021 гг. было передано ПАО «Россети Кубань» по договору аренды от 10.03.2016 № 407/30-200. При этом, в течение периода действия вышеуказанного договора аренды электросетевого имущества, информация в части изменения стоимости имущества в адрес Департамента не поступала.

Таким образом, учет амортизационных отчислений был произведен Органом регулирования по первоначальной стоимости заявляемого ООО «ЭлектроСеть» оборудования.

Кроме того, из расчета расходов Департаментом исключены расходы по договорам аренды, к которым не представлены подтверждающие документы в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что, согласно пункту 27 Основ ценообразования № 1178, результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

По расчету амортизационных отчислений Обществом также заявлены требования об отнесении кабельных линий 10 кВ к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет) в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС № 1), по коду ОКОФ 220.42.22.12.112 «Линии электропередач местные кабельные».

Департаментом при расчете амортизационных отчислений по кабельным линиям 10 кВ приняты максимальные сроки использования с отнесением имущества к десятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет) в соответствии с Классификацией ОС № 1, по коду ОКОФ 220.00.00.00.000 «Сооружения и передаточные устройства».

ФАС России отмечает, что Департаментом неправомерно данные линии отнесены к десятой амортизационной группе (ОКОФ 220.42.22.11.110), в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 218-ст, к данной группе относятся линии (кабели) электропередачи высокого напряжения (110 кВ и выше).

Кабельные линии электропередач уровнем напряжения 10 кВ относятся к шестой амортизационной группе Классификации ОС № 1 «Линии электропередачи местные кабельные» (ОКОФ 220.42.22.12.112) (срок полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).

Таким образом, Орган регулирования неверно определил амортизационную группу заявленного имущества и завысил срок его полезного использования.

ООО «ЭлектроСеть» также заявляет требование в части учета расходов на амортизацию кабельных линий 0,4 кВ в соответствии с договором от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП и дополнительным соглашением к нему от 02.04.2021 № 2. В части обосновывающих документов Заявителем также были направлены инвентарные карточки (ОС-6).

При этом, Орган регулирования отмечает, что в представленных ООО «ЭлектроСеть» инвентарных карточках (ОС-6) не указаны технические характеристики кабельной линии 0,4 кВ, по которым возможно идентифицировать объект основного средства с перечнем объектов, включаемых в дополнительное соглашение от 02.04.2021 № 2 к договору аренды от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП.

Кроме того, в адрес Департамента и ФАС России не представлены документы, подтверждающие балансовую стоимость объектов по кабельным линиям 0,4 кВ.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий подлежат частичному удовлетворению. Департаменту необходимо произвести расчет амортизационных отчислений по объектам электросетевого хозяйства, приобретенных ООО «ЭлектроСеть» по договору аренды электросетевого оборудования от 25.12.2020 № НМ-ЭС ЗБ ТП, с учетом отнесения КЛ-10 кВ к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования 180 месяцев.

8. Статья расходов «НВВ на покупку потерь электрической энергии».

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в сумме
34 374,34 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье разногласий учтены не были.

Сумма разногласий по данной статье расходов составляет 34 374,34 тыс. руб.

В обоснование требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Отпуск (передача) электроэнергии территориальными сетевыми (ф.1.30), согласованная с ПАО «Россети Кубань»;

2. Отпуск (передача) электроэнергии, ф. П 1.30 (план на 2021 год);

3. Расчет нормативных потерь электроэнергии в сетях ООО «ЭлектроСеть» по приказу Минэнерго РФ от 25.09.2017 № 887 (план на 2021 год);

4. Расчет технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях (в том числе при наличии приказа Минэнерго России об утверждении нормативов технологического расхода) ф. П 1.3 (план на 2021 год);

5. Баланс электрической энергии по сетям ВН, СН1, СН2 и НН по ЭСО, ф. П 1.4 (план на 2021 год);

6. Баланс мощности по сетям ВН, СН1, СН2 и НН по ЭСО, ф. П 1.5 (план на 2021 год);

7. Предложения ООО «ЭлектроСеть» по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерях в электрических сетях, Form 3.1 ReG на 2021 год.

ООО «ЭлектроСеть» заявляет требование об учете затрат на покупку потерь электрической энергии на 2022 год в соответствии с представленным в составе обосновывающей документации расчетом.

При этом, представленные ООО «ЭлектроСеть» в адрес ФАС России и Органа регулирования материалы и документы по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях отражают плановые объемы исключительно на 2021 год.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 1178, расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее – прогнозный баланс).

Пунктом 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 «Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядка определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравнённым к нему категориям потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объёма мощности, определённого в отношении указанных категорий потребителей» (далее – приказ ФСТ России № 53-э/1), предусмотрено, что не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору.

При этом, Обществом, предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022 год в соответствии с положениями приказа ФСТ России № 53-э/1 по установленным формам в соответствующих шаблонах (FORM3.1.2022.ORG) на бумажных носителях, а также в электронном виде, в том числе и по системе ЕИАС, в адрес Департамента и ФАС России направлено не было.

Таким образом, в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) отсутствует объем потерь в электрических сетях ООО «ЭлектроСеть» на 2022 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «НВВ на покупку потерь электрической энергии» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом, ФАС России отмечает, что согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено Основами ценообразования № 1178. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «ЭлектроСеть» и Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим пункты 18, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ЭлектроСеть», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (рег. от 29.12.2021 № 222405/21).

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статьям:

- «Профилактическое испытание оборудования»;

- «Аренда объектов электросетевого комплекса».

4. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.05.2022 пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЭлектроСеть» на 2022 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «ЭлектроСеть» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ООО «ЭлектроСеть» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
ООО "ЭлектроСеть"
ИНН 2315211802, ОГРН 1192375034257