Предписание №СП/115425/19 Предписание по результатам проверки РЭК Республики Саха (Яку... от 27 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.03.2019 № 373/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 19.07.2019 № 107), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 26.03.2019 № 373/19 «О проведении плановой выездной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» проведена плановая выездная проверка в отношении установленных Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Комитет, орган регулирования) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – регулируемая организация, АО «ДГК») на 2016-2018 гг., 2019-2023 гг.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

При установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2017-2019 годы использовался метод индексации необходимой валовой выручки, при этом 2017 год является вторым годом первого трехлетнего долгосрочного периода 2016-2018 годов, 2019 год – первый год второго долгосрочного периода регулирования 2019-2023 годов.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации (далее – НВВ) на 2016 год составила 2 531 526 тыс. руб., на 2017 год – 2 732 950,5 тыс. руб., на 2018 год – 2 751 521,1 тыс. руб., на 2019 год – 3 005 238,1 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел, экспертные заключения по установлению тарифов для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» на 2016-2018 гг., на 2019-2023 гг., и в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

Расходы на приобретение сырья и материалов

2016 год. Регулирующим органом по статье приняты расходы в размере 19 046,18 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования не представлен анализ экономической обоснованности учтенных расходов, в том числе фактически понесенных затрат по статье, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Как следует из возражений на акт проверки, затраты приняты на уровне ожидаемых 2014 года с учетом анализа фактически состоявшихся расходов по статье за 9 месяцев 2015 года.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат как способ определения экономически обоснованных расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы на сырье и материалы на 2016 год подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования.

2019 год. Регулирующим органом по статье приняты расходы в размере 247 231,4 тыс. руб. со снижением на 112 408,2 тыс. руб. от расходов по предложению регулируемой организации, в том числе:

- давальческие материалы – 67 394 тыс. руб.;

- услуги подрядчиков по обслуживанию и ремонту оборудования – 155 988 тыс. руб.;

- материалы на эксплуатацию – 12 984,3 тыс. руб.;

- материалы для проведения текущего и капитального ремонта хоз. способом – 10 172,6 тыс. руб.;

- расходы МТК к компьютерной технике – 692,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют расшифровки расходов, анализ производственной программы регулируемой организации, не указан перечень планируемых на 2019 год работ по ремонту с обоснованием необходимости выполнения ремонтов, отсутствует расшифровка фактических затрат за 2017 год по видам выполненных ремонтов, не отражены фактические данные по результатам анализа первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат за 2017 год, не приведены ссылки на обосновывающие документы в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Расходы на ремонт основных средств определены органом регулирования на уровне фактических расходов 2017 года с применением индекса роста цен промышленной продукции в размере 1,041 и 1,043, рекомендованных Минэкономразвития РФ.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в том числе, прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году).

ФАС России отмечает, что ИПЦ (в среднем за год) на 2018 и 2019 год, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, составляет 2,7 % и 4,6 % соответственно.

Таким образом, расходы по данной статье должны составлять: 200776,69*1,027*1,046=215 682,7 тыс. руб. Исключению подлежат расходы в сумме 7 699,33 тыс. руб.

Расходы на приобретение материалов на эксплуатацию приняты в сумме 12 984,3 тыс. руб., при этом анализа, ссылок на обосновывающие документы и способа расчета экспертное заключение органа регулирования не содержит.

Как следует из возражений на акт проверки, затраты приняты на уровне ожидаемых на 2018 год с учетом анализа фактически состоявшихся расходов по статье за 9 месяцев 2018 года.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат как способ определения экономически обоснованных расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

Проиндексировав фактические затраты по данной статье за 2017 год на индексы 1,027 и 1,046, ФАС России считает необходимым исключить из состава НВВ АО «ДГК» расходы в сумме 2 514,4 тыс. руб.

Материалы на хозспособ определены органом регулирования в сумме 10 172,6 тыс. руб., при этом анализа, ссылок на обосновывающие документы и способа расчета экспертное заключение органа регулирования на 2019 год не содержит.

Как следует из возражений на акт проверки, затраты приняты на уровне ожидаемых на 2018 год с учетом анализа фактически состоявшихся расходов по статье за 9 месяцев 2018 года.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат как способ определения экономически обоснованных расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

Проиндексировав фактические затраты по данной статье за 2017 год на индексы 1,027 и 1,046, ФАС России считает необходимым исключить из состава НВВ АО «ДГК» расходы в сумме 5 245,48 тыс. руб.

Наряду с вышеизложенным органу регулирования необходимо провести анализ фактически сложившихся затрат за 2016-2018 годы в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 и отразить его в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Приобретение спец.литературы (объявление СМИ)

2016 год. Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы на 2016 год в сумме 691,6 тыс. руб. на основании заключенных договоров и фактических расходов за 2014 год, на 2019 год — 439,87 тыс. руб.

Заключенные договоры, представленные в качестве обосновывающих документов к расчету на 2016 год направлены на работу с населением по уменьшению дебиторской задолженности, также разъяснения в средствах массовой информации принципов оплаты за тепловую энергию и горячее водоснабжение.

С Заявлением организацией были представлены следующие документы:

1. Расчет затрат по ст. «Услуги PR» «Объявления в СМИ» на 2016 г. с учетом фактических затрат 2014 г. и ожидаемых в 2015 году.

2. Пояснительная записка по обоснованию затрат.

3. Программа PR сбытовой деятельности.

4. Реестр и копии договоров в соответствии со следующим перечнем.

- Изготовление видеосюжетов. Договор с ООО «Лексус» от 07.01.2014 № 10;

- Размещение информации в электронной ленте новостей. Договор с ИП -Мурсакулова РИГ «Сахапресс» от 09.01.2014 № 7;

- Публикация информационных, поздравительных, рекламных материалов. Договор с АУ РГГ «Индустрия Севера» от 09.01.2014 № 4;

- Публикация информационных, поздравительных, рекламных материалов. Договор с ООО «Ваир» (газета «Час досуга») от 09.01.2014 № 2;

- Публикация информационных, поздравительных, рекламных материалов. Договор с ООО «Редакция газеты «Реклама-Бизнес» от 09.01.2014 № 3;

- Публикация информационных, рекламных материалов. Договор с ООО «Рекламный Гид» от 09.01.2014 № 1;

- Трансляция видео-аудиороликов, объявлений. Договор с ООО ТК «Интеграл» договор от 09.01.2014 № 8;

- Трансляция видео-аудиороликов, объявлений. Договор с ООО ПКП «РТС» от 09.01.2014 № 5;

- Изготовление видеороликов, программы «Энергия». Договор с ООО «Лексус» от 09.01.2014 № 6;

- Изготовление полиграфической продукции. Договор с ИП Медведева от 10.01.2014 № 9;

- Изготовление полиграфической продукции. Договор с ООО КВАНК.

ФАС России отмечает, что услуги PR не являются необходимыми для осуществления деятельности по теплоснабжению потребителей и не влияют на качество предоставляемой коммунальной услуги, в связи с чем затраты по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации за 2016-2019 годы в сумме 2 584,55 тыс. руб.

Вместе с тем расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу на предмет учета обязательных затрат организации в соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570.

 

Услуги рекламных агентств и аудиторских организаций и объявления в СМИ

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье затрат на 2016 год в сумме 379,85 тыс. руб., на 2019 год — 421,74 тыс. руб.

ФАС России в результате анализа материалов тарифного дела, предоставленных регулируемой организацией для обоснования год затрат по данной статье было выявлено, что предметом договоров являются работы и услуги по изготовлению баннеров, плакатов, листовок, открыток, значков, а также услуги по организации трансляции видео- и аудиоматериалов о деятельности Нерюнгринской ГРЭС, услуги по размещению информации в городских рекламных конструкциях.

Вместе с тем расходы на объявления СМИ также учитываются в составе статьи «Приобретение спец.литературы (объявление СМИ)», что свидетельствует о признаках двойного учета одних и тех же затрат в составе НВВ регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что учтенные расходы не являются необходимыми для осуществления деятельности по теплоснабжению потребителей и подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации за 2016-2019 годы в полном объеме в сумме 1 599,66 тыс. руб.

 

Регистрация прав собственности

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации затраты по данной статье на 2016 год в сумме 65,07 тыс. руб., на 2019 год — 27,17 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что расходы на регистрацию права собственности не являются подконтрольными и их включение в состав необходимой валовой выручки не предусмотрено Основами ценообразования № 1075.

Кроме того, в пункте 8 ПБУ 6/01 определено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

Таким образом, плата за государственную регистрацию права собственности может быть отнесена на увеличение фактических затрат по приобретению основных средств.

Учитывая изложенное, расходы на регистрацию права собственности за 2016-2019 годы в сумме 185,73 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

Услуги по сбору доходов

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в сумме 24 532,16 тыс. руб. на 2016 год, 23 354,74 тыс. руб. - на 2019 год.

 Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2016 год, расходы приняты с учетом плана на 2015 год с учетом ИПЦ в отсутствие подтверждающих документов.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, в связи с непредоставлением договора о передаче функции по сбыту тепловой энергии ПАО «ДЭК» органом регулирования учтены комиссионные расходы в размере утвержденных на 2018 год с учетом их оптимизации.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат как способ определения экономически обоснованных расходов не соответствует Основам ценообразования № 1075.

Вместе с тем отсутствие подтверждающих документов свидетельствует о невозможности отнесения учтенных расходов к экономически обоснованным затратам.

В возражениях на акт проверки в противоречие экспертному заключению приведен перечень договоров, представленных организацией:

- Договор от 12.01.11 № 1 -ПУ /11 ООО «Программа учета»;

- Договор от 01.01.2013 №1-д-13 ФГУП «Почта России»;

- Договор от 01.11.2014 №1/НОЭ-2014 ОАО «Якутскэнерго»;

- Договор от 20.04.2016 №13/16 ООО «Карелия»;

- Договор от 03.12.2013 № 84-НГ/14 ООО «Бук»;

- Договор от 11.12.2012 №6 -НГ /13 ООО УК «Ультрасервис».

Вместе с тем, согласно договорам с ООО «БУК», УК «Ультрасервис», МУП городского поселения «Поселок Серебряный Бор» предметом договора является предоставление справок по сведениям паспортного стола, необходимых для взыскания долга в судебном порядке. ФАС России отмечает, что указанные расходы включению в состав НВВ не подлежат.

Договор с АО «Якутскэнерго» на совершение действий по приему платежей физических лиц через свои кассы за агентское вознаграждение не может быть учтен органом регулирования ввиду следующего.

Включение комиссии платежных организаций в состав НВВ регулируемой организации не соответствует законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, поскольку за регулируемой организацией обязанность заключать договоры с конкретными организациями не закреплена, а потребитель, в свою очередь, вправе оплачивать коммунальные услуги в иных платежных организациях, не взимающих комиссию.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом вышеизложенного и в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

 

Содержание исполнительного аппарата

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2016 год в сумме 28 717,71 тыс. руб., на 2019 год — 27 339,41 тыс. руб.

На 2018 год расходы с учетом индексации базового уровня операционных расходов на 4,7 % составляли 30 067,44 тыс. руб., на 2018 год с учетом индексации на 3,7 % - 31 179,94 тыс. руб.

В экспертном заключении органа регулирования на 2016 год анализ экономической обоснованности учтенных расходов со ссылками на обосновывающие документы полностью отсутствует в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

В экспертном заключении органа регулирования на 2019 год отражено, что расходы на содержание исполнительного аппарата определены по методическим указаниям по внутреннему разделению затрат по видам деятельности. Расходы приняты на уровне фактически сложившихся расходов в 2017 году с дефлятором 4,3 %.

В возражениях на акт проверки орган регулирования указывает на то, что в обоснование расходов исполнительного аппарата представлены смета расходов за 2014 год (факт) и расчет на 2015-2016 годы, расчет в формате шаблона GRES.ZATRAT, распределение по филиалам и видам деятельности, оборотные ведомости по сч. 26 БУ по исполнительному аппарату.

Вместе с тем осуществление управления филиалом со стороны головной организации само по себе не свидетельствует об экономической обоснованности заявляемых затрат в отсутствие подтверждения такой экономической обоснованности, их целесообразности и эффективности.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счете отражают административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендную плату за помещение общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Порядок распределения общехозяйственных расходов должен определяться учетной политикой организации.

В соответствии с учетной политикой АО «ДГК» затраты исполнительного аппарата распределяются по основным видам деятельности пропорционально фактически сложившейся себестоимости в филиалах по основным видам деятельности за предшествующий месяц, за исключением вида деятельности «Вода в закрытых системах теплоснабжения (для нужд ГВС)».

Кроме того, ФАС России отмечает, что расходы по каждой группе затрат должны рассчитываться органом регулирования в соответствии с принципами, закрепленными Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости в расходах на содержание исполнительного аппарата учитываются, в том числе, затраты на добровольное медицинское страхование. ФАС России отмечает, что учет затрат на добровольное страхование в составе необходимой валовой выручки противоречит положениям действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Неподконтрольные расходы на 2017 и 2018 годы

Согласно экспертным заключениям органа регулирования на 2017 и 2018 годы неподконтрольные расходы приняты в размере 400 204,31 тыс. руб. и 429 366,91 тыс. руб. соответственно.

В экспертных заключениях органа регулирования полностью отсутствует расшифровка и анализ расходов, входящих в состав неподконтрольных. Расходы приняты органом регулирования в соответствии с пунктом 39 Методических указаний № 760-э с учетом индекса потребительских цен 1,037 на 2017 год и 1,047 на 2018 год.

ФАС России отмечает, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденных в Методических указаниях № 760-э.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования, в целях уточнения плановых расходов.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний № 760-э неподконтрольные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов.

Исходя из толкования вышеуказанной нормы, размер неподконтрольных расходов подлежит определению методом экономически обоснованных расходов для каждого года долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ экономической обоснованности статей затрат, входящих в состав неподконтрольных, отразить соответствующий анализ в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава НВВ регулируемой организации.

Кроме того, орган регулирования при корректировке тарифа на 2018 год отклонение фактических затрат за 2016 год от плановых неподконтрольных расходов в соответствии с пунктами 51, 55 Методических указаний № 760-э не учитывал. В связи с этим Комитету необходимо провести указанную корректировку и отразить ее в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Расходы по сомнительным долгам за 2016 год

Органом регулирования учтены в составе НВВ АО «ДГК» расходы по данной статье в сумме 6 825 тыс. руб. при заявленных — 3 741 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования на 2016 год не содержит анализа экономической обоснованности по данной статье в нарушение пункта 29 Правил № 1075. Вывод ФАС России об учете резерва по сомнительным долгам сделан на основании сметы учтенных расходов.

В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075 к внереализационным расходам относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Определение сомнительного долга предусмотрено пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым таковой признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (далее - Положение № 34н), предусмотрено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения 34н, или на увеличение расходов у некоммерческой организации (пункт 77 Положения № 34н).

В материалы тарифного дела не представлено сведений о проведении инвентаризации дебиторской задолженности населения, а также документов, подтверждающих размер заявленных расходов по указанной статье затрат (приказа руководителя организации о создании резерва сомнительных долгов, акта инвентаризации дебиторской задолженности, документов бухгалтерского учета, подтверждающих осуществление проверок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности, определений арбитражного суда о завершении конкурсного производства и пр.).

Представленные расчетные таблицы по списанной дебиторской задолженности за 2015 год в отсутствие вышеперечисленных документов не являются достаточным экономическим обоснованием учтенных расходов по сомнительным долгам.

ФАС России отмечает, что в необходимой валовой выручке единой теплоснабжающей организации учитывается величина экономически обоснованных расходов на создание в соответствии с положениями бухгалтерского и налогового учета резерва по сомнительным долгам при условии его документального подтверждения, обоснования невозможности взыскания и надлежащей претензионной работы регулируемой организации.

Таким образом, затраты по статье «Расходы по сомнительным долгам» подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Арендная плата

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата, концессионная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы, концессионной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды, концессионным соглашением или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя, концессионера) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду, концессию или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

2016 год. Предложение организации в сумме 1 431 тыс. руб. принято органом регулирования в полном объеме. Решение Комитета о принятии суммы расходов принималось в соответствии с заключенными договорами и приложенными расчетами суммы арендной платы:

- Договор от 09/01/2013 № H417/НГ-13, с Городской администрацией городского поселения «Город Нерюнгри»;

- Договор от 09/01/2013 № H417/НГ-13, с Городской администрацией городского поселения «Город Нерюнгри».

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2016 год отсутствует анализ экономической обоснованности расходов, не отражены сведения о документах, подтверждающих суммы амортизации, налогов на имущество и землю, а также других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

2019 год. В соответствии с экспертным заключением на 2019 год регулирующим органом по статье приняты расходы на аренду помещения теплосбыта в размере 1 588 тыс. руб.

Расходы приняты на утвержденном уровне на 2018 год с учетом индекса дефлятора 2019/2018.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год отсутствует анализ экономической обоснованности расходов, не отражены сведения о документах, подтверждающих суммы амортизации, налогов на имущество и землю, а также других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что при аренде муниципального имущества действует принцип, при котором муниципалитет не платит налог на имущество и не начисляет амортизационные отчисления.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ к числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Бухгалтерский учет основных средств, полученных коммерческими организациями во временное пользование, ведется в соответствии с:

- ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее - ПБУ 6/01);

- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания № 91н).

В пункте 50 Методических указаний отражено, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

Таким образом, амортизацию на основные средства, переданные в аренду, должен начислять арендодатель, однако данная норма может быть применена только в том случае, если арендодателем является коммерческая организация.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции № 157н и законодательства Российской Федерации, и отражается в размере сумм, начисленных последним правообладателем. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Таким образом, Инструкцией № 157н предполагается возобновление начисления амортизации только после выбытия основных средств из состава имущества казны при передаче их организациям госсектора или другим правообладателям.

Таким образом, при сдаче имущества казны в аренду оно не выбывает из состава казны, в связи с чем амортизация на муниципальное имущество не начисляется при условии отсутствия соответствующего нормативно-правового акта финансового органа публично-правового образования.

ФАС России отмечает, что в случае передачи в аренду регулируемой организации объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, амортизация по которым не начисляется, экономически обоснованный размер арендной платы рассчитывается без учета амортизационных отчислений. Включение расходов на арендную плату, рассчитанную исходя из величины налогов и амортизационных отчислений на объекты, на которые данная амортизация не подлежит начислению, приведет к получению организацией необоснованного дохода в размере амортизации и росту тарифов для потребителей тепловой энергии, и, соответственно, несоблюдению принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 7, пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

На основании вышеизложенного, принятые по данной статье расходы на 2016 и 2019 годы подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Амортизация основных средств и нематериальных активов

2016 год. Согласно экспертному заключению на 2016 год регулирующим органом приняты расходы по статье в размере 98 682,28 тыс. руб.

Расчет произведен исходя из фактических расходов за 9 месяцев текущего года с учетом ввода и выбытия основных производственных фондов в 2014 и 2015 годах и ожидаемой средней нормы амортизационных отчислений за 2015 год.

ФАС России отмечает, что экономически обоснованный размер амортизации определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России, отмечает, что экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических затрат в нарушение пункта 29 Правил № 1075, в материалах тарифного дела отсутствуют пообъектные расчеты (представлены расчеты по категориям объектов), кроме того, в экспертном заключении не отражен перечень документов, представленных регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Также органу регулирования необходимо представить обоснование учтенной в расчетах нормы амортизационных отчислений на предмет соответствия максимальным срокам полезного использования.

2019 год. Согласно экспертному заключению на 2019 год регулирующим органом приняты расходы по статье в размере 102 544 тыс. руб.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с экспертным заключением на 2019 год расчет амортизационных отчислений произведен с учетом сложившегося факта за 2017 год и вводами основных средств согласно инвестиционной программе, утвержденной приказом Минэнерго России от 12.12.2017 № 23. Таким образом, амортизация является источником финансирования мероприятий инвестиционной программы.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в том числе, утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализацию инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию), степень исполнения регулируемой организацией обязательств по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения.

ФАС России отмечает, что указанная корректировка органом регулирования не произведена.

Информации о факте исполнения/неисполнения инвестиционной программы за 2016-2017 гг. пообъектно, а также объеме инвестиций, фактически осуществленном, от объема инвестиций, предусмотренного при установлении тарифов, пообъектно, не содержится. Расчета принятых плановых объемов финансирования за 2016-2019 гг. и фактических объемов финансирования за 2016-2017 гг. в экспертных заключениях органа регулирования не содержится.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести анализ исполнения АО «ДГК» инвестиционной программы в 2016-2017 гг., утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) указанной инвестиционной программы за 2016-2017 гг., с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам и годам.

Проценты за пользование кредитом

Органом регулирования учтены в составе НВВ АО «ДГК» расходы по данной статье в размере 14 859,69 тыс. руб. на 2016 год, на 2017 год — 17 502,75 тыс. руб., на 2018 год - 17 975,3 тыс. руб., на 2019 год - 18 748,26 тыс. руб.

2016 год. Органом регулирования учтены расходы за пользование кредитом в составе нормативной прибыли.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 в состав нормативной прибыли включаются, в том числе, расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075.

В экспертном заключении органа регулирования анализ расходов по данной статье полностью отсутствует в нарушение пункта 29 Правил № 1075, в том числе не представлены ссылки на обосновывающие документы, а также на утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу. При этом в материалах тарифного дела расчет кассовых разрывов отсутствует наряду с договорами займа, подтверждающими целевой и относящийся на регулируемый вид деятельности характер использования заемных средств.

Таким образом, расходы в сумме 14 859,69 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации и отражению исключения данных расходов в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

2017-2018 гг. В экспертном заключении анализ расходов по данной статье полностью отсутствует в нарушение пункта 29 Правил № 1075, в том числе не представлены ссылки на обосновывающие документы. При этом в материалах тарифного дела расчет кассовых разрывов отсутствует наряду с договорами займа, подтверждающими целевой и относящийся на регулируемый вид деятельности характер использования заемных средств.

Таким образом, расходы в сумме 35 478,05 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации и отражению исключения данных расходов в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

2019 год. В экспертном заключении органа регулирования отражено, что расчет кассовых разрывов отсутствует, в представленных договорах указано целевое назначение кредитов «пополнение оборотных средств или рефинансирование кредитного портфеля», что не позволяет сделать вывод о целесообразности приобретения кредитов для осуществления регулируемого вида деятельности. Регулируемой организацией не представлено никаких документов, подтверждающих целесообразность и обоснование включения процентов по займам. Несмотря на отсутствие документального подтверждения расходов, орган регулирования учитывает их в составе НВВ АО «ДГК».

ФАС России отмечает, что отсутствие расчета недостатка оборотных средств, отсутствие целевого характера использования заемных средств и отнесения и использования заемных средств и процентов по ним на регулируемый вид деятельности является основанием для исключения данных затрат из состава НВВ регулируемой организации в полном объеме.

 

Прибыль

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2016-2019 годы. Органом регулирования учтена в составе данной статье, в том числе, прибыль на прочие цели - «Другие» на 2016 год в сумме 7 412,6 тыс. руб., на 2017 год — 7 994,98 тыс. руб., на 2018 год — 8 190,59 тыс. руб., на 2019 год — 5 621,12 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности расходов, в материалах тарифного дела не представлены подробные расчеты с расшифровками, в том числе со ссылками на положения коллективного договора.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 29 219,32 тыс. руб. и отражению исключения данных расходов в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Кроме того, в статью затрат «Прибыль» включена прибыль на поощрение в сумме 1 683 тыс. руб. на 2016 год, на 2017, 2018 и 2019 годы — 1 815,26 тыс. руб. на каждый год.

ФАС России отмечает, что в представленных материалах тарифных дел отсутствуют документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по подстатье «Прибыль на поощрения», в том числе локальные нормативные документы о социальных выплатах и поощрениях.

Кроме того, из экспертных заключений органа регулирования не представляется возможным определить, каким образом и на основании каких материалов Комитет учитывал данные расходы в составе НВВ регулируемой организации на 2016-2019 годы.

Таким образом, расходы в сумме 7 128,78 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации и отражению исключения в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

В связи с принятым решением ФАС России по статье затрат «Прибыль» органу регулирования необходимо пересмотреть суммы налога на прибыль на 2016-2019 годы с учетом фактически уплаченных сумм налога на прибыль за истекшие периоды.

 

Расходы на топливо

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации затраты по данной статье на 2016 год в сумме 917 300,61 тыс. руб., на 2017 год – 954 481,87 тыс. руб., на 2018 год – 1 051 298,33 тыс. руб., на 2019 год – 1 264 192,1 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Структура топлива: уголь, мазут, дизтопливо.

2016 год. Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы в сумме 917 300,61 тыс. руб. при заявленных — 801 316,42 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования, увеличение стоимости обусловлено более высокой ценой в фактически заключенных договорах на поставку угля на основании проведенных материалов по закупкам.

ФАС России отмечает, что сформировавшиеся по результатам закупок расходы и отраженные в договорах не могут быть признаны экономически обоснованными и включены в состав НВВ регулируемой организации без проведения анализа рыночных цен и официальной статистической информации.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Также экспертное заключение органа регулирования в нарушение пункта 29 Правил № 1075 не содержит анализа экономической обоснованности расходов на топливо, не отражена его структура, не приведены ссылки на обосновывающие документы.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

2017-2018 годы. Расчет стоимости топлива произведен в соответствии прогнозным балансом утвержденным Приказом ФАС от 17.11.2016 № 1601/16-ДСП с учетом нормативного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, утвержденного приказом Минэнерго России № 923.

Анализа экономической обоснованности затрат на топливо экспертные заключения органа регулирования на 2017 год и на 2018 год не содержат в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

При этом цена угля, мазута и дизтоплива за одну условную единицу учена органом регулирования выше заявленной организацией.

ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Также ФАС России отмечает, что при корректировке тарифа на 2020 год органу регулирования необходимо было в соответствии с пунктами 51, 56 Методических указаний № 760-э в рамках корректировки учесть отклонение фактических затрат за 2016 год от плановых по данной статье.

Вместе с тем фактические затраты на покупку топлива (заявленные организацией) органу регулирования необходимо проанализировать с учетом рыночных цен, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с пунктами 29, 30 Основ ценообразования № 1075, и отразить подробный анализ в экспертном заключении органа регулирования, исключив выявленные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.

Наряду с вышеизложенным ФАС России отмечает, что в соответствии с протоколом заседания правления Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) от 18.12.2017 № 679-пр в расчет НВВ регулируемой организации на 2018 год были включены выпадающие расходы по топливу в сумме 63 802,35 тыс. руб. за 2016 и 2017 годы. Обоснование отсутствует, учет выпадающих расходов обозначен одной строкой.

При этом в экспертном заключении органа регулирования на 2018 год не отражены пояснения по принятой в расчет НВВ величине выпадающих расходов, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией.

Как следует из возражений на акт проверки, выпадающие доходы по топливу сложились в связи с результатами торгов, цены в которых сложились выше сформированных в тарифе. Цены на уголь в тарифе приняты с учетом утвержденных индексов-дефляторов, соответствующих прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год и плановый период 2019-2023 гг. С учетом торгов на 2018 год рост цен на уголь сложился в 130%. При этом в тарифах на тепловую энергию на 2018 год затраты по углю учтены в размере 898,3 млн. руб., с темпом роста 115,2%.

Регулируемой организацией выпадающие расходы не заявлялись.

Механизм учета выпадающих расходов предусмотрен пунктом 12 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым в НВВ регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором выпадающие расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, расходы включаются в полном объеме не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования.

Подтверждающих документов в материалах тарифного дела не содержится, анализ экономической обоснованности в экспертном заключении органа регулирования отсутствует.

Таким образом, расходы в сумме 63 802,35 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2019 год.  Расходы по данной статье приняты в размере 1 264 192,1 тыс. руб., в т.ч. по углю – 1 203 719,5 тыс. руб., мазут – 49 396,5 тыс. руб., дизтопливо - 11 076,1 тыс. рублей.

С заявлением от 26.04.2018 № 01.1/3920 регулируемой организацией были представлены следующие обосновывающие документы:

- Распределение поставок угля по видам;

- Прайс-лист цен на топливо по договорам на 2019 год;

- Договор от 21.12.2017 № 997/83-17 на поставку угольной продукции АО ХК «Якутуголь»;

- Протокол разногласий от 22.12.2017 к договору на поставку угольной продукции от 21.12.2017 № 997/83-17;

- Договор от 22.12.2017 № 1008/83-17 на поставку угольной продукции ООО «Колмар-Продажи и Логистика»;

- Договор от 26.01.2018 № 42/83-18 по оказанию услуг по организации и сопровождению железнодорожных;

- Протокол разногласий от 26.01.2018 к договору по оказанию услуг по организации и сопровождению;

- Рамочный Договор от 06.07.2017 № 745/83-17 на поставку нефтепродуктов АО «ВОСТЭК»;

- Дополнительное соглашение от 27.12.2017 № 05 к договору на поставку нефтепродуктов №745/83-17 от 06.07.2017;

- Рамочный Договор от 26.01.2018 №49/83-18 на поставку нефтепродуктов ООО «Синергия Ойл Групп»;

- Дополнительное соглашение от 06.02.2018 № 01 к договору на поставку нефтепродуктов от 26.01.2018 № 49/83-18;

- Рамочный Договор от 26.01.2018 № 45/83-18 на поставку нефтепродуктов ООО «МТК»;

- Дополнительное соглашение от 05.03.2018 № 03 к договору на поставку нефтепродуктов от 26.01.2018 № 45/83-18;

- Рамочный Договор от 24.07.2017 № 790/83-17 на поставку нефтепродуктов ООО «Амурская нефтебаза»;

- Дополнительное соглашение от 27.12.2017 № 01 к договору на поставку нефтепродуктов от 24.07.2017 № 790/83-17;

- Дополнительное соглашение от 19.02.2018 № 01 к договору на поставку нефтепродуктов от 26.01.2018 № 46/83-18;

Документы по конкурсу:

- Письмо от 29.07.2016 № 83.3/7707;

- Техническое задание на поставку угля в адрес электростанций филиалов АО «ДГК» в 2017 г.;

- Поручение от 27.07.2016 № 803;

- Проект договора поставки к техническому заданию на поставку угля;

- Письмо от 22.09.2016 № 83.1/9368;

- Прайс-лист цен на топливо по договорам на 2019 г.;

- Поручение от 25.11.2016 № 851;

-Техническое задание на поставку дизельного топлива в адрес электростанций филиалов АО «ДГК» в 2017 г.;

- Поручение от 25.11.2016 № 852.

Структура учтенных расходов:

Наименование

Заявлено организацией

Учтено Комитетом

 

Объем, тыс. тнт

Цена топлива, руб/тнт

Стоимость, тыс. руб.

Объем, тыс. тнт

Цена топлива, руб/тнт

Стоимость, тыс. руб.

Уголь К 0-30

8,8

2892,2

25411,8

139,9

3040,0

425199,6

Уголь К 0-50

4,7

2458,3

11472,0

224,3

2650

594432,0

Уголь СС 0-300 «КПЛ»

415,5

2932,4

1218744,5

59,5

3095

184087,5

Мазут

3,0

16052

49666,9

3,1

16072,9

49396,4

Дизтопливо

0,4

41997,8

14272,6

0,3

41996,8

11076,1

Итого

 

 

1 319 567,7

 

 

1 264 192,1

 

В расчете необходимого объема угля органом регулирования применены удельные расходы топлива согласно удельной норме расхода топлива на тепловую энергию, утвержденную приказом Минэнерго России от 24.11.2017 № 1112 (НГРЭС), от 27.10.2017 № 1026 (ЧТЭЦ) на 2018 год.

Цены на уголь определены с учетом остатков топлива на 31.12.2018, планируемого прихода топлива на производственную программу, заключенных договоров и с учетом перевозки. Цена угля за одну условную единицу учена органом регулирования выше заявленной организацией.

Стоимость мазута определена с учетом средней цены, сложившейся в Республике. Цена мазута за одну условную единицу учена органом регулирования выше заявленной организацией.

Общая структура расходов:

Наименование

Заявка

Учтено

Отклонение

Топливо на выработку энергии

1 259 488,34

1 275 916,5

16 428,16

В том числе стоимость топлива, уголь

1 015 877,51

1 264 191,53

248 314,02

Мазут

48 465,75

49 396,37

930,62

Дизтопливо

15 491,65

11 076,09

4 415,56

Перевозки

166 357,22

0

0

 

ФАС России отмечает, что в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Вместе с тем органу регулирования необходимо провести анализ экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией цен на виды топлива с учетом рыночных цен, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с пунктами 29, 30 Основ ценообразования № 1075.

Также ФАС России отмечает, что органом регулирования корректировка отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2017 год от значений, учтенных при установлении тарифов, не произведена в нарушение пунктов 51, 56 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Услуги по передаче тепловой энергии

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье на 2016 год в сумме 458 839,16 тыс. руб., на 2019 год - 354 958,10 тыс. руб.

В экспертном заключении органа регулирования на 2016 год анализ по данной статье полностью отсутствует в нарушение пункта 29 Правил № 1075.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии сформированы исходя из факта расходов 2017 года с учетом принятого индекса дефлятора на 2018 год и 2019 год, учитывая факт снижения стоимости покупки электрической энергии с розничного рынка в 2017 году.

В возражениях на акт проверки отражено, что в заявке филиала в операционные расходы не включены расходы, отнесенные на передачу тепловой энергии по сетям транспортировщиков, которые отнесены в неподконтрольные расходы. Органом регулирования учтены данные расходы в составе базового уровня операционных расходов по статье «Работы и услуги производственного характера».

Согласно пункту 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 62 Основ ценообразования № 1075 ФАС России расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии должны быть учтены в составе неподконтрольных расходов регулируемой организации.

Вместе с тем органу регулирования необходимо провести и отразить подробный анализ экономической обоснованности учтенных затрат по данной статье за 2016-2019 годы, в том числе с учетом фактически сложившихся расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, пунктом 51 Методических указаний № 760-э и пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим положения пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания».

2. Органу исполнительной власти Ресублики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.02.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» расходы в общей сумме 189 065,66 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» за 2019 год в сумме 15 459,21 тыс. руб.;

- «Приобретение спец.литературы (объявление СМИ)» за 2016-2019 годы в сумме 2 584,55 тыс. руб.;

- «Услуги рекламных агентств и аудиторских организаций и объявления в СМИ» за 2016-2019 годы в сумме 1 599,66 тыс. руб.;

- «Регистрация прав собственности» за 2016-2019 годы в сумме 185,73 тыс. руб.;

- «Проценты за пользование кредитом» за 2016-2018 гг. в сумме 69 086,02 тыс. руб.;

- «Прибыль» за 2016-2019 гг. в сумме 36 348,14 тыс. руб.;

         - «Выпадающие расходы» за 2018 год в сумме 63 802,35 тыс. руб.

         2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «ДГК», по статьям затрат:

- «Приобретение спец.литературы (объявление СМИ)»;

- «Арендная плата» на 2016-2019 гг.;

- «Амортизация основных средств» на 2016-2018 гг.;

- «Неподконтрольные расходы» на 2017, 2018 годы;

- «Содержание исполнительного аппарата» на 2016-2019 гг.;

- «Оплата услуг по передаче тепловой энергии» на 2016-2019 гг.;

- «Услуги по сбору доходов» на 2016-2019 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2016-2019 гг.;

- «Расходы по сомнительным долгам» на 2016 год.

2.3. Произвести корректировку необходимой валовой выручки филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» по результатам деятельности за предыдущие периоды регулирования 2016, 2017 годы в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2.4. Исключить из базового уровня операционных расходов затраты по статье «Оплата услуг по передаче тепловой энергии», включив их в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» на 2016 и 2019 годы, а также величину необходимой валовой выручки на 2016-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.

          4. Результаты исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения учесть при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания» на 2020 год в срок до 01.02.2020.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения до 01.02.2020 письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решений органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

 - протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

 - экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для филиала «Нерюнгринская ГРЭС» АО «Дальневосточная генерирующая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153